ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-556/18 от 19.11.2018 Краснокутского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-556/2018

64RS0018-01-2018-000630-52

Решение

Именем Российской Федерации

19 ноября 2018 г. Красный Кут

Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Нечепурнова А.В.,

при секретаре судебного заседания Шейбе Л.В.,

с участием помощника прокурора Краснокутского района Саратовской области Турдиалиева Т.Р.,

представителя ответчика Кравченко С.А.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ПАО «Саратовэнерго» Терехиной Ж.А.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора АО «Облкоммунэнерго» Пранцевой В.В.,

представителя третьего лица,не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спораПубличного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» Игнатовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Краснокутского района Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Краснокутскому муниципальному унитарному предприятию «Краснокутский водоканал +» об обязании разработать и согласовать в установленном законодательством порядке с электросетевой организацией акт согласования уровня технологической и (или) аварийной брони в отношении объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, находящихся в эксплуатации Краснокутского муниципального унитарного предприятия «Краснокутский водоканал +» и обязании направить в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовойорганизации) согласованный в установленном законодательством порядке с электросетевой организацией акт согласования уровня технологической и (или) аварийной брони в отношении объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, находящихся в эксплуатации Краснокутского муниципального унитарного предприятия «Краснокутский водоканал +» для включения в качестве приложения в договор энергоснабжения, третьи лица, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: ПАО «Саратовэнерго», АО «Облкоммунэнерго», ПАО «МРСК Волги»

установил:

и.о. прокурора Краснокутского района Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился к Краснокутскому муниципальному унитарному предприятию «Краснокутский водоканал +» об обязанииКраснокутского муниципального унитарного предприятия «Краснокутский водоканал +» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать в установленном законодательством порядке с электросетевой организацией акт согласования уровня технологической и (или) аварийной брони вотношении объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, находящихся в эксплуатации Краснокутского муниципального унитарного предприятия «Краснокутский водоканал +».

Обязать Краснокутское муниципальное унитарное предприятие «Краснокутский водоканал +» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) согласованный в установленном законодательством порядке с электросетевой организацией акт согласования уровня технологической и (или) аварийной брони в отношении объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, находящихся в эксплуатации Краснокутского муниципальному унитарного предприятия «Краснокутский водоканал +» для включения в качестве приложения в договор энергоснабжения.

В судебном заседании прокурор Турдиалиев Т.Р. исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что КМУП «Краснокутский водоканал +» является предприятием, осуществляющим водоснабжение, водоотведение, на территории г.Красный Кут Краснокутского района Саратовской области. В эксплуатации КМУП «Краснокутский водоканал +» находятся объекты водоснабжения и водоотведения, используемые в целях обеспечения холодным водоснабжением и водоотведением населения г.Красный Кут. Отпуск электрической энергии на объекты водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемые КМУП «Краснокутский водоканал +» для дальнейшей поставки коммунальных услуг в виде холодного водоснабжения и водоотведения конечным потребителям, осуществляется ПАО «Саратовэнерго» на основании договора энергоснабжения. КМУП «Краснокутский водоканал +» относится к категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которого может привести к экологическим и социальным последствиям. Однако, в нарушении указанных норм действующего законодательства, КМУП «Краснокутский водоканал +» надлежащим образом не составлен и не направлен для подписания в сетевую организацию акт согласования уровня технологической и (или) аварийной брони, в связи с чем, указанный акт не согласован в установленном законодательством порядке с сетевой организацией. Таким образом, КМУП «Краснокутский водоканал +» нарушены требования об электроэнергетике о составлении актов согласования технологической и (или) аварийной брони.Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Кравченко С.А. пояснил, что КМУП «Краснокутский водоканал +» исковые требования признает в полном объеме. Неоднократно - в 2015, 2016, 2018 годах в Приволжское ПО филиала ОАО «МРСК Волги» «Саратовские РС» направляло запросы и документы для согласования технологической и аварийной брони. Под «технологической бронью» понимается наименьший расход электроэнергии и количество времени, нужные для выключения энергоприборов и для окончания процессов производств, неожиданное и неисправимое нарушение коих приведет к опасным для населения окружающих условий жизни. В понятие «аварийная бронь» вкладывается наименьший расход электроэнергии с прекращенным технологическим циклом, который не несет угрозы для населения и окружающих условий жизни. Аварийная бронь является равной наибольшей мощности аварийных приборов, в том числе связи, вентиляционного и пожарного оборудования, освещения, сигнализации и т.п. Все электроприборы аварийной брони должны быть разделены на индивидуальные линии питания. По ним при аварийных ситуациях или просто близкой возможности их возникновения, электроснабжение не прекращается и даже временно не ограничивается ни при каких обстоятельствах. Судебная практика указывает на то, что электроприемники аварийной брони электроснабжения должны быть выделены на отдельные питающие линии по которым подача электроэнергии (мощности) не подлежит временному прекращению. Если схема электроснабжения потребителя не соответствует данному правилу, оформление акта аварийной и(или) технологической брони невозможно. Согласно приложению к Правилам полного и(или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года №442, определена категория потребителей электроэнергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Деятельность КМУП «Краснокутский Водоканал+» носит исключительно социально-значимый характер, поскольку деятельность предприятия заключается в снабжении питьевой водой населения, а также учреждений здравоохранения, образования, дошкольных учреждений, объектов коммунального хозяйства и обслуживания жилого фонда, структурных организаций федерального и областного подчинения, промышленных предприятий и индивидуальных предпринимателей, для которых КМУП «Краснокутский Водоканал+» является единственным поставщиком услуг по водоснабжению и водоотведению. Прекращение либо даже частичное ограничение деятельности КМУП «Краснокутский Водоканал+» приведёт к перебоям в снабжении водой вышеуказанных потребителей, а также нарушению процесса водоотведения (канализации) и, как следствие, к существенному социальному напряжению на территории Краснокутского района. Из всей многочисленной переписки с электроснабжающими организациями по данному вопросу можно сделать однозначный вывод, что у самой сетевой организации отсутствуют технические возможности выполнить ограничение режима потребления электрической энергии в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ПАО «Саратовэнерго» по доверенности Терехина Ж.А. в судебном заседании пояснила, что поддерживает исковые требования прокурора. Между ПАО «Саратовэнерго» и КМУП «Краснокутский водоканал плюс» был заключен договор энергоснабжения № 64090150000313 от 19.01.2018 г. (далее Договор), действующий по настоящее время.В соответствии с п. 1.1. заключенного Договора Поставщик - ПАО «Саратовэнерго» осуществляет поставку Потребителю - КМУП «Краснокутский водоканал плюс» электрической энергии (мощности), урегулирует с Сетевой организацией отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии до точек поставки Потребителя, оказывает иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а Потребитель принимает и оплачивает приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, в соответствии с условиями настоящего договора и действующего законодательства РФ.Во исполнение своих обязательств ПАО «Саратовэнерго» осуществляет поставку электрической энергии КМУП «Краснокутский водоканал плюс», ежемесячно предъявляя к оплате счета-фактуры за потребленную ответчиком электроэнергию. Оплата по выставленнымсчеам-фактурам не производится.

Согласно положениям статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. 310 ГК РФ).В соответствии со ст. 12 ГК РФ и ст. 4 АПК РФ ПАО «Саратовэнерго» вправе потребовать от ответчика оплаты образовавшейся задолженности, в том числе в судебном порядке.Воспользовавшись указанным правом ПАО «Саратовэнерго» на протяжении 2015-2018г.г. ежемесячно обращается в Арбитражный суд Саратовской области с исками о взыскании задолженности.Не смотря на это, задолженность своевременно не оплачивается и составляет 5-6 млн. рублей, при среднем ежемесячном начислении 600-900 тыс. рублей.Из указанного можно сделать вывод о том, что судебный порядок защиты нарушенного права не восстанавливает право ПАО «Саратовэнерго» на получение денежных средств в полной мере.Статьей 12 АПК РФ также предусмотрено, что защита гражданских прав также осуществляется иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с абзацем 2 подпункта «б» пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее по тексту - Правила ограничения) нарушение потребителем своих обязательств, выразившееся в неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемойчастью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности) влечет за собой ограничение режима потребления электроэнергии.

В соответствии с п. 4 Правил ограничения ограничение режима потребления при наступлении обстоятельств, указанных в абзацах втором и четвертом подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).Таким образом, законом предусмотрен такой способ защиты нарушенного права гарантирующего поставщика электроэнергии - ПАО «Саратовэнерго» как инициирование в отношении должника - КМУП «Краснокутский водоканал плюс» ограничения режима потребления электроэнергии.Приложением к Правилам ограничения установлены категории потребителей электроэнергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

К числу таких потребителей отнесены организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов (пункт 2 Приложения).Согласно приложению № 7 к Договору энергоснабжения объектами энергоснабжения являются водозаборы, насосные станции и КНС, из чего можно сделать вывод о том, что КМУП «Краснокутский водоканал плюс» относится к категории потребителей электроэнергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.При этом Правилами ограничения установлен особый порядок введения ограничения режима электропотребления в отношении ответчика. Исполнение указанной процедуры связано с наличием у ответчика Акта согласования технологической и (или) аварийной брони.

Ответчиком до настоящего времени указанный акт в адрес ПАО «Саратовэнерго» не предоставлен, что делает невозможным соблюсти установленную законом процедуру введения ограничения режима электропотребления. Введение ограничения режима электропотребления в отношении КМУП «Краснокутский водоканал +» в общем порядке может привести к ограничению предоставления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению гражданам-потребителям, что повлечет за собой нарушение прав и законных интересов потребителей, своевременно оплачивающих коммунальные услуги.

Представитель третьего лица,не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора АО «Облкоммунэнерго» по доверенности Пранцева В.В. в судебном заседании пояснила, что к электрическим сетям АО «Облкоммунэнерго» присоединены три объекта Краснокутского Муниципального унитарного предприятия «Краснокутский водоканал+»:Офис-(г. Красный Кут, ул. Комсомольская, 38), запитан от ТП-103, фидер 3.КНС - (г. Красный Кут, ул. Комсомольская, 54а), запитана от ТП-192, фидер 3.Насосная- (г. Красный Кут, ул. Вокзальная, 97), запитана от ТП-166, фидер 5.Данные объекты имеют только один источник электропитания, что является нарушением требований к надежности электроснабжения социально-значимых электроприемников, установленных действующим законодательством, а именно Постановлением Правительства РФ №442 от 04.05.2012г. «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», Правилами электроустановок.В соответствии с п. 14.1; 14.2 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства №861 от 27.12.2004г - технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности.Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.Отнесение энергопринимающих устройств к первой категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить беспрерывный режим работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых допустим лишь на время автоматического ввода резервного источника снабжения электрической энергии и может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. В составе первой категории надежности выделяется особая категория энергопринимающих устройств, бесперебойная работа которых необходима для безаварийной остановки производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности. Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Дополнительно для энергопринимающих устройств особой категории первой категории надежности должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания соответствующей мощности.Автономные резервные источники питания в случае, если их наличие предусмотрено техническими условиями, подлежат установке владельцем энергопринимающих устройств и технологическому присоединению в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

Владелец энергопринимающих устройств обязан поддерживать установленные автономные резервные источники питания в состоянии готовности к использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.При осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств заявителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, составление акта согласования технологической и (или) аварийной брони является обязательным.При осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств иных заявителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, используемыхв производственном цикле, акт согласования технологической и (или) аварийной брони составляется в случае, если в заявке, подаваемой таким заявителем всоответствии с пунктом 9 Правил о технологическом присоединении, указано о необходимости наличия технологической и (или) аварийной брони.Аварийная и (или) технологическая броня определяется на основании содержащейся в проектной документации схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.

Проект акта согласования технологической и (или) аварийной брони составляется заявителем в 2 экземплярах и направляется в сетевую организацию. Сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня получения от заявителя проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони обязана рассмотреть его, подписать и направить 1 экземпляр акта заявителю.В случае несогласия сетевой организации с представленным заявителем проектом акта согласования технологической и (или) аварийной брони такой проект акта подписывается сетевой организацией с замечаниями, которые прилагаются к каждому экземпляру акта.

В случае если акт согласования технологической и (или) аварийной брони подписансетевой организацией с замечаниями к величине технологической и (или)
аварийной брони, то в качестве согласованной величины технологической и
(или) аварийной брони принимается величина, указанная в замечаниях
сетевой организации.Величина технологической и (или) аварийной брони и требованиякэнергопринимающим устройствам, подключенным к токоприемникам
технологической и (или) аварийной брони, определяются в соответствии с
правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения
режима потребления электрической энергии (мощности) и использования
противоаварийной автоматики, утверждаемыми Министерством энергетики
Российской Федерации.Акт согласования технологической и (или) аварийной брони содержитперечень энергопринимающих устройств, подключенных к токоприемникамтехнологической брони, величину технологической брони, сроки и объемысокращения электроснабжения до уровня аварийной брони (при ее наличии)либо до полного ограничения и (или) перечень энергопринимающих
устройств, подключенных к токоприемникам аварийной брони, величину
аварийной брони и сроки и объемы сокращения электроснабжения до
полного ограничения (за исключением случаев, когда сокращение
электроснабжения не может быть осуществлено ниже уровня аварийной
брони).

Отсутствие подписанного сторонами акта согласования
технологической и (или) аварийной брони не является основанием для
невыполнения сетевой организацией своих обязательств по договору об
осуществлении технологического присоединения к электрическим
сетям и (или) для отказа в подписании документов о технологическом
присоединении.Краснокутское Муниципальное унитарное предприятие
«Краснокутский водоканал+» по вопросу технологического присоединения
указанных выше объектов к дополнительным, резервным источникам
питания к электросети электросетевой организации АО «Облкоммунэнерго»
не обращалось, а так же, каких либо документов по поводу составления и
согласования акта согласования технологической и аварийной брони от
Краснокутского Муниципального унитарного предприятия «Краснокутский
водоканал+» в адрес АО «Облкоммунэнерго» не поступало.

Представитель третьего лица,не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спораПубличное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» по доверенности Игнатова Ю.В.пояснила, что согласно пункту 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил, Правил недискриминационного доступа к услугампо оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг иПравил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее Правила № 861) потребитель ООО «Краснокутский Водоканал +» обязан обеспечитьпредоставление проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони в адрес сетевой организации в течение 30 дней с даты заключения договора, если на этудату у потребителя электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, категории которых определены в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденнымпостановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии), отсутствовал акт согласования технологической и (или)аварийной брони, или в течение 30 дней с даты возникновения установленных настоящими Правилами оснований для изменения такого акта.В соответствии с пунктом 31 (1) Правил № 861 потребитель вправе составить и согласовать такой акт в порядке, установленном в пункте 31.4 данных Правил, как до заключения договора, так и после его заключения.Пунктом 31.4 Правил № 861 предусмотрено, что потребитель составляет и направляетпроект акта технологической и (или) аварийной брони, в том числе через гарантирующего поставщика (энергосбытовую организацию), с которым им заключен договор энергоснабжения, на рассмотрение сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены (непосредственно или опосредованно) энергопринимающиеустройства такого потребителя.Порядок определения величины технологической и (или) аварийной брони и требования к энергопринимающим устройствам, подключенным к токоприемникам технологической и (или) аварийной брони определен Правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, которые утверждены Приказом Министерства энергетики РФ от 6 июня 2013 г. N 290 (далее Правила № 290).Согласно п. 56 Правил № 290 Акт согласования технологической и (или) аварийной брони электроснабжения потребителя составляется в соответствии с рекомендуемым образцом согласно приложению N 7 к данным Правилам. При этом к акту должны быть принципиальная однолинейная электрическая схема электроснабжения объекта (объектов) потребителя в нормальном режиме с указанием:

а) границ эксплуатационной ответственности между потребителем и сетевой организацией;

б) линий электропередачи и оборудования, по которым осуществляется внешнее электроснабжение электроустановок потребителя, с указанием их диспетчерских наименований и длительно допустимых токовых нагрузок;

в) линии электропередачи и оборудование (с указанием их диспетчерских наименований и длительно допустимых токовых нагрузок), образующие схему внутреннего электроснабжения электроустановок потребителя, по которым возможно резервирование электроснабжения электроустановок потребителя от внешних источников электроснабжения;

г) нормальное положение коммутационных аппаратов (включено, отключено), посредством которых возможно изменение электрических схем внутреннего и внешнего электроснабжения;

д) наличие устройств автоматического включения резерва (с указанием одностороннего или двустороннего его действия);

е) токоприемников технологической и (или) аварийной брони электроснабжения потребителя.

О вышеуказанных требованиях законодательства неоднократно устно сообщалось ответчику, а также письмом № 03/956-18 от 28.06.2018 года.Однако до настоящего времени проект акта технологической и (или) аварийной брони в требуемом законом виде в ПАО «МРСК Волги» напрямую или через гарантирующего поставщика ПАО «Саратовэнерго» ответчиком не представлен.

Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, в том числе письменные отзывы ответчика и третьих лиц, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что между ПАО «Саратовэнерго» (Гарантирующий поставщик) и Краснокутское муниципальное унитарное предприятие «Краснокутский водоканал +» заключен договор энергосбережения №64090150000313 от 19.01.2018 года на основании которого осуществляется поставка электрической энергии на объекты Краснокутского муниципального унитарного предприятия «Краснокутский водоканал +» (л.д.37-47).

ПрокуратуройКраснокутского района Саратовской области проведена проверка деятельности Краснокутского муниципального унитарного предприятия «Краснокутский водоканал +», в результате которой установлены нарушения исполнения требований законодательства об электроэнергетике о составлении актов согласования технологической и (или) аварийной брони.
Согласно п.1 ст. 542 ГК Российской Федерации, качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
В ст. 546 ГК РФ закреплён порядок изменения и расторжения договора энергоснабжения.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьёй 523ГК РФ, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (пункт 1).

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии (пункт 2).
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (пункт 3).

Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями. Указанным порядком устанавливаются категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. Указанные потребители обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню. Порядок согласования технологической и (или) аварийной брони, а также ее параметры, обеспечивающие предотвращение экономических, экологических или социальных последствий ограничения режима потребления электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее – Основные положения) и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее – Правила).
В Основных положениях закреплены следующие нормы.
Электрическая энергия (мощность) реализуется на розничных рынках на основании следующих видов договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности):договор энергоснабжения;договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) (пункт 27).

По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным.

Для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией (пункт 28).

По договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а потребитель (покупатель) обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность).

Исполнение обязательств гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) осуществляется не ранее заключения потребителем (покупателем) договора оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающего устройства потребителя.
Договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным пункт 29).
В силу пункта 34 Основных положений потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения, непосредственно либо через сетевую организацию предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора, а также иные документы, в том числе, документ, подтверждающий наличие технологической и (или) аварийной брони.

В пункте 43 Основных положений закреплено, что в договоре энергоснабжения в части порядка взаимодействия потребителя с третьими лицами предусматривается в том числе: обязанность потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, при отсутствии у него акта согласованиятехнологической и (или) аварийной брони на дату подачи заявления о заключении договора энергоснабжения или при возникновении после заключения договора энергоснабжения оснований для изменения ранее составленного акта в порядке, определенном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, составить (изменить) и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, а также передать гарантирующему поставщику копиюакта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее 5 дней со дня согласования с сетевой организацией.
В Правилах содержаться следующие нормы.

Согласно абзацу второму подпункта «б» пункта 2, ограничение режима потребления электрической энергии вводится при в случае нарушения своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

Порядок ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных, в том числе в абзаце втором подпункта «б» пункта 17 Правил, при наличии у потребителей, кроме указанных в пункте 18 настоящих Правил, акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного и согласованного в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке, вводится в порядке, предусмотренном в пункте 17 Правил.

В абзаце первом пункта 18 Правил закреплено, что в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
В Приложении к Правилам содержится перечень категорий потребителей электрической энергии (мощности), ограничения режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, в пункте 2 которого отнесены организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее – Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг) и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения).
При исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони (подпункт «а» пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг).

Таким образом, в отношении потребителей в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони, которые являются существенным условием договора энергоснабжения.

В целях исполнения договора в части условий о величинах технологической и (или) аварийной брони потребитель электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, в том числе потребитель электрической энергии, частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящийся к категориям, определенным в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в отношении которого при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства не был составлен и согласован с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони либо он нуждается в изменении в связи с наступлением указанных в пункте 31 (2) настоящих Правил случаев, вправе составить и согласоватьтакой акт в порядке, установленном в пункте 31 (4) настоящих Правил, как до заключения договора, так и после его заключения (пункт 31 (1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг).
Акт технологической и (или) аварийной брони подлежит включению в договор в качестве приложения вплоть до истечения срока его действия либо до расторжения договора. Если этот акт был составлен после заключения договора, то он подлежит включению в договор в качестве приложения с даты его согласования с сетевой организацией. (пункт 31 (3) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг).

Потребитель, указанный в пункте 31 (1) настоящих Правил, составляет и направляет проект акта технологической и (или) аварийнойброни, в том числе через гарантирующего поставщика (энергосбытовую организацию), с которым им заключен договор энергоснабжения, на рассмотрение сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены (непосредственно или опосредованно) энергопринимающие устройства такого потребителя.
Сетевая организация обязана в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта указанного акта рассмотреть его, подписать и направить 1 экземпляр потребителю. При необходимости проведения осмотра (обследования) энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней.
При рассмотрении проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони сетевая организация вправе осуществить проверку представленных сведений с целью определения величины наименьшей потребляемой мощности и продолжительности времени, необходимых потребителю электрической энергии для безопасного завершения технологического процесса, цикла производства, а также минимального расхода электрической энергии (наименьшей мощности), обеспечивающего безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние энергопринимающего устройства с полностью остановленным технологическим процессом. При необходимости сетевая организация вправе осуществить осмотр (обследование) энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, объектов электроэнергетики на соответствие требованиям, предусмотренным правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации.
В случае несогласия сетевой организации с представленным заявителем проектом акта согласования технологической и (или) аварийнойброни такой проект акта подписывается сетевой организацией с замечаниями, которые прилагаются к каждому экземпляру акта. В случае если акт согласования технологической и (или) аварийной брони подписан сетевой организацией с замечаниями к величине технологической и (или) аварийной брони, то в качестве согласованной величины технологической и (или) аварийной бронипринимается величина, указанная в замечаниях сетевой организации (пункт 31 (4) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг).

В пункте 14.2 Правил технологического присоединения закреплено следующее.
При осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств заявителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям и категории которых определены в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, составление акта согласования технологической и (или) аварийной брони является обязательным.
При осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств иных заявителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, используемых в производственном цикле, акт согласования технологической и (или) аварийной бронисоставляется в случае, если в заявке, подаваемой таким заявителем в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, указано о необходимости наличия технологической и (или) аварийной брони.
Аварийная и (или) технологическая броня определяется на основании содержащейся в проектной документации схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.

Проект акта согласования технологической,аварийной брони составляется заявителем в 2 экземплярах и направляется в сетевую организацию. Сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня получения от заявителя проекта акта согласованиятехнологической и (или) аварийной брони обязана рассмотреть его, подписать и направить 1 экземпляр акта заявителю.
В случае несогласия сетевой организации с представленным заявителем проектом акта согласования технологической и (или) аварийнойброни такой проект акта подписывается сетевой организацией с замечаниями, которые прилагаются к каждому экземпляру акта. В случае если акт согласования технологической и (или) аварийной брони подписан сетевой организацией с замечаниями к величине технологической и (или) аварийной брони, то в качестве согласованной величины технологической и (или) аварийной бронипринимается величина, указанная в замечаниях сетевой организации.
Величина и технологической (или) аварийной брони и требования к энергопринимающим устройствам, подключенным к токоприемникам технологической и (или) аварийной брони, определяются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации.

Акт согласования технологической и (или) аварийной брони содержит перечень энергопринимающих устройств, подключенных к токоприемникам технологической брони, величину технологической брони, сроки и объемы сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони (при ее наличии) либо до полного ограничения и (или) перечень энергопринимающих устройств, подключенных к токоприемникам аварийной брони, величину аварийной брони и сроки и объемы сокращения электроснабжения до полного ограничения (за исключением случаев, когда сокращение электроснабжения не может быть осуществлено ниже уровня аварийной брони ).

Отсутствие подписанного сторонами акта согласования технологической и (или) аварийной брони не является основанием для невыполнения сетевой организацией своих обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и (или) для отказа в подписании документов о технологическом присоединении.

Приказом Министерством энергетики Российской Федерации от 06 июня 2013 года № 290 утверждены Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления энергетической энергии и использования противоаварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, в пунктах 53 – 55 которых содержатся следующие нормативы.
Величина технологической брони определяется как минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) и продолжительность времени, необходимые для завершения технологического процесса, цикла производства потребителя, использующего в производственном цикле непрерывные технологические процессы, внезапное прекращение которых вызывает необратимое нарушение технологического процесса и (или) опасность для жизни людей, окружающей среды, после чего может быть произведено отключение соответствующих энергопринимающих устройств, с учетом следующего.
Продолжительность времени, необходимая вышеуказанному потребителю для завершения технологического процесса, цикла производства, устанавливается на основании проектной документации, а при ее отсутствии определяется по взаимному согласованиюсетевой организации и потребителя в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилами технологического присоединения.
Величина аварийной брони определяется как минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) объектов потребителя с полностью остановленным технологическим процессом, обеспечивающий их безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние, и признается равной величине максимальной мощности токоприемников дежурного и охранного освещения, охранной и пожарной сигнализации, насосов пожаротушения, связи, аварийной вентиляции таких объектов, согласованнойсетевой организацией и потребителем в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилами технологического присоединения.
Объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю определяется в акте согласования технологической и (или) аварийной брони электроснабжения потребителя, являющемся неотъемлемым приложением к договору энергоснабжения.

Таким образом, со стороны КМУП «Краснокутский Водоканал +», при несоблюдении всех вышеуказанных требований допущены нарушения требований законодательства об электроэнергетике, обязывающего принимать меры к составлениюпотребителями актов согласования технологическойи аварийной брони.
Ответчик, в силу вышеприведенных норм действующего законодательства, относится к категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которого может привести к экологическим и социальным последствиям.
Исследованные обстоятельства свидетельствуют, что бездействие ответчика создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, угрозу возникновения аварийной ситуации.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

При этом под неопределенным кругом лиц законодатель понимает такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Согласно действующему санитарно – эпидемиологическому законодательству Российской Федерации, в том числе СанПиН 2.1.4.2496-09 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20), сложившаяся ситуация создает условия для наступления неблагоприятных последствий в плане санитарно-эпидемиологической обстановки, при которой в первую очередь страдают социально незащищенные слои населения.
Кроме того, отсутствие услуг холодного водоснабжения и водоотведения в связи с наличием на территории Краснокутского района Саратовской области объектов социальной сферы (образовательных, дошкольных учреждений) может повлечь за собой нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, предъявляемых к организации содержания таких учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13, СанПиН 2.4.2.2821-10).

Таким образом, при полном ограничении режима потребления электроэнергии в отношении КМУП «Краснокутский Водоканал +» будут нарушены права и законные интересы граждан, может возникнуть угроза возникновения аварийной ситуации, которая будет способствовать наступлению тяжких последствий, причинению вреда неопределенному кругу лиц, проживающих и временно пребывающих на территории Краснокутскогорайона Саратовской области.

Требования прокурора заявлены как в интересах граждан, проживающих в настоящее время в Краснокутском районеСаратовской области, так и в интересах иных лиц, поскольку количество этих лиц не является постоянным, поэтому конкретные лица не могут быть определены. Не представляется возможным персонифицировать всех лиц, в интересах которых заявлены данные требования.
В этой связи прокурор обоснованно подал заявление в интересах неопределённого круга лиц.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Исходя из установленных обстоятельств, суд считает требования и.о. прокурораКраснокутского района Саратовской области законными и обоснованными.
В этой связи суд считает необходимым обязать Краснокутское муниципальное унитарное предприятие «Краснокутский водоканал +» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать в установленном законодательством порядке с электросетевой организацией акт согласования уровня технологической и (или) аварийной брони в отношении объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, находящихся в эксплуатации Краснокутского муниципального унитарного предприятия «Краснокутский водоканал +».

Относительно срока выполнения работ, суд с учётом позиции представителя ответчика, третьих лиц, полагает необходимым установить его в размере трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования и.о. прокурора Краснокутского района Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Краснокутскому муниципальному унитарному предприятию «Краснокутский водоканал +» об обязании разработать и согласовать в установленном законодательством порядке с электросетевой организацией акт согласования уровня технологической и (или) аварийной брони в отношении объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, находящихся в эксплуатации Краснокутского муниципального унитарного предприятия «Краснокутский водоканал +» и обязании направить в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) согласованный в установленном законодательством порядке с электросетевой организацией акт согласования уровня технологической и (или) аварийной брони в отношении объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, находящихся в эксплуатации Краснокутского муниципального унитарного предприятия «Краснокутский водоканал +» для включения в качестве приложения в договор энергоснабжения, третьи лица, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: ПАО «Саратовэнерго», АО «Облкоммунэнерго»,ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги», удовлетворить.

Обязать Краснокутское муниципальное унитарное предприятие «Краснокутский водоканал +» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать в установленном законодательством порядке с электросетевой организацией акт согласования уровня технологической и (или) аварийной брони в отношении объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, находящихся в эксплуатации Краснокутского муниципального унитарного предприятия «Краснокутский водоканал +».

Обязать Краснокутское муниципальное унитарное предприятие «Краснокутский водоканал +» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) согласованный вустановленном законодательством порядке с электросетевой организацией акт согласования уровня технологической и (или) аварийной брони в отношении объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, находящихся в эксплуатации Краснокутского муниципальному унитарного предприятия «Краснокутский водоканал +» для включения в качестве приложения в договор энергоснабжения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Краснокутский районный суд Саратовской области в течение месяца.

Судья: