Дело №2-5582/2016
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 сентября 2016 года г.Киров
Первомайский районный суд г.Кирова Кировской области
в составе председательствующего судьи Микишева А.Ю.,
при секретаре Смирновой О.А.,
с участием помощника прокурора Иванова Д.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Первомайского района г.Кирова к ООО «Концепт» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района г.Кирова обратился в суд с иском к ООО «Концепт» о возложении обязанности, в обоснование которого указал, что прокуратурой Первомайского района г.Кирова проведена проверка, в результате которой установлено, что за период с {Дата} по {Дата} ООО «Концепт» осуществляло деятельность оператора по приему платежей, что подтверждается заключенным договором от {Дата} № {Номер} с ИП ФИО1, согласно которому, организация обязуется по поручению организатора мероприятий совершать действия по бронированию и продаже билетов на культурно-массовые мероприятия, организуемые ИП ФИО1 в целях исполнения поручения компания самостоятельно от своего имени заключает сделки с третьими лицами (клиентами). Факт реализации билетов в электронном виде подтверждается документом, выдаваемым компанией клиенту. Организатор мероприятий осуществляет контроль за ходом исполнения поручения компанией, выплачивает компании вознаграждение в размере 10% от каждого проданного билета, путем удержания компанией, причитающейся ей суммы вознаграждения. Таким образом, из условий указанного договора следует, что ООО «Концепт» фактически как платежный агент за вознаграждение осуществляет деятельность по приему денежных средств от физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств перед ИП ФИО1, по оплате организуемых им культурно-массовых мероприятий. В нарушение требований действующего законодательства в период с {Дата} по {Дата} в ООО «Концепт» осуществлялась деятельность в отсутствие правил внутреннего контроля и специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, отсутствует утвержденный руководителем перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирвоанию терроризма, не проводится целевой и дополнительные инструктажи в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, проведение которых должно подтверждаться собственноручной подписью инструктируемого в документе, форму и содержание которого организация устанавливает самостоятельно. На основании собственного заявления ООО «Концепт» {Дата} был снят с учета в уполномоченном органе по формальному признаку «смена вида деятельности организации». При этом, установлено, что ООО «Концепт» с момента снятия с учета в МРУ Росфинмониторинг в ПФО, с {Дата} осуществляет деятельность оператора по приему платежей при отсутствии постановки на учет в уполномоченном органе.
Учитывая изложенное, Прокурор Первомайского района г. Кирова просит обязать ООО «Концепт» встать на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу межрегиональное управление по Приволжскому Федеральному округу; назначить специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в ООО «Концепт»; разработать, утвердить и согласовать с Федеральной службой по финансовому мониторингу межрегиональное управление по Приволжскому Федеральному округу правила внутреннего контроля и программу его осуществления.
Помощник прокурора ФИО2 в судебном заседании поддержал требования заявления.
Ответчик ООО «Концепт», треть лица Федеральная служба по финансовому мониторингу межрегиональное управление по Приволжскому Федеральному округу, ИП ФИО1 в судебное заседание не явились, извещены своевременно, надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
С учетом мнение помощника прокурора суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Согласно ст.2 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон), данный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Согласно ст. 4 Закон к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе, организация и осуществление внутреннего контроля.
В соответствии со ст. 5 Закона операторы по приему платежей к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Частью 2 ст. 7 Закона установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и назначить специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В соответствии с п. 2 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение) руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона установлено, что в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соовтетствии с пп. «в» п. 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58, постановке на учет в территориальном органе подлежат, в том числе, операторы по приему платежей.
Судом установлено, что ООО «Профит» зарегистрировано {Дата} в качестве юридического лица, о чем в Едином государственном реестре юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером {Номер}. {Дата} в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за номером {Номер} о смене наименования общества на ООО «Концепт» (л.д. 42-50).
Прокуратурой Первомайского района г. Кирова на основании информации Федеральной службы по финансовому мониторингу межрегиональное управление по Приволжскому федеральному округу (далее - МРУ Росфинмониторинга по ПФО) проведена проверка деятельности ООО «Концепт», осуществляющего до {Дата} деятельность оператора по приему платежей в части исполнения требований Закона (л.д. 7-17).
В ходе проверки установлено, что за период с {Дата} по {Дата} ООО «Концепт» осуществляло деятельность оператора по приему платежей, что подтверждается заключенным договором от {Дата} № {Номер} с ИП ФИО1, согласно которому, организация обязуется по поручению организатора мероприятий совершать действия по бронированию и продаже билетов на культурно-массовые мероприятия, организуемые ИП ФИО1 в целях исполнения поручения компания самостоятельно от своего имени заключает сделки с третьими лицами (клиентами) (л.д. 27-29).
Факт реализации билетов в электронном виде подтверждается документом, выдаваемым компанией клиенту. Организатор мероприятий осуществляет контроль за ходом исполнения поручения компанией, выплачивает компании вознаграждение в размере 10% от каждого проданного билета, путем удержания компанией, причитающейся ей суммы вознаграждения.
Таким образом, из условий указанного договора следует, что ООО «Концепт» фактически как платежный агент за вознаграждение осуществляет деятельность по приему денежных средств от физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств перед ИП ФИО1, по оплате организуемых им культурно-массовых мероприятий.
В ходе проверки, проведенной МРУ Росфинмониторинга по ПФО, установлено, что в период с {Дата} по {Дата} в ООО «Концепт» осуществлялась деятельность в отсутствие правил внутреннего контроля и специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля.
В ходе проверки установлено, что в ООО «Концепт» отсутствует утвержденный руководителем перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирвоанию терроризма.
В нарушение Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58 с должностными лицами общества, указанными в пункте 3 Положения, не проводится целевой и дополнительные инструктажи в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, проведение которых должно подтверждаться собственноручной подписью инструктируемого в документе, форму и содержание которого организация устанавливает самостоятельно.
{Дата} ООО «Концепт» обратилось в адрес МРУ Росфинмониторинга по ПФО с заявлением и снятии с учета, в результате чего {Дата} указанная организация была снята с учета в уполномоченном органе по формальному признаку «смена вида деятельности организации» (л.д. 41).
Вместе с тем, фактическое осуществление деятельности ООО «Концепт» подтверждается постановлением МРУ Росфинмониторинга по ПФО о назначении административного наказания от {Дата}{Номер} (л.д. 10-17), решением Арбитражного суда Кировской области от {Дата} №{Номер} (л.д. 18-26), а также постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от {Дата} №{Номер}, в котором указано на наличие договора, заключенного между ООО «Концепт» и поставщиком услуг на прием денежных средств от населения (л.д. 33-39).
Доводы ответчика о том, что договор от {Дата} № {Номер} с ИП ФИО1 расторгнут {Дата} опровергается представленными истцом платежными поручениями за период с {Дата} по {Дата}, согласно которым ответчик ООО «Концепт» продолжал осуществлять платежи по данному договору ИП ФИО1
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, суд считает установленным, что ООО «Концепт» с момента снятия с учета в МРУ Росфинмониторинг в ПФО, т.е. с {Дата} осуществляет деятельность оператора по приему платежей при наличии нарушений требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно в отсутствие постановки на учет в уполномоченном органе.
Учитывая изложенное, суд считает исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194,198,199,233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать ООО «Концепт» встать на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу межрегиональное управление по Приволжскому федеральному округу.
Назначить специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в ООО «Концепт».
Разработать, утвердить и согласовать с Федеральной службой по финансовому мониторингу межрегиональное управление по Приволжскому федеральному округу правила внутреннего контроля и программу их осуществления.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г.Кирова в течение месяца после принятия мотивированного решения суда, по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Федеральный судья Микишев А.Ю.