ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-558/2015 от 04.02.2015 Ленинск-кузнецкого городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-558/2015

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ленинск-Кузнецкий 4 февраля 2015 г.

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи И.С. Бычковской,

при секретаре Н.С. Ледяевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ленинск-Кузнецком гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области к Ассоциации коммерческих производственных организаций «Терминал» о ликвидации некоммерческой организации,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области обратилось в Ленинск-Кузнецкий городской суд с иском к Ассоциации коммерческих производственных организаций «Терминал» о ликвидации некоммерческой организации, мотивируя свои требования тем, что <дата> ассоциация коммерческих производственных организаций «Терминал» (далее ассоциация) зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, ОГРН <номер>, учетный <номер>. В соответствии с п.7 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Согласно п.п. «л» п.1 ст.5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии. Однако, в нарушение п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и п.п. «л» п.1 ст.5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» до настоящего времени в Управление не представлены обновленные сведения о ликвидаторе и документы, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с изменением сведений о ликвидаторе. Нарушение вышеуказанных норма федеральных законов подтверждается заявлением ликвидатора К. от <дата> года, согласно которому она уволилась по собственному желанию <дата> года. Однако, избрать нового ликвидатора нет возможности по причине прекращения фактической деятельности ассоциации и отсутствия высшего органа управления ассоциации. Согласно п.п. «в» п.1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Однако, в нарушение п.7 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» и п.п. «в» п.1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» до настоящего времени в Управление не представлены обновленные сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа ассоциации и документы, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с изменением сведений об адресе. Нарушение вышеуказанных норма федеральных законов подтверждается возвратом почтовой корреспонденции, направленной Управлением, с отметкой Почты России об истечении срока хранения (предупреждение от <дата> <номер>). Это свидетельствует о том, что связь по официальному адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа ассоциации: <адрес> (указанному в п.1.4 устава ассоциации и в Едином государственном реестре юридических лиц), не осуществляется. В соответствии с п.3 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Министерства юстиции РФ от 29.03.2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» утверждены формы № ОН0001 и № ОН0002, которые подлежат представлению в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным. Согласно п.3.1 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом. Однако, в нарушение п.3, 3.1 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях» отчетные документы ассоциации за 2011, 2012, 2013 годы в установленный срок и до настоящего времени в Управление не представлены. В соответствии с п.3.2 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности или отчеты по формам № ОН0001, № ОН0002 (при несоответствии ассоциации п.3.1 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет указанных отчетов и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций утвержден Приказом Министерства юстиции РФ от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций». Однако, в нарушение п.3.2 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» указанная обязанность по размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет отчетов о деятельности или сообщения о продолжении деятельности в порядке, предусмотренном Приказом Министерства юстиции РФ от 07.10.2010 № 252, за 2011, 2012, 2013 годы ассоциацией не исполнена. Таким образом, ассоциацией неоднократно нарушены требования ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Факт неоднократности нарушений ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» выражается в следующем: в не предоставлении обновленных сведений о ликвидаторе ассоциации документов для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц; в непредставлении отчетных документов за 2011, 2012, 2013 годы; в не размещении отчетных документов ассоциации в сети Интернет за 2011, 2012, 2013 годы. Непредставление отчетных документов, документов для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения об адресе (месте нахождения) ассоциации и о новом ликвидаторе свидетельствует, о фактическом прекращении деятельности ассоциации. Кроме того, о фактическом прекращении деятельности ассоциации свидетельствует тот факт, что инициированная в 2011 году процедура самостоятельной ликвидации ассоциации не завершена до настоящего времени, также заявление ликвидатора К. от <дата> года, согласно которому руководящие органы ассоциации отсутствуют и нет возможности собрать в полном составе, ликвидатор уволилась по собственному желанию, деятельность не осуществляется с 2011 года, связь по юридическому адресу с ассоциацией не осуществляется, учредители ассоциации – коммерческие юридические лица исключены из Единого государственного реестра юридических лиц, то есть принимать решения некому. Таким образом, поскольку изложенные в данном исковом заявлении нарушения, выявленные в деятельности ассоциации, являются основаниями для ее ликвидации (а не для начала процедуры ликвидации) в порядке п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», то ликвидация организации влечет исключение юридического лица - некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц (определение Верховного суда Российской Федерации от <дата><номер>, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от <дата> <номер> в части указания на то, что ликвидация является основанием для одновременного принятия судом решения об исключении некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц). В связи с чем, истец просит суд ликвидировать Ассоциацию коммерческих производственных организаций «Терминал» с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель истца - Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, одновременно указав на согласие рассмотрения дела в порядке заочного производства (л.д. 7).

Представитель ответчика – Ассоциации коммерческих производственных организаций «Терминал» в суд не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом – заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении по адресу (месту нахождения) юридического лица, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на <дата> (л.д. 29-31). Судебная корреспонденция возвращена с пометкой «истек срок хранения».

Указанное почтовое отправление содержит сведения о доставлении адресату извещений (первичного и вторичного) о необходимости явиться в почтовое отделение за получением корреспонденции, а также о возвращении их по обратному адресу, как неполученное адресатом по истечении срока хранения, что соответствует требованиям Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221, а также Особым условиям приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», введенным в действие Приказом ФГУП «Почта России» от 31.08.2005 г. № 343 и подтверждает принятие органом почтовой связи неоднократных мер необходимых для вручения корреспонденции.

С учетом изложенного, а также того, что возвращение в суд не полученных адресатом после двух его извещений заказных писем с отметкой «по истечении срока хранения» не противоречит действующему порядку вручения заказных писем, что оценивается судом в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением отправлений, суд считает ответчика извещенным надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области в суд не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание также согласие истца на рассмотрение дела в порядке заочного производства, выраженное в письменном ходатайстве, суд в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, приходит к выводу о возможности рассмотрения данного дела в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.

Исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.

Одновременно, в ст.10 указанного Закона говорится, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Специальный порядок государственной регистрации предусмотрен ст.13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О некоммерческих организациях", согласно которой некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Процедура государственной регистрации некоммерческих организаций следующая: решение о государственной регистрации некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом, внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (в данном случае Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.

На основании изложенного, уполномоченный орган, наряду с регистрирующим органом, вправе обратиться в суд с настоящим иском, что связано с установленной законом процедурой регистрации некоммерческой организации (данный вывод подтверждается определением Верховного суда РФ от <дата> дело <номер>).

В соответствии с п.7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Согласно п.п. «л» п.1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В соответствии с п.п. «в» п.1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица, управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации, а также адрес электронной почты юридического лица (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации).

В соответствии с п.3 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минюста РФ от 29.03.2010 N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" (зарегистрировано в Минюсте РФ 09.04.2010 N 16857) утверждены формы №ОН0001 и №ОН0002, которые подлежат представлению в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным (данный срок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организации»).

Согласно п. 3.1 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ"О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

В соответствии с п. 3.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган (при несоответствии общества п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений утвержден Приказом Минюста РФ от 07.10.2010 N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2010 N 18742).

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно ч.2 ст.61 ГК РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций; невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, а также в иных случаях, предусмотренных законом.

Судом установлено, что Ассоциация коммерческих производственных организаций «Терминал» зарегистрирована <дата> Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, ОГРН <номер>, учетный <номер> (л.д. 29-31).

Неоднократность и грубость нарушений, допущенных ответчиком, а также неустранимый характер, подтверждается следующими доказательствами.

Нарушение ответчиком п.7 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и п.п. «л» п.1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подтверждается не представлением обновленных сведений о ликвидаторе и документов, необходимых для внесения изменений ЕГРЮЛ в связи с изменением сведений о ликвидаторе. Согласно заявлению К. от <дата> года, согласно которому она уволилась по собственному желанию <дата> года. Однако избрать нового ликвидатора нет возможности по причине прекращения фактической деятельности ассоциации и отсутствия высшего органа управления ассоциации (л.д. 23).

Нарушение ответчиком п.7 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и п.п. «в» п.1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подтверждается не представлением обновленных сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа ассоциации и документов, необходимых для внесения изменений ЕГРЮЛ в связи с изменением сведений об адресе, что подтверждается возвратом направленной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области в адрес ассоциации предупреждения от <дата> года, заказным письмом с уведомлением о вручении, корреспонденция возвращена отправителю с пометкой «истек срок хранения (л.д. 20-22). Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что связь по адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа ассоциации: <адрес>, указанному в 1.4 устава ассоциации и в ЕГРЮЛ, не осуществляется.

Нарушение ответчиком п.3, п.3.1, п.3.2 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» подтверждается непредставлением отчетных документов за 2011, 2012, 2013 годы; в не размещении в информационно-телекоммуникационной сети Интернет отчетов о деятельности ассоциации по формам № ОН0001, № ОН0002 или сообщения о продолжении деятельности за 2011, 2012, 2013 годы (л.д. 24).

Неоднократное неисполнение ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» свидетельствует о фактическом прекращении деятельности ассоциации.

Кроме того, общим собранием членов Ассоциации коммерческих производственных организаций «Терминал» решено ликвидировать Ассоциацию коммерческих производственных организаций «Терминал» в связи с длительным отсутствием деятельности, назначив на должность ликвидатора Т (л.д. 16). Однако, ликвидатор АКПО «Терминал» не смог прекратить процедуру ликвидации, поскольку не обладает полномочиями в соответствии с законодательством РФ и с <дата> ликвидатор прекратил свою деятельность в связи с увольнением по собственному желанию (л.д. 23).

До настоящего времени ответчик не устранил вышеперечисленные нарушения, что в соответствии с п.10 ст.32 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях» является основанием для принятия судом решения о ликвидации данного юридического лица и влечет исключение данной некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц, поскольку в силу ст.21 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Поскольку, выявленные нарушения в деятельности ответчика, являются основаниями для его ликвидации, а потому ликвидация ответчика влечет исключение юридического лица – некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

Доказательств обратного ответчиком суду не предоставлены.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 321, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области к Ассоциации коммерческих производственных организаций «Терминал» о ликвидации некоммерческой организации удовлетворить в полном объеме.

Ликвидировать юридическое лицо - Ассоциацию коммерческих производственных организаций «Терминал», ИНН <номер>, ОГРН <номер>, учетный <номер>, исключив его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано в Ленинск-Кузнецкий городской суд в течение 7 дней со дня получения копии решения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения или в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Истцом решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Судья: подпись

Верно.

Судья: И.С. Бычковская