Дело № 2-557/2021
УИД 11RS0009-01-2021-001219-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Черниковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Бунтушак А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Республики Коми 15 сентября 2021 года гражданское дело по иску прокурора Княжпогостского района Республики Коми к Администрации городского поселения «Емва» о возложении обязанности по проведению инвентаризации мест захоронении,
установил:
Прокурор Княжпогостского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации городского поселения «Емва» о возложении обязанности по проведению инвентаризации мест захоронении на территории кладбищ, расположенных по ул. Дзержинского (закрытое кладбище) и м. Устье-Зад г. Емвы в срок до 01 сентября 2022 года.
В обоснование исковых требований указано, что при проведении прокурорской проверки установлено, что в администрации городского поселения «Емва» отсутствуют учетные записи мест захоронений, зарегистрированных до 2004 года, меры по восстановлению учётных записей администрацией не принимались. Отсутствие книг регистрации захоронений, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на достоверную информацию о местах захоронения.
Старший помощник прокурора Поколинская Л.И. в судебном заседании заявленное требование и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.
Представитель ответчика – администрация городского поселения «Емва» ФИО3 в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что до 2014 года деятельность по организации похорон, обслуживанию кладбищ и ведению книг регистрации захоронений осуществляла организация. В 2014 году в муниципальный архивный фонд переданы книги захоронений за период с 2004 по 2014 года. Администрацией будет проводиться работа по инвентаризации мест захоронений.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив их, находит иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления (статья 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ).
В соответствии с положениями МДК 11-01.2002 «Рекомендации о прядке похорон и содержания кладбищ в Российской Федерации», рекомендованными Протоколом Госстроя РФ от 25.12.2001 № 01-НС-22/1, под регистрацией захоронения понимается запись о захоронении умершего в регистрационной книге на основании свидетельства о смерти и счета-заказа на похороны, осуществляемая в конторе кладбища и содержащая фамилию имя и отчество умершего, даты его рождения и смерти, дату захоронения, номера квартала, сектора и могилы, где захоронено тело (останки), фамилию, имя и отчество ответственного за могилу.
Книга регистрации захоронений – это книга, в которой работники конторы кладбища регистрируют каждое захоронение, с указанием фамилии, имени, отчества захороненного, номера квартала, сектора, могилы даты захоронения.
Согласно пунктам 5.11, 10.17 Рекомендаций специализированные службы по вопросам похоронного дела обеспечивают в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации формирование и сохранность архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на услуги по погребению.
Каждое захоронение регистрируется работником конторы кладбища в книге установленной формы.
Кроме записи в книгу работник делает соответствующую отметку на разбивочном чертеже квартала кладбища. Родственнику, ответственному за могилу, выдается удостоверение о захоронении с указанием фамилии, имени и отчества захороненного, номера квартала, сектора, могилы и даты захоронения.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по содержанию мест захоронения отнесена к компетенции городских поселений.
Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверке обращения установлено, что на территории г. <...> и м. Устье-Зад находятся два кладбища.
До 2014 году деятельность по организации похорон, обслуживанию кладбищ и ведению Книги регистрации захоронений на территории г. Емва осуществляло ФИО1. С 2015 года Книга регистрации захоронений на территории г. Емва ведется Администрацией городского поселения «Емва», с 16 февраля 2021 года деятельность по обслуживанию кладбищ на основании муниципального контракта осуществляется ФИО2.
Представитель ответчика пояснила, что в администрации городского поселения «Емва» имеются Книги регистрации захоронений в м. Устье-Зад за период с 2004 по 2014 года, до 2004 года учетные записи мест захоронений отсутствуют, книга регистрации захоронений на кладбище по ул. Дзержинского отсутствует.
При таких обстоятельствах, учитывая, что законом обязанность по содержанию мест захоронения отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселения, в администрации городского поселения «Емва» отсутствуют книги регистрации захоронений на кладбище в м. Устье-Зад до 2004 года и на кладбище по ул. Дзержинского г. Емва за весь период захоронений, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на достоверную информацию о местах захоронения, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Прокурор и ответчик - Администрация городского поселения «Емва», являясь органом местного самоуправления, в силу пунктов 9 и 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Иск прокурора Княжпогостского района удовлетворить.
Администрации городского поселения «Емва» в срок до 01 сентября 2022 года провести инвентаризацию мест захоронения на территории кладбищ, расположенных по ул. Дзержинского (закрытое кладбище) и м. Устье-Зад г. Емвы.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционных жалобы, представления через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Вступившее в законную силу решение суда, при условии его обжалования в апелляционном порядке, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г. Санкт – Петербург) в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационных жалобы, представления через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Председательствующий судья О.В. Черникова