ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5576/2015 от 26.01.2016 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-85/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 января 2016 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Кузовлевой И.С.,

при секретаре Прокопьевой В.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОАО «Калининградгазификация» об обязании заключить договор подключения (технологического присоединения),

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором с учетом уточнения исковых требований указал, что 21 февраля 2011 года ОАО «Калининградгазификация» выдало ему технические условия № 336 на технологическое присоединение к газораспределительной сети природного газа сроком на два года. В связи с истечением срока действия прежних техусловий, 19 апреля 2013 года ответчик выдал ему технические условия № 1227 на присоединение к газораспределительной сети природного газа объекта газопотребления, в соответствии с п. 1 которых ему предписывалось выполнить проектирование и строительство объекта от полиэтиленового газопровода низкого давления диаметром 110 мм, запроектированного к жилому дому по <адрес> или от распределительного стального газопровода низкого давления диаметром 108 мм, проложенного по <адрес> в г. Светлогорске. 13 марта 2014 года он обратился к ответчику с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения), 11 апреля 2014 года ответчиком был дан ответ, согласно которому расчет стоимости технологического присоединения по любой группе потребителей официально не утвержден в связи с отсутствием Методики расчета платы за технологическое присоединение, разрабатываемой органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. В связи с изданием соответствующих приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, 13 января 2015 года он вновь обратился к ответчику с просьбой о подключении (технологическом присоединении) принадлежащей ему на праве собственности квартиры. Письмом от 23 января 2015 года ответчик сообщил, что тарифы и стандартизированные ставки утверждены, однако они не распространяются на объекты, где необходимо проектирование и строительство распределительных газопроводов, которые будут являться источником газоснабжения как для объекта истца, так и для других потребителей по <адрес> в г. Светлогорске. Правоотношения, связанные с изменением технических условий, возникли в марте 2014 года, когда он обратился с соответствующим заявлением в ОАО «Калининградгазификация», в связи с чем на них распространяются Правила подключения (технологического присоединения), утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314. В нарушение п. 88 Правил, выданные технические условия предполагали необходимость строительства газопровода, а также устройство газораспределительного пункта за пределами принадлежащего ему земельного участка, тогда как возложение такой обязанности является незаконным. Проектирование газораспределительных сетей, предусмотренное п. 1 выданных ему в 2013 году техусловий, предусмотрено и в технических условиях от 11.03.2014 № 150-с «на присоединение к газораспределительной сети природного газа объектов газопотребления – жилых домов по <адрес> и <адрес> в г. Светлогорск», выданных МО «Светлогорский городской округ». Указанные технические условия предусматривают проектирование и строительство участков газораспределительных газопроводов, а также газопроводов-вводов, в том числе и для жилого многоквартирного дома истца за счет средств муниципального образования. Постановлением правительства Калининградской области от 05.11.2013 № 814 «О стратегии развития газификации Калининградской области на период до 2020 года» утверждена Программа газификации Калининградской области, финансируемая за счет средств специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Газпром». Таким образом, с выдачей технических условий № 150-с и принятием Программы газификации его обязательства по проектированию и строительству газораспределительных сетей подлежат исключению из технических условий. Согласно п. 2 приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 26.12.2014 № 170-01тпг/14 «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ОАО «Калининградгазификация», с 01 января 2015 года для объектов капитального строительства, когда максимальное потребление газа не более 5 м3 в час и труба проходит не далее 200 м от дома по прямой, подключение (врезка, пуск и прокладка трубы до границы участка) не может быть более 50 тысяч рублей. Кроме того, в настоящее время администрацией МО «Светлогорский район» начата работа по разработке муниципальной программы газификации Светлогорского района. Просит суд обязать ответчика заключить с ним договор подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства – квартиры дома по ул. <адрес> в г. Светлогорске на условиях, изложенных в заявке от 12 января 2015 года, с оплатой 50000 рублей.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования с учетом уточнений, просил их удовлетворить.

Представитель истца по доверенности ФИО2 полагала уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в первоначальном и уточненном исковых заявлениях и письменных пояснениях по делу. Дополнительно пояснила, что заключение договора подключения (технологического присоединения) на изложенных в заявке истца условиях не согласуется с техническими условиями, выданными в 2013 году, в связи с чем потребуется внесение изменений в ранее выданные техусловия, в п. 1 которых содержится не соответствующее закону и нарушающее права потребителя требование. За разработкой проекта истец не обращался. Представленные ответчиком отчеты не подкреплены никакими документами, при этом при их составлении принимается во внимание капитальная постройка в виде незаконно возведенного забора дома , земельный участок под которым в настоящий момент не сформирован. В этой связи, прокладка двух параллельных газопроводов возможна.

Представитель ответчика по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что право собственности жильцов дома на земельный участок могло возникнуть до 1998 года, когда такой регистрации не требовалось и в таком случае забор установлен на законных основаниях. Технической возможности проложить более одной ветки газопровода на данной улице не имеется, в представленных отчетах учитывалось наличие смежных коммуникаций. На данный момент утверждена схема газоснабжения и по указанной схеме предусмотрено строительство газопровода, который послужит источником газа для всех лиц, заинтересованных в его потреблении и месторасположение его прокладки схемой уже предусмотрено. Газопровод, который можно проложить по стоимости в 50000 рублей, предусматривает возможность потребления газа до 5 м3 в час, а так как в доме истца две квартиры, то вторая квартира останется не газифицированной. Истцу предлагалось несколько вариантов газификации его жилого помещения, например, дождаться реализации утвержденной схемы либо самому построить газораспределительную сеть. Других заявок на подключение не имеется, потенциальные заявители ждут реализации программы. Поскольку существует утвержденная схема, они никак не могут от нее отступить и строить только для истца. Полагала требования истца не основанными на законе, поскольку утвержденная в установленном порядке схема газоснабжения предусматривает строительство не только газопроводов-вводов.

Представитель ответчика по доверенности ФИО4 указала, что в соответствии с нормативами необходимо учитывать расположение сетей водоснабжения, электроснабжения, бытовой и ливневой канализации, а также зеленые насаждения. Согласно п. 4.1 СНиП 42-01-2002 «О газораспределительных системах» проектирование строительства всех сетей должно обеспечиваться в соответствии с программой газификации субъектов РФ. Они предлагали истцу заключить договор по индивидуальному проекту. Диаметр распределительного газопровода составляет не менее 90-110 мм, газопровода-ввода – от 32 мм до 63 мм в диаметре в зависимости от объема газораспределения. Техническая возможность последующей реконструкции газопровода-ввода существует, но приведет к значительному удорожанию проекта и приостановке распределения газа на неопределенное время. Бюджетом новое строительство газопроводов не предусмотрено, за счет ответчика предусмотрены только лишь работы по строительству газопроводов путем реконструкции уже существующих сетей. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования «Светлогорский район» по доверенности ФИО5 считала исковые требования не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что в настоящее время ведется разработка программы газификации на муниципальном уровне и после ее утверждения Правительством Калининградской области будут определены сроки и этапы ее реализации. Возможно, какие-то объекты из схемы газификации будут исключены. В 2014 году разрабатывалась федеральная программа газификации, однако в финансировании было отказано. Схема газификации в настоящий момент утверждена, но не реализована, в 2014 году она актуализировалась путем корректировки.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица <адрес> представителя в суд не направило, извещалось о времени и месте судебного заседания надлежаще.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.

В пункте 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, (далее - Правила) приведены используемые в них понятия: «подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения», «заявитель», «исполнитель», «точка подключения», «фактическое присоединение». В частности, подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения признается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения; заявителем - юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения; а исполнителем - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

Согласно пункту 3 Правил подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке: направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия); выдача технических условий; направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении); заключение договора о подключении; выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении; получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации); составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является собственником квартиры дома по ул. <адрес> г. Светлогорска Калининградской области (Свидетельство о государственной регистрации права от 03.10.2012 ).

Ответчиком не оспаривается, что земельный участок под домом истца также принадлежит последнему на праве собственности.

24 февраля 2011 года газораспределительная организация ОАО «Калининградгазификация» выдала истцу технические условия № 336 на присоединение к газораспределительной сети природного газа принадлежащей истцу квартиры сроком на 2 года, по истечении действия которых истцом получены технические условия от 19.04.2013 № 1227 к газораспределительной сети природного газа с максимально-часовым расходом природного газа 6 м3 в час (после внесения изменений в ТУ – 5 м3 в час), которыми предусматривается проектирование и строительство участка распределительного газопровода низкого давления и установлены две точки подключения, сроком на 3 года.

Во внесении изменений в указанные технические условия с целью исключения строительства участка распределительного газопровода истцу было отказано с указанием на возможность внесения таких изменений после реализации технических условий от 11.03.2014 № 150с администрацией муниципального образования «Светлогорский район» в части проектирования участка распределительного газопровода по <адрес>.

Технические условия на присоединение к газораспределительной сети природного газа домов №№ 3, 4, 5, 6, 6а, 8, 12, 13, 15 по <адрес> и домов №№ 6, 6а, 7, 8 по <адрес>, полученные администрацией муниципального образования «Светлогорский район», предусматривают строительство распределительного газопровода и газовых вводов к жилым домам.

В силу п. 91 Правил внесение платы за технологическое присоединение заявителями в случае подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 15 куб. метров (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), в случаях, когда расстояние от газоиспользующего оборудования до сетей газораспределения необходимого заявителю давления газораспределительной организации, в которую подана заявка о подключении (технологическом присоединении), измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство только газопроводов-вводов в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (при наличии), кроме случаев, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту, осуществляется в следующем порядке: а) 50 процентов платы за технологическое присоединение вносится в течение 15 дней со дня заключения договора о подключении; б) 50 процентов платы за технологическое присоединение вносится в течение 15 дней со дня подписания акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Порядок расчета платы за подключение регулируется приказом ФТС России от 28.04.2014 № 101-э/3 «Об утверждении методических указаний по расчету размере платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину».

Пунктом 2 приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 26.12.2014 № 170-01тпг/14 «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ОАО «Калининградгазификация» установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ОАО «Калининградгазификация» с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей, не намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения ОАО «Калининградгазификация» с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии до точки подключения, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется), в размере 42372,88 руб. без НДС или 50000,00 руб. с НДС.

Тем самым, необходимым условием для заключения договора подключения (технологического присоединения) за плату в 50000 рублей является внесение в утвержденную схему газоснабжения территории поселения (при наличии таковой) условий о строительстве в ходе проведения необходимых для подключения мероприятий только газопроводов-вводов, вне зависимости от порядка и сроков реализации программы газоснабжения.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что газификация принадлежащего истцу объекта удовлетворяет требованиям, предъявляемым к предельно допустимому расходу газа и расстоянию до точки подключения.

Вместе с тем, утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения городского поселения «Город Светлогорск» Калининградской области предусмотрена прокладка распределительного газопровода по <адрес> в г. Светлогорске Калининградской области, который одновременно является закольцовкой двух распределительных газопроводов, проложенных по ул. Вокзальной и по ул. Фруктовой, при этом диаметр газопровода рассчитан исходя из необходимости соблюдения перспективы газификации всех потенциальных потребителей природного газа, проживающих на <адрес>.

Схема газоснабжения территории городского поселения является действующей и согласуется с техническими условиями от 11.03.2014 № 150с.

По сообщению администрации муниципального образования «Светлогорский район», объект «Строительство распределительных газопроводов высокого и низкого давления с газовыми вводами к жилым домам городского поселения «Город Светлогорск» был предварительно включен в перечень объектов, строительство которых было запланировано в рамках Федеральной целевой программы развития Калининградской области на 2016-2020 годы, но не вошел в программу из-за отсутствия финансирования.

В настоящее время администрацией муниципального образования «Светлогорский район» разрабатывается муниципальная программа газификации Светлогорского района на 2016-2020 годы, этапы и сроки реализации которой будут определены после ее разработки и утверждения в Правительстве Калининградской области.

За запрос истца о заключении договора подключения (технологического присоединения) ответчиком в письме от 11.04.2014 № 1806 было предложено несколько вариантов газификации объекта: дождаться появления технической возможности присоединения к сети газопотребления после реализации технических условий, выданных администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ», что не потребует заключения договора о технологическом присоединении, самостоятельная реализация ранее выданных в его адрес технических условий от 19.04.2013 № 1227 либо подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения по индивидуальному проекту в порядке, предусмотренном п. 24 Правил.

Оценка доводов истца, которые сводятся к несогласию с нашедшей свое отражение в указанном письме позицией ответчика, уже была дана Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области и по результатам рассмотрения жалобы Г.П.А. принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков такого нарушения. Дополнительно антимонопольным органом сделан вывод о том, что объект истца не удовлетворяет условиям, предъявляемым для подключения (технологического присоединения) за плату в 50000 рублей, поскольку применимо к нему требуется не только строительство газопроводов-вводов.

Таким образом, необходимость строительства не только газопроводов-вводов, а одновременно и газораспределительного газопровода на ул. <адрес> г. Светлогорска Калининградской области обусловлена интересами жителей всех негазифицированных домов по <адрес>.

Заслуживает внимания довод ответчика о том, что для сохранения перспективы газификации жилых домов к дому необходимо проектирование и строительство участка распределительного газопровода, от которого в дальнейшем будет возможно подключить к системе газоснабжения указанные жилые дома и если данный «технологический коридор» будет занят газопроводом, предусматривающим лишь перспективу газификации дома по указанной улице, возможность газификации иных домов, расположенных на ней, будет отсутствовать.

Данный вывод ответчика представляется суду обоснованным и подтверждается Отчетом от 15.10.2015 № 10/18-Н/Г, изготовленным ОАО «Гипрониигаз» Калининградский филиал, а также заключением специалиста – начальника отдела технологических присоединений ОАО «Калининградгазификация» от 15.10.2015 №б/н, в которых с учетом уже проложенных смежных коммуникаций, содержится утверждение о том, что в случае, если технологический коридор, предусмотренный для прокладки коммуникаций по <адрес> в г. Светлогорске Калининградской области, будет занят газопроводом, предусматривающим перспективу газоснабжения единственного жилого помещения – квартиры в доме по указанной улице, техническая возможность реализации администрацией муниципального образования «Светлогорский район» схемы газоснабжения муниципального образования будет отсутствовать.

При этом, вопреки доводам истца, расположение забора жилого дома на ул. <адрес> не является единственным препятствием для прокладки на указанном участке улицы нескольких газопроводов. Данное обстоятельство должным образом подтверждено ответчиком и не вызывает у суда сомнений.

При таком положении, в удовлетворении исковых требований ФИО1 надлежит отказать в полном объеме, поскольку они не основаны на законе и вступают в противоречие с интересами иных жильцов домов по ул. <адрес> г. Светлогорска Калининградской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01 февраля 2016 года.

Судья: