66RS0038-01-2020-001260-91
Дело №2-557/2020
Мотивированное решение
составлено 20 августа 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 августа 2020 года город Невьянск Свердловской области Невьянский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего Балакиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шибаковой Е.Ю.,
с участием: истца Войтеховой Л.Б.,
представителя ответчика – Управления социальной политики №13 Никифоровой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Войтеховой Лилии Борисовны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №13 о признании решения незаконным, о признании права на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области»,
установил:
Войтехова Л.Б. (далее – истец) обратилась в суд с исковым заявлением к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №13 (далее – ответчик, Управление социальной политики №13) о признании незаконным решения ответчика об отказе в предоставлении государственной услуги по вопросу включения в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области»; вынесении определения о предоставлении ответчиком государственной услуги по заявлению от 00.00.0000.
В обоснование требований истец указала, что 00.00.0000 она обратилась к ответчику с заявлением о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», однако ответчик принял решение об отказе в предоставлении государственной услуги по причине отсутствия регистрации на территории Свердловской области. Она проживает всю трудовую жизнь и работает в г. Невьянске, заработала право на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», так как имеет ведомственную награду областного значения, более 30 лет страхового стажа. В 2018-м году жизненные обстоятельства потребовали её регистрации в городе Москва. Отказ ответчика считает несправедливым, нарушающим её право на вознаграждение за труд.
Иск мотивирован со ссылками на положения Закона Свердловской области от 23.12.2010 №104-ОЗ «О ветеранах труда Свердловской области».
В судебном заседании истец уточнила пункт второй иска, а именно: просила признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области».
Представитель ответчика – Управления социальной политики №13 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по тем основаниям, что истец не имеет регистрацию на территории Невьянского городского округа, которое должно соответствовать месту жительства (ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации). Звание «Ветеран труда Свердловской области» присваивается гражданам при соблюдении нескольких условий, в том числе, если гражданин проживает на территории Свердловской области, имеет соответствующие награды и соответствующий трудовой стаж. В связи с тем, что на момент обращения у истца отсутствует регистрация на территории Свердловской области, правовых оснований для присвоения звания и выдача соответствующего удостоверения не имеется.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе, в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих актов субъектов Российской Федерации.
Такие акты, согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, определен круг лиц, являющихся ветеранами труда (п. 1 ст. 7). В соответствии с ч. 4 ст. 7 указанного Закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Свердловской области от 23.12.2010 №104-ОЗ «О ветеранах труда Свердловской области» звание «Ветеран труда Свердловской области» присваивается гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства при соблюдении следующих условий: лицо проживает на территории Свердловской области; (2) лицо награждено одной из наград, в том числе: Почетной грамотой или грамотой областного исполнительного органа государственной власти Свердловской области; (3) лицо имеет следующий трудовой стаж не менее 30 лет для женщин, которым страховая пенсия по старости в соответствии с федеральным законом назначена ранее достижения возраста 55 лет.
Согласно пунктам 3 и 4 ст. 3 указанного Закона территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения отказывает в принятии заявления о присвоении звания "Ветеран труда Свердловской области" в случаях: если заявление подано лицом, не имеющим на это полномочий; если к заявлению не приложены документы, подтверждающие соблюдение условий присвоения звания "Ветеран труда Свердловской области". Указанный орган рассматривает заявление о присвоении звания «Ветеран труда Свердловской области» в течение десяти календарных дней со дня его принятия и принимает мотивированное решение о включении лица в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», либо об отказе во включении в этот список.
Основанием для отказа во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», является несоблюдение условий присвоения звания «Ветеран труда Свердловской области».
В рамках реализации полномочий, установленных названной нормой, Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 №458-УГ утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области.
Порядок и стандарт по предоставлению государственной услуги по включению в списки лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда Свердловской области", и выдаче удостоверения "Ветеран труда Свердловской области" территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области установлен Административным регламентом по предоставлению территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (утв. Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 20.07.2012 № 671).
Из материалов дела следует, что приказом Министра общего и профессионального образования Свердловской области от ***–Н Войтехова Л.Ю., преподаватель ГБОУ СПО СО <*****>», награждена почётной грамотой за успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса и многолетний плодотворный труд.
Истец на момент обращения к ответчику имела общий страховой стаж более тридцати лет; является пенсионером, получающим страховую пенсию по старости с 00.00.0000, ранее достижения возраста 55 лет.
00.00.0000 она обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», предоставив копии: паспорта, почетной грамоты, трудовой книжки, справки о пенсии, стразового свидетельства.
Решением Управления социальной политики от 00.00.0000*** истцу отказано во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», в связи с несоблюдением условия присвоения данного звания, а именно: отсутствие регистрации на территории Свердловской области.
Из материалов дела усматривается, что истец с 00.00.0000 имеет регистрацию в ..... Вместе с тем, она с 00.00.0000 работает на постоянной основе преподавателем в образовательной организации профессионального образования.
В силу подп. 1 п. 1 Положения №458-УГ (в редакции, действовавшей на 00.00.0000) звание "Ветеран труда" присваивается проживающим на территории ФИО1.... лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Согласно подп. 1 п. 4 этого же Положения лица, указанные в подпункте 1 части первой пункта 1 настоящего Положения, представляют документы о награждении ведомственными знаками отличия за заслуги в труде и продолжительную работу.
Согласно пункту 3 Положения №458-УГ лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", обращаются в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по месту жительства.
В соответствии с п. 5 Положения №458-УГ к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе), дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания "Ветеран труда", относятся знаки, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 28.01.2016 №25-Д «О наградах Министерства общего и профессионального образования Свердловской области» утверждено Положение о наградах Министерства общего и профессионального образования Свердловскои? области. Согласно пункту 1 Положения награды Министерства являются формои? поощрения и морального стимулирования труда работников и коллективов организации?, расположенных на территории Свердловскои? области, за заслуги в сфере образования Свердловскои? области, а также за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу в Министерстве, выполнение задании? особои? важности и сложности и эффективную муниципальную службу в сфере управления образованием на территории Свердловскои? области. Положение распространяется на работников и трудовые коллективы государственных организации? Свердловскои? области, подведомственных Министерству, муниципальных образовательных организации?, иных организации? в сфере образования, в том числе общественных объединении?, осуществляющих свою деятельность на территории Свердловскои? области, государственных гражданских служащих и работников Министерства, иных государственных органов Свердловскои? области, а также муниципальных служащих и работников органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, расположенных на территории Свердловскои? области (далее - работники). Наградой Министерства является Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования Свердловскои? области, которая является ведомственнои? наградои? Министерства. данной Почетнои? грамотои? награждаются работники, внесшие значительныи? вклад в реализацию задач в сфере образования Свердловскои? области: за значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса на территории Свердловскои? области. Почетная грамота Министерства подписывается Министром общего и профессионального образования Свердловскои? области или лицом, его замещающим, и заверяется гербовои? печатью Министерства.
Почетная грамота, врученная истцу, является ведомственным знаком отличия в труде, так как решение о награждении принято министром общего и профессионального образования Свердловской области. Награда вручена именно в связи с профессиональной деятельностью истца в области образования Свердловской области. В трудовую книжку истца внесена запись о награждении грамотой.
На момент награждения истца почетной грамотой 03.04.2014 действовало Положение о Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области (утв. Правительством Свердловской области от 24.10.2013 №1302-ПП, которое утратило силу на основании постановления Правительства Свердловской области от 21.02.2019 №91-ПП), согласно которому Министерство общего и профессионального образования Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственное управление в сфере образования, обеспечивающим реализацию и соблюдение законодательства Российской Федерации и Свердловской области в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, дополнительного образования в рамках своих полномочий, а также осуществление полномочий Российской Федерации в сфере образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, правовой статус данного ведомства и возглавляющего его Министра, дает основание для отнесения почетной грамоты к ведомственной награде.
Несостоятельными являются доводы стороны ответчика о законности решения от 00.00.0000 ввиду отсутствия у истца регистрации по адресу проживания.
В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-I) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-I).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-I определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-I).
Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-I определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 02.02.1998 №4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-I следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, №4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-I и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и другое), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и другое). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, с учетом вышеприведенного правового регулирования, принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела установлено, что истец имеет постоянное место работы на территории Свердловской области (справка <*****> от 13.07.2020, л.д. 6), является собственником квартиры на территории г. Невьянска, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 02.03.2007 (л.д. 8), проживает на территории Свердловской области, она не может быть лишена предоставленного положениями Закона Свердловской области от 23.12.2010 №104-ОЗ «О ветеранах труда Свердловской области» права на получение мер социальной поддержки только по причине отсутствия регистрации по месту фактического проживания.
Таким образом, поскольку единственным основанием для принятия решения Управления об отказе в предоставлении истцу государственной услуги по включению в списки лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", явилось отсутствие регистрации по месту жительства на территории Свердловской области, исходя из вышеизложенного, оспариваемое истцом решение Управления от 00.00.0000 подлежит признанию незаконным.
С учетом изложенного, за истцом следует признать право на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», поскольку материалами дела подтверждается и ответчиком не оспорено, что совокупность условий, необходимых для присвоения истцу звания "Ветеран труда Свердловской области", имеется: она проживает на территории Свердловской области, награждена почетной грамотой областного исполнительного органа государственной власти Свердловской области и на дату обращения в Управление с заявлением (00.00.0000) имела трудовой стаж более 30 лет (с 1991 года в должности преподавателя).
Иск подлежит удовлетворению.
Следует возвратить истцу из бюджета Невьянского городского округа уплаченную ею государственную пошлину в размере 300 рублей (чек по операции от 00.00.0000, л.д. 2).
Руководствуясь ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району от 00.00.0000*** об отказе во включении Войтеховой Л.Б. в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области».
Признать за Войтеховой Лилией Борисовной 00.00.0000 года рождения, право на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области».
Возвратить Войтеховой Лилии Борисовне из бюджета Невьянского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его составления путем подачи апелляционной жалобы через Невьянский городской суд.
Председательствующий –