Дело № 2-558/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2018 года г. Новый Уренгой
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Осмоловской А. Л.,
при секретаре Шик О. Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новоуренгойского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Авиакомпания Нижнетавдинские авиалинии», обществу с ограниченной ответственностью «Новоуренгойская буровая компания» о запрете эксплуатации посадочной площадки,
УСТАНОВИЛ:
Новоуренгойский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Новоуренгойский городской суд с исковым заявлением к ООО «Авиакомпания Нижнетавдинские авиалинии», ООО «Новоуренгойская буровая компания» о запрете эксплуатации посадочной площадки. Требования мотивированы тем, что транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО1 Проведенной проверкой установлено, что 05.12.2017 года между ООО «Новоуренгойская буровая компания» и ООО «Авиакомпания Нижнетавдинские авиалинии» заключен договор аренды воздушного судна с экипажем № 05-12/2017, в соответствии с условиями которого ООО «Авиакомпания Нижнетавдинские авиалинии» передано в аренду ООО «Новоуренгойская буровая компания» воздушное судно АН-2 регистрационный номер RE-01218 с экипажем в целях выполнения авиационных работ. Установлено, что в целях исполнения условий договора ответчиками на поверхности реки Ево-Яха в границах города Новый Уренгой по координатам 66°.09"67"N 76°.80"81""Е оборудована посадочная площадка длинной 1500 метров и шириной 80 метров, ориентированная на северо-запад и юго-восток соответственно, на которой осуществляется базировка воздушных судов АН-2 регистрационный номер RF-01218 и регистрационный номер RA-32738, а также взлет и посадка указанных воздушных судов. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона ответчиками либо иными лицами в уполномоченный орган Росавиации уведомление о начале деятельности посадочной площадки, расположенной в акватории водного объекта по координатам 66°.09"67"N 76°.80"81 "Е, не направлялось. Нарушение требований закона и, как следствие, отсутствие контроля со стороны уполномоченных государственных органов за обеспечением соответствия посадочной площадки требованиям Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», утвержденных приказом Минтранса России от 04.03.201 1 №69, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц в сфере обеспечения авиационной безопасности, в том числе членов экипажей воздушных судов и иных лиц.
В судебном заседании Новоуренгойский транспортный прокурор Строд В. А., настаивал на удовлетворении исковых требований, привел доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представители ответчиков ООО «Авиакомпания Нижнетавдинские авиалинии», ООО «Новоуренгойская буровая компания» в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом. От представителя ответчика ООО «Новоуренгойская буровая компания» до судебного заседания поступило ходатайство об отложении судебного заседания до 28 марта 2018 года в связи с тем, что ООО «Авиакомпания Нижнетавдинские авиалинии» в Уральское МТУ Росавиации были направлены документы и запросы, необходимые для согласования и получения разрешения на использование посадочной площадки, но ответ до настоящего времени не получен. В удовлетворении данного ходатайства представителю ответчика судом было отказано, поскольку ответчиками своевременно необходимые документы и запросы для получения разрешения на эксплуатацию посадочной площадки получены не были, в настоящее время данное разрешение отсутствует. Учитывая безусловное право лица, обратившегося в суд с иском, на разрешение возникшего спора в срок, установленный законом, судом с учетом положений ст.ст. 56, 67, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке и представленных доказательствах.
Представитель третьего лица администрации г. Новый Уренгой ФИО2, действующая на основании доверенности, суду пояснила, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Новый Уренгой расстраиваемая территория расположена в многофункциональной зоне с включением объектов производственного, коммунально-складского и общественно-делового назначения планировочного микрорайона 03:01. Градостроительными регламентами планировочного микрорайона 03:01 вертолетных площадок не предусмотрено.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 7 ст. 40 Воздушного кодекса Российской Федерации посадочной площадкой является участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Статьей 48 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Согласно ч.ч. 5, 6 ст. 49 Воздушного кодекса Российской Федерации посадочные площадки допускаются к эксплуатации для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов с даты представления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке в уполномоченный орган в области гражданской авиации, если более поздний срок не указан в уведомлении. При этом обеспечение соответствия посадочной площадки требованиям федеральных авиационных правил возлагается на ее владельца.
Приказом Минтранса России от 19.08.2015 № 250 (Зарегистрировано в Минюсте России 21.09.2015 N 38947) введены в действие Федеральные авиационные правила «Порядок направления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке, используемой при выполнении полетов гражданских воздушных судов, и регистрации в уполномоченном органе в области гражданской авиации».
Предусматривается, что уведомление представляется лично или направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении в Росавиацию по специальной форме.
Уведомление подписывается владельцем посадочной площадки - физическим лицом или полномочным представителем юридического лица - владельца посадочной площадки.
Подпись полномочного представителя юридического лица - владельца посадочной площадки заверяется печатью юридического лица.
Уведомление принимает Росавиация. Копия уведомления с отметкой о дате приема указанного уведомления в день приема вручается заявителю или его представителю или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Росавиацией формируется и ведется дело посадочной площадки, в которое включаются поступившие уведомления.
Уведомление хранится в Росавиации. Копия уведомления направляется в орган аэронавигационной информации.
Судом установлено, что обозначенные в нормативных актах мероприятия, направленные на оформление уведомления об эксплуатации посадочной площадки ООО «Новоуренгойская буровая компания», ООО «Авиакомпания Нижнетавдинские авиалинии» не осуществлялись.
05.12.2017 года между ООО «Новоуренгойская буровая компания» и ООО «Авиакомпания Нижнетавдинские авиалинии» заключен договор аренды воздушного судна с экипажем №05-12/2017, в соответствии с условиями которого ООО «Авиакомпания Нижнетавдинские авиалинии» передано в аренду ООО «Новоуренгойская буровая компания» воздушное судно АН-2 регистрационный номер RE-01218 с экипажем в целях выполнения авиационных работ, в том числе проведения воздушных съемок, лесоавиационных работ, работ с целью оказания медицинской помощи, выполнения воздушных осмотров отдельных участков зимних дорог, доставки продуктов и ЗИП. При этом согласно п.п. 2.3, 2.4 договора аэронавигационное обеспечение полетов, планирование использования воздушного пространства, а также летную и техническую эксплуатацию воздушного судна обеспечивает авиакомпания.
Установлено, что в целях исполнения условий договора ответчиками на поверхности реки Ево-Яха в границах города Новый Уренгой по координатам 66°.09"67"N 76°.80"8Г"Е оборудована посадочная площадка длинной 1500 метров и шириной 80 метров, ориентированная на северо-запад и юго-восток соответственно, на которой осуществляется базировка воздушных судов АН-2 регистрационный номер RF-01218 и регистрационный номер RA-32738, а также взлет и посадка указанных воздушных судов.
Протоколом осмотра места происшествия от 12 января 2018 года, проведенным страшим следователем Новоуренгойского следственного отдела на транспорте УрСУТ СК России ФИО3, установлено, что взлетно-посадочная полоса расположена на покрытой снегом реке Ево-Яха в границах гор. Новый Уренгой по координатам 66°0967 СШ и 76°8081 ВД. Взлетно-посадочная полоса концами ориентирована на северо-запад и юго-восток соответственно. Представляет собой полосу для пробега при разгоне и торможении воздушных судов различных типов. Полоса общей длиной 1 500 метров и шириной 80 метров. Перепадов высоты на полосе не имеется, ямы, посторонние предметы отсутствуют. По краям полосы, по всей длине установлены фонари белого цвета. Посторонних предметов на всем протяжении взлетно-посадочной полосы не обнаружено. С правой стороны, на расстоянии 20 метров от правого края взлетно-посадочной полосы, при направлении на северо-запад, расположена деревянная вышка, на которой установлены огни, а так же имеется флаг ООО «Новоуренгойская буровая компания». На юго-восточном конце полосы имеется площадка, на которой расположен самолет Ан-2 регистрационный номер RA-32738, выкрашенный в белый и голубой цвета. На момент осмотра двери самолета закрыты, двигатель самолета зачехлен (л.д. 50-55).
Так, согласно ответу на запрос от 18 декабря 2017 года из филиала «Аэронавигации Севера Сибири» Новоуренгойский центр ОВД г. Новый Уренгой, в период с 04.12.2017 года по 18.12.2017 года в службу Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ от Екатеринбургского Зонального центра ЕС ОрВД поступали сообщения ПЛН (разрешения на использование воздушного пространства воздушным судами с использованием посадочной площадки, расположенной на земельном участке с координатами 66°.09"67"N 76°.80"8Г"Е) (л.д. 36-49).
Согласно ответу на запрос из МТУ Росавиации от 16 января 2018 года, Уральское МТУ Росавиации располагает сведениями на производство полетов воздушного судна Ан-2, регистрационный номер RA-32738 (л.д. 56-58). Как следует из данного запроса, воздушное судно Ан-2, регистрационный номер RA-32738 в период времени с 4 декабря 2017 года по 12 января 2018 года осуществляло вылет и посадку из пункта Ево-Яха 6606С07649В.
В материалах дела также имеется ответ на запрос из Тюменского МТУ Росавиации от 16 декабря 2017 года о том, что ООО «Новоуренгойская буровая компания» и иные лица не направляли в Управление уведомление о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке с координатами 66°.09"67"N 76°.80"8Г"Е (л.д. 62).
Аналогичный ответ на запрос представлен в материалы дела Уральским МТУ Росавиации (л.д. 63).
Кроме того, в судебном заседании 28 февраля 2018 года представитель ответчика ООО «Новоуренгойская буровая компания» ФИО4, действующая на основании доверенности, не отрицала, что с момента начала эксплуатации посадочной площадки и до момента подачи настоящего иска транспортным прокурором в суд уведомление в МТУ Росавиации о начале деятельности на посадочной площадке не направлялось. Соответствующее уведомление направлено в Уральское МТУ Росавиации лишь 5 февраля 2018 года посредством почтовой связи, и копия уведомления с отметкой о дате приема указанного уведомления до настоящего времени не получена.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиками были нарушены требования ч. 5 ст. 49 Воздушного кодекса РФ, что привело к отсутствию контроля со стороны уполномоченных государственных органов за обеспечением соответствия посадочной площадки требованиям Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», утвержденных приказом Минтранса России от 04.03.2011 № 69 и как следствие, к нарушению прав неопределенного круга лиц в сфере обеспечения авиационной безопасности, в том числе членов экипажей воздушных судов и иных лиц.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно ст. 11 Гражданского кодекса РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Новоуренгойского транспортного прокурора удовлетворить.
Запретить обществу с ограниченной ответственностью «Авиакомпания Нижнетавдинские авиалинии», обществу с ограниченной ответственностью «Новоуренгойская буровая компания» эксплуатацию посадочной площадки, расположенной на поверхности реки Ево-Яха в границах города Новый Уренгой по координатам 66 градусов 09 минут 67 секунд северной широты 76 градусов 80 минут 81 секунд восточной долготы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа подачей апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья А. Л. Осмоловская
Решение в окончательной
форме изготовлено 19.03.2018