ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-556/2018 от 26.04.2018 Фрунзенского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2-556/2018 ......

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«26» апреля 2018 г.

Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Слепаковой О.Е.

при секретаре Архиповой С.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области к ФИО1 о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре,

У С Т А Н О В И Л :

Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области обратилась с иском в суд к ФИО1 о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре. В обоснование указала, что объект культурного наследия «......», расположенный по адресу: ...... постановлением Законодательного собрания Владимирской области от 24.04.2013 г № 126 «О включении выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения» включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения«...... 04.12.2015 г приказом Министерства культуры РФ № №... указанный объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный номер №...

24 мая 2016 года в соответствии с требованием ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия № №... утверждено охранное обязательство. Собственником вышеуказанного памятника на основании выписки из ЕГРП от ... является ФИО1. 12 мая 2016г. в соответствии с требованиями ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ был подготовлен и утвержден акт технического состояния в отношении объекта культурного наследия, предусматривающий необходимые работы по сохранению памятника, а именно: разработка научно-проектной документации на проведение противоаварийных работ с последующей консервацией объекта – срок выполнения работ до 20.09.2017 г; проведение противоаварийных работ, консервация объекта – срок выполнения работ до 20.10.2017 г; разработка научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе инженерное обследование здания – срок выполнения работ до 20.10.2019 г; проведение комплексных ремонтно-реставрационных работ на объекте – срок выполнения работ до 20.10.2019 г.

ФИО1 не обеспечена в срок до 20.09.2017 г разработка научно-проектной документации на проведение противоаварийных работ с последующей консервацией объекта культурного наследия, в также проведение противоаварийных работ, консервации памятника в срок до 20.10.2017 г. На основании изложенного и в соответствии со ст. 11,40,41,45, 47.2, 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 30 ГПК РФ, истец просил суд обязать ФИО1 в течение 2 (двух) месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать научно-проектную документацию на проведение противоаварийных работ и провести противоаварийные работы с последующей консервацией объекта культурного наследия регионального значения «......», расположенный по адресу: ......

В судебном заседании представитель истца ФИО2 (по доверенности № №... от ... г. сроком до ... г.) поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указал, что в настоящее время ул....... переименована в ул.......

Ответчик с исковыми требованиями не согласился, указав, что приобрел право собственности на здание (назначение - жилой дом), площадью №... кв. м., количество этажей 1, расположенный по адресу: ...... на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ...., заключенного с ФИО3. На момент заключения договора ответчику не было известно о том, что дом включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия. О данном обстоятельстве ответчик узнал только после получения охранного обязательства. Дом является памятником истории и культуры ССР еще с 1976г., поскольку в материалах дела имеется паспорт памятника, датированный 1976г.. За время с 1976 по 2017гг. ни Инспекция, ни Администрация муниципального района ...... района не требовали от предыдущих собственников предпринимать какие-либо действия по обеспечению сохранности (благоустройству) дома, не смотря на то, что дом уже на тот момент находился в плохом состоянии. Пояснил, что администрация муниципального района ...... и Государственная инспекция пытались оспорить право собственности ответчика на объект в Собинском городском суде. До окончания спора ответчик не мог полноценно исполнять свои обязанности в отношении дома. Поэтому считает, что срок проведения работ, установленный охранным обязательством и актом, должен быть увеличен на время рассмотрения дела в Собинском суде (290 дней). Также указал, что не отказывается выполнять требования по сохранению памятника, но не располагает достаточными денежными средствами. Поиски спонсоров либо лиц, желающих принять памятник в дар, результатов не дали. В удовлетворении заявленных требований просил отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, в соответствии ст. 210 ГК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 47.2. Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора, в соответствии ч.11 ст.47.6 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ".

Согласно ч.1 ст.47.3 указанного Закона при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия, физические или юридические лица, которым объект принадлежит на праве собственности обязаны:

1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

В судебном заседании установлено следующее.

Объект культурного наследия «......», расположенный по адресу: ...... постановлением Законодательного собрания Владимирской области от ... г № №... «О включении выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения» включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения «.......».

04.12.2015 г приказом Министерства культуры РФ № №... указанный объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный номер №... (л.д. 31).

Постановлением администрации муниципального образования ...... сельское поседение ...... района Владимирской области от .... № №... ул....... переименована в ул.......

24 мая 2016 года в соответствии с требованием ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия № №... утверждено охранное обязательство (л. д. 9-19).

В соответствии с пп. 1 п.17 раздела 3 Охранного обязательства собственник помещения, являющегося объектом культурного наследия, обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Подпунктом 7 п.17 и п.18 раздела 3 Охранного обязательства установлена обязанность собственника объекта культурного наследия не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, а также обязанность выполнять требования к сохранению объекта в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта или его части в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны культурного наследия.

Собственником вышеуказанного памятника согласно выписки из ЕГРП от ... является ФИО1 (л. д. 26-27).

12 мая 2016г. в соответствии с требованиями ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ был подготовлен и утвержден акт технического состояния в отношении объекта культурного наследия, предусматривающий необходимые работы по сохранению памятника, а именно: разработка научно-проектной документации на проведение противоаварийных работ с последующей консервацией объекта – срок выполнения работ до 20.09.2017 г; проведение противоаварийных работ, консервация объекта – срок выполнения работ до 20.10.2017 г; разработка научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе инженерное обследование здания – срок выполнения работ до 20.10.2019 г; проведение комплексных ремонтно-реставрационных работ на объекте – срок выполнения работ до 20.10.2019 г (л. д. 20-22).

23 мая 2016 года в адрес собственника ФИО1 Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия было направлено копия приказа об утверждении охранного обязательства с копией утвержденного охранного обязательства и актом технического состояния (л. д. 28).

15 сентября 2017 года ФИО1 обратился с заявлением к Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области об изменении сроков выполнения работ, обусловленных в охранном обязательстве, указав, что на данный момент не располагает необходимыми денежными средствами, в связи с чем выполнение работ не представляется возможным (л. д. 33).

12 октября 2017 года Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия, рассмотрев обращение ФИО1 от 15.09.2017 г., ответила отказом, по причине неудовлетворительного состояния объекта культурного наследия (л. д. 32).

При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.

Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами объект культурного наследия «......», расположенный по адресу: ...... находится в собственности ФИО1 Право собственности зарегистрировано ... г в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРП, в связи с чем ответчик, реализуя указанные права, обязан нести бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, в том числе соблюдать порядок и условия пользования такими объектами на основании охранного документа - охранного обязательства.

То обстоятельство, что на момент заключения договора купли-продажи ответчик не знал о включении приобретаемого дома в единый государственный реестр объектов культурного наследия, не может служить основанием для освобождения его от обязанности по сохранению данного памятника и поддержания его в надлежащем состоянии.

Доводы об отсутствии достаточных денежных средств для проведения в мероприятий по содержанию и сохранению объекта культурного наследия, также не являются основанием к отказу в удовлетворении заявленных Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия требований. На момент разрешения дела спорный объект продолжает оставаться в собственности ответчика, данных об изменении собственника и пользователя указанного объекта не имеется.

Таким образом, суд находит исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина в сумме 300 подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета муниципального образования г. Владимир.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области удовлетворить.

Обязать ФИО1 в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить разработку научно-проектной документации на проведение противоаварийных работ и проведение противоаварийных работ с последующей консервацией объекта культурного наследия регионального значения «.......», расположенный по адресу: ......

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира.

Председательствующий судья подпись О.Е. Слепакова

......

......

......