ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5571/17 от 13.11.2017 Череповецкого городского суда (Вологодская область)

Дело № 2-5571/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 ноября 2017 года город Череповец

Череповецкий городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Булиной С.Ю.,

при секретаре судебного заседания Феофановой А.А.,

с участием истца Шапулина Е.Г., представителя истца Мамедовой Э.Н., представителя ответчика Курочкиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шапулина Е. Г. к ООО «Директ почта» о защите прав потребителей,

у с т а н о в и л :

Шапулин Е.Г. обратилась в суд с иском к ООО «Директ почта» о защите прав потребителей, указав в обоснование, что с ДД.ММ.ГГГГ он является клиентом ответчика за номером «Товары почтой» и принимал участие в Призовых, а затем и в маркетинговых акциях по трем каталогам «Товары почтой». По трем маркетинговым акциям он был признан Главным Победителем с вручением документов за подписью ответственных лиц ответчика, а именно Комитета дирекции «Товары почтой». При этом истребуемые ответчиком документы истцом своевременно высылались ответчику заказными письмами от ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Однако, свои денежные призы он так не получил. В адрес ответчика были направлены претензии от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Ответа на претензии истец не получал. Поскольку истец был объявлен Главным Победителем Новогодней акции ДД.ММ.ГГГГ, сделал письменный запрос от ДД.ММ.ГГГГ на перечисление ему 2500000 рублей со специального призового счета каталога «салон умных подарков». Его запрос был передан в финансовое управление. Однако деньги ему не перечислили. Истец был объявлен Главным Победителем выигрышного номера в акции «Суперприз с доставкой на дом» и согласно Решению Комитета дирекции от ДД.ММ.ГГГГ ответственные за вручение Суперприза в размере 3 млн. рублей должны были вручить этот приз. По этому поводу было направлено в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ заявление на доставку суперприза на дом. В результате суперприз в размере 3 000 000 рублей истец не получил. В маркетинговой акции, проводимой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец является единственным обладателем Главного приза 3 000 000 рублей, выплата которого должна была состояться в ДД.ММ.ГГГГ. Все необходимые и истребуемые ответчиком документы для получения приза он отправил последнему ДД.ММ.ГГГГ. Его участие в акциях обеспечивалось путем направления истцу информационных уведомлений, каталогов и иных материалов. Он ознакомился со всеми условиями акции, указанными крупным шрифтом на цветных флаерах, поверил им, согласился участвовать в акциях, чем фактически, считает, акцептировал предложенный договор оферты действиями, предписываемыми корреспонденцией ответчика, в соответствии с условиями проведения акции. Факт заключения договора подтверждается многократным повторением действий, которые он проводил по предложениям ответчика. В связи с тем, что выполнял все указания ответчика, получил многочисленные подтверждения, что именно он является главным победителем акции, обещанные награды должны были быть выплачены ответчиком. При этом неоднократно заказывал у ответчика различные товары и на определенном этапе получил письмо о признании его главным победителем. Это и стимулировало принимать участие в акции. Истец стремился быть одним из лучших, поэтому заказывал новые товары. Но когда не получил свои деньги перенервничал и был вынужден обратиться в поликлинику, где были обнаружены обострения всех заболеваний, находясь в преклонном возрасте, перенес стрессовое состояние. Считает, что ответчик публично объявил о выплате приза, в связи с чем, на основании ст.1055 ГК РФ принял на себя соответствующие обязательства. Согласно уставу ООО «Директ почта», к основным видам деятельности Общества относится розничная торговля товарами народного потребления, в том числе почтовая торговля и торговля по заказам (дистанционным способом), маркетинговые услуги. С целью поддержания интереса к товарам и способствованию реализации товаров ответчик распространяет рекламу, в том числе в СМИ и одновременно ответчик проводит стимулирующие мероприятия в порядке, предусмотренном ст.9 ФЗ «О рекламе». С целью поощрения клиентов ответчик проводит маркетинговые акции вручением вещевых и денежных призов. В связи с чем, клиенту высылается кроме каталога информационно-развлекательные материалы, а также купон заказа и бланк официального участия в Маркетинговой акции, квитанция Сбербанка, почтовый конверт. Согласно «Правилам проведения маркетинговых акций ООО «Директ Почта», призеры определяются из числа клиентов, оплативших товар и приславших документ, подтверждающий заказ, до даты окончания приема документов в соответствии с условиями акций. Данные обстоятельства подтверждаются решением комиссии о проведении указанной акции о проведении маркетинговой акции с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По условиям маркетинговой акции, указанная акция проводится с целью продвижения новых товаров по почтовым каталогам товаров, реализуемых по почтовым каталогам. Акция не является игрой, конкурсом, лотерей, публичным обещанием награды или иным мероприятием, основанным на риске. Каждый клиент, получивший документы информационного характера объявляется победителем. Термин победитель означает, что данный клиент выбран фирмой среди других клиентов для отправки указанных документов, при получении которых ему предоставляется возможность участвовать в акции и претендовать на призы при выполнении определенных условий. Обладатель главного приза определяется не случайным образом, а специальной уполномоченной комиссией, в финале акций. С учетом суммы заказа, даты поступления заказа, факта поступления в полном объеме оплаты по данному заказу. Таким образом, победителем маркетинговой акции был выбран клиент, в соответствии с утвержденными у ответчика внутренними нормативными актами. Считает, что сам по себе факт заказа товара и направление необходимой документации в адрес ответчика является основанием для получения денежного приза. По условиям проведения маркетинговых акций получатели документов информационно- рекламного характера, а также каталогов с предложением о приобретении товаров, объявляются победителями, при этом, термин «победитель» означает, что клиент выбран фирмой среди других клиентов для отправки указанных документов, при получении которых ему предоставляется возможность участвовать в акции и претендовать на призы при выполнении определенных условий при условии предварительно оплаченного заказа, хотя бы одного товара из предложенного каталога фирмы клиенты имеют возможность в финале маркетинговой акции претендовать на получение главного приза. Истец стал обладателем денежных призов по маркетинговым акциям, проводимым ответчиком определенным комиссией по рассмотрению итогов отбора акций и соответственно имеются в основания для применения ст.1055 ГК РФ. Учитывая, что участие в маркетинговой акции, проводимой ответчиком, обусловливалось исключительно приобретением товаров у ответчика, согласно присылаемым каталогам, имеющим неопределенный круг потребителей, соответственно, данная акция являлась стимулирующим мероприятием для приобретения потребителями товаров. Соответственно, все присылаемые каталоги и информационные листы следует отнести к рекламной информации, на которую распространяются требования Закона «О рекламе». Считает, что все приложения к каталогам товаров сведений об участии в розыгрыше призов не соответствовали действительности в части сообщения ему о том, что он является победителем и выиграл приз и вводили его в заблуждение и таким образом, недобросовестно стимулируя на приобретение новых товаров. Указывает, что в данном случае указание в условиях проведения акции на то, что по условиям акции, термин «победитель» означает, что данный клиент выбран организатором среди других клиентов для отправки указанных документов, при получении которых ему предоставляется возможность участия в акции, противоречит общепринятому значению слова «победитель». Смысл вкладываемый ответчиком в термин «победитель» не доведен до него в материалах информационно-рекламного характера доступным и наглядным способом тем же шрифтом и цветом, которым указано о признании его победителем. В данном случае имеет место нарушение со стороны ответчика прав потребителя, а также нарушении закона «О рекламе», что повлекло нравственные страдания, считает необходимым требовать взыскания компенсации морального вреда. Свои нравственные страдания оценивает в размере 600 000 рублей. При определении размера морального вреда учитывает то, что он находится в преклонном возрасте, состояние здоровья, степень вины ответчика, его недобросовестностью был введен длительное время в заблуждение относительно возможности получения денежных призов, продолжая заказывать товары, очень сильно переживает и является инвалидом. Кроме того, считает, что у ответчика возникла обязанность по выплате обещанных денежных вознаграждений в размере 8 миллионов 500 тысяч рублей. Просит взыскать с ООО «Директ почта» вознаграждение в размере 8 500 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 600 000 рублей..

В судебном заседании истец Шапулин Е.Г. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Мамедова Э.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, суду пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ истец стал клиентом ООО «Директ почта», приобретал товары почтой. По трем маркетинговым акциям он был признан победителем. Истец направил ответчику все истребуемые документы, но денежные призы выплачены не были. Ответчику была направлена претензия, которая оставлена без удовлетворения. Ответчик публично объявил о получении приза. Просят исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Директ почта» по доверенности Курочкина Н.С. иск не признала, суду пояснила, что к основным видам деятельности ООО «Директ почта» относится розничная торговля товарами народного потребления, в том числе почтовая торговля по заказам. Истец никаких возвратов товара или претензий к качеству товара на всем протяжении сотрудничества с ООО «Директ почта» не предъявлял. Клиент, заказавший в период маркетинговой акции товар на самую большую сумму, получает денежный приз. Комиссия своим решением определяет получателя главного денежного приза. Победителем маркетинговой акции стал другой клиент, который заказал товар на большую сумму, чем истец. С условиями акции истец был ознакомлен. ООО «Директ почта» выбрало двух победителей, которыми истец не является. Из представленных истцом документов не усматривается, что к нему перешло право собственности на указанные денежные суммы. Договора участия в розыгрыше денежных призов с истцом не заключался. Просит в иске отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что согласно Уставу ООО «Директ Почта», к основным видам деятельности Общества относится розничная торговля товарами народного потребления, в том числе почтовая торговля и торговля по заказам (дистанционным способом); маркетинговые услуги и т.д.

С целью поддержания интереса к товарам и способствованию реализации товаров, ООО «Директ Почта» распространяет рекламу, в том числе в СМИ. Одновременно ООО «Директ Почта» проводит стимулирующие мероприятия в порядке, предусмотренном ст. 9 ФЗ «О рекламе».

С целью поощрения клиентов ответчик проводит Маркетинговые акции с вручением вещевых и денежных призов. В связи с чем, кроме каталога клиенту высылаются информационно-развлекательные материалы, а также купон заказа и бланк официального участия в Маркетинговой Акции, квитанция Сбербанка, почтовый конверт и т.д..

Как следует из представленных документов, истец Шапулин Е.Г. сотрудничает с ООО «Директ Почта» с ДД.ММ.ГГГГ..

В период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. проводились Маркетинговые Акции с Главным денежным призом 2 500 000 руб., дополнительными премиями 300 000 руб., 200 000 руб., 10 000 руб..

Уведомлениями о вручении денежного приза Шапулин Е.Г. был признан главным победителем «Новогодней акции» и «Суперприз с доставкой на дом».

Согласно условиям Акций (сведения размещены на конверте, адресованном истцу) клиенты, приглашенные к участию в акции, получают почтовые рассылки фирмы, включающие в себя каталоги товаров и различные наборы документов информационного характера, каждый клиент, получивший документы информационно-рекламного характера, объявляется победителем, позволяющим при оплаченном заказе из приложенного каталога фирмы получить вещевой подарок, а также в финале акции претендовать на получение главного приза – 2 500 000 руб. Всем клиентам в составе рассылки высылается единый номер и марка «Победителя», которые не гарантируют получения главного приза, но дают право на его запрос. По итогам акций обладатели главного приза и доп. премий будут определены не случайным образом, а специальной комиссией, согласно «Правилам проведения маркетинговых акций, определения призеров и вручения призов» с учетом максимальной суммы заказа, даты поступления заказа, факта поступления в полном объеме оплаты по данному заказу из числа всех зарегистрированных участников, выполнивших необходимые условия заказа и оплаты товара.

В рамках проведенных маркетинговых акций в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. истец заказал и оплатил товаров на сумму 3 694 руб., в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на сумму 7 388 руб..

Согласно Решению комиссии ООО «Директ почта» от ДД.ММ.ГГГГ. о выборе призеров маркетинговой акции с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., определены обладатели Главного приза в размере 2 500 000 руб. Ф., Главного приза в размере 300 000 руб. Ю., дополнительной премии в размере 200 000 руб. Г., премии за быстрый заказ в размере 10 000 руб. В..

Решением комиссии ООО «Директ почта» от ДД.ММ.ГГГГ. о выборе призеров маркетинговой акции с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., определены обладатели Главного приза в размере 2 500 000 руб. Л., Главного приза в размере 300 000 руб. Ф., дополнительной премии в размере 200 000 руб. М., премии за быстрый заказ в размере 10 000 руб. С..

Суммы Главного приза и дополнительной премии были перечислены указанным выше лицам за вычетом налогов, что подтверждается платежными поручениями, представленными ответчиком от ДД.ММ.ГГГГ. , , от ДД.ММ.ГГГГ. , ..

В соответствии с положениями ст. 1055 ГК РФ публичное обещание награды, это обращенное к неопределенному кругу лиц обещание имущественного вознаграждения за достижение обусловленного результата тому, кто достигнет этого результата. Для того, что бы обещание награды было юридически обязательным, оно должно отвечать определенным признакам, которые и являются основанием возникновения обязательства, предусмотренного ст. 1055 ГК РФ.

Обещание награды не является офертой, поскольку является условным и адресовано не конкретному лицу, а обращено к неопределенному кругу лиц. Не является акцептом достижение результата, поскольку результат может быть достигнут неопределенным числом лиц и при одновременном достижении результата несколькими лицами, каждый из них имеет право рассчитывать на соответствующую часть вознаграждения.

Проводимые ответчиком розыгрыши призов не являются лотереей или иной игрой, основанной на риске. Общество не занимается лотерейной деятельностью, не имеет соответствующего разрешения (лицензии) на осуществление указанной деятельности, а розыгрыши призов проводились ответчиком, в связи с рекламными и маркетинговыми компаниями. Обязанность заключить договор между участником и организатором игр возникает, в силу ст. 1063 ГК РФ, лишь для игр, основанных на риске.

Договор между организатором и участником игр оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа. В уведомлении, направленном истцу, Общество сообщило, что истец выигрывает Приз и ему присваивается номер участия. Порядок получения ценного вещевого приза и главных денежных призов был предусмотрен условиями участия в Маркетинговых Акциях, которые были получены истцом (что не оспаривалось последним) и на необходимость ознакомления с которым имеется ссылка в уведомлениях, направленных истцу. Номер участия, указанный в уведомлении, гарантировал получение всеми зарегистрированными участниками Маркетинговых Акций ценного вещевого приза, но при этом данный номер не являлся номером, который выиграл главные денежные призы.

Согласно условиям участия в Маркетинговых Акциях, обладатель единственного денежного приза определяется уполномоченной комиссией, а в соответствии с "Положением о порядке определения призеров и вручения призов", его выбор не является случайным и производится по установленным критериям, являясь для клиентов Общества бесплатным и ни к чему не обязывающим. Возможность получения главных денежных призов, в рамках проводимых Маркетинговых Акций, для истца никакого риска не представляла, а Общество, реализуя продукцию по каталогам, заключило с истцом договор купли-продажи. При этом истец оплатил стоимость конкретных товаров, заказанных им по каталогу, а денежные средства за полученные ценные вещевые призы и возможность получения главных денежных призов ответчику не выплачивал. Договор о проведении игр, указанных в ст. 1063 ГК РФ, между сторонами не заключался, а уведомление, направленное истцу ответчиком, не может являться предложением заключить такой договор, поскольку не содержит существенных условий договора, предусмотренных ст. 420 ГК РФ.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что у ответчика не возникло обязанности по выплате Шапулину Е.Г. главных денежных призов в заявленном размере, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований Шапулина Е.Г. отсутствуют.

Также суд не находит оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда, поскольку эти требования являются производными от основного требования.

Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Шапулина Е. Г. к ООО «Директ почта» о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда через Череповецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 20 ноября 2017 года.

Судья: С.Ю. Булина