ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5578/19 от 04.10.2019 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-5578/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 октября 2019 года город Чита

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Копеистовой О.Н.

при секретаре Степановой Т.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Читинского гарнизона в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «321 военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к действиям,

У С Т А Н О В И Л:

Военный прокурор Читинского гарнизона обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц с вышеназванным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Военной прокуратурой Читинского гарнизона проведена проверка исполнения требований законодательства об охране здоровья военнослужащих и членов их семей в ФГКУ«321 военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ «321 ВКГ» Минобороны России), в ходе которой выявлены нарушения закона и прав неопределенного круга лиц, в ходе которой выявлены факты неукомплектованности отдельных структурных подразделений ФГКУ «321 ВКГ» Минобороны России медицинскими изделиями, необходимыми для оказания качественной и квалифицированной медицинской помощи гражданам, находящимся на лечении в вышеуказанном военно-медицинском учреждении. Вместе с тем, проведенными надзорными мероприятиями установлено, что в нарушение Стандарта оснащения в оториноларингологическом отделении ФГКУ «321 ВКГ» Минобороны России, дислоцированном по адресу: <адрес>, отсутствуют медицинские изделия по 7 наименованиям<данные изъяты>

Неукомплектованность оториноларингологического отделения ФГКУ «321 ВКГ» Минобороны России вышеуказанными медицинскими изделиями, в соответствии со стандартами снабжения, нарушает права неопределенного круга лиц на охрану их жизни и здоровья

Просит обязать ФГКУ «321 ВКГ» Минобороны России в срок до ДД.ММ.ГГГГ, направить в довольствующий орган заявку на выделение лимитов бюджетных денежных средств, направленных на осуществление закупки медицинских изделий для нужд оториноларингологического отделения названного военно-медицинского учреждения, дислоцированного по адресу: <адрес>, в соответствии с потребностью, определенной Стандартом оснащения, обязать Минобороны России в период с 1 января до ДД.ММ.ГГГГ выделить в ФГКУ «321 ВКГ» Минобороны России лимиты денежных средств, необходимые для осуществления закупки в оториноларингологическое отделение названного военно-медицинского учреждения следующих медицинских изделий: отоскопа, оториноскопа – 1 шт.; риноскопа, риноларингофиброскопа – 1 шт.; аппарата электрохирургического высокочастотного – 1 шт.; аппарата для обработки костей и костной ткани – 1 шт.; аппарата лазерного для резекции и коагуляции оториноларингологического – 1 шт.; ларингоскопа с волоконным световодом (универсальный) – 1 шт.; аппарата искусственной вентиляции легких – 1 шт.

обязать ФГКУ «321 ВКГ» Минобороны России в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить закупку в оториноларингологическое отделение названного военно-медицинского учреждения, дислоцированное по адресу: <адрес>, следующих медицинских изделий:

отоскопа, оториноскопа – 1 шт.; риноскопа, риноларингофиброскопа – 1 шт.; аппарата электрохирургического высокочастотного – 1 шт.; аппарата для обработки костей и костной ткани – 1 шт.; аппарата лазерного для резекции и коагуляции оториноларингологического – 1 шт.; ларингоскопа с волоконным световодом (универсальный) – 1 шт.; аппарата искусственной вентиляции легких – 1 шт.

В ходе рассмотрения дела помощник прокурора заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, просила удовлетворить.

Ответчик Министерство обороны РФ о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представлены письменные возражения, в которых в иске просит отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель ответчика ФГКУ «321 военный клинический госпиталь» Набойченко А.А. исковые требования не признал, просил в иске отказать.

Рассмотрев дело в отсутствие не явившихся лиц согласно ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 45 КПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Пунктом 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита нрав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Пунктом 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Как следует из ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Пунктом 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Под охраной здоровья граждан, согласно ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно- противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Одним из основных принципов охраны здоровья, согласно ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Под качеством медицинской помощи, в соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Судом установлено, военной прокуратурой Читинского гарнизона проведена проверка исполнения требований законодательства об охране здоровья военнослужащих и членов их семей в ФГКУ«321 военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ «321 ВКГ» Минобороны России), в ходе которой выявлены нарушения закона и прав неопределенного круга лиц.

Так, в ходе проведенных надзорных мероприятий выявлены факты неукомплектованности отдельных структурных подразделений ФГКУ «321 ВКГ» Минобороны России медицинскими изделиями, необходимыми для оказания качественной и квалифицированной медицинской помощи гражданам, находящимся на лечении в вышеуказанном военно-медицинском учреждении.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в нарушение п. 3 ч. 3 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в отдельных структурных подразделениях ФГКУ «321 ВКГ» Минобороны России не соблюдены стандарты их оснащения медицинскими изделиями, что влияет на качество оказываемых медицинских услуг.

Проведенными надзорными мероприятиями установлено, что в нарушение Стандарта оснащения в оториноларингологическом отделении ФГКУ «321 ВКГ» Минобороны России, дислоцированном по адресу: <адрес>, отсутствуют медицинские изделия по 7 наименованиям<данные изъяты>

Неукомплектованность оториноларингологического отделения ФГКУ «321 ВКГ» Минобороны России вышеуказанными медицинскими изделиями, в соответствии со стандартами снабжения, нарушает права неопределенного круга лиц на охрану их жизни и здоровья.

В силу пн. 61 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, в целях реализации возложенных на Минобороны России полномочий оно разрабатывает и осуществляет комплекс профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, организует деятельность медицинских, санаторно-курортных и оздоровительных организаций.

В развитие вышеуказанного положения нормативного правового акта Министром обороны Российской Федерации издан приказ № 535дсп от 18 сентября 2015 г., которым введены в действие Нормы снабжения медицинским имуществом медицинских и фармацевтических организаций Вооруженный Сил Российской Федерации на мирное время (далее по тексту - Нормы снабжения), согласно п. 4 которых снабжение медицинским имуществом производится на основании штатов медицинских и фармацевтических организаций, с учетом их обеспеченности медицинским имуществом к началу планируемого периода.

Согласно п. 2 Норм снабжения, обеспечение медицинским имуществом медицинских и фармацевтических организаций осуществляется в пределах, выделенных на эти цели ассигнований.

Положениями ст. 165 БК РФ и изданного в ее развитие приказа Министра финансов Российской Федерации от 01.06.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» определено, что главным распорядителем средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, является Минобороны России, на которое в соответствии с положениями ст. 169 БК РФ возложены обязанности но проектированию бюджета на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств, относительно подведомственных ему учреждений и организаций.

Вместе с тем, суд соглашается с доводами представителя ответчика ФГКУ « 321 ВКГ» МО РФ о недоказанности требования в части возложения на данного ответчика обязанности направить в довольствующий орган заявку на выделение лимитов бюджетных средств, направленных на осуществление закупки медицинских изделий для нужд соответствующих отделений, поскольку заявка приобщена военным прокурором к исковому заявлению. Необходимость повторного направления заявки истцом не доказана.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ с учетом мнения сторон, суд соглашается с заявленными прокурором сроками исполнения судебного решения.

Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования военного прокурора Читинского гарнизона удовлетворить частично.

Обязать Минобороны России в период с 1 января до ДД.ММ.ГГГГ выделить в ФГКУ «321 ВКГ» Минобороны России лимиты денежных средств, необходимые для осуществления закупки в оториноларингологическое отделение названного военно-медицинского учреждения следующих медицинских изделий: отоскопа, оториноскопа – 1 шт.; риноскопа, риноларингофиброскопа – 1 шт.; аппарата электрохирургического высокочастотного – 1 шт.; аппарата для обработки костей и костной ткани – 1 шт.; аппарата лазерного для резекции и коагуляции оториноларингологического – 1 шт.; ларингоскопа с волоконным световодом (универсальный) – 1 шт.; аппарата искусственной вентиляции легких – 1 шт.

Обязать ФГКУ «321 ВКГ» Минобороны России в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить закупку в оториноларингологическое отделение названного военно-медицинского учреждения, дислоцированное по адресу: <адрес>, следующих медицинских изделий: отоскопа, оториноскопа – 1 шт.; риноскопа, риноларингофиброскопа – 1 шт.; аппарата электрохирургического высокочастотного – 1 шт.; аппарата для обработки костей и костной ткани – 1 шт.; аппарата лазерного для резекции и коагуляции оториноларингологического – 1 шт.; ларингоскопа с волоконным световодом (универсальный) – 1 шт.; аппарата искусственной вентиляции легких – 1 шт.

В остальных требованиях отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Читы.

Решение в окончательной форме изготовлено 9 октября 2019 года.

Судья: Копеистова О.Н.