ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-557/2014 от 11.09.2014 Колыванского районного суда (Новосибирская область)

 Дело № 2-557/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 ДД.ММ.ГГГГ р.<адрес>

 Колыванский районный суд <адрес>

 в лице судьи Баранниковой И.И.,

 при секретаре Грачевой И.И.,

 с участием помощника прокурора <адрес> Лях С.А.,

 представителя ответчика - администрации Пихтовского сельсовета <адрес> ФИО1,

 рассмотрев заявление заместителя прокурора <адрес> Уханевой С.Ю. о признании незаконным бездействия администрации Пихтовского сельсовета <адрес>, выразившегося в неосуществлении государственной регистрации права муниципальной собственности на мостовое сооружение,

 У С Т А Н О В И Л:

 Заместитель прокурора <адрес> Уханева С.Ю., действующая в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Пихтовского сельсовета <адрес>, выразившегося в неосуществлении государственной регистрации права муниципальной собственности на мостовое сооружение - мостовой переход через реку Бакса в д. Лаптевка.

 Заявление мотивировано тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности в деятельности администрации Пихтовского сельсовета <адрес>.

 Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности.

 В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

 В границах муниципального образования расположено одно мостовое сооружение: мостовой переход через реку Бакса в д. Лаптевка - территориальное размещение: <адрес>. Пихтовский сельсовет, д. Лаптевка.

 Основное целевое назначение мостов - обеспечение путей сообщения для передвижения людей и транспорта в границах муниципального образования Пихтовского сельсовета.

 В силу пунктов 1, 3 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения и т.п., при этом искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, путепроводы и т.п.).

 Согласно распоряжению Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 731-р «Об издании применения ОДМ 218.2.012-2011 методических рекомендаций «Классификация конструктивных элементов искусственных дорожных сооружений» мост - мостовое сооружение, служащее для пропуска транспортных средств или пешеходов над водным препятствием, имеющим естественное дно в пределах мостового сооружения.

 В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

 В силу п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом относится к вопросам местного значения.

 Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ, ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации.

 Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен главой 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ.

 На основании ч. 3 ст. 215 ГК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну.

 Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен главой 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ.

 На основании ч. 3 ст. 215 ГК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего сельского поселения или другого муниципального образования.

 Установлено, что в нарушение указанных норм законодательства государственная регистрация права собственности Пихтовского сельсовета на мостовое сооружение, находящееся в границах муниципального образования Пихтовского сельсовета, в органах Росреестра до настоящего времени не произведена.

 Согласно ст. 14 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ проведенная государственная регистрация возникновения и перехода права на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права.

 Бездействие администрации Пихтовского сельсовета, выразившееся в отсутствии государственной регистрации на мостовое сооружение, создает потенциальную опасность для граждан и иных участников дорожного движения в случаях его ненадлежащего состояния, разрушения и т.д.

 Представитель истца - помощник прокурора <адрес> Лях С.А. в судебном заседании доводы иска поддержала в полном объеме.

 Представитель ответчика – администрации Пихтовского сельсовета <адрес> ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что решением пятой сессии третьего созыва Совета депутатов Пихтовского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ мост через <адрес> в д. <адрес> поставлен на баланс администрации муниципального образования Пихтовского сельсовета <адрес>. Решением пятой сессии третьего созыва Совета депутатов Пихтовского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ мост через <адрес> в д. <адрес> включен в реестр муниципальной собственности Пихтовского сельсовета <адрес>.

 ДД.ММ.ГГГГ ООО «Сибирские проекты» произведен осмотр автодорожного моста через <адрес> в д. Лаптевка, составлен акт осмотра. При проведении осмотра установлено, что мост находится в аварийном состоянии. Администрации Пихтовского сельсовета рекомендовано строительство нового моста.

 Постановлением администрации Пихтовского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ закрыт проезд автомобильного транспорта и проход пешеходов через вышеуказанное мостовое сооружение.

 ДД.ММ.ГГГГ в целях безопасного проезда автомобильной техники и прохода людей через реку Бакса в д. Лаптевка между администрацией Пихтовского сельсовета и МУП «Пихтовка» заключен договор № на выполнение работ для муниципальных нужд. Предметом договора является строительство дамбы в д. Лаптевка. Работы выполнены в установленный договором срок. Дамба через реку Бакса в д. Лаптевка построена и с 2012 года по настоящее время используется для проезда автомобильного транспорта и движения пешеходов.

 В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности использования бюджетных средств, что означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

 Таким образом, в связи с тем, что для проведения государственной регистрации моста через <адрес> в д. Лаптевка МО Пихтовского сельсовета <адрес> необходимы вложения бюджетных денежных средств, в целях реализации принципа эффективности использования бюджетных средств ответчик считает нецелесообразным государственную регистрацию моста, находящегося в аварийном состоянии и подлежащего демонтажу.

 Более того, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о мостовом сооружении и земельном участке, на котором находится мостовое сооружение.

 В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона.

 В силу п. 1. 2 ст. 20 указанного Федерального закона не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

 Согласно п. 2 ст. 25.3 указанного Федерального закона не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.

 Следовательно, регистрация мостового сооружения невозможна, так как Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> будет отказано в регистрации мостового сооружения в связи с тем, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о вышеуказанном сооружении и земельном участке, на котором оно находится.

 Администрацией Пихтовского сельсовета в целях реализации установленных законом полномочий и нормальной жизнедеятельности населения д. Лаптевки неоднократно направлялись письма главе <адрес> и в Министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес> об оказании помощи по строительству нового моста. В 2014 году в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в <адрес> в 2012-2015 годах» из средств областного бюджета выделено 10 100 000 рублей на строительство нового моста.ДД.ММ.ГГГГ администрацией Пихтовского сельсовета заключен муниципальный контракт № с ООО «Сибстроймеханизация». Предметом контракта является выполнение работ по строительству мостового перехода через реку Бакса в д. Лаптевка. В данный момент ведутся работы по подготовке земельного участка под строительство нового моста. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Пихтовского сельсовета <адрес> и ОГУП «ТЕХЦЕНТР НСО» заключен договор № 2/9ю на выполнение кадастровых работ. Предметом данного договора является выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка и подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о земельном участке.

 Заслушав представителя заявителя, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 245 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

 В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Из пояснений представителя ответчика следует, что автодорожный мост через реку Бакса в д. Лаптевка, расположенный на территории Пихтовского сельсовета <адрес>, был построен в 1985 году.

 Согласно акту осмотра указанного моста, составленному ДД.ММ.ГГГГ специалистами ООО «Сибирские проекты», мост через <адрес> в д. <адрес> находится в аварийном состоянии, сооружение в течении длительного срока эксплуатировалось с грубыми нарушениями Правил технической эксплуатации, необходимые мероприятия по ремонту и содержанию не проводились.

 Решением пятой сессии третьего созыва Совета депутатов Пихтовского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ мост через <адрес> в д. <адрес> поставлен на баланс администрации муниципального образования Пихтовского сельсовета <адрес>.

 Решением пятой сессии третьего созыва Совета депутатов Пихтовского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ мост через <адрес> в д. <адрес> включен в реестр муниципальной собственности Пихтовского сельсовета <адрес>.

 Согласно представленным письмам главы МО Пихтовского сельсовета ФИО2 с июля 2012 года ею ведётся переписка с главой <адрес>, Министерством транспорта и дорожного хозяйства по <адрес> с просьбой о включении в план капитального ремонта и проектирования мостового сооружения через <адрес> в д.<адрес>, об оказании помощи в проектировании и строительстве нового моста.

 ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Пихтовского сельсовета <адрес> и муниципальным унитарным предприятием «Пихтовка» заключен договор о выполнении работ для муниципальных нужд, согласно которому в д. Лаптевка была построена дамба через <адрес>, которая с 2012 года по настоящее время используется для проезда автомобильного транспорта и движения пешеходов.

 На выполнение работ по строительству мостового перехода через <адрес> в д.<адрес> ДД.ММ.ГГГГ был заключен муниципальный контракт с ООО «Сибстроймеханизация» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ года.

 ДД.ММ.ГГГГ администрацией Пихтовского сельсовета <адрес> с ОГУТ «Техцентр» заключен договор на выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка, предназначенного для строительства нового моста через <адрес> в д. Лаптевка, составлена типовая смета, из которой следует, что стоимость кадастровых работ составляет 30 384 рубля 56 коп.

 Предварительно, а именно ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> с администрацией Пихтовского сельсовета заключено соглашение № о предоставлении средств муниципального дорожного фонда <адрес> в 2014 году.

 Доводы истца о том, что бездействие администрации Пихтовского сельсовета <адрес>, выразившееся в отсутствии государственной регистрации на мостовое сооружение, создает потенциальную опасность для граждан и иных участников дорожного движения, в случаях его ненадлежащего состояния, разрушения и т.д., являются необоснованными, поскольку постановлением администрации Пихтовского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ автодорожный мост через <адрес> в д. Лаптевка закрыт для проезда автомобильного транспорта и прохода пешеходов с ДД.ММ.ГГГГ года.

 По мнению суда, утверждать о бездействии администрации Пихтовского сельсовета необоснованно по следующим основаниям.

 В силу пунктов 1, 3 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения и т.п., при этом искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, путепроводы и т.п.).

 Согласно распоряжению Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 731-р «Об издании применения ОДМ 218.2.012-2011 методических рекомендаций «Классификация конструктивных элементов искусственных дорожных сооружений» мост - мостовое сооружение, служащее для пропуска транспортных средств или пешеходов над водным препятствием, имеющим естественное дно в пределах мостового сооружения.

 Согласно ст. 5 Устава Пихтовского сельсовета <адрес> относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

 В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

 Администрация Пихтовского сельсовета <адрес> выполнила возложенные на указанный орган местного самоуправления обязанности и рекомендации Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, обеспечила безопасность дорожного движения через <адрес> в д. Лаптевка путем закрытия прежнего полуразрушенного моста и устройства дамбы через реку для временного объездного пути, обеспечивающего бесперебойное и безопасное дорожное движение.

 Кроме того, в результате направления многочисленных обращений в администрацию <адрес> и Министерство транспорта и дорожного хозяйства по <адрес> начато строительство нового моста через <адрес>.

 Права и свободы граждан в связи с отсутствием государственной регистрации старого моста через <адрес> в д. Лаптевка не нарушаются, препятствий к осуществлению гражданами их прав и свобод не создано.

 Кроме того, в соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности использования бюджетных средств, что означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

 Для проведения государственной регистрации моста через <адрес> в д.Лаптевка необходимы вложения бюджетных денежных средств.

 Согласно типовой смете стоимость проведения кадастровых работ составляет 30 384 руб. 56 коп.

 Учитывая принцип эффективности использования бюджетных средств представляется нецелесообразной государственная регистрация моста, находящегося в аварийном состоянии и подлежащего демонтажу.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации Пихтовского сельсовета <адрес> заместителю прокурора <адрес> Уханевой С.Ю. отказать.

 Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья (подпись) И.И. Баранникова

 Копия верна. Подлинник решения находится в гражданском деле № Колыванского районного суда <адрес>.

 Судья И.И. Баранникова

 Секретарь И.И. Грачева

 Решение суда в окончательной форме

 составлено ДД.ММ.ГГГГ.