Дело № 2 - 557/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российскй Федерации
Чаплыгинский районный суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Лойко М.А., при секретаре Веревкиной О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Чаплыгинского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к МАУК «ПЦКД с. Дубовое Чаплыгинского района Липецкой области» об обязании провести мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта культуры,
У С Т А Н О В И Л:
заместитель прокурора Чаплыгинского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному автономному учреждению культуры «ПЦКД с. Дубовое Чаплыгинского района Липецкой области» об обязании принять меры по исполнению п.п. 5 и 45 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176, а именно провести категорирование и актуализировать паспорт безопасности объекта культуры. В обоснование требований указал, что прокуратурой Чаплыгинского района проведена проверка соблюдения МАУК «ПЦКД с. Дубовое Чаплыгинского района Липецкой области законодательства в сфере противодействия терроризму, в ходе которой установлено, что антитеррористические требования исполняются учреждением культуры не надлежащим образом: в 2019 году комиссией по обследованию и категорированию проведено обследование и категорирование МАУК «ПЦКД с. Дубовое», объекту присвоена 2 категория, разработан и утвержден паспорт безопасности объекта. Согласно п.п. 45, 46 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176, актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется не реже одного раза в 3 года. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в течение 5 рабочих дней. В ходе актуализации в паспорт безопасности вносятся изменения, заверенные подписью руководителя организации в сфере культуры, являющейся правообладателем объекта (территории). Вместе с тем, как показала проверка, положения Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176, в свете изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2022 г. № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)», до настоящего времени не исполнены: обследование и категорирование не проведено, паспорт безопасности объекта культуры не актуализирован. Выявленные факты нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
В судебном заседании прокурор Агафонов Е.Ю. заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика МАУК «ПЦКД с. Дубовое Чаплыгинского района Липецкой области в судебное заседание не явился, извещался о месте, дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, выслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму», одними из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.
Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), которыми установлен обязательный для выполнения комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - объекты (территории)), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
Так, в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий) (п. 5 Требований).
Пунктом 7 Требований установлено, что для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия), а в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) - не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу Требований.
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) (п. 18 Требований).
Согласно п. 41 Требований на каждый объект (территорию) составляется паспорт безопасности.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в 2019 году комиссией по обследованию и категорированию проведено обследование и категорирование МАУК «ПЦКД с. Дубовое Чаплыгинского района Липецкой области», объекту присвоена 2 категория, разработан и утвержден паспорт безопасности объекта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2022 г. № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)», вступившим в силу 13.03.2022, в постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 г. № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» внесены изменения, в частности, изменены требования к категорированию объектов культуры, установлены следующие категории объектов (территорий):
а) объекты (территории) первой категории опасности – объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет более 500 человек;
б) объекты (территории) второй категории опасности – объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет от 50 до 500 человек;
в) объекты (территории) третьей категории опасности – объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет менее 50 человек;
изменена форма паспорта безопасности объекта культуры, разделы V и VI паспорта безопасности изложены в новой редакции:
Проверкой установлено, что паспорт безопасности объекта утвержден 03.06.2019. Согласно п.п. 45, 46 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176, актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется не реже одного раза в 3 года.
Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в течение 5 рабочих дней. В ходе актуализации в паспорт безопасности вносятся изменения, заверенные подписью руководителя организации в сфере культуры, являющейся правообладателем объекта (территории).
Вместе с тем, как показала проверка, положения Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176, в свете приведенных изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2022 г. № 289, до настоящего времени не исполнены: обследование и категорирование не проведено, паспорт безопасности объекта культуры не актуализирован.
В подтверждение изложенных в иске доводов истцом в материалы дела представлены акт проведенной прокуратурой проверки от 23.06.2022, письменное объяснение представителя МАУК «ПЦКД с. Дубовое Чаплыгинского района Липецкой области» директора ФИО1 от 23.06.2022, в котором она подтвердила факт нарушений, копия паспорта безопасности МАУК «ПЦКД с. Дубовое Чаплыгинского района Липецкой области» от 2019 года, копия акта обследования и категорирования от 25.04.2019, копия перечня мероприятий по антитеррористической защищенности МАУК «ПЦКД с. Дубовое Чаплыгинского района Липецкой области».
Выявленные факты несоблюдения указанных Требований нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Статьей 6 Конвенции о правах ребенка предусмотрено, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а также на здоровое развитие.
Статьей 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлен приоритет охраны здоровья детей. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Вместе с тем, несоблюдение требований к антитеррористической защищенности объектов культуры, где действует ряд детских кружковых организаций, может повлечь вред их здоровью, опасность для их жизни.
Наличие нарушений требований антитеррористической защищенности учреждения культуры отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, в том числе несовершеннолетних, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения.
Индивидуализировать круг лиц, чьи права нарушены, не представляется возможным, так как он является неопределенным.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Приходя к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд принимает во внимание, что доводы истца подтверждены документально материалами дела и ответчиком не оспорены, каких-либо возражений, доказательств в опровержение доводов истца ответчиком не представлено.
Суд считает заслуживающими внимания доводы истца о том, что прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обращается с данным иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку данные нарушения законодательства об охране безопасности, жизни и здоровья граждан являются существенными, при этом основным контингентом, пребывающим в учреждении ответчика, являются дети, что обуславливает социальную значимость иска и необходимость принудительного исполнения исковых требований.
С учетом приведенных установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования заместителя прокурора Чаплыгинского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к МАУК «ПЦКД с. Дубовое Чаплыгинского района Липецкой области» об обязании провести мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта культуры удовлетворить.
Обязать муниципальное автономное учреждение культуры «ПЦКД с. Дубовое Чаплыгинского района Липецкой области» принять меры по исполнению п.п. 5 и 45 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 №176, а именно провести категорирование и актуализировать паспорт безопасности объекта культуры.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Чаплыгинский районный суд Липецкой области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Лойко
Мотивированное решение
составлено 17.08.2022.