ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-556/20 от 13.08.2020 Норильского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2-556/2020

24RS0040-02-2020-000402-67

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Норильск район Талнах 13 августа 2020 года

Норильский городской суд в районе Талнах Красноярского края в составе председательствующего - судьи Ивановой Т.В.,

при секретаре Козиновой Е.В.,

с участием представителя ответчика Руденко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отеповой Зариет Даудовны к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» об установлении факта проживания и признании права на получение краевого сертификата на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Отепова З.Д. обратилась в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» (КГКУ «УСЗН») в лице Территориального отделения г.Норильску Красноярского края, в котором просила установить факт ее проживания на территории Красноярского края на ДД.ММ.ГГГГ, признать за ней право на получение краевого сертификата на материнский (семейный) капитал и возложить на ответчика обязанность выдать ей краевой сертификат на материнский (семейный) капитал, мотивируя следующим.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец была зарегистрирована по месту пребывания в <адрес><адрес> и фактически там проживала.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец была зарегистрирована по месту пребывания в <адрес>, <адрес>, в которую вселилась совместно с детьми и супругом, где они и проживают по настоящее время. Данную квартиру истец совместно с супругом Отеповым М.А. приобрели на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ закончился срок ее временной регистрации в <адрес>, в связи с чем она сдала документы в паспортный стол ООО «Талнахбыт» для регистрации по месту жительства в этой же квартире.

ДД.ММ.ГГГГ истец получила паспорт с печатью о снятии с регистрационного учета по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с отметкой о регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

С 2012 года и по настоящее время истец проживает в <адрес> края, где регулярно осуществляет трудовую деятельность в разных организациях, в разные периоды.

ДД.ММ.ГГГГ в перинатальном центре г.Норильска у истца родилась дочь - ФИО1.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением о выдаче краевого сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением третьего ребенка, однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было возвращено заявление в связи с отсутствием регистрации по месту жительству на территории Красноярского края на момент рождения дочери - ДД.ММ.ГГГГ и разъяснено о возможности установления данного факта в судебном порядке, в связи с чем она обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, так как полагала, что решение об отказе в выдаче ей краевого сертификата на материнский (семейный) капитал, нарушает ее конституционные права.

В судебном заседании истец Отепова З.Д. не участвовала, о месте и времени рассмотрения заявления извещалась, представила заявление о проведении судебного разбирательства в ее отсутствие.

Представитель ответчика – КГКУ «УСЗН» Руденко Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала ранее представленный отзыв на иск, из которого следует, что по заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче краевого сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с отсутствием ее места жительства на территории Красноярского края на дату рождения дочери, было принято решение об отказе в удовлетворении ее заявления о выдаче сертификата, о чем ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление. Факт отсутствия у истца места жительства на территории Красноярского края на ДД.ММ.ГГГГ - на дату рождения дочери Отеповой Н.М. подтверждается отметками в паспорте истца, согласно которым она зарегистрирована по месту жительства на территории Красноярского края лишь ДД.ММ.ГГГГ - фактически, через 4 месяца после рождения третьего ребенка, и до указанной даты истец была зарегистрирована по месту жительства на территории Чеченской Республики. Истец имела временную регистрацию - согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ, Отепова З.Д. на ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о регистрации на территории Красноярского края в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представила. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ, дочь истца Отепова Н.М. зарегистрирована по вышеуказанному адресу на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По адресу: <адрес>, истец поставлена на регистрационный учет лишь ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на момент рождения третьего ребенка Отепова З.Д. была зарегистрирована по месту жительства на территории <адрес>. Доказательств того, что истец не воспользовалась однократным правом получения сертификата по месту жительства на территории <адрес>, не представила, также как и доказательств того, что решение об отказе ей в выдаче сертификата является незаконным, принято с нарушениями закона. Истец фактически просит суд понудить ответчика выдать сертификат без проведения административных процедур, предусмотренных действующими Правилами и Административным регламентом без проверки достоверности сведений, содержащихся в представленных документах. По указанным основаниям просила в исковых требованиях отказать.

Третье лицо Министерство социальной политики Красноярского края в судебное заседание представителя не направил, просил о рассмотрении дела в их отсутствие, представив письменные пояснения, в которых указал, что истец ошибочно полагает, что отказано в выдаче краевого сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с отсутствием регистрации по месту жительства. Подтвердить факт проживания можно документами о регистрации по месту жительства (штамп в паспорте, свидетельство о регистрации по месту жительства), а также путем его установления судом в порядке особого производства. При обращении с заявлением о выдаче сертификата, истец не представила подтверждение наличия у нее на момент рождения ребенка места жительства (постоянного или преимущественного проживания) на территории Красноярского края. Факт временного проживания на территории Красноярского края, подтверждаемый свидетельством о регистрации по месту пребывания, сам по себе не порождает возникновение у гражданина права на меры социальной поддержки в соответствии с Законом края от 09 июня 2011 года № 12-5937. На момент рождения третьего ребенка Отепова З.Д. имела временную регистрацию в г.Норильске Красноярского края по месту пребывания, поэтому в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона края № 12-593 в выдаче сертификата Отеповой З.Д. было отказано ввиду отсутствия места жительства на территории Красноярского края на дату рождения третьего ребенка. В связи с чем решение об отказе в выдаче Отеповой З.Д. сертификата на краевой материнский (семейный) капитал является законным и обоснованным.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Согласно ст. 35 ГПК РФ участие стороны по делу в судебном заседании является ее правом, а не обязанностью.

Учитывая, что истец и третье лицо, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, определили для себя порядок реализации своих процессуальных прав, исходя из положений ст.ст. 35, 167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в их отсутствие, поскольку их явка не признавалась судом обязательной.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 09 июня 2011 года № 12-5937 "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае" действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства на территории Красноярского края.

Согласно п.1 ст. 3 данного Закона края, право на дополнительные меры поддержки - краевой материнский (семейный) капитал возникает при рождении ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших третьего ребенка, или последующих детей начиная с 1 июля 2011 года. Данное право возникает со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 ст. 7 Закона (п. 7 ст. 3 Закона края).

Согласно п. 1 ст. 5 Закона края, лица, указанные в пунктах 1, 3 - 5 статьи 3 Закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 3 настоящего Закона, вправе обратиться в Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения" по месту жительства либо в Краевое государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" с заявлением о выдаче сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры поддержки путем подачи заявления со всеми необходимыми документами.

В силу подп. «г» п. 5 ст. 5 Закона края основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является отсутствие места жительства на территории Красноярского края, в том числе на дату рождения ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры поддержки.

Согласно п. 4 Правил подачи заявления о выдаче сертификата на краевой материнский (семейный) капитал и о внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 28 июня 2011 года № 383-п "О порядке выдачи сертификата на краевой материнский (семейный) капитал", утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 17 декабря 2019 года № 724-п, если заявитель не зарегистрирован по месту жительства на территории Красноярского края, к заявлению о выдаче сертификата, прилагается копия решения суда об установлении факта проживания заявителя на территории Красноярского края.

В соответствии с п. 31 действовавшего Административного регламента предоставления органами местного самоуправления по переданным полномочиям государственной услуги по выдаче сертификата на краевой материнский (семейный) капитал", утвержденного Приказом министерства социальной политики Красноярского края от 02 декабря 2014 года № 82-Н, основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются в том числе: а) отсутствие права на дополнительные меры поддержки в соответствии с Законом края; б) прекращение права на дополнительные меры поддержки по основаниям, установленным пунктами 3, 4 и 6 статьи 3 Закона края; в) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры поддержки; г) отсутствие места жительства на территории Красноярского края, в том числе на дату рождения ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры поддержки; д) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме; е) смерть ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры поддержки, наступившая до дня подачи заявления о выдаче сертификата.

На основании ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Согласно ст. 268 ГПК РФ, решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истец Отепова Зариет Даудовна является матерью трех несовершеннолетних детей – ФИО3, родившегося ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <адрес> в <адрес>; ФИО5, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>; ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в г.Норильске, отцом которых является ФИО4, что подтверждается соответствующими свидетельствами о рождении.

ДД.ММ.ГГГГ Отепова З.Д. обратилась в Территориальный отдел по г.Норильску КГКУ «Управление социальной защиты населения» с заявлением о выдаче сертификата на получение краевого материнского (семейного) капитала в связи с рождением у нее третьего ребенка, но уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано по причине отсутствия регистрации по месту жительства на территории муниципального образования город Норильск Красноярского края на момент рождения третьего ребенка – ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что Отепова З.Д. на дату рождения третьего ребенка – ДД.ММ.ГГГГ не имела постоянной регистрации по месту жительства на территории муниципального образования город Норильск. Как следует из представленных в материалы дела сведений с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец была постоянно зарегистрирована по адресу: Чеченская республика, <адрес>-Су, <адрес>. При этом Отепова З.Д. имела регистрацию по месту пребывания на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, откуда была снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирована по месту пребывания на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Также совместно с истцом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, были зарегистрированы по месту пребывания ее дети ФИО5 и ФИО1.

Как следует из представленных доказательств, квартира по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности супругу истца – ФИО4

ДД.ММ.ГГГГ Отепова З.Д. была снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>, <адрес>-Су, <адрес>, и зарегистрирована постоянно по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Рассматривая требования истца об установлении факта ее проживания на территории Красноярского края на ДД.ММ.ГГГГ - на дату рождения третьего ребенка, суд учитывает, что согласно ч.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин преимущественно проживает, и исходит из совокупности следующих доказательств:

Согласно данным свидетельства о рождении ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, местом рождения ребенка является город Норильск Красноярского края.

Отепова З.Д. состояла на учете по беременности и родам в КГБУЗ “Норильская городская поликлиника № 2”, для целей родовспоможения находилась в КГБУЗ “Норильский межрайонный родильный дом”.

Кроме этого, средний сын Отеповой З.Д. – ФИО5, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, также является уроженцем города Норильска, дети и супруг ФИО4 имеют социальную организованность в городе Норильске.

Кроме этого, из представленных доказательств следует, что Отепова З.П. в период с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в г.Норильске. Так, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец была официально трудоустроена в должности продавца у индивидуального предпринимателя Джиоева М.Л.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности продавца-консультанта в ООО «Норильск-Ремстрой» супермаркет «Черемушки»; с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время трудоустроена в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Полянка» в должности воспитателя.

Таким образом, с учетом совокупности вышеприведенным доказательств, достоверно установлено, что Отепова З.Д. является матерью троих детей, на дату рождения третьего ребенка – ФИО1ДД.ММ.ГГГГ и проживала по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, то есть на территории муниципального образования город Норильск Красноярского края.

Как следует из обстоятельств по делу, установление факта постоянного проживания истца на территории Красноярского края необходимо для реализации права истца на получение мер социальной поддержки, а возможности получения в ином порядке факт ее постоянного проживания на территории Красноярского края, кроме как установление данного факта в судебном порядке, не имеется.

С учетом представленных доказательств, суд считает установленным факт постоянного проживания истца на территории Красноярского края на дату рождения третьего ребенка – ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, в целях реализации ФИО2 права на дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей в Красноярском крае в соответствии с Законом Красноярского края «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей в Красноярском крае» - права на получение краевого сертификата на материнский (семейный) капитал как женщина, родившая третьего ребенка.

Доказательств тому, что истец в другом регионе – <адрес> получила аналогичные меры социальной поддержки, суду не представлено.

В тоже время суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании права за ней права и возложении на ответчика обязанности выдать сертификат на краевой материнский (семейный) капитал, поскольку нормативно-правовыми актами утвержден Административный регламент по выдаче сертификата на краевой материнский (семейный) капитал, а соответствующие органы наделены полномочиями по проверке полноты и достоверности предоставленных сведений при обращении за получением краевого сертификата, в связи с чем, суд не правомочен вмешиваться в компетенцию данных органов, а потому не вправе возложить обязанность по выдаче краевого сертификата, что не препятствует истцу повторно обратиться в КГКУ "Управление социальной защиты населения" по месту жительства либо в КГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" с заявлением о выдаче сертификата с приложением необходимых документов и решения суда об установлении факта проживания на дату рождения третьего ребенка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Отеповой Зариет Даудовны к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» удовлетворить частично.

Установить факт проживания Отеповой Зариет Даудовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Красноярского края (г.Норильск) на ДД.ММ.ГГГГ, в целях реализации права на получение краевого сертификата на материнский (семейный) капитал в соответствии с Законом Красноярского края от 09 июня 2011 года № 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей в Красноярском крае».

В остальной части исковых требований, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд, в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Иванова

Мотивированное решение изготовлено 18 августа 2020 года