ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-558/2022ИЗ от 17.06.2022 Ростовского районного суда (Ярославская область)

УИД 76RS0010-01-2022-000599-42

Дело № 2-558/2022 Изг. 17.06.2022 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2022 года Ростовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Демича А.Н.,

при секретаре Макаровой О.В.,

с участием истца- заместителя Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области- Гасанова К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Ростове гражданское дело по иску Ростовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области об обязании организовать уличное наружное освещение (с. Сулость, д. Хожино),

УСТАНОВИЛ:

Ростовский межрайонный прокурор Ярославской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области о возложении обязанности в срок до 01.10.2022 года на участках автомобильной дороги межмуниципального значения «Ростов-Иваново-Нижний Новгород» в границах населенных пунктов с. Сулость и д. Хожино организовать стационарное уличное наружное освещение, в том числе наземных нерегулируемых пешеходных переходов, обозначенных дорожными знаками 5.19.1 (2) «Пешеходный переход» и остановок общественного транспорта, обозначенных дорожными знаками 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса».

В обоснование иска указано, что по обращению депутата Ярославской областной Думы Капралова А.А. межрайонной прокуратурой проведена проверка по вопросу об отсутствии стационарного электрического освещения на автомобильной дороге межрегионального значения Р- 152 «Ростов-Иваново-Нижний Новгород» на участке дороги в границах населенных пунктов. В ходе проверки установлено, что населенном пункте с. Сулость стационарное уличное освещение отсутствует. На участке автодороги, проходящем в населенном пункте д. Хожино имеется искусственное освещение. Данная линия освещения не относится к государственной собственности Ярославской области и находится в ведении администрации с.п. Семибратово.

Обязанность по содержанию данной автодороги лежит на департаменте дорожного хозяйства Ярославской области.

Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что департамент дорожного хозяйства Ярославской области, как орган уполномоченный осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог межмуниципального значения и обеспечивать безопасность дорожного движения на них, ненадлежащим образом реализует свои полномочия в отношении автомобильной дороги межмуниципального значения «Ростов-Иваново-Нижний Новгород».

В судебном заседании заместитель межрайонного прокурора Гасанов К.Г. поддержал заявленные требования по доводам указанным в уточненном исковом заявлении (л.д. 76-80).

Ответчик Департамент дорожного хозяйства Ярославской области о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд представителя не направил, представил отзыв в котором просил в иске отказать, также указал, что при удовлетворении иска срок для устранения дефектов составит не менее 3 лет.

Третье лицо- государственное казенное учреждение Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба», ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, представила возражения на иск, просила суд увеличить срок выполнения требований межрайонного прокурора до 3 лет.

Третьи лица- ПАО «МРСК-Центра» в лице филиала ПАО «МРСК-Центра-Ярэнерго», Администрация сп. Семибратово Ростовского района Ярославской области, ОГИБДД ОМВД России по Ростовскому району, АО «Ярдормост» о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд представителя не направили.

Заслушав истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заслушав истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами организации безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.

В силу п.п. 1, 6 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, под которой понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 196-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно требованиям ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автодорог.

В силу п.1.1 Положения о департаменте дорожного хозяйства Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 28.03.2018 № 195-п, департамент дорожного хозяйства Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области.

В соответствии с п.п. 2.2 - 2.4 Положения в полномочия департамента входит осуществление дорожной деятельности в отношении региональных автомобильных дорог, регионального государственного надзора за обеспечением сохранности региональных автомобильных дорог, мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на региональных автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности.

Статьей 1 Федерального закона № 196-ФЗ определено, что его задачами являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Судом установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2008 № 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» автомобильная дорога «Ростов-Иваново-Нижний Новгород» является автодорогой межмуниципального значения и находится в собственности Ярославской области (л.д. 24-28).

Таким образом, обязанность по содержанию данной автодороги возложена на Департамент дорожного хозяйства Ярославской области.

Населенный пункт Сулость расположен на участке вышеуказанной автомобильной дороги с км 5+319 по 6+672, населенный пункт Хожино - на участке с км 6+706 по км 7+313.

Согласно информации Департамента дорожного хозяйства Ярославской области в населенном пункте с. Сулость стационарное уличное освещение отсутствует. На участке автодороги, проходящем в населенном пункте д. Хожино имеется искусственное освещение. Данная линия освещения не относится к государственной собственности Ярославской области и находится в ведении администрации с.п. Семибратово (л.д. 13, 18-19, 22).

Согласно информации Администрации с.п. Семибратово в декабре 2021 года в д. Хожино за счет местного бюджета было установлено 5 светильников для освещения придомовых территорий постоянно проживающих престарелых граждан и многодетных семьи (л.д. 7-9).

Из информации ПАО МРСК-Центра от 28.04.2022 года (л.д. 97) следует, что техническая возможность для проведения мероприятий по организации наружного освещения в границах указанных населенных пунктов с учетом существующей жилой застройки вдоль дороги имеется.

Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м; на пешеходных переходах в разных уровнях с проезжей частью, на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств (п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007).

Кроме того, пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой и иметь освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников) (п. 4.5.2.4 ГОСТ).

Остановочный пункт должен иметь освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников) (п. 5.3.3.1 ГОСТ).

Обозначенные пешеходные переходы и подъезды к ним должны быть обустроены стационарным электрическим освещением (п. 6.2.14 ГОСТ 32944-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования»).

Стационарное электрическое освещение (далее - искусственное освещение) устраивают: на участках дорог в населенных пунктах, на пешеходных переходах по ГОСТ 32944, на подъездах к сооружениям и объектам дорожного и придорожного сервиса (п. 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования и Правила применения».

Из акта № 12 от 19.04.2022 года (л.д. 72-73) о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, составленным ОГИБДД ОМВД России по Ростовскому району, следует, что на участке автодороги областной собственности в границах населенного пункта с. Сулость Ростовского муниципального района Ярославской области, в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 10.16 СП 34.13330.2012 «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (утв. Приказом Минрегиона Росиии от 30.06.2012 № 266), п. 6.2.14 ГОСТ 32944-2014, п. 4.6.2 ГОСТ 33151-2014, отсутствует стационарное уличное наружное освещение, в том числе наземного нерегулируемого пешеходного перехода, обозначенных дорожными знаками 5.19.1 (2) «Пешеходный переход» и остановок общественного транспорта, обозначенных дорожными знаками 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса».

Также в ходе обследования установлено, что в д. Хожино установлено стационарное уличное наружное освещение, нарушений требований ГОСТ не выявлено.

Доводы ответчика о том, что поскольку спорная автомобильная дорога проходит через улицы населенного пункта, в связи с чем, работы по освещению улиц должны быть возложены на администрацию сп Семибратово являются несостоятельными и противоречат требованиям действующего законодательства.

В силу подп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К полномочиям Администрации сп. Семибратово Ростовского района Ярославской области не относится решение вопросов по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах межмуниципального значения и освещения данных дорог, доводы ответчика об обратном не имеют значения для дела, так как основаны на неправильном толковании закона.

Таким образом, Департамент дорожного хозяйства Ярославской области обязан организовать стационарное уличное освещение на участке автодороги «Ростов-Иваново-Нижний Новгород» в границах населенного пункта с. Сулость Ростовского района Ярославской области в соответствии с требованиями вышеуказанного ГОСТ.

Также суд приходит к выводу о том, что на Департамент дорожного хозяйства Ярославской области необходимо возложить обязанность по организации уличного освещения на участке автодороги «Ростов-Иваново-Нижний Новгород» в границах населенного пункта д. Хожино Ростовского района Ярославской области, так как установленные органом местного самоуправления светильники предназначены для освещения придомовых территорий, а не в целях выполнения мероприятий по безопасности дорожного движения. Департаментом дорожного хозяйства Ярославской области указанные обстоятельства не оспаривались.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что департамент дорожного хозяйства Ярославской области, как орган уполномоченный осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог межмуниципального значения и обеспечивать безопасность дорожного движения на них, ненадлежащим образом реализует свои полномочия в отношении автомобильной дороги межмуниципального значения «Ростов-Иваново» - Нижний Новгород», что серьезно осложняет дорожно-транспортную обстановку на территории Ростовского муниципального района, создают реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, в том числе несовершеннолетним.

С учетом изложенного, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истцом заявлен срок исполнения мероприятий - до 01.10.2022 г.

Согласно ч. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

По мнению суда, исходя из объема мероприятий, которые необходимо провести Департамент дорожного хозяйства Ярославской области, необходимость выделения бюджетного финансирования, а также характера выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, суд считает заявленный прокурором срок обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные исковые требования удовлетворить.

Обязать Департамент дорожного хозяйства Ярославской области в срок до 1 октября 2022 года на участках автомобильной дороги межмуниципального значения «Ростов-Иваново-Нижний Новгород» в границах населенных пунктов с. Сулость и д. Хожино организовать стационарное уличное наружное освещение, в том числе наземных нерегулируемых пешеходных переходов, обозначенных дорожными знаками 5.19.1 (2) «Пешеходный переход» и остановок общественного транспорта, обозначенных дорожными знаками 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.Н. Демич