ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5593/18 от 12.02.2019 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2-660/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 февраля 2019 года г. Зеленодольск

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Панфиловой А.А.,

при секретаре Елизаровой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению пенсионного фонда РФ по г.Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам РТ (далее УПФР) в связи с отказом в назначении ей страховой пенсии как медицинскому работнику, имеющему стаж работы 30 лет, оформленным решением от ДД.ММ.ГГГГ за , в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа не менее 30 лет.

Истец считает незаконным исключение из специального стажа период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0,75 ставки в должности фельдшера бригады интенсивной терапии и 0,75 ставки фельдшера по приему вызовов Станции Скорой медицинской помощи <адрес>. Просит взыскать с УПФР расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 в судебном заседании на исковых требованиях настаивали, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика УПФР ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ наименование должности истца «фельдшер по приему вызовов» не предусмотрена, поэтому и невозможно сложить 0,75 ставки в должности фельдшера бригады интенсивной терапии и 0,75 ставки фельдшера по приему вызовов Станции Скорой медицинской помощи <адрес>.

Представитель третьего лица по доверенности – ФИО4 в судебном заседании поддержала исковые требования истца, указав, что истец фактически оказывала медицинскую помощь населению.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ " О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федеральный закон от 28.12.2013 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Часть 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) утверждены списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В судебном заседании установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности более 30 лет.

Решением Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа как в городской местности – 30 лет (л.д.5-6).

ФИО1 не согласна с решением в части не включения в ее специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0,75 ставки в должности фельдшера бригады интенсивной терапии и 0,75 ставки фельдшера по приему вызовов Станции Скорой медицинской помощи <адрес>.

Суд полагает решение УПФР в данной части обоснованным по следующим основаниям.

Согласно записи в трудовой книжке ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ была переведена на должность фельдшера бригады интенсивной терапии Станции скорой медицинской помощи <адрес> где работает по настоящее время (л.д.9-11).

Согласно архивной справке ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ считается работающей на 0,75 ставки фельдшера БИТ и до 0,75 ставки фельдшера по приему и передаче вызовов выездным бригадам (л.д.17).

По акту документальной проверки от ДД.ММ.ГГГГ специалистами по оценке пенсионных прав были установлены несоответствия сведений и рекомендовано представить откорректированные сведения индивидуального учета. (л.д.40-44).

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица работодатель предоставил сведения индивидуального перс.учета, указав, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на 0,75 ставки(л.д.25-33).

В силу части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В спорный период действовало Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с разделом "Наименования должностей" указанного Списка в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы в должностях фельдшер, фельдшер-лаборант, старший фельдшер, фельдшер (медицинская сестра) бригады интенсивной терапии, станции скорой медицинской помощи. Указанным списком не предусмотрена должность фельдшера по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи.

Кроме того, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 г. N 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации" утверждено Положение о фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, в котором отражены основные обязанности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи. Эти обязанности сводятся к осуществлению информационного взаимодействия с населением, с выездными бригадами, оперативными службами; к осуществлению оперативного руководства всеми выездными бригадами в соответствии с территориально-зональным принципом обслуживания.

Суд не может принять во внимание довод о том, что ФИО1, работая в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, осуществляла лечебную деятельность в учреждении здравоохранения, поскольку, исходя из своих функциональных обязанностей, могла быть привлечена к оказанию медицинской помощи населению.

Данные доводы противоречат приведенным выше положениям нормативно-правовых актов Министерства здравоохранения Российской Федерации, согласно которым к обязанностям фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, обеспечивающих централизованный прием обращений (вызовов) населения за скорой медицинской помощью, относится осуществление информационного взаимодействия с населением, с выездными бригадами, оперативными службами, а также осуществление оперативного руководства всеми выездными бригадами в соответствии с территориально-зональным принципом обслуживания.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях в учреждениях и организациях.

Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Согласно п. 4 Правил исчисления от 29.10.2002 N 781 в специальный стаж включается работа в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 1.11.1999 г. при условии выполнения полной ставки. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Поскольку должность фельдшера по приему вызовов Станции Скорой медицинской помощи <адрес> отсутствует в соответствующем Списке от 29.10.2002 N 781, суммировать занятость на 0,75 ставки в должности фельдшера бригады интенсивной терапии и 0,75 ставки фельдшера по приему вызовов Станции Скорой медицинской помощи <адрес> в отношении ФИО1 нельзя.

При таких обстоятельствах период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0,75 ставки в должности фельдшера бригады интенсивной терапии и 0,75 ставки фельдшера по приему вызовов Станции Скорой медицинской помощи <адрес> не подлежит включению в специальный медицинский стаж, в связи с чем также не подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., руководствуясь ст.55-57,194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению пенсионного фонда РФ по <адрес>, Зеленодольскому и <адрес>м Республики Татарстан о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0,75 ставки фельдшера бригады интенсивной терапии и 0,75 ставки фельдшера по приему вызовов Станции Скорой медицинской помощи <адрес> в специальный стаж медицинской деятельности ФИО1, взыскании судебных расходов.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться с 17 февраля 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: