Дело № 2-598/2024
Поступило: 25.09.2023г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«23» января 2024 года г.Новосибирск
Кировский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Ханбековой Ж.Ш.,
При секретаре Адольф И.В.,
рассмотрев гражданское дело по иску Гончаровой Н. С.ёновны к ООО УЖК «Кировская» об оспаривании бездействий,
установил:
Гончарова Н. С. обратилась в суд с настоящим иском, уточнив его в последующем, указав в обоснование заявленных требований о том, что она является собственником помещения в многоквартирном доме по адресу <адрес>, способ управления многоквартирного дома – ООО УЖК «Кировская».
Между Гончаровой Н.С. и исполнителем коммунальных услуг ООО УЖК «Кировская» заключен договор по управлению многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ.
ООО УЖК «Кировская» предоставляет потребителю Гончаровой Н.С. услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом и коммунальные услуги по адресу <адрес>, л/счет №.
В личном кабинете потребителя Гончаровой Н.С. на официальном сайте Госуслуги портала ГИС ЖКХ ответчиком ООО УФК «Кировская» ДД.ММ.ГГГГ. размещен платежный документ по л/счету № для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ., (идентификатор платежного документа №), который не содержал сведения – обязательную (подлежащую внесению) информацию – единицы измерения коммунальных ресурсов в отношении холодной и горячей воды, сточных вод, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме – кубический метр, единицы измерения коммунальных ресурсов в отношении электрической энергии, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме – кВт.ч в многоквартирном доме (п.п. В п.69 Правил 354).
Ответчик ДД.ММ.ГГГГ. предоставил потребителям новый платежный документ с идентификатором №, в котором указана достоверная информация, с нарушением установленного законом срока, а именно платежный документ должен быть размещен не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Истица просит признать бездействия исполнителя коммунальных услуг ООО УФК «Кировская» по не исполнению обязанности, в соответствии с законодательством РФ, по не размещению в личном кабинете потребителя Гончаровой Н.С. на официальном сайте Госуслуги портала государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в Платежном документе для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ., л/счет №(идентификатор платежного документа №
информацию – единицы измерения коммунальных ресурсов в отношении холодной и горячей воды, сточных вод, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме – кубический метр, единицы измерения коммунальных ресурсов в отношении электрической энергии, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме – кВт.ч – не законным, нарушением законодательства РФ.
Истица в судебное заседание не явилась, обеспечила явку представителя по доверенности, которые исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и в уточненном иске. Также пояснил, что у ответчика есть право на внесение соответствующих корректировок.
Представитель ответчика в ходе судебного заседания с исковыми требованиями не согласился и пояснил, что были допущены ошибки в платежном документе не по вине ответчика, поскольку ответчик в системе Гис.Жкх вносит только меняющиеся показатели, а единицы измерения имеются в системе, имел место быть сбой в системе. При этом ошибочная информация не повлияла на праве и обязанности истца, ею были внесены соответствующие платежи по данному платежному документы в установленные сроки. Кроме того платежные документы кроме системы Гис.ЖКХ передаются жителями путем размещения в почтовых ящиках каждому. внесение корректировок в платежные документы после их формирования не возможно. ДД.ММ.ГГГГ. при формировании спорных платежных документов произошел технический сбор в сети, но доказательств данного факта не имеется.
Выслушав участников процесса, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ООО УЖК «Кировская» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по управлению общим имуществом многоквартирных домов и в том числе многоквартирного дома по адресу <адрес>.
Истец является собственником жилых помещений по адресу <адрес>.
Для оплаты за содержание жилого помещения и коммунальных услуг на имя Гончаровой Н. С. открыт лицевой счет: № по адресу <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. в личном кабинете Гончаровой Н.С. на официальном сайте Госуслуги портала ГИС ЖКХ был размещен платежный документ по л/счету № для внесения платы за ДД.ММ.ГГГГ. за содержание и ремонт помещения и предоставление коммунальных услуг. При этом ответчик не разместил в платежном документе обязательные сведения - единицы измерения коммунальных ресурсов в отношении холодной и горячей воды, сточных вод, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме – кубический метр, единицы измерения коммунальных ресурсов в отношении электрической энергии, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме – кВт.ч в многоквартирном доме. Сторонами не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГ. в новом платежном документе с идентификатором № содержалась достоверная информация.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ст. 9 ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Ответчиком при рассмотрении настоящего дела не оспорено, что ответчик является организацией, обеспечивающей предоставление проживающим в многоквартирном доме по адресу <адрес> гражданам коммунальных услуг и услуг по содержанию на возмездной основе.
Учитывая содержание вышеуказанных норм закона, суд приходит к выводу о том, что на правоотношения межу ответчиком и гражданами, проживающими в доме по <адрес> потребляющими платные услуги, предоставление которых обеспечивается ответчиком, регулируются законодательством о защите прав потребителей.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
В силу п. 1 ст. 10 данного закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Ч. 2.1 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что платёжные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии со ст. ст. 36, 37 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, в платежном документе указываются:
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
В соответствии с п.7.1 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме" при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, используются следующие показатели:
а) в отношении холодной воды - куб. метр на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
б) в отношении горячей воды - куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
в) в отношении электрической энергии - кВт·час на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) в отношении объема отводимых сточных вод - куб. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Форма платежного документа утверждена Приказом Минстроя России от 26 января 2018 г. N 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг", согласно данной формы коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме должны быть указаны в следующий единицах измерения: холодная, горячая вода и отведения сточных вод в куб.м, электрическая энергия в кВт.ч.
Суд соглашается с доводом истца в том, что исходя из анализа приведённого нормативно-правового регулирования, подлежащего применению в рамках спорных правоотношений, именно исполнитель коммунальной услуги, в том числе предоставляющий коммунальную услугу содержания общего имущества в многоквартирном доме, в целях доведения до потребителя уведомительной и справочной информации обязан сформировать платёжный документ, отвечающий установленным Правилами 354, 306 требованиям и содержанию, разместив соответствующую информацию в установленный законом срок. При этом оценив доводы ответчика о том, что платежный документов согласно условий договора управления также доставляется в почтовые ящики собственников, а доставленный платежный документ в полном объеме соответствовал норм перечисленных постановлений Правительства, суд находит их несостоятельными, поскольку Управляющей компанией не исполнены в полной мере требования, предъявляемые к размещенному в систему Гис.Жкх платежному документы, доведения до сведений информации иным способом не имеет юридического значения. Пояснения свидетеля Анисимовой Е.А., пояснившей об исполнении управляющей компанией требований договора управления в части размещения в почтовых ящиках платежного документа не устанавливает и не опровергает юридически значимых обстоятельств по делу.
В силу положений ст. 11 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 ГПК РФ защите подлежит нарушенное или оспоренное право, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Из буквального толкования указанных норм права следует, что независимо от того имелись ли неблагоприятные последствия для прав и обязанностей истца, он вправе обратиться в суд с иском в целях защиту своих нарушенных прав. Исходя из этого, доводы ответчика о том, что истицей были своевременно оплачены коммунальные услуги по спорному платежному документу, несмотря на наличие в них нарушений, несостоятельны и не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца, поскольку судом установлен факт нарушения прав истца размещением информации в платежном документе, не соответствующей обязательным требованиям, установленным постановлениями правительства РФ..
Оценив доводы ответчика о том, что ответчик не имел технической возможности произвести изменение сформированного системой платежного документа, суд приходит к выводу о его несостоятельности, поскольку в силу положений ст.2 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством; субъекты, размещающие информацию в системе (далее - поставщики информации), - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.
Поставщики информации размещают в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, в том числе с использованием имеющихся у них информационных систем, с соблюдением порядка, установленного в соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 7 настоящего Федерального закона. Поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе (ст.8 ФЗ-209).
Согласно ч. 18 ст. 7 Закона о ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную п. п. 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 ч. 1 ст. 6 Закона о ГИС ЖКХ, размещают лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Порядок и способы размещения информации, ведения реестров в ГИС ЖКХ, доступа к системе и к информации, размещенной в ней, утверждены Приказом Минкомсвязи России N 589, Минстроя России N 944/пр от 28.12.2015
Информация размещается в ГИС ЖКХ в структурированном виде в электронной форме, в том числе с приложением электронных документов либо электронных образов документов (п. 158 Порядка).
Документы, созданные на бумажном носителе, размещаются в ГИС ЖКХ в форме электронных образов документов (п. 159 Порядка).
Изменение информации, размещенной в ГИС ЖКХ, осуществляется путем размещения в системе новой информации в соответствии с Порядком. Измененная информация сохраняется в системе для ознакомления с ней пользователями системы в соответствии с их правами доступа (п. 168 Порядка).
Информация, размещенная в ГИС ЖКХ с использованием ИС, изменяется в ГИС ЖКХ путем изменения такой информации в указанной ИС и направления ее в систему оператором данной ИС, за исключением случаев, предусмотренных в п. 170 Порядка (п. 169 Порядка).
В случае изменения пользователем ГИС ЖКХ способа размещения информации в ГИС ЖКХ соответствующая информация, ранее размещенная в ГИС ЖКХ с использованием иного способа размещения информации, в том числе с использованием иной ИС, может быть изменена пользователем ГИС ЖКХ в другой ИС или через личный кабинет, в зависимости от выбранного способа размещения информации в ГИС ЖКХ (п. 170 Порядка).
Таким образом, ответчик обязан размещать необходимую информацию, которая включается в себя и платежные документы по лицевым счетам. В том случае, если им обнаружено несоответствие размещенной информации он имеет техническую возможность произвести соответствующие корректировки. Несмотря на указание в ответе на обращение истца в ГЖИ НСО, ответчиком не предоставлено допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о техническом сбое в систему ГИС ЖКХ, который привел к формированию платежного документа, не соответствующего требования указанных выше постановлений правительства РФ.
Факт последующей корректировки платежного документа опровергает довод представителя ответчика о невозможности осуществления коррекции ранее размещенного платежного документа.
Следовательно, суд находит состоятельным довод истца о нарушении прав потребителя на получение надлежащей информации при внесении платы за жилое помещение.
На основании указанных норм права суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истца.
Учитывая, что отношения между сторонами по данному спору регулируются законодательством о защите прав потребителей и истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину размере 300 руб. в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гончаровой Н. С.ёновны удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконными бездействие ООО УЖК «Кировская» по не размещению (не указанию) информации в Платежном документе для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (за ДД.ММ.ГГГГ.) – Информацию– сведения о единицах измерения коммунальных ресурсов в отношении холодной и горячей воды, сточных вод, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме – кубический метр, единицы измерения коммунальных ресурсов в отношении электрической энергии, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме «кВт.ч» в информационном ресурсе ГИС ЖКХ в личном кабинете потребителя Гончаровой Н. С., в платежном документе по лицевому счету № (идентификатор платежного документа №).
Взыскать с ООО УЖК «Кировская» в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кировский районный суд г. Новосибирска.
Мотивированное решение изготовлено 02.02.2024 года.
Председательствующий: подпись
КОПИЯ ВЕРНА
На 02.02.2024 решение суда в законную силу не вступило.
Подлинное решение находится в материалах гражданского дела за № 2- 598/2024 (54RS0005-01-2023-005848-64) Кировского районного суда г. Новосибирска.
Судья-