Дело № 2-558/2022 07 июня 2022 года
УИД 29RS0016-01-2022-000589-56
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Новодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Белоусова А.Л., при секретаре Прудовой Т.Е.,
с участием ответчика ФИО1, путем использования системы видеоконференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Акционерному обществу «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к АО «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда и штрафа указав, что находясь в <адрес> 25.05.2020 направил в Управление Минюста России по Пензенской области через оператора почтовой связи АО «Почта России» простое почтовое отправление, которое поступило в отделение почтовой связи Пенза 440000 25.05.2020, однако в доставочное отделение почтовой связи Пенза 440008 данное почтовое отправление поступило только 18.06.2020 с нарушением установленного срока для такой доставки почтовой корреспонденции, чем нарушены его права потребителя на своевременнуюдоставку почтовой корреспонденции отправленной им в адрес другого лица и причинен моральный вред. На его требование ответчику в добровольном порядке возместить причиненный ему вред, ответчик ответил отказом. В связи с чем, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. и штраф в размере 5000 руб.
Истец ФИО1 в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи требования поддержал, дополнительно пояснил, что указанное простое почтовое отправление, отправленное учреждением исполнение наказание 25.05.2020 содержало его обращение в Управление Минюста России по Пензенской области от 09.04.2020.
Ответчик АО «Почта России», извещенныйо рассмотрении дела в судебное заседание своего представителя не направил, причин неявки не сообщил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле и их представителей.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 УИК РФ осужденные к лишению свободы осуществляют данное право через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания.
Как установлено по материалам дела, простое почтовое отправление с обращением ФИО1 от 09.04.2020, содержащегося в ФКУ СИЗО-1 г. Пензы, отправленное через оператора почтовой связи АО «Почта России» в Управление Минюста России по Пензенской области, поступило в отделение почтовой связи Пенза 440000 25.05.2020, однако в доставочное отделение почтовой связи Пенза 440008 данное почтовое отправление поступило 18.06.2020, что подтверждается почтовыми штемпелями данных отделений почтовой связи.
В силу со ст. 19 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» права пользователей услуг почтовой связи защищаются данным Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Услуги почтовой связи, согласно ст. 2 указанного Федерального закона «О почтовой связи» включают в себя действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств. Под почтовыми отправлениями понимаются - адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры. Под письменной корреспонденцией понимается - простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 данного Федерального закона операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.
Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг (ч. 4 ст. 16 Федерального закона «О почтовой связи»).
Согласно статье 34, 37 Федерального закона «О почтовой связи», при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.
Претензия в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств, предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услугами почтовой связи. Операторы почтовой связи несут ответственность за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции утверждены ПриказомМинкомсвязи России от 04.06.2018 N 257.
Контрольный срок пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) на внутригородской территориина внутригородской территории городов федерального значения, на территориях административных центров субъектов, административных центров муниципальных районов и городских округов - 2 календарных дня.
Учитывая, что указанный контрольный срок пересылки письменной корреспонденции ответчиком в данном случае был нарушен более чем на десять дней, суд считает, что ответчиком, как оператором почтовой связи в рассматриваемом случае нарушены положения закона по доставке письменной корреспонденции отправленной истцом и данный факт ответчиком не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Несоблюдение ответчиком названных требований закона о доставке письменной корреспонденции до адресата привело к нарушению прав истца как потребителя данной услуги.
В силу ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Из разъяснений, содержащихся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Принимая во внимание, что материалами дела подтвержден факт нарушения прав потребителя несвоевременной доставкой почтовой корреспонденции отправленной истцом, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для компенсации морального вреда.
Учитывая степень и характер нравственных страданий истца, связанных с нарушением прав потребителя, вину ответчика, требования разумности и справедливости, с учетом всех обстоятельств, подлежащих установлению по настоящему делу, суд определяет размер компенсации в сумме 1000 руб.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 500 руб. (1000 руб. х 50%).
В остальной части требований о взыскании штрафа надлежит отказать.
Согласно ст.103 ГПК РФ и п.2 ст.61.2 Бюджетного кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МО «Город Новодвинск», от уплаты которой истец был освобожден при подаче искового заявления. Размер государственной пошлины определен ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и составляет 300 руб. по требованиям неимущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к Акционерному обществу «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда и штрафа, удовлетворить частично.
Взыскать с Акционерного общества «Почта России» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1000 руб. и штраф в размере 500 руб., всего взыскать 1500 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к Акционерному обществу «Почта России» о взыскании штрафа отказать.
Взыскать с Акционерного общества «Почта России» в пользу бюджета муниципального образования «Город Новодвинск» Архангельской области государственную пошлину в размере 300 руб.
На решение суда сторонами и лицами, участвующими в деле может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новодвинский городской суд.
Председательствующий А.Л. Белоусов
Мотивированное решение
изготовлено 15 июня 2022 года