РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Советский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Селезневой Е.И., при секретаре судебного заседания Жирухиной Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к ООО «Экостройресурс» об обязании произвести перерасчет по оплате услуги по обращению с твердыми отходами, компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Экостройресурс» об обязании произвести перерасчет по оплате услуги по обращению с твердыми отходами, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ. он обратился к ответчику с заявлением сделать перерасчет за вывоз твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ., поскольку в указанный период по данному адресу никто не проживал. К заявлению приложены документы, подтверждающие, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. в доме никто не проживал. ДД.ММ.ГГГГ. ответчиком отказано в перерасчете платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными услугами. Ответчик в своем письме, ссылаясь на п. 5 ч. 2 ст. 153, ч. 11 ст. 155 ЖК РФ и иные нормативные акты, указал на следующее. С момента утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами становится коммунальной услугой, обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение, а неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно приказу министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. № для г.о. Самара установлен норматив накопления ТКО на 1 кв.м общей площади жилого помещения 0, 091 куб м в год. Согласно приказам департамента ценового и тарифного регулирования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № и от ДД.ММ.ГГГГ. № предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО составляет 598, 16 руб./куб.м. Согласно п. 148 (30) постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. № в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за указанную услугу определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения № Постановления №. Поскольку в формуле не учитывается наличие либо отсутствие фактически проживающих граждан, то отсутствует методика перерасчета платы за услугу при временном отсутствии потребителей в жилом помещении. Возможность перерасчета платы при временном отсутствии потребителей по месту жительства более 5 полных календарных дней подряд предусмотрена для граждан, проживающих в муниципальных районах области, не являющихся городскими округами, где норматив накопления ТКО рассчитывается исходя из количества зарегистрированных граждан. Истец указал, что решение ООО «Экостройресурс» об отказе произвести перерасчет платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ. привели к нарушению его прав. На основании изложенного ФИО1 просил признать решение ООО «Экостройресурс» и его действия (бездействия) по его обращению от ДД.ММ.ГГГГ. об осуществлении перерасчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. незаконным; обязать ООО «Экостройресурс» произвести перерасчет платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. При рассмотрении дела ФИО1 исковые требования уточнил, просил также суд взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в порядке ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» в размере 20. 000 руб. В судебном заседании ФИО1 поддержал уточненные исковые требования, просил их удовлетворить. Указал на то, что твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления. Таким образом, при временном отсутствии потребителя в жилом доме должен быть осуществлен перерасчет размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Представитель ООО «Экостройресурс» -ФИО2, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ., исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении, представила письменные возражения. Сослалась на то, что на территории <адрес> установлен норматив накопления ТКО на 1 кв.метр площади жилого помещения (приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №) – 0, 091 куб. метров/год. Предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО составляет 598, 16 руб./куб.м. В формуле ежемесячного платежа за пользование коммунальной услугой по обращению с ТКО не учитывается наличие либо отсутствие фактически проживающих граждан. Расчет платы основывается на общей площади жилого помещения. Методика перерасчета платы за услугу при временном отсутствии потребителей в жилом помещении отсутствует. Возможность перерасчета платы за пользование коммунальной услугой по обращению с ТКО при временном отсутствии потребителя по месту жительства предусмотрена для граждан, проживающих в муниципальных районах <адрес>, не являющихся городскими округами, где норматив накопления ТКО рассчитывается исходя из количества зарегистрированных лиц. Представитель Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, по делу представлен отзыв, в котором указано на то, что установление нормативов накопления ТКО исходя из общей площади жилых помещений предусмотрено действующим законодательством. Нормативы накопления ТКО на территории городских округов <адрес> утверждены приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении и применении нормативов накопления ТКО на территории городских округов <адрес> на 1 кв.метр общей площади жилого помещения». Согласно данному приказу норматив накопления ТКО в городских округах <адрес> составляет 0, 091 куб. м/кв.м общей площади помещения в год. Департамент, являясь уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов субъекта, не имеет полномочий определять и изменять порядок оплаты и перерасчета коммунальных услуг, установленный федеральным законодательством. При этом, установленный порядок оплаты коммунальной услуги исходя из общей площади жилого помещения не лишает возможности потребителей, проживающих с городских округах <адрес>, права требовать в случаях и порядке, установленных Правилами №, изменения размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении. Принятие решения о делу оставлено на усмотрение суда. Представитель Департамента ценового и тарифного регулирования <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает исковые требования ФИО1 о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами подлежащими удовлетворению. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в ООО «Экостройресурс» с заявлением об осуществлении произвести перерасчет твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ., поскольку в этот период по указанному адресу никто не проживал. В указанный период он проживал в своей квартире по адресу: <адрес>. По указанному адресу оплачивал за вывоз ТКО в этот период. В своем ответе ООО «Экостройресурс» сообщило ФИО1 о том, что на территории <адрес> установлен норматив накопления ТКО на 1 кв.метр площади жилого помещения (приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от 29.12.2018г. №) – 0, 091 куб. метров/год. Предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО составляет 598, 16 руб./куб.м. В формуле ежемесячного платежа за пользование коммунальной услугой по обращению с ТКО не учитывается наличие либо отсутствие фактически проживающих граждан. Расчет платы основывается на общей площади жилого помещения. Методика перерасчета платы за услугу при временном отсутствии потребителей в жилом помещении отсутствует. Возможность перерасчета платы за пользование коммунальной услугой по обращению с ТКО при временном отсутствии потребителя по месту жительства предусмотрена для граждан, проживающих в муниципальных районах <адрес>, не являющихся городскими округами, где норматив накопления ТКО рассчитывается исходя из количества зарегистрированных лиц. Таким образом, в случае установления платы за услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения (в городских округах <адрес>) законодательством Российской Федерации не установлен порядок перерасчета данной платы за временное отсутствие потребителей. Нормативы накопления ТКО на территории городских округов <адрес> утверждены приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении и применении нормативов накопления ТКО на территории городских округов <адрес> на 1 кв.метр общей площади жилого помещения». Согласно данному приказу норматив накопления ТКО в городских округах <адрес> составляет 0, 091 куб. м/кв.м общей площади помещения в год. В соответствии с ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Согласно п. 148 (44) раздела XV(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», при временном, то есть более 5 календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил. Согласно п. 86, п. 88 раздела VII Постановления, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «д» и «е» Настоящих правил. Таким образом, твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и в Правилах представления коммунальных услуг установлено, что при временном отсутствии, то есть более 5 календарных дней подряд, осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил. Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 не проживал по адресу: <адрес>, а находился в <адрес>. Суду представлены билеты на поезд от ДД.ММ.ГГГГ. по направлению <адрес>, а также временная регистрация по данному адресу. Истец проживал в принадлежащей ему квартире по адресу: <адрес>. Производил оплату за вывоз ТКО по данному жилому помещению, что подтверждается квитанциями за период с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 услугами по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, не пользовался, производил оплату за данные услуги в регионе, в котором фактически проживал, суд приходит к выводу, что на ООО «Экостройресурс» должна быть возложена обязанность произвести перерасчет по оплате услуги за данный период. Отсутствие методики перерасчета не может служить основанием для взыскания с потребителя платы за услугу в период его отсутствия. Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992г. № «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. С учетом требований разумности и справедливости суд определяет с ООО «Экостройресурс» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб. В силу п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам. В соответствии с данной нормой права с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 500 руб. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление ФИО1 к ООО «Экостройресурс» об обязании произвести перерасчет по оплате услуги по обращению с твердыми отходами, компенсации морального вреда, удовлетворить частично. Обязать ООО «Экостройресурс» произвести ФИО1 перерасчет по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, за период его отсутствия с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с ООО «Экостройресурс» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., штраф в размере 500 руб. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде. Мотивированное решение изготовлено 26.02.2021г. Судья Селезнева Е.И. |