ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-557/2022 от 21.09.2022 Задонского районного суда (Липецкая область)

Дело № 2-557/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2022 года г. Задонск

Задонский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Стребкова А.М.,

при секретаре Сивакове К.В.,

с участием прокурора Яковлевой Ю.В.,

представителей ответчиков Козиной Л.В., Пановой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Задонского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Задонский водоканал», администрации Задонского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности по организации зон санитарной охраны вблизи источников водоснабжения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Задонского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП «Задонский водоканал», администрации Задонского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности на МУП «Задонский водоканал» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать зону санитарной охраны на артезианской скважине № ГВК (государственный водный кадастр) 42201762, расположенной по адресу: Липецкая область, г. Задонск, в/з «Восточный» (левая); возложении обязанности на МУП «Задонский водоканал» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны артезианской скважины № ГВК (государственный водный кадастр) 42201762, расположенной по адресу: Липецкая область, г. Задонск, в/з «Восточный» (левая), и оборудовать подъездные пути с твердым покрытием в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02. В случае отсутствия денежных средств у МУП «Задонский водоканал» субсидиарную ответственность возложить на собственника сетей водоснабжения и водяных скважин - администрацию Задонского муниципального района Липецкой области.

14 июня 2022 года иск принят к производству суда и возбуждено гражданское дело №2-557/2022.

Также в производстве Задонского районного суда Липецкой области находится 4 гражданских дела:

дело №2-559/2022 г. по иску прокурора Задонского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Задонский водоканал», администрации Задонского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности на МУП «Задонский водоканал» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать зону санитарной охраны на артезианской скважине № ГВК (государственный водный кадастр) 42201728, расположенной по адресу: Липецкая область, Задонский район, д. Успеновка; возложении обязанности на МУП «Задонский водоканал» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны артезианской скважины № ГВК (государственный водный кадастр) 42201728, расположенной по адресу: Липецкая область, Задонский район, д. Успеновка, и оборудовать подъездные пути с твердым покрытием в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02. В случае отсутствия денежных средств у МУП «Задонский водоканал» субсидиарную ответственность возложить на собственника сетей водоснабжения и водяных скважин - администрацию Задонского муниципального района Липецкой области;

дело №2-593/2022 г. по иску прокурора Задонского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Задонский водоканал», администрации Задонского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности на МУП «Задонский водоканал» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать зону санитарной охраны на артезианской скважине № ГВК (государственный водный кадастр) 42201896, расположенной по адресу: Липецкая область, Задонский район, с. Алисово, стадион; о возложении обязанности на МУП «Задонский водоканал» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны артезианской скважины № ГВК (государственный водный кадастр) 42201896, расположенной по адресу: Липецкая область, Задонский район, с. Алисово, стадион, и оборудовать подъездные пути с твердым покрытием в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02. В случае отсутствия денежных средств у МУП «Задонский водоканал» субсидиарную ответственность возложить на собственника сетей водоснабжения и водяных скважин - администрацию Задонского муниципального района Липецкой области;

дело №2-594/2022 г. по иску прокурора Задонского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Задонский водоканал», администрации Задонского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности на МУП «Задонский водоканал» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать зону санитарной охраны на артезианской скважине № ГВК (государственный водный кадастр) 42201930, расположенной по адресу: Липецкая область, г. Задонск, в/з «Южный», произвести ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны артезианской скважины № ГВК 42201930 и оборудовать подъездные пути с твердым покрытием в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02. В случае отсутствия денежных средств у МУП «Задонский водоканал» субсидиарную ответственность возложить на собственника сетей водоснабжения и водяных скважин - администрацию Задонского муниципального района Липецкой области;

дело №2-558/2022 г. по иску прокурора Задонского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Задонский водоканал», администрации Задонского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности на МУП «Задонский водоканал» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать зону санитарной охраны на артезианской скважине № ГВК (государственный водный кадастр) 42201779, расположенной по адресу: Липецкая область, Задонский район, с. Калабино, ориентир Вышка сотовой связи; о возложении обязанности на МУП «Задонский водоканал» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны артезианской скважины № ГВК 42201779, и оборудовать подъездные пути с твердым покрытием в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02. В случае отсутствия денежных средств у МУП «Задонский водоканал» субсидиарную ответственность возложить на собственника сетей водоснабжения и водяных скважин - администрацию Задонского муниципального района Липецкой области.

Свои исковые требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой Задонского района Липецкой области на основании задания прокуратуры Липецкой области проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении и водоотведении, противодействии терроризму в деятельности органов местного самоуправления района и МУП «Задонский водоканал». В ходе проведенной проверки установлено, что МУП «Задонский водоканал» (ИНН: 4808003313, ОГРН: 1214800007730) создано для осуществления деятельности в целях решения социальных задач, а именно: удовлетворение общественных потребностей в услугах водоснабжения и водоотведения на территории Липецкой области и получение прибыли; проведение единой технической политики в водоснабжении и водоотведении, направленной на повышение надежности и устойчивости работ систем водоснабжения и водоотведения и экономию энергоресурсов. Для достижения указанных целей МУП «Задонский водоканал» осуществляет деятельность, в том числе по забору, очистке и распределению воды. Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 27.12.2021 №868 «О передаче государственного имущества Липецкой области в муниципальную собственность Задонского муниципального района Липецкой области» из государственной собственности Липецкой области в муниципальную собственность Задонского района передано ОГУП «Задонский водоканал», как имущественный комплекс, включающий в себя, в том числе, водяные скважины и сети водоснабжения. Постановлением администрации Задонского муниципального района от 30.12.2021 №844 изменено правовое положение ОГУП «Задонский водоканал» на МУП «Задонский водоканал». Постановлением администрации Задонского муниципального района Липецкой области от 06.04.2022 №199 МУП «Задонский водоканал» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение и эксплуатирующей водопроводные и канализационные сети на территории Задонского муниципального района. Проверкой установлено, что МУП «Задонский водоканал» эксплуатирует артезианские скважины: № ГВК (государственный водный кадастр) 42201762, расположенную по адресу: Липецкая область, г. Задонск, в/з «Восточный» (левая); 42201728, расположенную по адресу: Липецкая область, Задонский район, д. Успеновка; 42201896, расположенную по адресу: Липецкая область, Задонский район, с.Алисово, стадион; 42201930, расположенную по адресу: Липецкая область, г. Задонск, в/з «Южный»; 42201779, расположенную по адресу: Липецкая область, Задонский район, с. Калабино, ориентир Вышка сотовой связи. Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10, определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Администрацией Задонского муниципального района и МУП «Задонский водоканал» должны исполняться требования вышеуказанных санитарных правил по организации санитарно-защитной зоны вокруг источников водоснабжения, а также исполняться мероприятия, предусмотренные законодательством для первого пояса ЗСО. Вместе с тем, в нарушение названных требований законности ЗСО вышеуказанных артезианских скважин, не имеют ограждения, а также подъездных путей с твердым покрытием. Поскольку администрация Задонского муниципального района является собственником указанного объекта, а МУП «Задонский водоканал» гарантирующей организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей водоснабжения, вышеуказанные лица обязаны соблюдать требования санитарно-эпидемиологического законодательства при организации водоснабжения населения. Указанные нарушения создают угрозу для нормального функционирования объектов водоснабжения района и соблюдения прав граждан на безопасность коммунальных услуг для жизни и здоровья. Кроме того, подобное положение дел повышает степень уязвимости и незащищенности вышеуказанных объектов, и может облегчить совершение акта террористического характера, что является нарушением требований ст.ст. 2, 3, 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», поскольку одними из основных принципов противодействия терроризму являются приоритет мер предупреждения терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Определением Задонского районного суда Липецкой области от 21 июля 2022 года гражданские дела №2-557/2022 г., №2-594/2022 г., №2-593/2022 г., №2-559/2022 г., №2-558/2022 по искам прокурора Задонского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Задонский водоканал», администрации Задонского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности по организации зон санитарной охраны вблизи источников водоснабжения объединены в одно производство, с присвоением общего номера 2-557/2022.

В судебном заседании помощник прокурора Задонского района Липецкой области Яковлева Ю.В. исковые требования поддержал, основываясь на доводах исковых заявлений, и просил суд их удовлетворить, дополнительно указав, что просит предоставить отсрочку в 1 год для исполнения решения суда.

Представитель ответчика - МУП «Задонский водоканал» по доверенности Козина Л.В. против удовлетворения исковых требований прокурора не возражала, указав, что в настоящее время за МУП «Задонский водоканал» числятся 69 зон санитарной охраны (ЗСО). Для проведения работ по организации ЗСО, ограждению территории первого пояса ЗСО, а также оборудованию подъездных путей с твердым покрытием к сооружениям артезианских скважин, необходимы временные и финансовые затраты, в связи с чем, просила увеличить срок исполнения решения суда до 3 лет.

Представитель ответчика - администрации Задонского муниципального района Липецкой области Панова Е.В. в судебном заседании исковые требования прокурора Задонского района не признала, указав, что МУП «Задонский водоканал» является коммерческой организацией, предприятие от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, соответствующие предмету и целям его деятельности и несет связанные с этой деятельностью обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и в арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством. Администрация Задонского муниципального района Липецкой области не отвечает по обязательствам унитарного предприятия, в связи с чем, у прокурора Задонского района Липецкой области отсутствуют законные основания заявлять требования о возложении на администрацию Задонского муниципального района Липецкой области, как на собственника сетей водоснабжения и водяных скважин, субсидиарной ответственности в случае отсутствия денежных средств у МУП «Задонский водоканал». Администрация Задонского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу.

Выслушав помощника прокурора Яковлеву Ю.В., представителей ответчиков Козину Л.В., Панову Е.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования, заявленные прокурором, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и государства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.03 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п.4 ч.1 ст. 14, а также ч.ч.3 и 4 ст. 14 указанного Федерального закона РФ к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах сельских поселений электро-, газо-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что МУП «Задонский водоканал» (ИНН: 4808003313, ОГРН: 1214800007730) создано для осуществления деятельности в целях решения социальных задач, а именно: удовлетворение общественных потребностей в услугах водоснабжения и водоотведения на территории Липецкой области и получение прибыли; проведение единой технической политики в водоснабжении и водоотведении, направленной на повышение надежности и устойчивости работ систем водоснабжения и водоотведения и экономию энергоресурсов. Для достижения указанных целей МУП «Задонский водоканал» осуществляет деятельность, в том числе по забору, очистке и распределению воды.

Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 27.12.2021 №868 «О передаче государственного имущества Липецкой области в муниципальную собственность Задонского муниципального района Липецкой области» из государственной собственности Липецкой области в муниципальную собственность Задонского района передано ОГУП «Задонский водоканал», как имущественный комплекс, включающий в себя, в том числе, водяные скважины и сети водоснабжения.

Постановлением администрации Задонского муниципального района Липецкой области от 30.12.2021 года №844 изменено правовое положение ОГУП «Задонский водоканал» на МУП «Задонский водоканал».

Статьёй 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Постановлением администрации Задонского муниципального района Липецкой области от 06.04.2022 №199 МУП «Задонский водоканал» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение и эксплуатирующей водопроводные и канализационные сети на территории Задонского муниципального района.

В ходе проведения проверки прокуратурой Задонского района Липецкой области установлено, что МУП «Задонский водоканал» эксплуатирует следующие артезианские скважины: № ГВК (государственный водный кадастр) 42201762, расположенную по адресу: Липецкая область, г. Задонск, в/з «Восточный» (левая); 42201728, расположенную по адресу: Липецкая область, Задонский район, д. Успеновка; 42201896, расположенную по адресу: Липецкая область, Задонский район, с.Алисово, стадион; 42201930, расположенную по адресу: Липецкая область, г. Задонск, в/з «Южный»; 42201779, расположенную по адресу: Липецкая область, Задонский район, с. Калабино, ориентир Вышка сотовой связи.

В соответствии с ч.2 ст.43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10, определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п.п. 1.4-1.6, 1.11 - 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поя сов ЗСО.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Санитарные мероприятия должны выполняться: а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.

Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

В силу п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

Как установлено судом, в нарушение названных требований закона на указанных артезианских скважинах не организованы зоны санитарной охраны, территории первого пояса ЗСО артезианских скважин: № ГВК (государственный водный кадастр) 42201762, расположенную по адресу: Липецкая область, г. Задонск, в/з «Восточный» (левая); 42201728, расположенную по адресу: Липецкая область, Задонский район, д. Успеновка; 42201896, расположенную по адресу: Липецкая область, Задонский район, с.Алисово, стадион; 42201930, расположенную по адресу: Липецкая область, г. Задонск, в/з «Южный»; 42201779, расположенную по адресу: Липецкая область, Задонский район, с. Калабино, ориентир Вышка сотовой связи, не имеют ограждения, а также не оборудованы подъездные пути с твердым покрытием к сооружениям артезианских скважин, что усматривается из ответа МУП «Задонский водоканал» от 11.05.2022 года за №400.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 №1467 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения (далее - Требования).

Обозначенные Требования устанавливают обязательные для выполнения мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения.

Под объектами водоснабжения и водоотведения для целей настоящих требований следует понимать территориально обособленные (расположенные в пределах внешнего периметра, границы которого установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации) комплексы зданий, сооружений и оборудования, предназначенные для осуществления водоснабжения (водозаборы (в том числе входящие в их состав гидротехнические сооружения), очистные сооружения водопровода, водопроводные насосные станции, резервуары, водонапорные башни) и водоотведения (очистные сооружения канализации (в том числе входящие в их состав гидротехнические сооружения), канализационные насосные станции), входящие в состав централизованных и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, а также водоотведения (за исключением водопроводных и канализационных сетей).

Отсутствие ограждения территории первого пояса зоны санитарной охраны артезианских скважин свидетельствует об игнорировании п. 13 Требований, согласно которому руководители организаций, эксплуатирующих объекты водоснабжения и водоотведения, которые не включены в перечень объектов, самостоятельно определяют содержание и порядок обеспечения антитеррористической защищенности данных объектов водоснабжения и водоотведения (охрана, реализация пропускного и внутриобъектового режимов, оборудование инженерно-техническими средствами охраны, реагирование на угрозу совершения или на совершение террористических актов, информирование об этом правоохранительных органов, а также реализация других мер антитеррористической защищенности).

Поскольку администрация Задонского муниципального района является собственником вышеуказанных скважин, а МУП «Задонский водоканал» гарантирующей организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей водоснабжения, вышеуказанные лица обязаны соблюдать требования санитарно-эпидемиологического законодательства при организации водоснабжения населения.

Выявленные нарушения создают угрозу для нормального функционирования объектов водоснабжения района и соблюдения прав граждан на безопасность коммунальных услуг для жизни и здоровья.

Кроме того, подобное положение дел повышает степень уязвимости и незащищенности вышеуказанных объектов, и может облегчить совершение акта террористического характера, что является нарушением требований ст.ст. 2, 3, 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», поскольку одними из основных принципов противодействия терроризму являются приоритет мер предупреждения терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

При таких данных суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора Задонского района Липецкой области как к МУП «Задонский водоканал», так и к администрации Задонского муниципального района Липецкой области в части возложения на собственника сетей водоснабжения - администрацию Задонского муниципального района Липецкой области обязанности по финансированию указанных мероприятий при недостаточности денежных средств у МУП «Задонский Водоканал» и приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Ссылку администрации Задонского муниципального района Липецкой области на часть 6 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой собственник имущества унитарного предприятия не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия, организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств, в связи с чем, на администрацию Задонского муниципального района Липецкой области не может быть возложена обязанность по финансированию мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обязанность по выполнению которых возложена на МУП «Задонский водоканал», суд находит несостоятельной.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9.1) установление нормативов состава сточных вод; 10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом. При этом полномочия органов местного самоуправления, указанные выше, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

В силу части 2 статьи 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416 «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения муниципального района.

Исходя из изложенного нормативно-правового регулирования, обязанности по получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, установлению в соответствии с Земельным и Водным кодексами Российской Федерации ограничений в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, организации зон санитарной охраны источников водоснабжения, производству ограждений территории первого пояса зон санитарной охраны артезианских скважин, лежат на муниципальном образовании Задонского муниципального района Липецкой области, исполнительно-распорядительным органом которого является администрация, осуществляющая полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому и на каком основании переданы данные объекты в пользование и владение.

Администрация муниципального района обязана осуществлять мероприятия по организации работы муниципального предприятия, непосредственно осуществляющего коммунальные услуги населению, что предусматривает, в том числе финансирование и контроль, своевременное реагирование и принятие мер по надлежащему водоснабжению населения.

С учетом положений Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», суд приходит к выводу, что указанная прокурором обязанность должна быть возложена на МУП «Задонский водоканал» в хозяйственном ведении которого находятся артезианские скважины и на администрацию муниципального образования Задонского муниципального района Липецкой области в части обеспечения финансирования мер по надлежащему водоснабжению (в случае недостаточности денежных средств у МУП «Задонский водоканал») как собственника объектов в соответствии с Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 27.12.2021 №868 «О передаче государственного имущества Липецкой области в муниципальную собственность Задонского муниципального района Липецкой области», учитывая при этом, что несоблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 г. N 10, нарушает законные права и интересы граждан, в том числе и связанные с обеспечением их безопасности и антитеррористической защищенности.

Артезианские скважины находятся в собственности муниципального образования Задонского муниципального района, в связи с чем, возложение обязанности по приведению их в соответствие с санитарными нормами и правилами также и на администрацию района в части дополнительного финансирования указанных мероприятий соответствует положениям гражданского законодательства.

Суд отклоняет доводы администрации Задонского муниципального района Липецкой области, в части того, что администрация являются ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку на администрацию Задонского муниципального района Липецкой области законом прямо возложена обязанность по организации водоснабжения населения на территории Задонского муниципального района Липецкой области и обеспечении условий, необходимых для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Кроме того, в соответствии с положениями п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению оборудования комплексной безопасности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только муниципальных унитарных предприятий, но и органов местного самоуправления.

Отсутствие благоустроенных и соответствующих нормам санитарного законодательства источников питьевого водоснабжения, нарушает права граждан и неопределенного круга лиц, угрожает их здоровью. Не принятие мер по разрешению этих вопросов ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Довод ответчиков об отсутствии достаточных денежных средств на указанные цели не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора, поскольку такая обязанность возложена на орган местного самоуправления и МУП «Задонский водоканал» в силу требований Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и других нормативно-правовых актов.

По положениям ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения. Поскольку нарушения установлены, то они подлежат устранению.

Коль скоро для реализации своей обязанности по организации зон санитарной охраны вблизи источников водоснабжения и производства ограждений территории первого пояса зон санитарной охраны артезианских скважин, оборудованию подъездных путей к сооружениям артезианских скважин необходимо время, суд, исходя из характера выявленных прокурором нарушений и комплекса мероприятий, необходимых для их устранения, считает необходимым установить ответчикам срок для исполнения решения суда – один год с момента вступления решения суда в законную силу.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ в бюджет Задонского муниципального района Липецкой области подлежит взысканию с МУП «Задонский водоканал» государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Задонского района Липецкой области удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Задонский водоканал» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу организовать зону санитарной охраны на артезианских скважинах № ГВК (государственный водный кадастр):

- 42201762, расположенной по адресу: Липецкая область, г. Задонск, в/з «Восточный» (левая);

- 42201728, расположенной по адресу: Липецкая область, Задонский район, д. Успеновка;

- 42201896, расположенной по адресу: Липецкая область, Задонский район, с.Алисово, стадион;

- 42201930, расположенной по адресу: Липецкая область, г. Задонск, в/з «Южный»;

- 42201779, расположенной по адресу: Липецкая область, Задонский район, с. Калабино, ориентир Вышка сотовой связи.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Задонский водоканал» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу произвести ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны артезианских скважин № ГВК (государственный водный кадастр):

- 42201762, расположенной по адресу: Липецкая область, г. Задонск, в/з «Восточный» (левая);

- 42201728, расположенной по адресу: Липецкая область, Задонский район, д. Успеновка;

- 42201896, расположенной по адресу: Липецкая область, Задонский район, с.Алисово, стадион;

- 42201930, расположенной по адресу: Липецкая область, г. Задонск, в/з «Южный»;

- 42201779, расположенной по адресу: Липецкая область, Задонский район, с. Калабино, ориентир Вышка сотовой связи.

и оборудовать подъездные пути с твердым покрытием к сооружениям указанных артезианских скважин в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10.

При недостаточности денежных средств у муниципального унитарного предприятия «Задонский водоканал» возложить на администрацию Задонского муниципального района Липецкой области обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по исполнению решения суда - организации зоны санитарной охраны на артезианских скважинах, производству ограждений территории первого пояса зоны санитарной охраны артезианских скважин и оборудованию подъездных путей с твердым покрытием к сооружениям указанных артезианских скважин в соответствии с санитарным законодательством.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Задонский водоканал» в бюджет Задонского муниципального района Липецкой области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Задонский районный суд.

Председательствующий А.М. Стребков

Мотивированное решение изготовлено 22 сентября 2022 года.