ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5576/18 от 24.12.2018 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-5576/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2018 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Тураевой Т.Е.,

при секретаре Фахуртдиновой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО1, Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать проект освоения лесов

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к указанным ответчикам. Просит признать незаконным бездействие Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, выразившиеся в непринятии достаточных мер, направленных на понуждение ФИО1, как арендатора лесного участка по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, к разработке проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: Ульяновская область, <адрес>. Также просит обязать ФИО1, как арендатора вышеуказанного лесного участка, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект освоения лесов и подать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок.

В обоснование требований указал, что в договоре аренды лесного участка указано, что арендатор обязан разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.

По поручению прокуратуры Ульяновского района Ульяновской области ГКУ Ульяновской области «Ульяновское лесничество» провело проверку вышеуказанного земельного участка, в ходе которой выяснилось, что он фактически не используется. Ответчиком ФИО1 до настоящего времени не разработан проект освоения лесов, что может повлечь использование леса не предусмотренным действующим законодательством способом.

В судебном заседании представитель прокурора поддержал требования, привел доводы, аналогичные изложенным исковом заявлении.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, в отзыве на иск просит рассмотреть дело в свое отсутствие, указав следующее. Полагает иск не подлежащим удовлетворению, поскольку ни договором аренды лесного участка, ни Лесным Кодексом не предусмотрены сроки составления проекта. В настоящее время предоставленный в аренду участок не осваивается в связи с тем, что отсутствует проект освоения лесов.

Ссылка прокурора на положения ст. 24 Лесного Кодекса является несостоятельной, так как она предусматривает ответственность за невыполнение проекта освоения лесов. Так как в настоящее время фактически лесной участок не используется, нарушения с ее стороны не имеется. Полагает, что исходя из действующего законодательства, а также договора аренды, она вправе подготовить проект освоения лесов в любой срок в пределах действия договора.

Обращает внимание на то, что в иске не указано, какие именно интересы неопределенного круга лиц нарушены в связи с тем, что она не сдала проект освоения лесов на государственную экспертизу. Также не указано, какие конкретно меры Министерство не предприняло.

Представитель ответчика Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области в судебном заседании не присутствовал, был извещен о времени и месте слушания гражданского дела. Представил в суд письменный отзыв, согласно которому иск не признает, полагает, что бездействия со стороны Министерства не допущено.

Представитель третьего лица ГКУ Ульяновской области «Ульяновское лесничество» в судебном заседании не присутствовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В заявлении указал, что решение оставляет на усмотрение суда.

Заслушав представителя прокурора, изучив материалы гражданского дела, дела правоустанавливающих документов, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, который представлен сторонами. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам (ч.2 ст. 150 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Кроме того, согласно ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации лица, использующие леса на основании проекта освоения лесов, обязаны предпринимать меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а именно приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

Согласно ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ г. между ФИО1 и Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области заключен договор аренды лесного участка № по условиям которого ФИО1 приняла во временное пользование лесной участок, находящийся в федеральной собственности, площадью 0,21 га, зарегистрированный в государственном лесном реестре под номером , расположенный по адресу: <адрес>. Согласно пп. «а» п. 10 договора аренды лесного участка арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора после государственной регистрации настоящего договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду и представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

В соответствии с пп. «в» п. 11 договора аренды лесного участка арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

На основании договора аренды лесного участка арендодатель передал, а арендатор принял для осуществления рекреационной деятельности, указанный лесной участок, что подтверждается актом приема-передачи лесного участка в аренду от 01.02.2010 г.

Вместе с тем, ответчиком ФИО1, являющейся арендатором лесного участка, до настоящего времени в нарушение ст.ст. 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, а также условий договора аренды не разработан проект освоения лесов, не осуществлена государственная экспертиза проекта освоения лесов, что может повлечь использование леса не предусмотренным действующим законодательством способом.

В соответствии со ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 16/299-П «Об утверждении Положения о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области» Министерство является правопреемником Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, а также является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, а также органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области.

При этом, как установлено судом, Министерством с момента заключения договора аренды и до настоящего времени (то есть в течение более 8 лет) арендатор ФИО1 не понуждена к разработке и передаче на государственную экспертизу проекта освоения лесного участка, переданного ей в аренду.

Вместе с тем, использование лесного участка, а также не проведение противопожарных и санитарных мероприятий на нем, в отсутствие проекта освоения лесов, в котором должны быть указаны сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, объемах и сроках проведения указанных мероприятий, может повлечь за собой наступление неблагоприятных последствий для окружающей среды, в том числе для леса, что, в свою очередь, может повлечь нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Доводы ответчика ФИО1, изложенные в отзыве на иск, не являются основаниями для освобождения ее от исполнения предусмотренных договором аренды обязанностей. В связи с чем иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд полагает возможным предоставить ответчику ФИО1 срок 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу для разработки проекта освоения лесов и подачу документов на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов, поскольку доказательств обоснованности требуемого истцом срока (в течение месяца) в материалы дела не представлено.

На основании ст. 94, 98, 103 ГПК РФ с ответчика ФИО1 в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, выразившееся в непринятии достаточных мер, направленных на понуждение ФИО1 как арендатора лесного участка по договору № от ДД.ММ.ГГГГ г. к разработке проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>

Обязать ФИО1 как арендатора лестного участка по договору № ДД.ММ.ГГГГ от г. в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект освоения лесов и подать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Е. Тураева