Дело № 2-5592/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2016 года,
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Бузмаковой О.В.,
при секретаре Смоновой М.Л.,
с участием представителя истца – прокурора города Перми – помощника прокурора Якимовой П.О., действующей на основании служебного удостоверения,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора города Перми в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к департаменту образования администрации города Перми о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
установил:
прокурор города Перми (далее по тексту – прокурор) в интересах несовершеннолетнего ФИО2 обратился в суд с иском к департаменту образования администрации г. Перми (далее по тексту – Департамент) о возложении обязанности предоставить данному ребенку место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на полный день (12 часов) на территории города Перми по месту проживания с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска прокурор указал, что Департамент является органом, основной целью деятельности которого, является организация предоставления общедоступного и бесплатного в т.ч., дошкольного образования, а одной из задач деятельности, является организация предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования в пределах предоставленных полномочий; ФИО1 – законный представитель ФИО2 х г. года рождения, обращалась в Департамент с просьбой о предоставлении ее несовершеннолетнему сыну места в дошкольной образовательной организации, однако в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении было отказано, что подтверждается ответом Департамента от 21.07.2016 г. № х; вместе с тем, орган местного самоуправления администрации г. Перми в лице Департамента обязан обеспечить реальную доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка. Возраст ФИО2 позволяет ему быть принятым в дошкольное образовательное учреждение, отсутствие возможности предоставить место в детском саду, не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечения гарантированного Конституцией РФ права на образование; т.е. право несовершеннолетнего ФИО2 на получение дошкольного образования нарушено, до настоящего времени место в детском саду ему не предоставлено.
В судебном заседании представитель прокурора просила иск удовлетворить, указав на то, что место в детском саду ребенку не предоставлено.
Законный представитель несовершеннолетнего в письменном заявлении просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.25).
Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания (л.д.24), в письменном отзыве на иск также просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, в удовлетворении иска отказать, поскольку осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, на территории г. Перми существует муниципальная сеть – 148 МОУ, реализующих программу дошкольного образования, кроме того, органами местного самоуправления г. Перми проводятся мероприятия по расширению муниципальной сети МДОУ, в том числе с учетом Указа Президента РФ от 07.05.2012 г.; в 2013 году дошкольная сеть в г. Перми увеличилась на 2554 места, в 2014 году – на 4176 мест, в 2015 году путем реконструкции и капитального ремонта ДОУ введено 1400 мест и планируется ввести 1400 мест; по некоторым оценкам выросла сесть частных садов в г. Перми с 5 в 2007 году до 18 в 2015 году в результате субсидирования частных образовательных учреждений в соответствии с постановлением администрации г. Перми № 191; распределение детей в МОУ г. Перми осуществляется ежегодно на учебный год согласно регистру детей дошкольного возраста по дате рождения и перечню закрепленной за МОУ территории г. Перми; для упорядочения комплектования в городе Перми ведется автоматизированная информационная система регистрации получателей и поставщиков услуг дошкольного образования, в которую вносятся данные о ребенке и родителе; с сентября и в течение года предоставление мест осуществляется при наличии свободных мест в МДОУ по дате рождения детей; ФИО2 состоит в регистре для определения в МДОУ по Орджоникидзевскому району г. Перми; на момент обращения ребенку временно не предоставлено место в детском саду; согласно информации регистра в списке на предоставление места в МДОУ по Орджоникидзевскому району г. Перми по возрастной группе ФИО2 состоит 2844 ребенка на 291 имеющееся место на период комплектования ДОУ на 2015-2016 учебный год, таким образом фактическое количество детей, состоящих на учете для предоставления места в МДОУ, превышает фактическое количество имеющихся мест в МДОУ Орджоникидзевского района г. Перми; перед ФИО2 в списке состоит 1880 детей равного с ним возраста; в связи с тем, что вся муниципальная сеть укомплектована на 01.09.2015 г., выдать направление сейчас не представляется возможным, прием данного ребенка в МДОУ превысит количество воспитанников МДОУ более установленных норм; удовлетворение иска нарушит право на равный доступ в МДОУ других детей, порядок определения детей в МДОУ, требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов по содержанию и организации режима работы дошкольного образовательного учреждения (л.д.26-27).
Выслушав представителя прокурора, оценив доводы возражений, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ФИО1 обратилась к прокурору с просьбой в интересах ее несовершеннолетнего сына предъявить настоящий иск (л.д. 18-19), в связи с чем прокурор, исходя из положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах несовершеннолетнего ФИО2
Согласно ст.ст. 18, 43 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
В соответствии с п.1 ст. 2; п.2 ч.1 ст. 3; п.1 ч.3 ст. 4; ч.ч.1,3,4 ст.5; п.1 ч.1 ст. 9; ч.3, п.1 ч.4 ст. 10; ч.1, п.1 ч.3, ч.5, ч.6 ст. 12; п.1 ч.2 ст. 23; п.2 ч.3, п.1 ч.4 ст. 44; ч.5 ст. 63; ч.1,2 ст. 64; ч.1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов(п.1 ст. 2).
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование … (п.2 ч.1 ст. 3).
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование (п.1 ч.3 ст.4)
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ч.1 ст. 5).
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч.3 ст. 5).
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ч.4 ст. 5).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п.1 ч.1 ст.9).
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования (ч.3 ст. 10).
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование (п.1 ч.4 ст. 10).
Образовательные программы определяют содержание образования (ч.1 ст. 12).
К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (п.1 ч.3 ст. 12).
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч.5 ст. 12).
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч.6 ст. 12).
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п.1 ч.2 ст. 23).
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье (п.2 ч.3 ст. 44).
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечить получение детьми общего образования (п.1 ч.4 ст. 44).Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч.5 ст. 63).
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ч.1 ст. 64).
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (ч.2 ст. 64).
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч.1 ст. 67).
Согласно пунктам 6, 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.
В соответствии с п. 2.8.2. Положения о порядке организации общедоступного дошкольного образования, присмотра и ухода в муниципальных образовательных учреждениях города Перми, утвержденного постановлением администрации города Перми № 112 от 01.03.2013 г. (далее по тексту – Положение), со 2 по 16 июня текущего года согласно графику, утвержденному Департаментом, специалисты районных отделов образования осуществляют распределение и направление детей в МОУ г. Перми для предоставления услуги дошкольного образования путем выдачи направлений в МОУ г. Перми согласно перечню закрепленных за МОУ территорий города Перми: в группы с 12-часовым и 4-часовым пребыванием.
В силу п.2.8.5. Положения, при отсутствии в МОУ г. Перми свободных мест в группах полного дня (с 12-часовым пребыванием) специалист районного отдела образования на основании заявления родителя (законного представителя) распределяет ребенка в группу кратковременного пребывания для получения 4-часовой услуги бесплатного дошкольного образования. При этом ребенок остается в регистре на получение 12-часовой услуги дошкольного образования.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 и ФИО3 являются родителями ФИО2, х, при этом несовершеннолетний, как установил суд, зарегистрирован по месту жительства по адресу: г.Пермь, х, что подтверждается сведениями в свидетельстве о рождении ребенка и в свидетельстве о регистрации ребенка о месту жительства (л.д. 7, 8), ответчиком не оспаривается.
Судом также установлено, что ФИО1 обращалась 08.12.2015 г. в отдел образования Орджоникидзевского района г. Перми и 20.04.2016 г. в Департамент с заявлениями о предоставлении ее сыну места в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства, в чем ей отказано Департаментом в письме от 06.05.2016 г. со ссылкой на отсутствие мест в МДОУ на 12-часовую услугу образования для детей, рожденных в мае 2014 года (л.д.11-12).
Согласно письму отдела образования Орджоникидзевского района г. Перми от 17.12.2015 г. № х место в детском саду несовершеннолетнему ФИО2 будет предоставлено по дате рождения с учетом движения детей в реестре, а также с учетом права на внеочередное либо первоочередное предоставление места в МДОУ, в настоящее время свободные места на 12-часовую услугу дошкольного образования для детей, рожденных в мае 2014 года в детских садах отсутствуют (л.д.16-17), о чем также указано Департаментом в письме от 06.05.2016 г. (л.д.11-12).
Учитывая содержание данных ответов, суд считает, что они по существу являются отказом в предоставлении несовершеннолетнему ФИО2 места в дошкольном образовательном учреждении, в том числе по месту жительства, что не основано на приведенных выше положениях Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в связи с чем отказ Департамента является незаконным, и суд признает правомерным требование прокурора об обеспечении несовершеннолетнего ФИО2 местом в дошкольном образовательном учреждении, поскольку Конституцией РФ и Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан РФ на получение дошкольного образования, но как установлено судом на основании пояснений представителя прокурора и содержания отзыва Департамента на иск, на дату разрешения настоящего спора место ФИО2 в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено, несмотря на то, что право на получение бесплатного дошкольного образования Департаментом не оспаривается.
Департаментом суду не представлено доказательств того, что им приняты все меры по обеспечению несовершеннолетнего ФИО2 возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Требование в части предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении именно на территории г. Перми суд также считает обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку несовершеннолетний ФИО2 проживает на территории муниципального городского округа – город Пермь. Причем ответчику при определении дошкольного образовательного учреждения следует учитывать принцип доступности посещения дошкольного образовательного учреждения, понятие которого раскрывается в п.2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П (безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям).
В соответствии с ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 13 ст. 8 Устава города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от х г., организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения муниципального района, а согласно пункту 2.2.1 Положения «О Департаменте образования администрации города Перми», утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 224, основной задачей департамента является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий. Кроме того, в силу п. 2.1 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного постановлением Администрации города Перми от 01.03.2013 г. № 112, комплектование МОУ осуществляется департаментом образования администрации города Перми.
В силу изложенного обязанность по предоставлению ФИО2, х года рождения, места в муниципальном дошкольном учреждении на территории города Перми должна быть возложена на Департамент как на орган местного самоуправления, осуществляющий организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми.
При таких обстоятельствах, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований (ч.3 ст. 196 ГПК РФ), суд возлагает обязанность на Департамент образования администрации города Перми предоставить данному несовершеннолетнему место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории города Перми по месту проживания с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора города Перми удовлетворить.
Возложить обязанность на департамент образования администрации города Перми предоставить ФИО2. х года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории города Перми по месту проживания с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись (О.В. Бузмакова)
Копия верна. Судья - (О.В. Бузмакова)