Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Ивановка «09» июня 2016 года
Ивановский районный суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Баженовой Е.В.
при секретаре Ляпиной В.В.
с участием: истицы ФИО1,
представителя истицы ФИО2, действующего на основании доверенности № от 04.04.2016 года,
представителя ответчика - администрации Ивановского района Амурской области ФИО3, действующего на основании доверенности № от 01.04.2016 года,
представителя ответчика - Отдела образования администрации Ивановского района Амурской области, ФИО4, действующей на основании доверенности от 01.04.2016года.
рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Ивановка гражданское дело № по иску ФИО1 к администрации Ивановского района Амурской области, Отделу образования администрации Ивановского района Амурской области о возложении обязанности восстановления в очереди и в списках на получение внеочередного жилого помещения по договору социального найма как лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договорам социального найма, с 27 декабря 2012 года,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в Ивановский районный суд Амурской области с исковым заявлением к администрации Ивановского района Амурской области, Отделу образования администрации Ивановского района Амурской области в котором просила признать не законным отказ в виде письма заместителя начальника Отдела образования администрации Ивановского района Амурской области в восстановлении её в очереди на получение внеочередного жилого помещения по договору социального найма, как лица из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей; признать незаконным и не действующим постановление главы администрации Ивановского района Амурской области от 01 октября 2015 года № 683, которым она была снята с учета на получение внеочередного жилого помещения по договору социального найма как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечителя родителей, и возложить на администрацию Ивановского района Амурской области обязанность восстановить её в очереди и в списках на получение внеочередного жилого помещения по договору социального найма как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечителя родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма с 27 декабря 2012 года.
В обоснование своих исковых требований указала, что решением Ивановского районного суда от 23 октября 1998 года её мать – ФИО5 была лишена родительских прав, а 25 мая 2000 года мать скончалась, в связи с чем, с указанного времени она является сиротой и была помещена в детский дом. В период с 2004 по 2009 годы она проходила обучение в профессиональном училище № 4. В связи с отсутствием необходимой правовой информации и незнанием закона, а так же не доведением необходимой информации до неё должностными лицами отдела образования, до 2012 года она не знала, что имеет право на дополнительные социальные гарантии, в частности на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В октябре 2011 года она обратилась в прокуратуру Амурской области с соответствующим заявлением для разъяснения ей действующего законодательства в части приобретения права на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения. По результатам проведенной прокуратурой Ивановского района Амурской области прокурорской проверки ей был дан ответ от 09 ноября 2011 г. (исх. № 228-ж-11), согласно которому её несвоевременное обращение явилось пассивной деятельностью отдела образования администрации Ивановского района в части самостоятельных мер по разъяснению ей процедуры получения жилья, несмотря на то, что должностным лицам отдела образования были известны её координаты и местонахождение. Данные нарушения закона стали возможны по причине ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей со стороны заместителя начальника отдела образования администрации Ивановского района ФИО6 Кроме этого, как следовало из указанного ответа прокурора Ивановского района, она состояла на учёте в отделе образования администрации Ивановского района в качестве нуждающейся в получении внеочередного жилья, однако не обеспечение её жильём явилось причиной её не обращения и не предоставления необходимого пакета документов.
В связи с указанными разъяснениями прокурора Ивановского района, 06 декабря 2012 года она обратилась в отдел образования администрации Ивановского района с соответствующим заявлением и необходимым пакетом документов, в котором просила поставить её на соответствующий учёт. Постановлением администрации Ивановского района от 27 декабря 2012 года № 83 она была поставлена на учёт и включена в сводный список на получение во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма. С момента постановки на вышеуказанный учёт и до 2015 года, она так и не была обеспечена жилым помещением. В сентябре 2015 года она прибыла в отдел образования администрации Ивановского района, где устно обратилась к специалисту данного отдела за разъяснением ей причин не предоставления жилого помещения, а так же возможностью изменения учёта для получения жилого помещения в городе Благовещенске в связи с постоянным местонахождением и проживанием в данном городе. Должностное лицо отдела образование (ФИО ей не известно, т.к. работник не представилась) пояснило ей, что жилые помещения гражданам, к категории которой она относится, предоставляются лишь только по решению суда. Кроме этого, она разъяснила, что для перевода её из администрации Ивановского района в администрацию города Благовещенска и постановки на учёт там, ей необходимо написать заявление о снятии с учёта. После этого, она под диктовку указанного выше должностного лица написала заявление о снятии её с учёта в связи с возможностью получения жилого помещения по месту учебы и жительства, которое было у неё принято.
Полагает, что должностное лицо отдела образования администрации Ивановского района воспользовавшись её безграмотностью, ввело её в заблуждение, фактически заставив, написать заявление о снятии с учёта. Вместе с тем, её воля вовсе не была направлена на снятие с учёта так как, поверив указанному работнику, она считала, что таким образом сможет перевестись и встать на учёт в администрации города Благовещенска, для получения жилья. На основании указанного выше заявления, постановлением администрации Ивановского района от 02 октября 2015 года № 683 она была снята с учёта на внеочередное предоставление жилого помещения как сироте.
Поняв, что она была обманута должностным лицом отдела образования, 03 февраля 2016 года она обратилась с заявлением в администрацию Ивановского района с просьбой восстановить её в списках на предоставление внеочередного жилого помещения как сироте.23 марта 2016 года заместителем начальника отдела образования администрации Ивановского района ФИО6, ей дан ответ (исх. №), согласно которому ей было отказано в удовлетворении её просьбы. Отказывая в удовлетворении её заявления, ФИО6 сослалась что на момент её обращения (03 марта 2016 года) ей уже исполнилось 26 лет.
Данный ответ, которым ей отказано в восстановлении в очереди является незаконным и нарушающим её права на предоставление ей жилого помещения, поскольку она просила восстановить её в очереди, а не поставить заново, так как изначально, с декабря 2012 г., то есть до достижения 23-х летнего возраста она уже состояла на соответствующем учете и была снята с него ввиду заблуждения и обмана.
Поскольку она встала на учёт до 01 января 2013 года (до вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, внесшего изменения в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), то в её случае, применяются положения ст.8 в редакции Федерального закона РФ от 01.12.1996 г. № 159-ФЗ. Данная правовая позиция указана в определении Верховного Суда РФ от 06 мая 2014 года по делу № 51-КГПР14-1.
В своем отзыве на иск(вход. № от 04.05.2016 г.),ответчик – администрация Ивановского района Амурской области, указала на то, что просят в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований отказать в полном объеме.
Истица имела статус ребёнка-сироты и действительно состояла на учёте на внеочередное получение жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 2012 года до сентября 2015 года. Жильём обеспечена не была по причине недостаточного финансирования.
Согласно выписке из протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации города Благовещенска от 09.12.2015 г. истица ещё в 2013 году обращалась с заявлением о принятии её на учёт по месту жительства в г. Благовещенске. Постановлением администрации города Благовещенска от 28.02.2013 г. № 783 ей было отказано в постановке на учёт по причине предоставления не полного пакета документов и в связи с тем, что она состояла на учёте в другом муниципальном образовании (в Ивановском районе).ФИО1, для того, чтобы встать на учёт в г. Благовещенске, предприняла меры для снятия с учёта в Ивановском районе, и на основании личного заявления истицы от 11.09.2015 г. было вынесено постановление главы района от 02.10.2015 г. № 683 «О снятии с учёта для внеочередного предоставления жилого помещения ФИО1 – лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При этом истица не своевременно устранила основания, препятствующие ей встать на учёт в городе Благовещенске, а обратилась в орган опеки и попечительства с заявлением о снятии её с учёта в Ивановском районе только 11 сентября 2015 года, однако при повторном обращении в администрацию г. Благовещенска она уже утратила статус лица из числа детей-сирот, в связи с чем опять получила отказ (постановление администрации города Благовещенска от 06.11.2015 г. №).
Утверждение истицы о том, что должностное лицо органа опеки и попечительства воспользовалось безграмотностью истицы, ввело её в заблуждение и тем самым заставило её написать заявление о снятии с учёта считают безосновательным, поскольку правовых оснований для отказа в удовлетворении заявления истицы от 11.09.2015 г. о снятии с учёта не имелось, в виду того, что на момент обращения истица имела полную дееспособность.
При обращении с заявлением от 23.03.2016 г. о предоставлении ей жилого помещения истица уже утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с превышением возраста 23-х лет.
В ходе судебногозаседания07-09.06.2016 г. ФИО1 на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Пояснила, что от знакомых она узнала, что будучи поставленной на учет для получения жилой площади как сирота в Ивановском районе, она может перевестись в другое муниципальное образование по месту постоянного жительства.Не планируя жить вс. Ивановка, так как с 2006 г. она постоянно проживает в г. Благовещенске, где после окончания обучения устроилась на работу, она решила перевестись на регистрационный учет для получения жилого помещения по месту своего жительства и работы в г. Благовещенске. В связи с чем, в 2013 году она обратилась с заявлением о постановке на учет на внеочередное получение жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в администрацию г. Благовещенска, но ей было отказано по причине предоставления не полного пакета документов, и в связи с нахождением на учёте в другом муниципальном образовании в с. Ивановка. До 2015 г. она вопросом перевода не занималась в виду отсутствия возможности и денежных средств. В 2015 году она приехала в отдел образования с. Ивановка, объяснила, что желает получить жилье по месту своего жительства и работы в г. Благовещенске и попросила перевести её в очередь на получение жилья в администрацию г. Благовещенска. После чего, под диктовку сотрудницы она написала заявление, не осознавая, что пишет, но полагая, что все её документы переведут в г. Благовещенск. При этом она просила выдать ей весь пакет документов, чтобы самостоятельно отвезти их в администрацию г. Благовещенска, но сотрудница ей сообщила, что выдать документы на руки они не могут, и сказала, чтобы она приезжала за ответом через месяц. Когда через месяц она приехала в отдел образования, то ей вручили постановление о снятии с учета.
Считает, что сотрудница отдела образования с. Ивановка ввела её в заблуждение, воспользовавшись её юридической неграмотностью, поскольку у неё не было намерения сниматься с учета, она лишь хотела, чтобы её документы передали для постановки на учет в г. Благовещенск.
В настоящее время она проживает в г. Благовещенске, где снимает жилье, имеет временную регистрацию, другого жилья не имеет.
Первоначально заявила о том, что уезжать из г. Благовещенска не собирается, впоследствии пояснила, что она не живет в с. Ивановка в связи с отсутствием у неё здесь жилья и работы, если у неё будет жилье в с. Ивановка, она будет проживать здесь.
Представитель истицы ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности № от 04.04.2016 г., требования истицы поддержал в полном объеме.
Пояснил, что на основании личного заявления и предоставления необходимых документов, ФИО1 была поставлена на учет, для внеочередного получения жилого помещения 06 декабря 2012 года, до достижения ею 23-х летнего возраста, то есть своевременно. Следовательно, отказ отдела образования администрации Ивановского района об отсутствии оснований, для восстановления ФИО1 в очереди в связи с достижением ею 26 лет, является не состоятельным. Истица обратилась с просьбой о восстановлении ее в очереди, ввиду ее заблуждения и обмана, а не с заявлением о постановки её на учет, как указано в обжалуемом отказе.
Тот факт, что ФИО1 действительно желала осуществить перевод учетного дела из администрации Ивановского района в администрацию города Благовещенска подтверждается фабулой постановления администрации Ивановского района от 02 октября 2016 года № 683, которым ФИО1 была снята с учета.
Действия работника отдела образования, направленные на обман истицы подтверждаются тем, что на момент дачи ФИО1 разъяснения по поводу перевода ее из одного муниципального образования в другой, последней уже исполнилось 25 лет, что безусловно не давало ей права постановки на учет в администрации г. Благовещенска. Эти обстоятельства не могла не знать работник образования, диктовавшая ФИО1 заявление о ее снятии с учета.
Полагает, что утверждения представителей администрации и отдела образования Ивановского района о том, что истица сама бездействовала в течении двух с половиной лет и не осуществляла постановку на учет в администрации г. Благовещенска являются безосновательными.
Несмотря на наличие возникшего у истицы права на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, ей такое помещение не было предоставлено начиная с момента постановки на учет, и до её не законного снятия с учета. Не предоставив своевременно истице благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, администрация Ивановского района грубо нарушила жилищные права ФИО1 Добросовестное исполнение со стороны администрации Ивановского района своих обязанностей по предоставлению истице жилого помещения, не привело бы к ее обращению в суд.
Право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма у ФИО1, состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении возникло с момента ее постановки на соответствующий учет, однако реализовано не было.
В виду халатного отношения к своим служебным обязанностям, а возможно и целенаправленных действий со стороны заместителя начальника отдела образования администрации Ивановского района ФИО7, ФИО1 не был разъяснен порядок обращения с соответствующим заявлением и документами, для принятия ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения. Лишь после проведения надзорных мероприятий со стороны прокуратуры Ивановского района данный факт нарушения был установлен.Эти обстоятельства, которые привели к несвоевременному обращению ФИО1 с соответствующим заявлением, уже указывают на не желание должностных лиц администрации Ивановского района изначально реализовать право сироты ФИО1 на получение жилого помещения.
ФИО1 своевременно обратилась с заявлением в уполномоченный орган для постановки на соответствующий учет. Поскольку ранее истица состояла на учете, и ей до достижения 23-х лет жилое помещение в порядке части 2 статьи 57 ЖК РФ не по ее вине предоставлено не было, следовательно, свой статус лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а соответственно и право на социальную поддержку от государства, в том числе и право на внеочередное получение жилья она не утратила.
Достижение ФИО8 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения ее гарантированного права на внеочередное предоставление жилья, которое ею не было получено своевременно, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить указанное жилое помещение. Право на получение жилого помещения истцом не было реализовано до момента ее снятия с учета не по ее воле.
Представитель ответчика -администрации Ивановского района Амурской области ФИО3, действующий на основании доверенности № 7 от 01.04.2016 года, пояснил, что с заявленными исковыми требованиями они не согласны, по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Полагает, что истица с февраля 2013 г. по сентябрь 2015 г., то есть более 2,6 лет бездействовала, после того, как получила в г. Благовещенске разъяснение, в связи с чем, ей отказано в принятии там на учет. Своевременно, до достижения 23-х лет не обратилась в отдел образования администрации Ивановского района Амурской области с заявлением о снятии с учета для постановки на учет в г. Благовещенске. В настоящее время, в силу достижения 26 лет, утратила статус сироты. Считает, что вина лежит полностью на истице.
Относительно доводов истицы по введению её в заблуждение, полагает, что истица лукавит, так как ещё в 2011 г. ей, прокуратурой Ивановского района были даны подробные разъяснения по вопросу постановки на учёт и получения жилья, но ФИО1 пренебрегла этими разъяснениями. Её доводы являются голословными. У сотрудников Ивановского отдела образования не было оснований её обманывать и снимать с учета.
Истица с 1998 года на территории Ивановского района не проживает, в силу чего претендовать на жилое помещение на территории Ивановского района она не может.
Считает, что в иске необходимо отказать, так как для его удовлетворения нет законных оснований.
Представитель ответчика - отдела образования администрации Ивановского района Амурской области ФИО4 действующая на основании доверенности от 01.04.2016года, с иском была не согласна, просила в его удовлетворении отказать по доводам, изложенным администрацией Ивановского района Амурской области в отзыве на иск.
Порядок постановки на учет лиц, указанной категории предусматривает заявительный характер. Помимо заявления необходимо приложить пакет документов, согласно перечню. Порядка перевода из одного муниципального образования в другое, действующим законодательством не предусмотрено. Необходимо сняться с учета в одном муниципальном образовании и встать на учет в другом. ФИО1, получив в 2013 г. разъяснения в г. Благовещенске, не достигнув ещё 23 лет, должна была обратиться в отдел образования администрации Ивановского района, сняться здесь с учета и обратиться с заявлением о постановке на учет в г. Благовещенске, указав, что она там проживает и работает. На сегодняшний день ФИО1 не относится к категории детей-сирот.
Считает, что утверждение истицы о том, что её ввели в заблуждение ничем не подтверждено. Со стороны администрации Ивановского района нарушение лишь в длительном не предоставлении жилья ФИО1, но это связано с недостаточным финансированием. Однако, несмотря на то, что ещё в 2011 г. прокуратурой Ивановского района истице было разъяснено право на обращение в суд в случае длительного не предоставления жилья, ФИО1 своим правом не воспользовалась. Считает, что спорная ситуация возникла вследствие действий самой истицы.
Пояснила, что восстановление в списках, после достижения 23-х летнего возраста возможно, но только по решению суда. Порядок восстановления в очереди действующим законодательством не предусмотрен. На момент написания ФИО1 заявления о снятии с учета ей уже исполнилось 25 лет, сотрудник, в присутствии которого истица писала заявление, должен был понимать, что в силу возраста ФИО1 уже откажут в постановке на учет в г. Благовещенске.
Изучив доводы искового заявления, приняв во внимание отзыв на иск, выслушав пояснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частью 1 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Абзац четвертый ст. 1Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по месту
жительства, поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с абз.2 п.1 ст.8Федерального закона, ч.3 ст.4 Закона Амурской области от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакциях, действовавших до 01.01.2013 г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, послеокончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, по смыслу действовавшего до 01.01.2013 года правового регулирования право на предоставление дополнительных гарантий имели лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, с 01.01.2013 г. утратил силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, а статья 8 Закона N 159-ФЗ изложена в новой редакции.
В соответствии со ст. 8 в редакции настоящего Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. предусмотрено, что действие положений ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. настоящего Федерального закона) и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
По смыслу ч. 2 ст. 4 вышеназванного закона N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истицу лишь при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Исходя из анализа вышеназванных норм право на обеспечение жилыми помещениями в настоящее время сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанными в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилого помещения, однако не реализовавшими право на получение жилья до 01.01.2013 г., то есть до нового правового регулирования спорных правоотношений.
Таким образом, ФИО1 на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 г. №15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.
Согласно ксерокопии свидетельства о рождении №, ФИО1 дд.мм.гг.<данные изъяты>, в графе отец указан ФИО9, в графе мать ФИО5.
Из ксерокопий справок о рождении от 06.08.1998г. и от 06.12.2012г. № следует, что ФИО1 родилась дд.мм.гг. года <данные изъяты>, в графе мать указана ФИО5, в графе отец указан ФИО9. Имеется запись, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Постановлением вице-мера г. Благовещенска от 08.09.1998 г. № над несовершеннолетней ФИО1 учреждена опека, опекуном назначена Р.З.В..
Решением Ивановского районного суда Амурской области от 23.10.1998г. ФИО5 лишена родительских прав в отношении своей несовершеннолетней дочери ФИО1 - дд.мм.гг. года рождения.
Постановлением главы администрации Ивановского района Амурской области № 648 от 30.10.1998 г. за несовершеннолетней ФИО1 дд.мм.гг. года рождения оставшейся без попечения родителей, ввиду того, что её мать ФИО5 лишена родительских прав, а отца нет, закреплено жильё в с<адрес>, где проживала девочка с матерью.
Постановлением вице-мера г. Благовещенска от 16.11.1998 г. № на основании заявления Р.З.В., последняя освобождена от обязанностей опекуна, а несовершеннолетняя ФИО1 определена в детский дом.
Из ксерокопии свидетельства о смерти № отделом ЗАГС администрации г. Благовещенска Амурской области 25.01.2001г. следует, что ФИО5 умерла 29.05.2000 года, запись акта о смерти №. Место смерти <данные изъяты>.
Распоряжением № от 01.07.2002г. главы администрации Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области за сиротой ФИО1 закреплён жилой дом в с<адрес>. Согласно этого же распоряжения дом находится в ветхом состоянии и требует капитального ремонта.
Согласно ксерокопии акта № от 20.12.2002 г., специалистом отдела образования К.Т.П. и главой администрации Николаевского сельсовета К.И.А. проведена проверка сохранности жилья, закреплённого за несовершеннолетней ФИО1 в с<адрес> в результате которой было установлено, что дом находится в аварийном состоянии, требует серьёзного ремонта. В доме никто не проживает, имущества в доме нет, строение очень старое, ветхое.
Постановлением главы администрации Николаевского сельсовета № от 18.02.2003г. несовершеннолетняя ФИО1 дд.мм.гг. г.р. в виду того, что закреплённое за ней жильё представляет обвальный фонд, поставлена в льготную очередь на получение жилья № 1 по администрации Николаевского сельсовета. Ответственность за предоставление жилья возложена на главу администрации Николаевского сельсовета.
По окончании <данные изъяты> муниципальной общеобразовательной средней (полной) школы Константиновского района Амурской области, получив основное общее образование (Аттестат об основном общем образовании № от 16.06.2006 г.), в 2006 году ФИО1 поступила в Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Амурской области «Профессиональное училище № 4», которое окончила в 2009 г. получив квалификацию повара - четвертого разряда, кондитера третьего разряда, по профессии повар, кондитер с получением среднего (полного) общего образования (Диплом №, регистрационный номер № дата выдачи 01.07.2009 г.).
Согласно сопроводительного письма за № 3078 от 27.12.2012г. отделом образования администрации Ивановского района Амурской области в адрес Министерства образования и науки Амурской области был направлен пакет документов на ФИО1, претендующую на получение жилья в соответствии с Законом Амурской области от 11.04.2005г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением главы от 27.12.2012 г. № 83 (на которое делается ссылка в постановлении № 683 от 02.10.2015 г. «О снятии с учета для внеочередного предоставления жилого помещения ФИО1 – лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), ФИО1, оставшаяся без попечения родителей, поставлена на учет для внеочередного предоставления жилого помещения.
В Реестре учета лиц из числа детей – сирот, претендующих на получение жилья по договору социального найма, специализированного найма (с 2013 года) Отдела образования администрации Ивановского района 2010 г., ФИО1 значится под порядковым № 30, место нахождения нуждающегося указано как г.Благовещенск, наименование населенного пункта, где предполагается выделение жилья с. Николаевка, дата подачи заявления и пакета документов в Отдел образования указана 06.12.2012 г., дата направления документов в Министерство образования и науки Амурской области указана как 28.12.2012 г.
При этом и в сопроводительном письме № 3078 от 27.12.2012 г. и в Реестре учета лиц из числа детей – сирот, претендующих на получение жилья, дата рождения ФИО1 указана как дд.мм.гг. г., тогда как согласно свидетельства о рождении №, и паспорта №, выданного МО УФМС России по Амурской области в городе Благовещенске 23.03.2010 г. дата рождения ФИО1 – дд.мм.гг. года.
Оценивая вышеприведенные документы, суд приходит к выводу, о допущенных в них ошибках в написании даты рождения ФИО1, так как в её заявлении, датированном 06.12.2012 г., поданном в отдел Образования администрации Ивановского района, на которое делается ссылка в Реестре учета лиц из числа детей – сирот, претендующих на получение жилья, указан номер, серия и место выдачи паспорта №, выданного МО УФМС России по Амурской области в городе Благовещенске, в котором дата рождения ФИО1 указана как дд.мм.гг. г.
Таким образом, из анализа указанных документов следует, что ФИО1 в возрасте 22-х лет, относясь к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была признана в установленном порядке нуждающейся в предоставлении жилого помещения и включена в Реестр учета лиц из числа детей-сирот, претендующих на получение жилья.
Согласно ксерокопии заявления от 11.09.2015 года, ФИО1 обратилась в отдел образования администрации Ивановского района с просьбой «снять её с очереди по жилью».
При этом, на момент написания указанного заявления право ФИО1 на получение жилья реализовано не было, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства представителями ответчиков, а также подтверждается ответом начальника отдела образования № 1011 от 20.04.2015 г. на письмо ФИО1, в котором указано на то, что ФИО1 не было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, так как ими приобретались жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в отношении лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей у которых имеются судебные решения. Рекомендовано обратиться в суд если ФИО1 считает, что ими нарушены её права по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановлением и.о. главы администрации Ивановского района Амурской области от 02.10.2015 г. № 683 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была снята с учёта для внеочередного предоставления жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с возможностью получения жилого помещения по месту учебы и жительства в г. Благовещенске.
Вместе с тем, как следует из Постановления администрации г. Благовещенска Амурской области от 06.11.2015 г. № 4077, ФИО1 в числе иных лиц, было отказано в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представившей документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также не представившей предусмотренные ч.4 ст.52 ЖК РФ документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
Согласно ксерокопии выписки из протокола № 24 заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации города Благовещенска от 09.12.2015 г., ФИО1 обращалась с заявлением о принятии на учет 07.02.2013 г. Постановлением администрации г. Благовещенска от 28.02.2013 г. № 783 заявителю отказано в принятии на учет (отсутствовала справка БТИ, состояла на учете в другом муниципальном образовании).
ФИО1 23.10.2015 г. обратилась с заявлением о принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при рассмотрении которого было установлено, что мать ФИО1 умерла в 2000 году, отца нет. Заявитель окончила ПУ № 4 г. Благовещенска в июле 2009 г. Постановлением главы администрации Николаевского сельсовета Ивановского района амурской области от 18.02.2003 г. № 3, заявитель была поставлена на льготную очередь на получение жилья. Постановлением от 02.10.2015 г. № 683 снята с учета на основании личного заявления. ФИО1 постоянной регистрации не имеет, с 28.09.2015 г. по 25.09.2020 г. зарегистрирована по месту пребывания в г. Благовещенске <адрес>. В заявлении указан адрес проживания: <адрес>, договор найма на данное жилое помещение не предоставлен. Предоставлена справка о том, что ФИО1 работает продавцом-кассиром в ООО «<данные изъяты>» с 08.03.2014 г., юридический адрес организации: г. Москва. Предоставленная справка не подтверждает то обстоятельство, что местом работы заявителя является г. Благовещенск. ФИО1 не предоставлена справка БТИ по Ивановскому району о наличии либо отсутствии в собственности жилья у заявителя на территории указанного района. В настоящее время статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей заявителем утрачен, в связи с превышением 23-х летнего возраста. Постановлением администрации г. Благовещенска от 06.11.2015 г. № 4077 ФИО1 отказано в принятии на регистрационный учет.
24.11.2015 г. ФИО1 обратилась с заявлением о принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В отличие от документов, представленных в октябре текущего года, заявителем представлена справка ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Амурского филиала об отсутствии зарегистрированных прав собственности на жилые помещения по Ивановскому району Амурской области; трудовой договор от 08.03.2014 г. с ООО «<данные изъяты>» о принятии ФИО1 на работу на должность продавца-кассира с 08.03.2014 г., место работы ФИО1 определяется по месту обособленного подразделения <данные изъяты>, расположенного в г. Благовещенске. Договор найма жилого помещения заявителем не предоставлен. Статус лица из числа, оставшихся без попечения родителей заявителем утрачен, в связи с превышением 23-х летнего возраста. Решили: ФИО1 отказать в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представившей документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также не представившей предусмотренные ч.4 ст.52 ЖК РФ документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
03.02.2016 г. (вх. № 101), ФИО1 обращается в Отдел образования администрации Ивановского района с заявлением о восстановлении её в очереди на получение жилья, излагая в нем обстоятельства, приведенные выше.
Письмом заместителя начальника Отдела образования администрации Ивановского района Амурской области за № 778 от 23 марта 2016 г., ФИО1 было сообщено, что она в данное время к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не относится, так как на дату подачи заявления ей исполнилось 26 лет, а судебного решения о признании права на обеспечение жилым помещением, исходя из имеющихся у них данных, не имеется. В данное время ей необходимо в судебном порядке доказать уважительную причину пропуска срока подачи соответствующих документов.
Данный отказ в виде письма заместителя начальника Отдела образования администрации Ивановского района Амурской области за № 778 от 23 марта 2016 г., нельзя признать законным.
Так, обращаясь в суд с заявленными исковыми требованиями ФИО1 указывала на то, что при написании заявления о снятии её с очереди на предоставление жилого помещения, она была введена в заблуждение должностным лицом Отдела образовании администрации Ивановского района Амурской области, поскольку её воля не была направлена на снятие с учета как такового, а как пояснила ФИО1 в ходе судебного разбирательства она лишь хотела «перевестись» на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении г. Благовещенск по месту своего фактического проживания и работы.
Как на доказательства того, что она была введена в заблуждение, ФИО1 сослалась на показания свидетелей. Свидетель ФИО10, будучи допрошенным в ходе судебного разбирательства, показал, что он находился в здании Отдела образования администрации Ивановского района Амурской области при написании ФИО1 заявления, сам текст заявления он не видел, но так как дверь в кабинет, где находилась ФИО1 и работник Отдела образования была открыта, он слышал, как сотрудником Отдела образования было сказано ФИО1, что нужно написать заявление о переводе и её дело переведут в г. Благовещенск, то есть речь шла именно о переводе. Заявление ФИО1 писала под диктовку. ФИО1 не разъяснялось, что здесь (в с. Ивановка) нужно сняться с учета, а в г. Благовещенске вновь написать заявление о постановке на учет.
Свидетель ФИО11 показал, что сам он при написании заявления не присутствовал, но со слов ФИО1 ему известно, что она под диктовку должностного лица администрации или Отдела образования написала не то заявление, ей нужно было написать заявление на перевод, а было написано заявление на снятие с учета. ФИО1 ввели в заблуждение и сняли с учета на получение жилья.
К показаниям данных свидетелей суд относится критически, поскольку свидетель ФИО11 подтвердил, что не был очевидцем происходящего, в связи с чем, его показания не отвечают требованиям допустимости. Доказательств присутствия ФИО10 в Отделе образования администрации Ивановского района, в момент написания заявления ФИО1, материалы дела не содержат, суду представлены не были, в связи с чем, у суда имеются сомнения в достоверности присутствия ФИО10 при указанных им обстоятельствах. Кроме того, как пояснили свидетели они являются приятелями истицы, в связи с чем, суд усматривает заинтересованность свидетелей в исходе дела.
Вместе с тем, то обстоятельство, что у ФИО1 не было намерения сниматься вообще с учета на получение жилья, а было лишь намерение перевестись на учёт на получение жилого помещения в другое муниципальное образование, а именно в г. Благовещенск по месту её фактического проживания и работы, подтверждается её неоднократными обращениями с заявлениями о принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрацию г. Благовещенска, в том числе и до снятия с учета, а именно 07.02.2013 г, о чем свидетельствует выше приведенная выписка из протокола № 24 заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Благовещенска, а также данное обстоятельство подтверждается и самим постановлением № 683 от 02.10.2015 г., в котором указано на снятие ФИО1 с учета для внеочередного предоставления жилого помещения в связи с возможностью получения жилого помещения по месту учебы и жительства в г. Благовещенске.
Как пояснила в ходе судебного разбирательства представитель Отдела образования администрации Ивановского района Амурской области ФИО4, действующим законодательством процедура перевода лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения в одном муниципальном образовании в другое муниципальное образование – не предусмотрена. Для постановки на учет в другом муниципальном образовании необходимо сняться с учета в том муниципальном образовании в котором данное лицо состоит на регистрационном учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и обратиться с заявлением и полным пакетом документов для постановки на учет в другое муниципальное образование. При этом, на учет необходимо встать до утраты статуса лица из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть до 23-х летнего возраста.
Однако, на момент снятия с учета, ФИО1 уже исполнилось 25 лет, что исходя из разъяснений представителя Отдела образования администрации Ивановского района делало невозможным принятие её на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в г. Благовещенске. Вместе с тем, данное обстоятельство, как пояснила в ходе судебного разбирательства ФИО1, ей разъяснено не было. Доказательств обратного, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ сторона ответчика суду не представила.
В тоже время, недоведение до ФИО1 информации об ограничении срока постановки на учет по возрастному цензу подтверждается сложившейся ситуацией, так как будучи проинформированной о неблагоприятных последствиях её действий по снятию с учета в Ивановском районе и невозможности последующего принятия на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в г. Благовещенске, ФИО1 не стала бы писать заявление подобного характера.
Признавая необходимость государственной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст.39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
При рассмотрении искового заявления, судом установлено, что ФИО1 в несовершеннолетнем возрасте (до 18 лет) первоначально являлась лицом, оставшимся без попечения родителей, так как её мать была лишена родительских прав, а сведения об отце были записаны по указанию матери, а затем, в 2000 г., после смерти матери, она приобрела статус сироты. Закрепленного жилого помещения она не имеет, в связи с тем, что дом, где она с матерью проживала был признан не пригодным для дальнейшего проживания, поэтому ФИО1 была поставлена в льготную очередь на получение жилья в администрации Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области, а в дальнейшем, до достижения возраста 23 лет, на внеочередное получение жилья. Впоследствии, 02.10.2015 г. ФИО1 была снята с учета на внеочередное получение жилья, в связи с возможностью получения жилого помещения по месту учебы и жительства в г. Благовещенске. Поскольку ей было отказано в г. Благовещенске в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 03.02.2016 г., то есть после достижения 23 лет, ФИО1 (дд.мм.гг. года рождения) обратилась с заявлением о восстановлении её в очереди на получение жилья. Письмом заместителя начальника Отдела образования администрации Ивановского района Амурской области за № 778 от 23 марта 2016 г., ей было отказано в предоставлении жилого помещения специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в связи с утратой статуса лица-сироты.
Вместе с тем, поскольку ФИО1 в 2012 г., до достижения ею возраста 23-х лет, выразила свою волю быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была обоснованно, в предусмотренном законодательством порядке, поставлена на учет на внеочередное получение жилого помещения в Ивановском районе, при написании ею заявления добросовестно полагала, что будет переведена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в г. Благовещенск, в настоящее время не обеспечена жильем, о чем свидетельствует Уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от 29.04.2016 г. сведений о регистрации прав ФИО1 на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества, то есть она имела статус лица из числа детей – сирот, при этом будучи поставленной на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, не реализовала принадлежавшее ей право по независящим от неё причинам, то отказ в виде письма заместителя начальника Отдела образования администрации Ивановского района Амурской области за № 778 от 23 марта 2016 г., в восстановлении ФИО1 в списках на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, как лица из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, суд признает незаконным, а права ФИО1 подлежащими восстановлению, поскольку истица, будучи обоснованно включенной в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не может быть произвольно лишена права на предоставление ей жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.
Таким образом требование ФИО1 о признании незаконным отказа в виде письма заместителя начальника Отдела образования администрации Ивановского района Амурской области за № 778 от 23 марта 2016 г., в восстановлении её в списках на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, как лица из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит удовлетворению.
Рассматривая требование истицы о возложении на администрацию Ивановского района Амурской области обязанности восстановить ей в очереди и в списках на получение внеочередного жилого помещения по договору социального найма как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма с 27.12.2012 г., суд приходит к следующим выводам.
Поскольку в ходе судебного разбирательства судом установлен факт нарушения законных прав ФИО1 на обеспечение её жилым помещением в соответствии с требованиями законодательства регулирующего вопросы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд находит необходимым восстановить нарушенные права ФИО1 в соответствии с действующим на момент рассмотрения иска законодательством, так как с 01 января 2013 года жилые помещения должны предоставляться детям – сиротам и лицам из их числа не из фонда социального использования по договорам социального найма во внеочередном порядке по договору социального найма, как это было предусмотрено п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2013 г.), а из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа по договору специализированного найма (ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях в новой редакции).
При таких обстоятельствах ФИО1 подлежит восстановлению в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, с даты её постановки на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в жилом помещении, то есть с 27 декабря 2012 года.
При этом довод представителя отдела образования администрации Ивановского района Амурской области об отсутствии порядка (процедуры) восстановления в списках нуждающихся в жилом помещении по договору найма специализированных жилых помещений по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд признает несостоятельным.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Исходя из вышеприведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
Выбранный истицей способ защиты права путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, а именно, с учетом действующего на момент рассмотрения иска законодательства путем восстановления её в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, с даты её постановки на учет воргане местного самоуправления в качестве нуждающейся в жилом помещении, то есть с 27 декабря 2012 года, предусмотрен статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы представителя администрации Ивановского района Амурской области о том, что ФИО1 не может претендовать на жилое помещение на территории Ивановского района в связи с тем, что с 1998 года на территории Ивановского района не проживает, являются необоснованными, поскольку постановка ФИО1 на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории дети-сироты в 2012 г., свидетельствует о признании администрацией Ивановского района Амурской области за ней права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Вместе с тем, не может быть признано незаконным и не действующим постановление главы администрации Ивановского района Амурской области от 01 октября 2015 года № 683, которым она была снята с учета на получение внеочередного жилого помещения по договору социального найма как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечителя родителей, поскольку оно было принято на основании заявления ФИО1, написанного ею собственноручно, что истица подтвердила в ходе судебного заседания, снятие с учета было обосновано возможностью получения жилого помещения по месту учебы и жительства в г. Благовещенске, в связи с чем, при его рассмотрении каких-либо оснований для отказа в снятии ФИО1 с учета, - не имелось.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к администрации Ивановского района Амурской области, Отделу образования администрации Ивановского района Амурской области о возложении обязанности восстановления в очереди и в списках на получение внеочередного жилого помещения по договору социального найма как лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договорам социального найма, с 27 декабря 2012 года,– удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ в виде письма заместителя начальника Отдела образования администрации Ивановского района Амурской области за № 778 от 23 марта 2016 г., в восстановлении ФИО1 в списках на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, как лица из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать администрацию Ивановского района Амурской области восстановить ФИО1 в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по договору найма специализированного жилого помещения, с даты её постановки на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в жилом помещении, то есть с 27 декабря 2012 года, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Е.В.Баженова
В окончательной форме решение принято 13 июня 2016года.