ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-558 от 21.02.2011 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Перми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №­­ 2-558/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2011 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Баксановой Е.З.,

при секретаре Окуловой Т.Т.,

с участием заявителя – Токарева Э.Ю.,

представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю – Моисеевой Т.А., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» – Глухих А.И., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по заявлению Токарева Э.Ю., Лебедева В.А., Болотова О.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» об оспаривании бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю и возложении обязанности устранить нарушение прав,

УСТАНОВИЛ:

Заявители обратились в суд с заявлением в порядке гл. 25 ГПК РФ об оспаривании бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее по тексту – Управление) и возложении обязанности устранить нарушение прав.

В обоснование заявленных требований заявители указали, что они являются собственниками нежилого здания (по 1/3 доле), расположенного по адресу  и земельного участка, расположенного по адресу: , площадью 550,56 кв. м, кадастровый номер №. Согласно кадастровому плану земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в размере  руб., соответственно удельная кадастровая стоимость составляет  руб. ДД.ММ.ГГГГ заявители подали заявление о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости с приложением копии кассационного определения по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым установлен факт правомерного применения значения удельной кадастровой стоимости земельного участка по адресу: , площадью 550,56 кв. м, кадастровый номер № в размере  руб. ДД.ММ.ГГГГ заявителям выдан кадастровый план земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому кадастровая стоимость земельного участка определена в размере  руб., соответственно, удельная кадастровая стоимость составляет  руб. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ б/н заявители обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по  с просьбой рассмотреть вопрос о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части определения значения удельной кадастровой стоимости земельного участка по адресу: , площадью 550,56 кв. м, кадастровый номер № в размере  руб. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление ответило заявителям отказом. В связи с чем, заявители считают, что бездействие Управления по невнесению изменений в данные кадастровой стоимости земельного участка, противоречит действующему законодательству и нарушает их имущественные права, создают препятствия к осуществлению своих прав надлежащим образом. На Управление возложены функции по государственной регистрации, кадастра картографии, функции по организации единой системы государственного кадастровое учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним. При этом, заявители полагают, что при определении кадастровой стоимости принадлежащих им земельных участков Управление нарушило ст. 7 Земельного кодекса РФ, согласно которой любому из видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренных зонированием территорий, выбирается землепользователем самостоятельно, без дополнительных процедур согласования. Кадастровая стоимость земельных участков устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом PФ, федеральными законами. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с указанными Правилами, государственную кадастровую оценку земель проводит Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, его территориальные органы, а также находящиеся в их ведении предприятия и организации. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. При определении кадастровой стоимости земельного участка по адресу: , площадью 550,56 кв. м, кадастровый номер № Управлением не учтено его фактическое использование, как это требуется во исполнение действующего законодательства. При рассмотрении Ленинским районным судом  по делу №г. разрешен вопрос о кадастровой стоимости земельного участка, его удельная кадастровая стоимость составляет  руб. Указанный факт установлен судебным решением, которое вступило в законную силу. В связи с чем, заявители полагают, что отказ Управления внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части определения значения удельной кадастровой стоимости земельного участка по адресу: , площадью 550,56 кв. м, кадастровый номер № в размере  руб. является незаконным.

Заявитель Токарев Э.Ю. в судебном заседании на доводах, изложенных в заявлении, настаивал, просил возложить обязанность на Управление устранить допущенное нарушение.

Заявители Болотов О.В., Лебедев В.А. в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения заявления извещены надлежащим образом (л.д. 53, 55).

Представитель заинтересованного лица – ФГУ Земельная кадастровая палата по Пермскому краю в судебном заседании с доводами заявителей не согласна, подтвердила обстоятельства, изложенные в возражениях (л.д.59-60), а именно: кадастровая стоимость земельного участка в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о ГКН) является одной из дополнительных характеристик земельного участка, составляющей сведения государственного кадастра недвижимости. Определяется она как экономическая характеристика земельного участка, является величиной, отражающей его качественные характеристики (ценность, полезность) при существующем его использовании, определяется расчетным путем при проведении государственной кадастровой оценки земель. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), согласно п. 1 которых, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществлялась Роснедвижимостью, а в настоящее время осуществляется Росреестром, его территориальными органами. В настоящее время на территории Пермского края действуют утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, определенные в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Приказом Росземкадастра от 17.10.2002г. № П/337 (далее - Методика, в настоящее время утратил силу). Методика содержит перечень, состоящий из 14 видов разрешенного использования. Исходя из формулировки вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «под 1-этажное кирпичное здание спортзала с подвалом, мансардой (лит. Б)» УПКС принимается по 6 группе видов: «Земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами». В расширенном перечне видов разрешенного использования присутствует формулировка «земельные участки спортзалов, дворцов спорта, земельные участки стадионов, земельные участки бассейнов, земельные участки других учреждений физической культуры и спорта». Значение данного показателя в соответствии с постановлением правительства Пермского края от 11.05.2007г. № 91-п составляет  руб. за кв. м. Расчет кадастровой стоимости земельных участок при изменении вида разрешенного использования осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участок в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006г. № 222 (далее - Методические указания). Первоначально оценка земель населенных пунктов проводилась в 2001-2002 гг., по результатам проведенных работ издан Указ губернатора Пермской области от 01.09.2004г. № 132 «О кадастровой стоимости земель поселений Пермской области». На основании данных результатов в период 2004-2005 гг. рассчитана кадастровая стоимость каждого земельного участка, поставленного на ГКУ. В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ рассчитанная кадастровая стоимость применялась как налоговая база с 2006 года. Удельный показатель для данного участка ранее также был применен по 6 группе видов разрешенного использования, его значение составило 8529,04 руб. за кв.м. В 2006 году, учитывая сроки актуализации оценки, проводились оценочные работы по землям населенных пунктов вновь. Их результаты утверждены Постановлением правительства Пермского края о 11.05.2007г. № 91-п «Об утверждении кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского городского округа Пермского края» и от 24.04.2007г. № 80-п «Об утверждении кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского района Пермского края», которые применяются для исчисления кадастровой стоимости земель населенных пунктов с 2008 года по настоящее время.

Вышеуказанными постановлениями утверждена стоимость единицы площади земель в зависимости от 14, предусмотренных Методикой, видов функционального использования - Удельный показатель кадастровой стоимости земель (далее - УПКСЗ). Кадастровая стоимость каждого земельного участка определяется исходя из установленного органами государственной власти или органами местного самоуправления вида разрешенного использования земельного участка, УПКСЗ и площади. УПКСЗ принимается в соответствии с установленным видом разрешенного использования в одной из 14 групп по ГКОЗ, отнесением участка к соответствующей оценочной зоне (кадастровому кварталу). Кадастровая стоимость есть произведение значения УПКСЗ и площади земельного участка.

Применение удельного показателя для расчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № имеющего значение вида разрешенного использование 2 под 1-этажное кирпичное здание спортзала с подвалом, мансардой (лит. Б) в размере  руб. за кв. м не может быть произведено. Данное значение соответствует 10 группе видов разрешенного использования «Земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения». В указанную группу входят земельные участки санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, детских лагерей, земельные участки туристических баз, детских и спортивных лагерей, земельные участки других объектов оздоровительного и рекреационного назначения. В связи с изложенным, полагают, что в удовлетворении заявленных требований заявителям необходимо отказать.

Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра РФ по Пермскому краю также не согласилась с заявленными требованиями, подтвердила доводы, изложенные в возражениях, направленных в суд (л.д.56-58), указав, что доводы заявителей о неправомерности бездействия Управления по невнесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части определения значения удельной кадастровой стоимости земельного участка, являются необоснованными, поскольку, ни в решении Ленинского районного суда  от ДД.ММ.ГГГГ по делу № (далее - Решение), ни в кассационном определении от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Определение) действия Управления по утверждению кадастровой стоимости не были признаны незаконными. Суд согласно Решению не обязал орган кадастрового учета произвести действия, направленные на внесение исправлений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении кадастровой стоимости земельного участка, судом также не были признаны незаконными действия органа кадастрового учета по утверждению кадастровой стоимости данного земельного участка. Относительно земельного участка с кадастровым номером № решение суда о признании незаконным действия или бездействия органа кадастрового учета в части определения кадастровой стоимости в адрес Управления не направлялось.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. № 316 Росземкадастром разработана и утверждена приказом от 17.10.2002г. № П/337 Методика государственной кадастровой оценки земель поселений (в соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006г. № 232-Ф3 с 1 января 2007 г. - земель населенных пунктов). Согласно Методике ГКОЗ поселений кадастровая стоимость земельного участка определяется с учетом вида территориальной зоны, вида функционального использования земельного участка и площади земельного участка. При этом определение удельного показателя кадастровой стоимости земель осуществляется в пределах оценочных зон (кадастровых кварталов). Для определения кадастровой стоимости Методикой ГКОЗ поселений установлены 14 видов функционального использования земель.

С ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земель Пермского городского округа определяется в соответствии с удельными показателями, утвержденными постановлением  от ДД.ММ.ГГГГ № 91-п «Об утверждении кадастровой стоимости земель Пермского городского округа Пермского края». На основании изложенного, можно сделать вывод, что кадастровая стоимость земельного участка определяется на основании кадастровой оценки с учетом вида территориальной зоны, вида функционального использования земельного участка и площади земельного участка. Расчет кадастровой стоимости указанного земельного участка 59:01:4410085:19 осуществлен по результатам государственной кадастровой оценки земель, проведенной в 2006 году на территории г. Перми по Методике ГКОЗ поселений, утвержденной Приказом Росземкадастра от ДД.ММ.ГГГГ № П/337, с применением удельного показателя кадастровой стоимости земли равного  руб. за 1 кв. м. по виду функционального использования - «земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами», утвержденными Постановлением Правительства Пермского края № 91-П «Об утверждении кадастровой стоимости земель Пермского городского округа Пермского края».

Земельный участок истцов был отнесен к 6 группе видов функционального использования земель, а именно «земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами», поскольку разрешенное использование земельного участка, что подтверждается кадастровой выпиской, под 1-этажное кирпичное здание спортзала с подвалом, мансардой. Таким образом. Управление считает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в соответствии с требованиями законодательства, при этом, согласно ст. 20 Закона о кадастре, с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (в том числе и в части изменения вида разрешенного использования земельного участка, с целью изменения кадастровой стоимости земельного участка) вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости. Форма заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости утверждена Приказом Министерства юстиции России от ДД.ММ.ГГГГ № 34 «Об утверждении заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества». Заявители же в орган кадастрового учета с вышеуказанным заявлением не обращались.

Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, проанализировав представленные суду доказательства, суд считает требования Токарева Э.Ю., Лебедева В.А., Болотова О.В. удовлетворению не подлежат в силу следующего.

В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно ч.3.ст.1 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. № 316, Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В судебном заседании установлено, что заявителям на праве общей долевой собственности, доля в праве составляет 1/3 принадлежит земельный участок, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: под 1-этажное кирпичное здание спортзала с подвалом, мансардой (лит. Б), общей площадью 550,56 кв.м., адрес объекта: , что подтверждается свидетельствами о регистрации права (л.д.10,11,12).

ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились в Управление Росреестра РФ по Пермскому краю с требованием о внесении изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части определения значения удельной кадастровой стоимости принадлежащего им земельного участка на основании решения Ленинского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, которым частично удовлетворены исковые требования Департамента имущественных отношений администрации г.Перми к Токареву Э.Ю., Лебедеву В.А., Богатыревой Ю.В., с каждого из ответчиков взыскано неосновательное обогащение в сумме  руб. 66 коп. и расходы на оплату государственной пошлины в сумме  руб. 43 коп. (л.д.13-15,15-16). При этом, при расчете задолженности по арендной плате судом применена удельная кадастровая стоимость земельного участка в размере  руб. 68 коп. (л.д.24).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка (л.д.17-23) с ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость участка составляет  руб., удельный показатель кадастровой стоимости:  руб.

Как следует из ответа Управления Росреестра РФ по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ заявителям в установлении удельной кадастровой стоимости принадлежащего им земельного участка на основании решения Ленинского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ в размере  коп. отказано, поскольку, неправомерность определения кадастровой стоимости земельного участка по  в  предметом спора по вышеуказанному делу не являлась, расчет кадастровой стоимости указанного земельного участка осуществлен по результатам государственной кадастровой оценки земель, проведенной в 2006 году, с применением удельного показателя кадастровой стоимости земли равного  руб. за 1 кв.м. ввиду функционального использования земли – «Земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религиозными объектами».

Суд находит данный отказ законным и не подлежащим отмене.

Согласно вышеуказанному решению Ленинского районного суда г. Перми, предметом исследования не являлась законность установления кадастровой стоимости земельного участка, находящегося под объектом недвижимости. Кроме того, указанным решением не дана оценка категории земельного участка относительно вида разрешённого использования. Судом при расчёте задолженности по арендной плате использован лишь кадастровый коэффициент для земельных участков, относящихся к категории «Прочие», что не является основанием для изменения кадастровой стоимости участка.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. № 316, Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации прав на недвижимое имущество истцы являются собственниками здания, которое является спортзалом (л.д. 7,8,9). Кроме того, в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, истцы владеют земельным участком категории земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под 1-этажное кирпичное здание спортзала.

Из пояснений заявителя Токарева Э.Ю. в судебном заседании установлено, что здание используется в качестве ресторана, является памятником истории и культуры, ранее относилось к комплексу гимназии. Наименование объекта недвижимости в связи с использованием здания под ресторан не менялось, также не вносились изменения и в документы о виде разрешённого использования земельного участка.

Таким образом, у Управления Росреестра по Пермскому краю, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. № 316, согласно которому, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, с учётом сведений, имеющихся в правоустанавливающих документах, отсутствовали законные основания для изменения удельной кадастровой стоимости земельного участка, поскольку кадастровая стоимость земельного участка установлена ответчиком в соответствии с видом разрешённого использования, указанного в свидетельстве о государственной регистрации прав. Документы об изменении вида разрешённого использования земельного участка истцами ответчику не представлены.

Как следует из пояснений представителя Управления Росреестра по Пермскому краю, расчет кадастровой стоимости земельного участка № осуществлен по результатам государственной кадастровой оценки земель с применением удельного показателя кадастровой стоимости земли равного  руб. за 1 кв. м. по виду функционального использования – «Земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами». Земельный участок истцов отнесен к 6 группе видов функционального использования земель, а именно «Земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами».

Согласно ст. 20 ФЗ «О государственном кадастре», с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (в том числе и в части изменения вида разрешенного использования земельного участка, с целью изменения кадастровой стоимости земельного участка) вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости. Заявители же в орган кадастрового учета с вышеуказанным заявлением на момент принятия решения Управлением Росреестра по Пермскому краю не обращались.

В силу изложенного, требования заявителей о возложении обязанности на Управление Росреестра по Пермскому краю устранить нарушения прав, выразившиеся в бездействии, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Токарева Э.Ю., Лебедева В.А., Болотова О.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» об оспаривании бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю и возложении обязанности устранить нарушение прав путём внесения в Единый государственный земельный кадастр изменения кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу:  – отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней.

Председательствующий Е.З.Баксанова