43RS0026-01-2020-000765-71
Дело № 2-557/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Омутнинск Кировская область 26 августа 2020 года
Омутнинский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Орловой И.В.,
при секретаре Волошко Л.Л.,
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика Августа С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Омутнинском районе Кировской области (межрайонное),
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ – УПФ РФ в Омутнинском районе Кировской области (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возобновлении выплаты страховой пенсии по старости. В обоснование исковых требований указано, что 20.03.2019 ФИО1 была установлена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п.17 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». На основании решения ГУ – УПФ РФ в Омутнинском районе Кировской области (межрайонное) от 09.06.2020 выплата досрочной страховой пенсии по старости была прекращена. Основанием для прекращения выплаты пенсии послужили результаты проверки выплатного дела, зафиксированные в акте от 27.05.2020 о результатах документальной проверки достоверности сведений (индивидуального) персонифицированного учета о трудовом стаже. Было установлено, что при назначении пенсии в период работы с 16.11.2015 по 31.12.2018 был включен неправомерно, так как при проведении специальной оценки условий труда в должности заведующий складом (вещевым) был установлен 2 класс условий труда, который относится к допустимым. ФИО1 с решением от 09.06.2020 не согласна, так как с 11.12.2007 работала в ФКУ ИК -6 УФСИН России по Кировской области в должности заведующего складом группы коммунально-бытового обеспечения отдела интендантского и хозяйственного обеспечения по 4 разряду ЕТС. 10.08.2015 должность была переименована в заведующую складом отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения. 16.11.2015 работодателем была утверждена специальная оценка условий труда, в соответствии с которыми работа в данной должности не предусматривает право на досрочное назначении пенсии. Для обслуживания склада в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области ежедневно доставлялись осужденные из ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области, работой которых руководил истец в течение полного рабочего дня. Истец считает, что особые условия работы, к которым относится работа с осужденными, оценке по условиям труда не подлежат, исследование и измерение вредных факторов в целях установления досрочной пенсии по старости не производится, в связи с чем результаты специальной оценки условий труда не могли повлиять на право истца на досрочное пенсионное обеспечение. ФИО1 просит включить период работы с 16.11.2015 по 31.12.2018 в должности заведующей складом отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области в стаж, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости; признать незаконным решение ГУ – УПФ РФ в Омутнинском районе Кировской области (межрайонное) от 09.06.2020 № 224829/20/17/5; обязать ответчика возобновить выплату пенсии с даты прекращения выплаты; взыскать с ответчика в пользу истца сумму уплаченной госпошлины в размере 300 рублей; взыскать с ответчика 7000 рублей в возмещение оплаты услуг юриста за искового заявления.
ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании поддержала исковые требования, повторила доводы, указанные в иске. Пояснила, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении должностей, которые входят в Список № 85. Должность истца входит в Список № 85, что дает истцу право на досрочное назначение пенсии. Исследование фактора занятости работника на работах с осужденными не предусмотрено и не производится. Специальная оценка условий труда на истца не должна распространяться.
Представитель ответчика Август С.П. в судебном заседании повторил доводы, указанные в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснил, что истец был ознакомлена с картой спецусловий. Имеется акт о результатах документальной проверки, подписанный начальником исправительного учреждения и бухгалтером. Тот факт, что истец был занят полный рабочий день на работах с осужденными, ответчик не оспаривает.
ГУ-Управление ПФР в Омутнинском районе представило отзыв на исковое заявление, возражает против удовлетворения исковых требований ФИО1 Правомерно исключен из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период с 16.11.2015 по 31.12.2018 в должности заведующей складом в связи с признанием допустимыми условия труда (2 класс) по указанной должности по результатам специальной оценки условий труда. По мнению ответчика, стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости истца, на момент обращения составил 7 лет 10 месяцев 25 дней (л.д.96-97).
Представитель третьего лица – ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области ФИО3 в судебном заседании пояснила, что в 2015 году в учреждении проводилась специальная оценка условий труда. В картах специальных условий каких-либо вредных условий не указано. В настоящее время ФКУ ИК-6 проведена специальная оценка условий труда, где эти вредные условия есть. Ранее также проводилась аттестация рабочих мест. Вредные условия были выявлены по освещению. Специальная оценка условий работы с осужденными Методикой не предусмотрена. В спорный период за истца уплачивались взносы по дополнительному тарифу. После назначения истцу пенсии была проведена камеральная проверка. Отделом кадров в Пенсионный фонд были поданы корректирующие сведения. Взносы по дополнительному тарифу уплачивались ежемесячно.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Омутнинском районе Кировской области (межрайонное) от 09.06.2020 № 224829/20/71/5 ФИО1 прекращена выплата досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа (л.д.13).
Как видно из материалов дела, с 11.12.2007 ФИО1 принята на должность заведующей складом группы коммунально-бытового обеспечения отдела интендантного и хозяйственного обеспечения ФБУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области, 09.03.2011 учреждение переименовано в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области, 10.08.2015 истец переведен заведующей складом отдела коммунально-бытового интендантского и хозяйственного обеспечения (л.д. 14-15).
Как следует из должностной инструкции заведующего вещевым складом ФБУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области ФИО1, утвержденной начальником учреждения 12.12.2007, заведующий вещевым складом руководит работой осужденных, занятых на обслуживании склада в течение полного рабочего дня (п.8).
Аналогичные обязанности предусмотрены должностной инструкцией заведующего вещевым складом ФБУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области ФИО1, утвержденной начальником учреждения 01.12.2008 (л.д.18-19), должностной инструкцией заведующего вещевым складом ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области ФИО1, утвержденной начальником учреждения 22.05.2012 (л.д.20-21), должностной инструкцией заведующего складом отдела коммунально-бытового индентантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области ФИО1, утвержденной начальником учреждения 30.01.2017 (л.д.22-24).
Истцом представлены копии договоров о предоставлении рабочей силы из числа осужденных от 27.05.2015, (л.д.25-29), от 11.01.2016 (л.д. 34- 38), от 24.01.2017 (л.д. 43-47), от 14.02.2018 (л.д.54-58), от 30.01.2019 (л.д.64-68), заключенных между ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области (исполнитель) и ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области (заказчик). Согласно данным договорам исполнитель направляет заказчику рабочих из числа осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области для привлечения осужденных к оплачиваемому труду на территории заказчика, а заказчик обязуется обеспечить трудозанятость осужденных и выплатить осужденным заработную плату заработную плату. Осужденные в договорах именуются спецконтингент. Заказчик обязуется эффективно использовать спецконтингент на своих объектах, обеспечивать их полную занятость, не допускать неоправданных простоев в работе; выделять необходимые материальные ресурсы, оборудование, инструменты и другие материалы, необходимые для производства работ; предоставить сотрудника для сопровождения и доставки спецконтингента к месту работы и обратно. Продолжительность рабочего дня спецконтингента при сорокачасовой рабочей неделе не должна превышать нормы рабочего времени согласно производственному календарю. Согласован график работы: рабочее время с 08-00 часов до 17-00 часов, обед с 12-00 часов до 13-00 часов.
Из справки ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области от 07.07.2020 №44/ТО/49/7-б/н, выданной ФИО1, заведующему складом отдела коммунально-бытового, индендантского и хозяйственного обучения, следует, что в период с 16.11.2015 по настоящее время она руководила работой осужденных, занятых на обслуживании склада в течение полного рабочего дня. Для выполнения работ привлекались осужденные, из числа спецконтингента ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области, что подтверждается договорами о предоставлении рабочей силы из числа осужденных от 27.05.2015 № 98/112, от 11.01.2016 № 7, от 24.01.2017 № 15, от 14.02.2018 № 14. Все договоры исполнены в полном объеме (л.д. 86).
Согласно справке ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области от 25.06.2020 №44/ТО/49-324 ФИО1 работает в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области заведующей складом отдела коммунально-бытового, индендантского и хозяйственного обучения. Данная должность относится к списку должностей работников УИС, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда. страховые взносы в Пенсионный фонд перечисляются ежемесячно в размере 6% (л.д. 87).
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п.17 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В силу ч.2 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 6 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В соответствии с пп.«к» п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 № 85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (далее – Список № 85).
Согласно указанному Списку работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, к числу которых отнесена должность заведующие складами (включая центральные) (п.2 Списка № 85).
Из материалов дела следует, что должность, занимаемая ФИО1, в период с 16.11.2015 по 31.12.2018, предусмотрена Списком № 85.
Вместе с тем, спорный период относится к периодам после 01.01.2013. Для определении права на назначение досрочной пенсии по старости в совокупности с требованиями отнесения должности к приведенному Списку № 85 должностей, дающих право на назначении досрочной пенсии, требуется соответствие условий класса на рабочих местах вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда в силу прямого указания ч.6 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч.1 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее – Федеральный закон № 426-ФЗ).
Часть 3 ст. 14 Федерального закона № 426-ФЗ определяет, что допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Согласно п.6, п.7 ч.1 ст.7 Федерального закона № 426-ФЗ результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
Согласно отчету о проведении специальной оценки условий труда ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области, утвержденному 16.11.2015, по должности заведующая складом (вещевой) отдела коммунально-бытового, индендантского и хозяйственного обучения установлен 2 класс условий труда (л.д.75-85).
Из пояснений истца, его представителя, представителя третьего лица, данных в судебном заседании, следует, что до специальной оценки условий труда от 16.11.2015 была проведена аттестация рабочего места истца, в соответствии с которой условия труда являлись вредными по параметру световой среды. В настоящее время проведена очередная специальная оценка условий труда, в соответствии с которой условия труда также являются вредными по параметру световой среды. В спорный период на рабочем месте освещение было организовано таким образом, что по освещенности класс условий труда не являлся вредным или опасным.
Доводы истца и представителя третьего лица о том, что при проведении специальной оценки труда не оценивается такой фактор как работа с осужденными, правового значения не имеет. Часть 6 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ не связывает класс условий труда с каким-либо конкретным фактором среды или трудового процесса (в т.ч. работа с осужденными). Данная норма фактически устанавливает дополнительное условие для признания права на досрочную пенсию (класс условий труда должен быть вредным или опасным) к условию, предусмотренному п.2 Списка № 85, работы в должности по списку при постоянной и непосредственной занятости на работах с осужденными.
В соответствии с положениями ч.8 ст.35 Федерального закона «О страховых пенсиях» положения ч. 6 ст. 30 настоящего Федерального закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1 - 18 ч.1 ст. 30 настоящего Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст.428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 ч.1 ст.30 настоящего Федерального закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
Оценка условий труда истца по указанной должности была проведена и утверждена 16.11.2015, с результатами оценки истец был ознакомлен, о чем имеется подпись в карте № 7 специальной оценки условий труда (л.д.84-85).
Таким образом, требования ч.6 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» подлежат применению к спорному периоду работы.
Кроме того, согласно ч.6 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представителем ответчика не оспаривается факт, что работодатель (ФКУ ИК-6 УФСИН Росси по Кировской области) уплачивал страховые взносы по дополнительному тарифу за спорный период, несмотря на результаты специальной оценки труда.
Вместе с тем, представителем пенсионного фонда на обозрение суда представлены материалы выплатного дела. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета истца за 2015-2019 годы представлены работодателем без кода льготы.
Из пояснений участников процесса следует, что первоначально за спорный период работодателем в отношении ФИО1 были представлены сведения с кодом льготы. В последующем сведения были работодателем откорректированы (без кода льготы).
Мотивы, по которым работодатель осуществил корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета истца, правового значения не имеют (по пояснениям представителя ФКУ ИК-6 корректировка осуществлена по результатам проверки Пенсионного фонда). Работодатель, представив сведения по работнику за спорный период без кода льготы, фактически подтвердил отсутствие особых условий труда за соответствующий период работы.
С учетом того, что по актуальным сведениям индивидуального (персонифицированного) учета истца за 2015-2019 годы код льготы отсутствует, оснований для уплаты работодателем взносов по дополнительному тарифу не имелось.
При таких обстоятельствах для зачета спорного периода работы истца в стаж, дающий право на досрочную пенсию, отсутствует совокупность условий, предусмотренных ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (класс условий труда не является вредным или опасным; отсутствует код льготы и, как следствие, уплата работодателем взносов по дополнительному тарифу безосновательна).
С учетом изложенного спорный период обоснованно исключен ответчиком из стажа истца, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости. Решение Пенсионного фонда является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Омутнинском районе Кировской области (межрайонное) отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Омутнинский районный суд Кировской области.
Мотивированное решение изготовлено 02.09.2020.
Судья И.В.Орлова