Дело № 2-558/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2018 года
Дзержинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сорокиной Е.Ю.,
с участием помощника прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области ФИО1.
истца ФИО2,
при секретаре Ежовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил в интересах ФИО2 к Муниципальному унитарному предприятию «Горэнерго» о признании незаконными действий, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ :
Прокурор Дзержинского района г. Нижний Тагил обратился в суд с иском в интересах ФИО2 к МУП «Горэнерго», в котором просит признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в доначислении платы за услуг теплоснабжения в отношении <Адрес> в г. Нижнем Тагиле за 3 предшествующих года на площадь 139,9 кв.м. в квитанциях за декабрь 2016 года и май 2017 года; обязать ответчика произвести перерасчет платы за услугу теплоснабжения в отношении <Адрес> в городе Нижний Тагил за период времени с 2013 года по май 2017 года на сумму 82 763 рубля 47 копеек.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Дзержинского района г. Н.Тагила проведена проверка по заявлению ФИО2 о нарушении ее жилищных прав в результате необоснованного начисления платы за услугу теплоснабжения. Истец является единоличным собственником индивидуального жилого <Адрес> в г. Н.Тагиле. Указанный жилой дом до ДД.ММ.ГГГГ был подключен к сетям теплоснабжения МУП «Горэнерго», проходящим по <Адрес>, принадлежащим на праве хозяйственного ведения МУП «Горэнерго», в связи с чем, в период с 2013 года по май 2017 года включительно в жилом помещении потреблялась тепловая энергия, поставляемая МУП «Горэнерго». С сентября 2017 года обогрев жилых помещений дома осуществляется с использованием газового оборудования, ввиду прекращения правоотношений между МУП «Горэнерго» и истцом начисление платы за услугу теплоснабжения с сентября 2017 года не производиться. В период времени, когда в <Адрес>, осуществлялось потребление тепловой энергии из сети МУП «Горэнерго», в доме индивидуальный прибор учета услуги теплоснабжения установлен не был. Между истцом и МУП «Горэнерго» 01.09.2012 был заключен договор теплоснабжения жилого <Адрес> в г. Нижний Тагил, которым определено, что площадь отапливаемых помещений в доме составляет 68,7 кв.м., именно на указанную площадь до декабря 2016 года осуществлялось начисление платы за услугу теплоснабжения. <Адрес> фактически имеет два этажа, площадь помещений первого этажа, включая гараж площадью 29,7 кв.м., составляет 111,5 кв.м.; площадь помещений второго этажа составляет 70,4 кв.м.. В период с 2013 года по май 2017 года площадь отапливаемых помещений в доме фактически составила 81,8 кв.м.. Помещение <№> по поэтажному плану первого этажа (гараж) являлось не отапливаемым и было изолировано от отапливаемых помещений; все помещения второго этажа (мансардного) также являющегося изолированным от отапливаемых помещений первого этажа, являлись не отапливаемыми. В помещениях второго этажа ДД.ММ.ГГГГ были установлены электроконвекторы, с использованием которых стал осуществляться обогрев помещений второго этажа. Сотрудниками МУП «Горэнерго» 30.12.2016 осуществлена проверка потребления тепловой энергии в <Адрес> в г. Нижний Тагил, в ходе указанной проверки, которая выразилась в визуальном осмотре дома со стороны улицы, ответчиком определено, что площадь дома составила 120 кв.м.. Сотрудниками МУП «Горэнерго» 23.03.2017 осуществлена проверка потребления тепловой энергии в указанном доме, в ходе которой установлено, что оттапливаемыми помещениями являются помещения <№> первого этажа, в иных помещениях радиаторы системы теплоснабжения отсутствуют, потребление услуги теплоснабжения не осуществляется, а в помещениях второго этажа установлены электроконвекторы. Указанные акты проверки явились для ответчика основанием дать своему агенту – МУП «ЕМРЦ» указание произвести в отношении указанного дома доначисление платы за услугу теплоснабжения на площадь отапливаемых помещений, равную 120 кв.м. и 139,9 кв.м., за 3 года, предшествующих проверке. В квитанции за декабрь 2016 года в отношении <Адрес> было произведено доначисление за услугу теплоснабжение на площадь 120 кв.м. в сумме 59 707 рублей 55 копеек. Кроме того в квитанции было произведено начисление платы за услугу теплоснабжение за текущий месяц на 120 кв.м. за 3 года в сумме 4 263 рубля 09 копеек. В квитанции за май 2017 года произведено доначисление на площадь 139,9 кв.м. за 3 года в сумме 18 826 рублей 67 копеек. А также начисление за текущий месяц на 139,9 кв.м. в сумме 2 404 рублей 86 копеек. С учетом изложенного, МУП «Горэнерго» в результате инициирования доначисления платы за услугу теплоснабжения в квитанциях за декабрь 2016 года и май 2017 года на площади, равные 120 кв.м. и 139,9 кв.м., были нарушены жилищные и имущественные права истца как собственника указанного дома. Указанные нарушения выразились в доначислении платы за услугу теплоснабжения в квитанциях за декабрь 2016 года и май 2017 года. Принимая во внимание фактическую площадь отапливаемых помещений у МУП «Горэнерго» имелись правовые основания для доначисления платы за услугу теплоснабжения на разность площадей 81,8 – 68,7 = 13,1 кв.м..
Прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске.
Истец ФИО2 на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснила, что на втором этаже имеется мансарда, которая отапливалась только конверторами.
Представитель ответчика НТ МУП «Горэнерго» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно телефонограмме просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав прокурора, истца, показания свидетелей М., А., изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к договорам, связанным со снабжением тепловой энергией, применяются правила договора энергоснабжения.
Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Порядок осуществления теплоснабжения установлен Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту – Закон о теплоснабжении).
Частью 2 статьи 13 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу пунктов 1, 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным (по общему правилу на неопределенный срок) с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.
Пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (действовавших до 01.07.2016) при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам - по формуле:
, (1), где - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м).
Аналогичный порядок расчета платы коммунальной услуги по отоплению предусмотрен пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (в редакции, действующей с 09.06.2011) (далее Правила № 354).
Согласно данному пункту при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Формула 2 данного приложения абсолютна идентична вышеприведенной, для осуществления расчета, помимо норматива потребления и тарифа на тепловую энергию, принимается показатель общей площади помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома.
Согласно пункту 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в редакции, действующей на момент возникновения спора между сторонами, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При отсутствии индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле (пункт 2 в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603):
Pi = Si x NT x TT, где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;
NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанная формула действовала на момент возникновения между сторонами спора и действует на момент вынесения судебного решения.
До 30.06.2016 расчет производился по формуле: Pi = Si x NT x TT, где:
- общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
- норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также согласно вышеуказанным правилам, если домовладение не оборудовано индивидуальными приборами учета, потребитель дополнительно к плате за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, обязан оплачивать коммунальные услуги, потребляемые им на земельном участке и в надворных постройках. Размер платы за эти коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления в соответствии с формулой 22 Приложения № 2. По правилу расчет размера платы за эти коммунальные услуги производится с даты, указанной в договоре о предоставлении коммунальных услуг или в заявлении потребителя, поданном исполнителю.
Если в ходе проверки будет выявлен факт отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета и одновременно факт потребления им коммунальных услуг на земельном участке и в надворных постройках, то исполнитель будет обязан составить соответствующий акт. Такой акт составляется в присутствии потребителя и не менее чем двух незаинтересованных лиц. Исполнитель обязан указать в акте возражения потребителя и не вправе препятствовать ему в привлечении к участию в проверке других незаинтересованных лиц, сведения о которых также должны быть включены в составляемый акт. Исполнитель вправе начислять плату за коммунальные услуги, потребляемые на земельном участке и в надворных постройках, начиная с даты составления упомянутого акта.
Судом установлено, что истец ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ является единоличным собственником части жилого дома, расположенного по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, <Адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
МУП «Горэнерго» является ресурсоснабжающей организацией и оказывает услуги по горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению населению на основании устава, утвержденных тарифов.
Между сторонами возникли договорные отношения по предоставлению истцу коммунальных услуг по отоплению принадлежащего ей <Адрес> в г.Нижний Тагил. Данный факт не оспаривается сторонами и подтверждается договором на предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению от 01.09.2012, заключенного на 42,3 кв.м., и актами потребления тепловой энергии и ГВС от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым при осмотре выявлено подключение дома по <Адрес> к системе центрального отопления от сетей МУП «Горэнерго» на площади 120 кв.м. и 139,9 кв.м.. Жилой дом не оборудован приборами учета тепловой энергии.
До декабря 2016 года истец в соответствии с выставленными ей едиными счет-квитанциями производила оплату за услугу по теплоснабжению, исходя их площади жилого <Адрес>,7 кв.м., указанной в договоре на предоставление коммунальной услуги по теплоснабжению, что не оспаривалось участниками процесса. Из правоустанавливающих документов на часть жилого дома следует, что площадь первого этажа составляет 81,8 кв.м., площадь второго этажа составляет 70,4 кв.м..
В декабре 2016 истцу предъявлена для оплаты счет-квитанция, из которой следует, что ответчиком произведен перерасчет за отопление за предыдущий период с декабря 2013 года исходя из площади 120 кв.м. и начислено к оплате 59 707 рублей 55 копеек (л.д.7).
В мае 2017 истцу предъявлена для оплаты счет-квитанция, из которой следует, что ответчиком произведен перерасчет за отопление исходя из площади 139,9 кв.м. и начислено к оплате 18 826 рублей 67 копеек (л.д.12).
Именно площадь жилого помещения, исходя из которой произведено начисление оплаты услуг теплоснабжения, оспаривается стороной истца со ссылкой на то, что при расчете оплаты за отопления должна учитываться не общая площадь дома, а отапливаемая площадь жилого помещения, согласно техническому паспорту, составленному БТИ.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу пункта 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Для целей применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в ст.1 Правил приведены основные используемые понятия и определения. Так, домовладение – это жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты);
Степень благоустройства жилого дома - качественная характеристика жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем.
Понятия "жилое помещение" употребляются в настоящих Правилах в значениях, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Часть 2 статьи 15 ЖК РФ определяет понятие "жилое помещение" как изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Как следует из пояснений истца, <Адрес> в городе Нижний Тагил фактически имеет два этажа, а именно второй этаж образован скатной крышей, также на первом этаже имеется гараж, площадью 29,7 кв.м., но данные помещения не отапливаемы и являются изолированными от отапливаемых помещений первого этажа.
По смыслу пункта 29 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» бездоговорным является, в том числе, потребление тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления.
На основании пункта 8 статьи 22 указанного Закона теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 9 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.
При проверке потребления тепловой энергии и ГВС в доме по адресу: <Адрес>, составлен акт от 30.12.2016, которым фактически установлена площадь дома 120 кв.м.. Между тем, договорные отношения между сторонами сложились в отношении жилого дома площадью 68,7 кв. м, указанный акт вручен собственнику дома ФИО2 (л.д.14). В связи с выявлением факта бездоговорного потребления тепловой энергии, ответчиком произведено доначисление платы за отопление за предшествующие 3 года (с декабря 2013 года). Актом от 23 марта 2017 года установлено, что площадь <Адрес> в г. Нижний Тагил составляет 139,9 кв.м. (л.д.15). Ответчиком произведено доначисление платы за отопление за предшествующие 3 года (с марта 2014 года). При этом расчет произведен на общую площадь жилого дома 120 кв.м. и 139,9 кв.м..
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.09.2012 № 990-ПП «О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области на период до 01 июля 2016 года», предписано применение нормативов, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в городе Нижний Тагил установлен постановлением Администрации города Нижний Тагил от 25.06.2009 № 997 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения города Нижний Тагил, проживающего в жилых помещениях и не имеющего индивидуальных приборов учета» норматив потребления тепла установлен в размере 0,0307 Гкал к общей площади жилого помещения.
Согласно пп. Е пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» в отношении определения объемов потребления коммунальной услуги отопления применяется Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома.
В силу пункта 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся, в том числе, жилой дом, который стоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Порядок определения общей площади в жилом доме, в том числе и отапливаемых площадей жилого дома, установлен в следующих нормативных актах.
На основании пункта 5.4 СП 23-101-2004 (Методика проектирования тепловой защиты зданий), на стадии проектирования отапливаемую площадь здания следует определять как площадь этажей (в том числе и мансардного, отапливаемого цокольного и подвального) здания, измеряемую в пределах внутренних поверхностей наружных стен, включая площадь, занимаемую перегородками и внутренними стенами.
В отапливаемую площадь здания не включаются площади теплых чердаков и подвалов, неотапливаемых технических этажей, подвала (подполья), холодных неотапливаемых веранд, неотапливаемых лестничных клеток, а также холодного чердака или его части, не занятой под мансарду.
Согласно пункту 1.8 Постановлению Госстроя Российской Федерации № 9 от 23.02.1999 года «Об утверждении Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства» объектами калькулирования себестоимости являются услуги по каждому виду деятельности ЖКХ, где для определения платы за отопление принимается в расчете 1 кв. м жилья площади квартиры, индивидуального дома определяется как суммарная площадь жилых комнат и подсобных помещений без учета лоджий, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров; где холодная кладовая в жилом доме не может быть более 2 кв. метров (Приказ Госстроя от 10.11.98 года № 8).
В соответствии с Приказом Минземстроя Российской Федерации от 04.08.1998 № 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» и Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2011 № 531 «Об утверждении Требований к определению площади зданий, помещений» общая площадь жилого помещения жилого дома состоит из сумм площади всех частей такого помещения жилого дома, включая помещения вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещением, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. При определении единства здания данные нормативные акты указывают, что признаками единства здания (жилого дома) служат:
- фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала;
- при отсутствии сообщений между частями одного здания признаком единства может служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение.
Кроме того, письмом Минстроя Российской Федерации от 23.11.2015 № 38988-ОГ/04 даны разъяснения о размере платы за коммунальную услугу по отоплению.
Таким образом, из вышеприведенных нормативных актов следует, что при определении платы за коммунальную услугу отопление в отсутствие прибора учета у потребителя, ресурсоснабжающая организация обязана принимать в расчетах общую площадь жилого дома, а площадь отапливаемых помещений равна общей площади жилого дома в контурах капитальных стен. При этом, устанавливается единообразный подход ко всем группам потребителей, на которых распространяется Постановления Правительства Российской Федерации № 354 (ранее Постановления Правительства Российской Федерации № 307) о порядке определения платы за коммунальные услуги.
При определении объема потребления коммунальной услуги по отоплению существенным является присоединение сетей потребителя к сетям ресурсоснабжающей организации, и возможностью внутридомовых инженерных сетей получать ресурс.
В силу вышеуказанных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлений Правительств Российской Федерации № 306, 307, 354 и иных нормативных и подзаконных актах при определении размеры платы за отопление принимается общая площадь жилого дома. Применение в формуле начисления платы общей площади жилого дома является императивной нормой для участников правоотношений. При этом, законодатель в отсутствие прибора учета определяет объем потребления коммунальной услуги отопление в пределах общей площади, устанавливая объем потребления, равным размерам общей площади жилого дома.
Таким образом, при отсутствии прибора учета объем потребления коммунальной услуги определяется по нормативу, где принимается общая площадь жилого дома. При неоднократных обследованиях жилого дома в актах зафиксировано, что площадь дома не соответствует техническим и правоустанавливающим документам. Однако стороной истца указано, что была увеличена площадь жилого дома, а также потребление коммунальных ресурсов в объеме, превышающем договорной, но при этом разность площадей составила всего 13,1 кв.м. из расчета: 81,8 кв.м – 68,7 кв.м..
Представленные в материалы дела акты потребления тепловой энергии и ГВС от 30.12.2016 и от 23.03.2017, составленные сотрудниками НТ МУП «Горэнерго», не подтверждают выявление в момент проверки факта увеличения истцом объема потребления тепловой энергии на площади 120 кв.м. и 139,9 кв.м., поскольку акты не содержат указания о наличии отопления на 2 этаже дома и в гараже.
Стороной истца указано в иске, что в помещениях второго этажа ДД.ММ.ГГГГ были установлены электроконвекторы, с использованием которых стал осуществляться обогрев помещений второго этажа. Сотрудниками МУП «Горэнерго» 30.12.2016 осуществлена проверка потребления тепловой энергии в <Адрес> в г. Нижний Тагил, в ходе указанной проверки, которая выразилась в визуальном осмотре дома со стороны улицы.
Более того, стороной истца в подтверждение своих доводов представлены: договор возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого исполнитель А. обязался по заданию заказчика ФИО2 оказать услуги: утепления, пароизоляции, монтажу ОСП плиты гаражного помещения, расположенного по адресу: г. Н.Тагил <Адрес>; договор возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого исполнитель А. обязался по заданию заказчика ФИО2 оказать услуги: электромонтажа по проводке электрокабеля, установлению розеток, выключателей, светильников, монтаж водонагревателя, элетроконвекторов согласно схемы (Приложение 1); копию чека о приобретении электрического конвектора ДД.ММ.ГГГГ. При этом до установления указанного оборудования второй этаж дома не отапливался, а гараж не отапливался и не отапливается до настоящего времени.
Свидетель М. суду пояснил, что в 2015 году утеплили мансарду второго этажа дома, в апреле провели проводку и установили электроконвекторы. На мансарду не собирались проводить паровое отопление. В 2016 году был заключен договор о подаче газа в дом. Когда пригласили специалистов Горэнерго, то они внимательно не осмотрели, после чего он требовал комиссию зафиксировать факт отсутствия отопления на мансарде. Однако был выставлен счет за большую площадь.
Свидетель А. суду пояснил, что в начале 2015 года он производили утепление чердачного помещения. На втором этаже отопления не было. Затем он монтировал конвекторы.
Поскольку доказательств, достоверно подтверждающих, что второй этаж дома и гараж истца отапливались и фактически отапливаемая площадь жилого дома составляет 120 кв.м., либо 139,9 кв.м. ответчиком не представлено, действия МУП «Горэнерго» по начислению платы за отопление, исходя из площади более чем 81,8 кв.м. нельзя признать законными.
Каких-либо достоверных доказательств, что помещения второго этажа являются отапливаемыми, в материалы дела не представлено.
Такие выводы сделаны Арбитражным судом Свердловской области в решении от 16.02.2018 по делу А60-61201/2017 по делу по заявлению МУПР «Горэнерго» к департаменту государственного жилищного надзора Свердловской области о признании незаконным предписания от 14.08.2017 № 29-24-11-235.
Согласно данному вступившему в законную силу решению суда истцу МУП «Горэнерго» отказано в признании незаконным предписания об устранении нарушений лицензионных требований, в части применения площади жилого дома при начислении платы за коммунальную услугу отопление, без подтверждающего изменения сведений технического кадастрового паспорта жилого дома.. ..
Как разъяснено в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Такое же значение имеют для суда, рассматривающего гражданское дело, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда (ч. 3 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Под судебным постановлением, указанным в ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, понимается любое судебное постановление, которое согласно ч. 1 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает суд (судебный приказ, решение суда, определение суда).
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности. При этом в качестве единого способа опровержения (преодоления) преюдиции во всех видах судопроизводства должен признаваться пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.
В связи с чем, произведенный ответчиком перерасчёт за отопление в квитанции за декабрь 2016 года, исходя из площади дома в 120 кв.м., и в квитанции за май 2017 года исходя из площади дома 139,9 кв.м., значительно увеличивший сумму задолженности, является незаконным и не соответствующим вышеприведенным фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Таким образом, требования истца о признании незаконным перерасчета подлежат удовлетворению, и суд приходит к выводу, что действия НТ МУП «Горэнерго» по начислению платы за отопление, исходя из площади 120 кв.м. и 139,9 кв.м. нельзя признать законными.
Указанные действия ответчика привели к завышению размера платы истцу за указанные коммунальные услуги за спорный период, в связи с чем требования Прокурора Дзержинского района в интересах ФИО2 к НТ МУП «Горэнерго» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление с 2013 года по май 2017, начисленной по <Адрес> в г. Нижнем Тагиле подлежат удовлетворению.
Прокурором представлен расчет платы за теплоснабжения, исходя из площади жилого дома в 81,8 кв.м. с сентября 2016 года (с начала отопительного сезона) по май 2017 года. Расчет судом проверен, является арифметически верным, в связи с чем судом принимается.
Согласно ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина в размере 600 рублей подлежит взысканию ответчика в местный бюджет.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил в интересах ФИО2 к Муниципальному унитарному предприятию «Горэнерго» о признании незаконными действий, возложении обязанности удовлетворить.
Признать действия Муниципального унитарного предприятия «Горэнерго», выразившиеся в доначислении платы за услугу теплоснабжения в отношении <Адрес> в городе Нижний Тагил за 3 предшествующих года на площадь 139,9 кв.м. в квитанциях за декабрь 2016 года и май 2017 года незаконными.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Горэнерго» произвести ФИО2 перерасчет платы за услугу теплоснабжения в отношении <Адрес> в городе Нижний Тагил за период времени с 2013 года по май 2017 года на сумму 82763 рубля 47 копеек.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Горэнерго» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья: Е.Ю. Сорокина