Дело № 2-5572/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Йошкар-Ола 30 августа 2016 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе
председательствующего судьи Митьковой М.В.
при секретаре Нурмухаметовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл к ФИО1 о расторжении договора, взыскании суммы неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Республика Марий Эл в лице Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (далее - Министерство) обратилась к мировому судье с исковым заявлением к ФИО1, просила взыскать с ответчика неосновательное обогащение в размере 37695 рублей 88 копеек, расторгнуть договор от 25 декабря 2014 года № о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредитам, привлекаемым семьями, имеющими трех и более детей, на строительство или приобретение жилья.
В обоснование заявленных требований указано, что 25 декабря 2014 года между Министерством и ФИО1 заключен договор № о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредитам, привлекаемым семьями, имеющими трех и более детей, на строительство или приобретение жилья, в соответствии с которым Министерство обязалось осуществлять социальные выплаты на возмещение процентной ставки по кредиту, привлеченному ФИО1 в ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» в сумме 1000000 рублей по кредитному договору № от 21 ноября 2014 года на строительство жилья по адресу: <адрес>. Согласно п. 1.2 договора социальные выплаты производятся в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым семьями, имеющими трех и более детей, на строительство или приобретение жилья, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 года № 226. За период с 01 января 2015 года по 29 февраля 2016 года ФИО1 предоставлены социальные выплаты в соответствии с договором на сумму 144219 рублей 88 копеек. 01 июля 2015 года семья Р-вых включена в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на 2015 год в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050. Сумма социальной выплаты по категории «Молодая семья» была перечислена истцом 10 ноября 2015 года в бюджет городского округа «Город Йошкар-Ола», которым указанная сумма 12 ноября 2015 года платежными поручениями №№ и № были перечислены на счет получателя – ФИО1 В соответствии с п. 18 Положения социальные выплаты не предоставляются семьям, имеющим трех и более детей, ранее получавшим социальные выплаты или иные меры социальной поддержки на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл. Учитывая, что финансирование Подпрограммы осуществляется, в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, ФИО1 нарушен п. 18 Положения, Республике Марий Эл в лице Министерства причинен ущерб на сумму 37695 рублей 88 копеек. 04 мая 2016 года в адрес ФИО1 направлена претензия, в которой ответчику было предложено расторгнуть договор по соглашению сторон и возвратить в течение семи календарных дней после получения претензии вышеуказанную сумму неосновательного обогащения. Данная претензия была получена ответчиком 20 мая 2016 года, однако до настоящего времени сумма неосновательного обогащения не возвращена.
В ходе рассмотрения дела исковые требования были увеличены, истец просил взыскать с ФИО1 неосновательное обогащение в размере 56289 рублей 46 копеек с октября 2015 года по апрель 2016 года, в остальной части требования оставлены без изменения.
Определением мирового судьи судебного участка № Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл гражданское дело по иску Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл к ФИО1 о расторжении договора, взыскании суммы неосновательного обогащения направлено по подсудности в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным выше.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на иск, также пояснил, что истцом необоснованно прекращены выплаты по договору.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 года № 226 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым семьями, имеющими трех и более детей, на строительство или приобретение жилья (далее - Положение), в целях поддержки семей, имеющих трех и более детей, при строительстве (реконструкции) или приобретении жилья.
В соответствии с п. 9 Положения семья ФИО1, состоящая из пяти человек, 25 июля 2012 года была включена в перечень граждан, претендующих на предоставление социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым семьями, имеющими трех и более детей, на строительство индивидуального жилого дома.
25 декабря 2014 года между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл и ФИО1 заключен договор № о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредитам, привлекаемым семьями, имеющими трех и более детей, на строительство или приобретение жилья, по условиям которого Министерство обязалось осуществлять социальные выплаты на возмещение процентной ставки по кредиту, привлеченному ФИО1 в ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» в сумме 1000000 рублей по кредитному договору № от 21 ноября 2014 года на строительство жилья по адресу: <адрес>. Согласно п. 1.2 Договора социальные выплаты производятся в соответствии с названным выше Положением.
За период с 01 января 2015 года по апрель 2016 года ФИО1 предоставлены социальные выплаты в соответствии с Договором на сумму 153395 рублей 65 копеек.
01 июля 2015 года семья Р-вых Администрацией ГО «Город Йошкар-Ола» была включена в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на 2015 год в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050.
Сумма социальной выплаты по категории «Молодая семья» была перечислена Министерством 10 ноября 2015 года в бюджет городского округа «Город Йошкар-Ола», которым указанная сумма 12 ноября 2015 года платежными поручениями №№ и № перечислены на счет получателя – ФИО1
В соответствии с разделом 4 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» в редакции от 18 апреля 2014 года (далее - Подпрограмма) основными источниками финансирования подпрограммы являются:
средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы;
средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, в том числе ипотечные жилищные кредиты;
средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № к Подпрограмме) социальные выплаты в рамках реализации Подпрограммы выплаты используются:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее -кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;
е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой.
Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям - участникам подпрограммы (далее - банк), на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.
Владелец свидетельства в течение 2 месяцев с даты его выдачи сдает свидетельство в банк. Банк заключает с владельцем свидетельства договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.
Для оплаты приобретаемого жилого помещения распорядитель счета представляет в банк документы, предусмотренные Приложением № 3 к Подпрограмме. Банк проверяет представленные документы и в случае полноты и достоверности представленного пакета документов направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основе указанных документов (договора на жилое помещение, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), полученным до 1 января 2011 года).
Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, оплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, договора с уполномоченной организацией, погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, либо уплаты оставшейся части паевого взноса члена кооператива.
Требования истца основаны на п. 18 Положения, в соответствии с которым социальные выплаты не предоставляются семьям, имеющим трех и более детей, ранее получавшим социальные выплаты или иные меры социальной поддержки на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, учитывая, при этом что финансирование Подпрограммы осуществляется, в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Истец указывает, что ФИО1 нарушен п.18 Положения, на основании которого был заключен договор №, путем получения мер соцподдержки по двум программам, что недопустимо.
Давая оценку доводам истца, суд приходит к выводу, что с момента получения социальной выплаты по категории «Молодая семья» 12 ноября 2015 года ФИО1 утратил право на получение социальных выплат в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым семьями, имеющими трех и более детей, на строительство или приобретение жилья, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 года № 226, и с этого момента считается ранее получавшим социальные выплаты. Следовательно, получение социальных выплат после данной даты является незаконным.
Согласно ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с требованиями договора и закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные гл. 60 ГК РФ, подлежат применению, в том числе к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством, о возмещении вреда, причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
04 мая 2016 года истцом в адрес ФИО1 направлена претензия, в которой ответчику было предложено расторгнуть договор по соглашению сторон и возвратить в течение семи календарных дней после получения претензии сумму неосновательного обогащения в размере 144219 рублей 88 копеек (за период с 01.12.2014 года по 29 февраля 2016 года). Данная претензия была получена ответчиком 20 мая 2016 года, однако до настоящего времени сумма неосновательного обогащения не перечислена истцу.
Таким образом, за период с ноября 2014 года по апрель 2016 года ответчиком неосновательно получена денежная сумма в размере 56289 рублей 46 копеек и подлежит взысканию с ответчика в пользу Республики Марий Эл в лице Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл.
Доводы ответчика ФИО1 о неосновательном прекращении социальных выплат ввиду отсутствия законодательного запрета на последующее получение социальных выплат основаны на неправильном толковании норм материального права.
Истцом заявлено требование о расторжении договора № от 25 декабря 2014 года, заключенного между Министерством и ФИО1 о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредитам, привлекаемым семьями, имеющими трех и более детей, на строительство или приобретение жилья, в связи с существенным нарушением условий договора со стороны ФИО1
В соответствии с ч. 2 ст. 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Существенным нарушением договора со стороны ответчика является получение ФИО1 суммы социальных выплат за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных различными нормативными правовыми актами: подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» и Положением, что прямо запрещено п. 18 Положения.
Таким образом, суд полагает требования о расторжении договора подлежащими удовлетворению.
На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1888 рублей 68 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Расторгнуть договор № от 25 декабря 2014 года о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредитам, привлекаемым семьями, имеющими трех и более детей, на строительство или приобретение жилья, заключенный между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл и ФИО1.
Взыскать с ФИО1 в пользу Республики Марий Эл в лице Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл неосновательное обогащение в размере 56289 рублей 46 копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования «Город Йошкар-Ола» государственную пошлину в размере 1888 рублей 68 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья М.В. Митькова
Мотивированное решение
составлено 05.09.2016 года