Дело № 2-557/2018
Решение
Именем Российской Федерации
01 июня 2018 года г. Старая Русса
Старорусскийрайонный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Литвин О.В., при секретаре Кудрявцевой А.В., с участием истца - и.о.Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области Санарова А.Л., представителя ответчика - Администрации Старорусского муниципального района ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старорусского районного суда Новгородской области гражданское дело по исковому заявлению и.о. Старорусского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Старорусского муниципального района об обязании совершить определенные действия,
установил:
И.о. Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Старорусского муниципального района об обязании совершить определенные действия. В обоснование иска указал, что Старорусской межрайонной прокуратурой Новгородской области на основании обращении № проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности при эксплуатации объекта незавершенного строительства по соседству с корпусом № ОГАПОУ «СКПТиЭ», расположенного по адресу: <адрес> (далее - объект). В ходе проведенной проверки установлено, что вышеуказанный объект располагается на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ прекращена деятельность юридического лица - застройщика вышеуказанного объекта - ООО «Строй-Инвест». Сведения о зарегистрированных правах на указанный объект в ЕГРН отсутствуют. Распоряжение земельным участком под данным объектом производилось органом местного самоуправления Старорусского муниципального района. Договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Администрацией Старорусского муниципального района и ООО «Строй-Инвест», считается прекращенным вследствие выбытия одной из сторон договора (арендатора). Строительство объекта прекращено застройщиком в ... году. Уведомления (извещений) о консервации объекта (приостановлении строительства) в Администрацию Старорусского муниципального района не поступало. Специалистами Администрации Старорусского муниципального района проведено обследование объекта и расположенного под ним земельного участка, по результатам которого установлено, что на момент осмотра (ДД.ММ.ГГГГ) объект не законсервирован, наружные строительные конструкции и помещения подвержены атмосферным осадкам, о чем свидетельствует покрытая коррозией арматура наружных стен второго этажа, трещины и плесень на стенах; визуальная степень готовности объекта составляет более 20 процентов; на территории строительной площадки с объектом отсутствует ограждение. На основании вышеуказанных результатов осмотра Администрацией Старорусского муниципального района представлены следующие выводы: 1) дальнейшая эксплуатация объекта, в том числе продолжение его строительства не целесообразны в связи с утратой объектом своих характеристик и потребительских свойств; 2) характеристики объекта утрачены, таким образом постановка объекта на учет как объекта незавершенного строительства и дальнейшее строительство нецелесообразны; 3) к объекту имеется свободный доступ, также свободный доступ имеется на перекрытие между первым и вторым этажом, что может являться причиной вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц; 4) с учетом вышеизложенных выводов целесообразно принятие мер, направленных на высвобождение земельного участка. Просит исковые требования удовлетворить и обязать Администрацию Старорусского муниципального района высвободить земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, от объекта незавершенного строительства. На период исполнения судебного решения обязать ответчика принять необходимые меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в указанный объект незавершенного строительства путем закрытия (заполнения) наружных дверных и оконных проемов, а также ограждения данного объекта незавершенного строительства по периметру находящегося под ним земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Санаров А.Л. представил заявление об изменении исковых требований, в котором указал, что Администрация Старорусского муниципального района изменила свою позицию относительно дальнейшей судьбы объекта незавершенного строительства, поэтому просит: 1) обязать Администрацию Старорусского муниципального района обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет как бесхозного объекта недвижимости (незавершенного строительства), расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; 2) обязать ответчика принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в указанный объект незавершенного строительства путем закрытия (заполнения) наружных дверных и оконных проемов, а также ограждения данного объекта незавершенного строительства по периметру находящегося под ним земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика Администрации Старорусского муниципального района ФИО1 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований с учетом их изменения. Представив акт осмотра объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что в дальнейшем после оформления прав на объект незавершенного строительства планируется его ввод в гражданско - правовой оборот.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931, также предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
На основании ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В Российской Федерации охраняется здоровье людей (ч.2 ст.7 Конституции РФ).
В силу положений ст.210 ГК РФ собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии со ст.2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе: ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности; возмещения вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной Старорусской межрайонной прокуратурой Новгородской области проверки соблюдения требований законодательства о безопасности при эксплуатации объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, выявлены нарушения действующего законодательства, которые выражаются в форме противоправного бездействия ответчика как правомочного лица, владеющего земельным участком под объектом незавершенного строительства и наделенного правом по принятию мер в целях признания данного имущества в качестве бесхозяйного и обращения его в муниципальную собственность, так и отсутствие со стороны ответчика мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта.
Актом осмотра объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что строительство объекта прекращено в ... году, вследствие выбытия одной из сторон договора (арендатора), степень готовности составляет не боле 20 процентов. Объект незавершенного строительства не законсервирован, на территории строительной площадки с объектом незавершенного строительства отсутствует ограждение. По результатам осмотра специалистами сделан вывод и дана оценка о возможности продолжения строительно-монтажных работ. Характеристики объекта не утрачены, таким образом целесообразна постановка объекта на учет, как объекта незавершенного строительства и дальнейшее строительство. Высвобождение земельного участка от объекта незаконченного строительства нецелесообразно, поскольку процесс демонтажа монолитного строения несоизмерим со стоимостью восстановления и завершения объекта. А также даны рекомендации о необходимости консервации объекта незавершенного строительства и ограждения объекта по периметру находящегося под ним земельного участка.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1, частью 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения является вопросом местного значения реализация которого возложена на органы местного самоуправления муниципального района.
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, и ранее предоставленный в аренду ООО «СТРОЙ - ИНВЕТ», в настоящее время находится в собственности публично - правового образования, которым в силу статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» является Администрация Старорусского муниципального района.
С учетом изложенного правом распоряжаться вышеуказанным земельным участком, а равно принимать меры по совершению на нем действий, направленных на предотвращение угрозы причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц и их имуществу, в настоящее время наделена Администрация Старорусского муниципального района.
Исходя из позиции Администрации в дальнейшем после оформления прав на объект незавершенного строительства планируется его ввод в гражданско - правовой оборот.
Учитывая изложенное, поскольку непринятие мер в целях признания данного имущества в качестве бесхозяйного и обращения его в муниципальную собственность, так и отсутствие мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения их имущества, а также может способствовать проведению территористических актов на указанном объекте и в отношении близлежащих объектов жилищного фонда, суд приходит к выводу, что исковые требования и.о. Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 98 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования и.о.Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области - удовлетворить.
Обязать Администрацию Старорусского муниципального района обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимости (незавершенного строительства), расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, и принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в указанный объект незавершенного строительства, путем закрытия (заполнения) наружных дверных и оконных проемов, а также ограждения данного объекта незавершенного строительства по периметру находящегося под ним земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Старорусский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий О.В.Литвин