Дело № 2-5589/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июня 2014 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Асанидзе Э.Г.,
при секретаре Кочуровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)» об отмене дисциплинарного взыскания,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к ФГБОУ ВПО УВАУГА (И) об отмене дисциплинарного взыскания в виде выговора, наложенного приказом №/в от ДД.ММ.ГГГГ Иск мотивирован тем, что истец работает в должности стрелка САБ в ФГБОУ ВПО УВАУГА (И) на основании трудового договора № и приказа от ДД.ММ.ГГГГ Приказом №/в от ДД.ММ.ГГГГ за систематические грубые нарушения должностных инструкций на него наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. С должностными обязанностями он ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ г., Трудовой кодекс РФ не нарушал по своей вине. После его жалобы в Государственную инспекцию труда от ДД.ММ.ГГГГ г., его стали преследовать за критику начальник САБ, проректор.
В судебное заседание истец поддержал исковые требования, дополнительно суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка его службы, он докладывал начальнику караула ФИО5 о том, что происшествий нет. Допустил остальных участников проверки до поста, поскольку в тот день производились работы в ангарах, пломбы были вскрыты. ДД.ММ.ГГГГ также была организована проверка службы. В момент проведения проверки он находился на посту, смотрел монитор сидя. В день проведения проверок написал объяснительные, отрицает наличие нарушения со своей стороны. Полагает, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие Наставления по охране воздушных судов и объектов гражданской авиации», распространяется только на часовых. С данным наставлением его никто не ознакомил.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал. Пояснил суду, что основным нормативным документом по охране воздушных судов и объектов гражданской авиации является Наставление по охране воздушных судов и объектов гражданской авиации, действие которого распространяется и на учебные заведения. При введении в должность истец проходил обучение, изучал, в том числе Наставление. Каждые день начальник караула проверял соблюдение сотрудниками требований данного Наставления. Дисциплинарное взыскание в виде выговора было наложено на истца в связи с нарушением данного Наставления на основании рапортов. ДД.ММ.ГГГГ при выполнении трудовых обязанностей истец нарушил требования пунктов 7.1., 7.16.22, 7.16.19 Наставления. ДД.ММ.ГГГГ истцом были нарушены требование пунктов 7.1,7.16.19, 7.16.22,7.16.21 Наставления. По данным нарушением от истца отобраны объяснения. Истец и ранее нарушал дисциплину, но данные нарушения не фиксировались, делались устные замечания. ДД.ММ.ГГГГ был издан оспариваемый приказ, ДД.ММ.ГГГГ истец с ним ознакомился.
Выслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО2 работал в ФГБОУ ВПО «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (Институт)» в должности стрелка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказы № от ДД.ММ.ГГГГ и №/л от ДД.ММ.ГГГГ г.).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №/в в соответствии с п.2 ч.192 Трудового кодекса РФ на ФИО2 наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за систематические грубые нарушения должностной инструкции и Приказа ДВТ МТ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенным между ФГБОУ ВПО «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (Институт)» (Работодатель) и ФИО2 (Работником), истец принят в указанное учреждение в Службу авиационной безопасности, на должность стрелка (п.1.1). Согласно п.2.2.1 Трудового договора работник обязан выполнять требования: должностной инструкции указанной в п.1.1 должности, статьи 21 ТК РФ, Устава института, Правила внутреннего трудового распорядка.
Согласно ч.1 ст.83 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами (часть 2 статьи 83 Воздушного кодекса РФ).
В силу ч.1 ст.84 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность обеспечивается, среди прочего, посредством охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц.
Часть 4 ст.84 Воздушного кодекса РФ предусматривает, что требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В соответствии с пунктом 20 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 28 ноября 2005 года N 142, под постоянной охраной в контролируемой зоне аэропорта должны находиться: воздушные суда; территории отдельно стоящих объектов и транспортные средства с горюче-смазочными материалами, специальными жидкостями и газами; почтово-грузовые терминалы; цеха бортового питания; коммерческие склады; склады хранения опасных грузов; КПП.
Обеспечение авиационной безопасности в аэропорту пунктом 4 указанных Федеральных авиационных правил возложено на службы авиационной безопасности аэропортов, подразделения ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органы внутренних дел, службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченные органы, наделенные этим правом федеральными законами.
Согласно пункту 4 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, являющихся приложением к Положению о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 897 (в редакции от 14 декабря 2006 года), воздушные суда должны находиться под постоянной охраной службы авиационной безопасности, которая обеспечивает выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (пункт 13 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства).
В соответствии с Типовым положением о службе авиационной безопасности аэропорта, утвержденным приказом Минтранса РФ от 17 октября 1994 года N 76, служба авиационной безопасности аэропорта обязана обеспечить защиту деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в соответствии с нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности; ее основными задачами, среди прочего, являются: предотвращение и пресечение (совместно с органами ФСК России и МВД России) попыток захвата (угона) воздушных судов, обеспечение охраны территории аэропорта и расположенных на ней объектов, включая авиационную технику; осуществление надзора за соблюдением норм, правил и процедур по авиационной безопасности эксплуатантами воздушных судов и организациями, базирующимися на территории аэропорта или пользующимися его услугами; служба авиационной безопасности аэропорта в соответствии с возложенными на нее задачами в целях оперативного принятия мер организует постоянное сменное дежурство в аэропорту своих сотрудников (пункты 2.1 и 2.2 Типового положения).
Частью 6 ст.84 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок определен Правилами охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2011 года N 42, которые предусматривают, что охрана периметра аэропорта (кроме международных) осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, а охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, а также иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, осуществляется службой авиационной безопасности аэропорта, а также может осуществляться на основании отдельных договоров подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации (пункты 4 и 5 Правил).
Частью 3 ст.136 Воздушного кодекса РФ, введенного в действие с 1 апреля 1997 года, предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области авиации и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Приказом от 26 августа 1993 г. № ДВ-115 Департамента воздушного транспорта утверждены Наставления по охране воздушных судов и объектов гражданской авиации. В соответствии с п.7.1 Наставления несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от личного состава военизированной охраны точного соблюдения всех положений настоящего Наставления, высокой бдительности, непреклонной решимости и инициативы. Виновные в нарушении требований караульной службы несут ответственность в установленном порядке. Согласно подп. «г» п.7.16.19 Наставления постовой обязан не допускать никого к посту ближе расстояния, указанного в табеле постам, кроме начальника караула, помощника начальника караула и лиц, которых они сопровождают, а также начальника подразделения ВОХР в случае, указанном в п.7.16.22 настоящего Наставления. В соответствии с п.7.16.21 Наставления постовому запрещается спать, сидеть, читать, писать, петь, разговаривать, есть, пить, курить, отправлять естественные надобности, принимать от кого бы то ни было и передавать кому бы то ни было какие-либо предметы, досылать без необходимости патрон в патронник, а также находиться под воздушным судном. Согласно п.7.16.22 Наставления всех лиц, приближающихся к посту или границе поста, обозначенной указателями «запретная зона поста», на расстояние, указанное в табеле постам, кроме начальника караула, его помощника и караульных очередной смены, заступающих на пост по постовой марке, постовой останавливает окриком «Стой, назад» или «Стой, обойти вправо (влево)».
Согласно должностной инструкции стрелка службы авиационной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ г., стрелок АБ должен знать ряд нормативных актов, в том числе приказы, нормативные и методические документы по вопросам обеспечения безопасности на воздушном транспорте, регламентирующие работу по защите аэродромного комплекса от актов незаконного вмешательства (п.1.4). Стрелок, заступивший на пост является постовым (п.1.5). Постовой обязан не допускать никого к посту ближе расстояния, указанного в табеле-постам, кроме начальника караула САБ, его помощника и лиц, которых они сопровождают, а также начальника САБ в случае, указанном в пункте 1.6 (п.2.1). Постовому запрещается: спать, сидеть, читать, петь, писать, разговаривать, есть, пить, курить, справлять естественные надобности, принимать от кого бы то ни было и передавать кому бы то ни было какие-либо предметы, досылать без необходимости патрон в патронник, а также находится под воздушным судном. Постовой должен отвечать на вопросы только начальника караула САБ (его помощника) и лиц, прибывших с ними для проверки службы (п.2.3). Всех лиц, приближающихся к посту или к границе поста, обозначенной указателями «Запретная зона поста», на расстояние, ближе указанного в табеле-постам, кроме начальника караула САБ его помощника и караульных очередной смены, постовой останавливает окриком «Стой, назад!» или «Стой, обойти вправо (влево)» (п.2.4).
В силу ст. 21 Трудового кодекса РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, привлекать работников к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Под дисциплинарным проступком в соответствии с ч.1 ст.192 Трудового кодекса РФ понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17-19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а, следовательно, и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
Так, в соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: - замечание; - выговор; - увольнение по соответствующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ постовой ФИО2 допустил нарушение п.7.16.21 Наставления по охране воздушных судов и объектов гражданской авиации (НОВС ГА-93), утвержденного приказом Директора Департамента воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ № и нарушил п.2.3 Должностной инструкции стрелка службы АБ.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела: актом от ДД.ММ.ГГГГ г., объяснением истца от ДД.ММ.ГГГГ г., рапортом начальника САБ, а также пояснениями свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО5
Оценив представленные в дело доказательства по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что указанные действия истца, свидетельствуют о несоблюдении им трудового договора и должностной инструкции, в связи с чем, он обоснованно привлечен к дисциплинарной ответственности.
Ответчиком соблюден порядок и срок привлечения истца к дисциплинарной ответственности, данный факт истцом в судебном заседании не оспаривался. Из иска также не следует, что ФИО2 не согласен с порядком и сроком привлечения к дисциплинарной ответственности.
Исходя из изложенного, в удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФГБОУ ВПО «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)» о снятии дисциплинарного взыскания следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 12,56, 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО2 к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)» об отмене дисциплинарного взыскания оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Э.Г. Асанидзе