ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-556/2014 от 23.09.2014 Чурапчинского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-556/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 сентября 2014 года село Чурапча

Чурапчинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Поповой М.Ю., при секретаре Федоровой Г.К.,

с участием истца Кардашевской Н.Д.,

представителя ответчика – администрации МО «Чурапчинский улус (район)» по доверенности Захаровой Т.С.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - «Межведомственной комиссии по оценке материального ущерба, причиненного имуществу граждан подтоплением населенных пунктов» по доверенности Матвеевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кардашевской Н.Д. в интересах КВР к администрации МО «Чурапчинский улус (район)» о включении в список граждан, пострадавших от паводка в июле 2014 года в <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Кардашевская Н.Д. в интересах КВР обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МО «Чурапчинский улус (район)» о включении в список граждан, пострадавших от паводка в июле 2014 года в <адрес>, указав, что КВР, <ДАТА> г.р. является ее сыном. Со времени своего рождения он проживает в <адрес>, вместе с ней, Кардашевской Н.Д. и отцом КРС Все члены семьи состоят на регистрационном учете в вышеуказанном жилом доме, а КВР зарегистрирован по месту жительства не был. В результате паводка в июле 2014 года полностью уничтожено все имущество, принадлежавшее их семье. Обращение с настоящим заявлением в суд обусловлено необходимостью установления факта постоянного проживания для получения единовременной материальной помощи (из расчета 5 тыс. рублей на человека) и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за полностью утраченное имущество - 20 тыс. рублей на человека) на основании подпунктов д) и е) пункта 9 «Порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.02.2011 г. №71. Просит суд признать факт постоянного проживания КВР в <адрес> и включить его в список граждан, пострадавших от паводка в июле 2014 года в <адрес>

В судебном заседании истец Кардашевская Н.Д. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика - администрации МО «Чурапчинский улус (район)» Захарова Т.С. действующая на основании доверенности не возражала против удовлетворения требований.

Третье лицо - представитель межведомственной комиссии по оценке ущерба по доверенности Матвеева Н.Н. не возражала против удовлетворения требований и подтвердила факт постоянного фактического проживания семьи Кардашевских по указанному адресу.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

В соответствии с ч. 2 ст.29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 года №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Указом временно исполняющего обязанности Главы Республики Саха (Якутия) БЕА от 11 июля 2014 года № 2772 «Об объявлении режима чрезвычайной ситуации на территориях Чурапчинского, Таттинского улусов (районов) Республики Саха (Якутия)», с 11 июля 2014 года объявлен режим чрезвычайной ситуации регионального характера на территориях Чурапчинского, Таттинского улусов (районов) Республики Саха (Якутия).

Распоряжением главы муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) НАТ от 11 июля 2014 года № 1192 «О введении «режим чрезвычайной ситуации» для органов управления сил и средств Чурапчинского звена Якутской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС на территории муниципального образования «Чурачапчинский улус (район)»» введен на территории муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» «режим чрезвычайной ситуации» для органов управления сил и средств Чурапчинского звена Якутской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Постановлением главы МО «Чурапчинский улус (район)» НАТ от 11 июля 2014 года № 87 была создана Межведомственная комиссия по оценке материального ущерба, причиненного имуществу граждан подтоплением населенных пунктов, в связи с разрывом плотины водохранилища «<данные изъяты>», вследствие ливневых дождей 2014 года на территории МО «Чурапчинский улус (район)».

Факт чрезвычайной ситуации природного характера – подтопления на территории муниципального образования «<данные изъяты> наслег» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) в июле месяце 2014 года является общеизвестным, никем не оспаривается и в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ не нуждается в доказывании.

Согласно п. 5.3.1 Положения «О Порядке и условиях расходования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на аварийно-восстановительные работы по ликвидации последствий негативного воздействия водных объектов, выплату единовременной материальной помощи и частичной компенсации за потерю имущества населению в связи с негативным воздействием водных объектов» утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.03.2012 г. № 127, материальная помощь оказывается гражданам Российской Федерации, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания, регистрация которых подтверждена органом, осуществляющим регистрацию граждан в населенном пункте на территории Республики Саха (Якутия), подвергшемся негативному воздействию водных объектов (далее Положение).

В соответствии с п. 5.1. Положения, материальная помощь оказывается Правительством Республики Саха (Якутия) гражданам Российской Федерации, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания на территории Республики Саха (Якутия) в населенном пункте Республики Саха (Якутия), подвергшемся негативному воздействию водных объектов. Список граждан на получение материальной помощи формируется органом местного самоуправления по состоянию регистрационного учета по месту жительства на момент возникновения чрезвычайной ситуации. Все виды материальной помощи один и тот же гражданин по одной и той же чрезвычайной ситуации может получать только один раз по адресу, где он зарегистрирован или временно проживает. Данные должны быть подтверждены органом, осуществляющим регистрацию граждан по месту жительства (пребывания). Виды и размеры материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате наводнения, определяются соответствующим решением Правительства Республики Саха (Якутия).

Согласно п. 5.4.1. Положения, материальная помощь оказывается при обязательном и одновременном соблюдении всех нижеперечисленных условий: при письменном обращении гражданина в орган местного самоуправления; гражданам, зарегистрированным и фактически проживающим по месту жительства или по месту пребывания на момент объявления чрезвычайной ситуации, - на основании справки о регистрации по месту жительства формы N 3 (для лиц до 14 лет - форма N 8), справки с администрации поселения о фактическом проживании гражданина, составленной на основании предоставленных гражданином документов: договора социального найма, договора об аренде собственником имущества, свидетельства о регистрации собственности имущества, работающим гражданам - справки с места работы, неработающим гражданам - справки о постановке на учет в органах занятости, детям дошкольного возраста - свидетельства о рождении, школьникам и студентам - справки с места учебы, пенсионерам - копии пенсионного удостоверения.

В соответствии распоряжения правительства Республики Саха (Якутия) от 21 июля 2014 года № 786-р «Об оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества гражданам, пострадавшим в результате летнего паводка, произошедшего в июле 2014 года на территории муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия)» на оказание гражданам единовременной материальной помощи было выделено до 4 000 000 рублей, на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества до 12 000 000 рублей.

Протоколом от <ДАТА> Межведомственной комиссии по оценке материального ущерба, причиненного имуществу граждан подтоплением населенных пунктов, в связи с разрывом плотины водохранилища «<данные изъяты>» вследствие ливневых дождей 2014 года на территории МО «Чурапчинский улус (район)» отказано во включении в список пострадавших следующих членов семьи: КВР, <ДАТА> г.р., в связи с отсутствием регистрации по месту жительства.

Из свидетельства о регистрации жилого дома серии следует, что собственником жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым № , расположенного по адресу: <адрес>, является КВС.

Из свидетельства о регистрации земельного участка серии , следует, что собственником земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, с общей площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым № , распложенного по адресу: <адрес> является КВС.

В соответствии акта обследования утраченного имущества, пострадавшего в результате дождевого паводка реки <данные изъяты> с 11 июля 2014 года в <адрес><адрес>, расположенного по адресу: <адрес> установлено, что имущество утрачено полностью.

В судебном заседании установлено, что Кардашевская Н.Д. и КРС зарегистрированы по адресу: <адрес>, что подтверждается копиями паспортов.

Из справки от <ДАТА>, выданной администрацией МО «<данные изъяты> наслег» Чурапчинского улуса (района) РС (Я) следует, что КРС, <ДАТА> г.р. имеет следующий состав семьи: жена Кардашевская Н.Д., <ДАТА> г.р., сын КВР, <ДАТА> г.р.

Согласно свидетельству о заключении брака от <ДАТА>, КРС и Филиппова Н.Д. вступили в брак <ДАТА>, после регистрации брака мужу присвоена фамилия – Кардашевский, жене – Кардашевская.

КВР, <ДАТА> года рождения является сыном КРС и Кардашевской Н.Д., что подтверждается копией свидетельства о рождении от <ДАТА>.

Как видно из адресной справки от <ДАТА>, выданной гл. специалистом администрации МО «<данные изъяты> наслег» МНН, КВР, <ДАТА> г.р. действительно проживает по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 1, п.п. 10 п. 2 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении, в том числе, и других имеющих юридическое значение фактов.

В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В соответствии со ст. 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.

Согласно Закону РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноко престарелых, дом интернат для инвалидов, ветеранов и другие), в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

В соответствии с ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что факт постоянного проживания КВР на момент введения чрезвычайной ситуации на территории <адрес> нашел подтверждение в судебном заседании, признание данного факта необходимо заявителю для включения в список граждан, пострадавших от паводка в июле 2014 года в <адрес>, в связи с чем заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кардашевской Н.Д. в интересах КВР к администрации МО «Чурапчинский улус (район)» о включении в список граждан, пострадавших от паводка в июле 2014 года в <адрес> – удовлетворить полностью.

Признать факт постоянного проживания КВР, <ДАТА> года рождения в <адрес>

Обязать администрацию муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) включить КВР в список граждан, пострадавших от паводка в июле 2014 года в <адрес>

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья М.Ю. Попова