Дело №2-558/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2018 года г. Мичуринск
Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:
Председательствующего судьи - Сергеева А.К.,
при секретаре - Меньших Е.В.,
с участием истицы - ФИО1,
представителя ответчика - УПФР в г. Мичуринске Тамбовской области (межрайонное): ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Мичуринске Тамбовской области (межрайонное) о досрочном назначении страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
27 октября 2017 года ФИО1 обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Мичуринске Тамбовской области (межрайонное) (далее УПФР в г. Мичуринске Тамбовской области (межрайонное)) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением УПФР в г. Мичуринске Тамбовской области (межрайонное) №62 от 25 января 2018 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО1 было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работ в количестве 25 лет.
ФИО1 обратилась в Мичуринский городской суд с иском к УПФР в г. Мичуринске Тамбовской области (межрайонное) с требованием обязать УПФР назначить истице трудовую пенсию с .... В обоснование требований истца указала, что считает незаконным отказ УПФР в части невключения в специальный стаж периодов ее работы в должности учителя иностранного языка в ... начальной школе - детском саду ...: с 22.10.2006 по 10.07.2007, с 01.09.2007 по 02.06.2008, с 01.09.2008 по 31.05.2009, с 01.09.2009 по 31.05.2010, с 01.09.2010 по 31.05.2011, с 01.09.2011 по 31.05.2012, с 01.09.2012 по 31.05.2013, с 02.09.2013 по 31.05.2014, с 01.09.2014 по 31.05.2015, с 01.09.2015 по 31.05.2016, с 01.09.2016 по 31.05.2017 (всего 08 лет 03 месяца 00 дней), так как в указанные периоды она работа в общеобразовательном учреждении, предусмотренном п.1.1 Списка должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29.10.2002 года, считает, что, так как работа в указанном общеобразовательном учреждении осуществлялась в сельской местности, работа на данной должности засчитывается в специальный стаж без учета нормы рабочего времени. С учетом того, что на момент рассмотрения ее заявления Управлением она в период с 01.09.2017 по 27.10.2017 (00 лет 1 мес. 27 дней) также работала на должности, предусмотренном указанным Списком и на момент подачи заявления у нее был стаж в размере более 25 лет, просит суд обязать УПФР назначить ей пенсию с момента обращения в Управление.
В судебном заседании истица ФИО1 заявленные требования поддержала, дала пояснения, аналогичные указанным в иске.
Представитель ответчика УПФР в г. Мичуринске Тамбовской области (межрайонное) ФИО2 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, указанным в решении УПФР, пояснила, что по мнению Управления ... начальная школа - детский сад ..., в котором работает истица относится к п.1.5 Списка должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №781, соответственно данные периоды работы не могут быть засчитаны в льготный стаж, так как при работе в учреждениях по п.1.5 необходимо наличие полной педагогической нагрузки - 18 часов.
Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что 27 октября 2017 года ФИО1 обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Мичуринске Тамбовской области (межрайонное) (далее УПФР в г. Мичуринске Тамбовской области (межрайонное)) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением УПФР в г. Мичуринске Тамбовской области (межрайонное) №62 от 25 января 2018 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО1 было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работ в количестве 25 лет.
Согласно указанному решению ФИО1 были зачислены в стаж на соответствующих видах работы 16 лет 08 месяцев 10 дней.
Решением УПФР в г. Мичуринске Тамбовской области (межрайонное) не зачтены в стаж ФИО1 на соответствующих видах работ, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей периоды работы: в должности учителя иностранного языка в ... начальной школе - детском саду ...: с 22.10.2006 по 10.07.2007, с 01.09.2007 по 02.06.2008, с 01.09.2008 по 31.05.2009, с 01.09.2009 по 31.05.2010, с 01.09.2010 по 31.05.2011, с 01.09.2011 по 31.05.2012, с 01.09.2012 по 31.05.2013, с 02.09.2013 по 31.05.2014, с 01.09.2014 по 31.05.2015, с 01.09.2015 по 31.05.2016, с 01.09.2016 по 31.05.2017 (всего 08 лет 03 месяца 00 дней).
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39), и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 января 2015 года не применяется Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет; страховая пенсия назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» содержит аналогичное указание относительно стажа педагогической деятельности.
Факт наличия у истицы величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 ответчиком не оспаривается, в решении УПФР данный факт в качестве основания отказа в удовлетворении заявления истицы не указан.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 г., периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В соответствии с решением УПФР об отказе в назначении пенсии ФИО1 по мнению Управления в вышеуказанные периоды педагогическая деятельность истицы осуществлялась в учреждении, поименованном в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29.10.2002 года (далее Списка №781) и засчитать данные периоды в льготный стаж невозможно, так как в данные периоды работы не выполнено условие п.4 о наличии полной педагогической нагрузки (19 часов) (л.д. 9).
Данная позиция УПФР была поддержана в судебном заседании представителем учреждения.
Суд не может согласиться с доводами ответчика в данной части по следующим основаниям.
В соответствии с п.1.5 Списка №781 в данном пункте указаны специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии. В соответствии с указанным пунктом Списка к указанным учреждениям относятся детский сад, начальная школа (школа) - детский сад, школа-интернат, училище. По мнению суда единственным критерием относимости образовательного учреждения к данному пункту Списка №781 является отнесение образовательного учреждения к специальному - коррекционному типу и осуществление учреждением образовательной деятельности для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии (в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2007 №120-ФЗ «с ограниченными возможностями здоровья»), что должно быть отражено в уставе образовательного учреждения.
В соответствии со ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации» общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Истицей в доказательство своих требований были предоставлены в суд надлежащим образом заверенные печатью и подписью руководителя учреждения копии устава ... начальной школы - детского сада ... в редакциях, действовавших в спорные периоды работы истицы в данном учреждении.
Так в соответствии с п.1.1 Устава учреждения в редакции постановления администрации ... от ...... начальная школа-детский сад является муниципальным образовательным учреждением, в соответствии с п.2.3 Устава предметом деятельности учреждения является реализация программы начального общего образования (уровень общеобразовательный). В соответствии с п.3.6 Устава структура образовательной программы школы-детского сада определяется федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральными государственными стандартами начального образования (л.д. 153).
Аналогичные положения содержатся также в Уставе образовательного учреждения в редакции постановления администрации ...... от ... - п.1.1, п.2.4, п.3.6 соответственно (л.д. 119).
Аналогичные положения содержатся также в Уставе образовательного учреждения в редакции постановления администрации ...... от ... - п.1.1, п.1.7, п.4.6 соответственно (л.д.99).
Аналогичные положения содержатся также в Уставе образовательного учреждения в редакции постановления администрации ...... от ... - п.1.1, п.2.2, п.3.5 соответственно (л.д.64).
Таким образом, судом установлено, что образовательное учреждение, в котором осуществляла педагогическую деятельность истица является учреждением общеобразовательного типа, реализует основные программы дошкольного, начального общего образования, действует на основе Закона РФ «Об образовании», доказательств того, что в данном учреждении осуществляется образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, по адаптированным основным общеобразовательным программам суду не предоставлено.
На основании изложенного суд считает необоснованным решение УПФР в г. Мичуринске (межрайонное) об отнесении Избердеевской начальной школы-детского сада Петровского района к учреждению, предусмотренному п.1.5 Списка №781.
Более того, в силу п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №781 в изъятие из общего правила о необходимости подтверждения полной педагогической занятости (п.4 этих же Правил), работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Факт работы ФИО1 в спорные периоды учителем иностранного языка в указанной школе подтверждается предоставленными в суд приказами о заключении срочных трудовых договоров с истицей и ответчиком не оспаривается.
В соответствие с Уставом общеобразовательное учреждение ... расположена в селе ..., которое в соответствии с Уставом Петровского сельсовета Тамбовской области в ходит в муниципальное образование - Петровский сельсовет, который наделен статусом сельского поселения (л.д.50).
Факт осуществления деятельности указанного образовательного учреждения в сельской местности ответчиком не оспаривается.
На основании изложенного суд считает, что истицей в периоды работы с 22.10.2006 по 10.07.2007, с 01.09.2007 по 02.06.2008, с 01.09.2008 по 31.05.2009, с 01.09.2009 по 31.05.2010, с 01.09.2010 по 31.05.2011, с 01.09.2011 по 31.05.2012, с 01.09.2012 по 31.05.2013, с 02.09.2013 по 31.05.2014, с 01.09.2014 по 31.05.2015, с 01.09.2015 по 31.05.2016, с 01.09.2016 по 31.05.2017 (всего 08 лет 03 месяца 00 дней), а также с 01.09.2017 по 27.10.2017 (00 лет 1 мес. 27 дней) - осуществлялась и осуществляется в настоящее время работа в должности учителя в общеобразовательной школе, расположенной в сельской местности, что в соответствии с п.6 указанных правил исчисления периодов работы, дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.19 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Ссылку в решении УПФР №62 от 25.01.2018 на п.1.1 ч.1 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которой лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону суд считает несостоятельной, так как правило, указанное в данной статье и в приложении 5 об увеличении возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы относится к случаям, установленным статьями 30-33 Федерального закона №400-ФЗ назначения страховой пенсии мужчинам и женщинам по достижении определенного возраста.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, назначение пенсии по данному пункту не ставится законодателем в зависимость от достижения работником какого либо определенного возраста и зависит только от факта осуществления работником в течение определенного времени определенной деятельности, а именно - педагогической деятельности в учреждениях для детей на протяжении 25 лет. Подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» содержит аналогичное указание относительно стажа педагогической деятельности.
Учитывая, что при зачислении ФИО1 в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости, лицам, не менее 25 лет, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п.19 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы: в должности учителя иностранного языка в ... начальной школе - детском саду ...: с 22.10.2006 по 10.07.2007, с 01.09.2007 по 02.06.2008, с 01.09.2008 по 31.05.2009, с 01.09.2009 по 31.05.2010, с 01.09.2010 по 31.05.2011, с 01.09.2011 по 31.05.2012, с 01.09.2012 по 31.05.2013, с 02.09.2013 по 31.05.2014, с 01.09.2014 по 31.05.2015, с 01.09.2015 по 31.05.2016, с 01.09.2016 по 31.05.2017 (всего 08 лет 03 месяца 00 дней), а также с 01.09.2017 по 27.10.2017 (00 лет 1 мес. 27 дней) указанный стаж на момент ее обращения составляет 25 лет 1 мес. 7 дней, то есть более 25 лет, суд обязывает УПФР в г. Мичуринске Тамбовской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию с момента обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, то есть с 27 октября 2017 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить полностью.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Мичуринске Тамбовской области (межрайонное) засчитать ФИО1 в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости, лицам, не менее 25 лет, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п.19 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды:
- работа в должности учителя иностранного языка в ... начальной школе - детском саду ...: с 22.10.2006 по 10.07.2007, с 01.09.2007 по 02.06.2008, с 01.09.2008 по 31.05.2009, с 01.09.2009 по 31.05.2010, с 01.09.2010 по 31.05.2011, с 01.09.2011 по 31.05.2012, с 01.09.2012 по 31.05.2013, с 02.09.2013 по 31.05.2014, с 01.09.2014 по 31.05.2015, с 01.09.2015 по 31.05.2016, с 01.09.2016 по 31.05.2017 (всего 08 лет 03 месяца 00 дней), а также с 01.09.2017 по 27.10.2017 (00 лет 1 мес. 27 дней).
Обязать УПФР в г. Мичуринске Тамбовской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию с 27 октября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда, которое должно быть изготовлено в срок не более чем за пять дней со дня окончания разбирательства дела, то есть до 27 марта 2018 года.
Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2018 года.
Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2018 года.
Председательствующий судья А.К. Сергеев