ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5589/2013 от 21.11.2013 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 ноября 2013 года г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе

председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.

при секретаре Аксеновой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Правительства Астраханской области в лице министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области об обжаловании действий Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам (МОСП по ОИП) УФССП России по Астраханской области,

У С Т А Н О В И Л:

Правительство Астраханской области в лице министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области обратилось в суд с вышеуказанным заявлением, в обоснование которого указало, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес заместителя председателя Правительства Астраханской области - министра строительства и дорожного хозяйства Астраханской области ФИО1 поступило предупреждение № от ДД.ММ.ГГГГ об уголовной ответственности в случае неисполнения кассационного определения Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ г., которым суд обязал Правительство Астраханской области предоставить ФИО2 бесплатно в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на состав семьи один человек, общей площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения и находящееся в черте города Астрахани.

ДД.ММ.ГГГГ г. жалоба на постановление по предупреждению об уголовной ответственности рассмотрена начальником МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области, в удовлетворении жалобы отказано.

Полагают, что в действиях министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, заместителя председателя Правительства Астраханской области – министра строительства и дорожного хозяйства Астраханской области ФИО1 отсутствует умысел на неисполнение кассационного определения решения суда, решение не исполнено по объективным причинам. Считают, что вынесенные предупреждение об уголовной ответственности и постановление по рассмотрению жалобы, являются необоснованными.

В связи с чем просят признать предупреждение № № от ДД.ММ.ГГГГ об уголовной ответственности и постановление № № от ДД.ММ.ГГГГ о признании действий судебного пристава-исполнителя правомерными и отказе в удовлетворении жалобы, поданной в порядке подчиненности, незаконными и отменить.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО3 поддержала требования в полном объеме, просила удовлетворить.

Судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области ФИО4, начальник МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области ФИО5, заинтересованное лицо - ФИО2 требования заявителя не признали в полном объеме, просили отказать.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 441 ГПК РФ, части 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием) в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствие со ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон № 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (ст. 4 Закона № 229-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона № 229-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 14 Закона № 229-ФЗ вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.

В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения ч. 9 ст. 47 Закона № 229-ФЗ).

Как следует из материалов дела и достоверно установлено судом, на основании поступившего ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам № 1 г. Астрахани УФССП России по Астраханской области исполнительного листа, выданного Кировским районным судом г. Астрахани по решению от ДД.ММ.ГГГГ об обязании Правительства Астраханской области предоставить ФИО2 бесплатно в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на состав семьи один человек, общей площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения и находящееся в черте города Астрахани, судебным приставом-исполнителем МООИП № 1 г. Астрахани УФССП России по Астраханской области ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года возбуждено исполнительное производство №. Должнику – Правительству Астраханской области установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО6 вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5000 руб., поскольку доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, Правительством Астраханской области не предоставлено. Данным постановлением должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – ДД.ММ.ГГГГ

В связи с неисполнением должником решения суда и постановления судебного пристава, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в адрес Правительства Астраханской области направлено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить решение суда о предоставлении ФИО2 жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ заместитель председателя Правительства Астраханской области, министр строительства и дорожного хозяйства Астраханской области ФИО1 сообщил судебному приставу-исполнителю о том, что требование в отношении ФИО2 будет исполнено по мере поступления денежных средств из федерального бюджета.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в адрес Правительства Астраханской области направлено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить решение суда о предоставлении ФИО2 жилого помещения.

В связи с неисполнением должником решения суда и постановления судебного пристава, учитывая, что рассмотрение вопроса распределения денежных средств бюджета Астраханской области состоится в феврале 2013 года, судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ года в адрес Правительства Астраханской области направлено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить решение суда о предоставлении ФИО2 жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО6 в отношении должника – Правительства Астраханской области составлен протокол об административном правонарушении по ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ - неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора.

Постановлением и.о. начальника отдела МОСП по ОИП УФССП по Астраханской области Правительство Астраханской области признано виновным в совершении административного правонарушения и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в адрес Правительства Астраханской области направлено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить решение суда о предоставлении ФИО2 жилого помещения.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя Правительства Астраханской области ФИО7 судебным приставом-исполнителем ФИО6 вынесено предупреждение об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ за неисполнение решения суда о предоставлении жилого помещения ФИО2

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в адрес Правительства Астраханской области направлено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить решение суда о предоставлении ФИО2 жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ начальником МОСП по ОИП УФССП по Астраханской области ФИО8 отменено предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ за неисполнение решения суда о предоставлении жилого помещения ФИО2, так как оно вынесено в отношении ненадлежащего лица, поскольку в соответствии с Уставом Астраханской области и Законом Астраханской области «О Правительстве Астраханской области» Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Астраханской области, оно формируется и возглавляется Губернатором Астраханской области, который руководит деятельностью Правительства Астраханской области.

ДД.ММ.ГГГГ в МОСП по ОИП УФССП по Астраханской области поступило заявление от представителя должника об отложении исполнительных действий по исполнительному производству о предоставлении ФИО2 жилого помещения в связи с обращением в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем отказано в удовлетворении данного заявления.

ДД.ММ.ГГГГ в МОСП по ОИП УФССП по Астраханской области поступило заявление от представителя должника об отложении исполнительных действий по исполнительному производству о предоставлении ФИО2 жилого помещения в связи с обращением в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. В этот же день судебным приставом-исполнителем ФИО6 должнику отказано в отложении исполнительных действий.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в адрес Правительства Астраханской области направлено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить решение суда о предоставлении ФИО2 жилого помещения.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Правительства Астраханской области, Губернатора Астраханской области ФИО9 судебным приставом-исполнителем ФИО6 вынесено предупреждение об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ за неисполнение решения суда о предоставлении жилого помещения ФИО2

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО6 в отношении должника – Правительства Астраханской области составлен протокол об административном правонарушении по ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ - неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора.

Постановлением начальника отдела МОСП по ОИП УФССП по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ Правительство Астраханской области признано виновным в совершении административного правонарушения и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В связи с назначением ФИО6 на иную должность (приказ УФССП России по Астраханской области № № от ДД.ММ.ГГГГ) исполнительное производство № № передано в производство судебного пристава-исполнителя ФИО4 (акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление судебного пристав-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по АО ФИО4 о разъяснении определения судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ оставлено без удовлетворения. Из определения следует, что судебным решением обязанность по обеспечению уволенного в запас военнослужащего ФИО2 жилым помещением возложена на Правительство Астраханской области.

В свою очередь, Правительством Астраханской области в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» и Законом Астраханской области от 10 октября 2006 года № 75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» Правительством Астраханской области утвержден порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан и определен уполномоченный орган, которым является министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.

В силу п. 3.1. Постановления Правительства Астраханской области от 05.03.2005 № 11-П "О министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области" министерство возглавляет министр строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, по должности являющийся заместителем председателя Правительства Астраханской области.

Письмом № № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес МОСП по ОИП УФССП по Астраханской области министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области сообщило, что в связи с тем, что в 2011 году субвенции из федерального бюджета на обеспечение предоставления жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, в бюджет Астраханской области не поступали. ДД.ММ.ГГГГ в бюджет поступили субвенции из федерального бюджета в сумме 229,1 тыс. руб. вместо 873,7872 тыс. руб. Данных денежных средств на исполнение определения судебной коллегии недостаточно, в связи с чем министерство было вынуждено обратиться вновь в адрес ФКУ «Дирекция». Однако дополнительные денежные средства в бюджет Астраханской области не поступали. В связи с чем в настоящее время разработан и проходит согласование проект распоряжения Правительства Астраханской области «О приобретении жилого помещения», которым министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области будет поручено приобрести в собственность Астраханской области за счет средств федерального бюджета в сумме 299,1 тыс. руб. и бюджета Астраханской области благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на состав семьи один человек, общей площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения и находящееся в черте города Астрахани для дальнейшего предоставления в собственность ФИО2

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в адрес первого заместителя министра строительства и дорожного хозяйства Астраханской области направлено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить решение суда о предоставлении ФИО2 жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес заместителя председателя Правительства Астраханской области – министра строительства и дорожного хозяйства Астраханской области ФИО1 судебным приставом-исполнителем ФИО4 вынесено предупреждение об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ за неисполнение решения суда о предоставлении жилого помещения ФИО2

Согласно п. 2.1 Положения о межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Астраханской области основной задачей отдела является принудительное исполнение судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Начальник отдела осуществляет, в том числе, следующие полномочия: руководит деятельностью отдела, организует и контролирует работу отдела в соответствии с возложенным на отдел задачами по исполнению судебных актов и актов иных уполномоченных органов, выявлению признаков составов преступлений и расследованию преступлений, предусмотренных УК РФ и подследственных ФССП России, по производству по делам об административных правонарушениях.

ДД.ММ.ГГГГ начальник МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области ФИО5 рассмотрел жалобу министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области ФИО4 по вынесению предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ № № на имя заместителя председателя Правительства Астраханской области – министра строительства и дорожного хозяйства Астраханской области ФИО1

По результатам рассмотрения в удовлетворении жалобы отказано.

В соответствие со ст. 6 Закона № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Оспариваемое Правительством Астраханской области в лице министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области в настоящем случае предупреждение об уголовной ответственности допустимо в соответствие с п. 18 ст. 30 ФЗ № 229-ФЗ, согласно которому в случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

Более того, из материалов дела видно, что такое предупреждение уже содержалось в п. 7 постановления о возбуждении исполнительного производства от 13 августа 2012 года.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что разъяснение последствий злостного неисполнения судебного решения никаких прав и свобод заместителя председателя Правительства Астраханской области - министра строительства и дорожного хозяйства Астраханской области не нарушает, не препятствует в их реализации, не свидетельствует о какой-либо ответственности, возложенной на Правительство Астраханской области в лице министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области или конкретное должностное лицо.

В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку оспариваемое действие судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области ФИО4, выразившееся в предупреждении об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ, также действие начальника МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области ФИО5, выразившиеся в отказе в удовлетворении жалобы министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области ФИО4 по вынесению предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ № № на имя заместителя председателя Правительства Астраханской области – министра строительства и дорожного хозяйства Астраханской области ФИО1, совершены в соответствии с законом в пределах полномочий должностных лиц, права и свободы заявителя нарушены не были.

Учитывая изложенное и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 441 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Правительства Астраханской области в лице министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области об обжаловании действий Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Астраханской области отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд через Кировский районный суд г. Астрахани в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 22 ноября 2013 года.

Судья: