Дело № 2-660/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 февраля 2019 года г. Зеленодольск
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Панфиловой А.А.,
при секретаре Елизаровой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению пенсионного фонда РФ по г.Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам РТ (далее УПФР) в связи с отказом в назначении ей страховой пенсии как медицинскому работнику, имеющему стаж работы 30 лет, оформленным решением от ДД.ММ.ГГГГ за №, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа не менее 30 лет.
Истец считает незаконным исключение из специального стажа период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0,75 ставки в должности фельдшера бригады интенсивной терапии и 0,75 ставки фельдшера по приему вызовов Станции Скорой медицинской помощи <адрес>. Просит взыскать с УПФР расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 в судебном заседании на исковых требованиях настаивали, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика УПФР ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ наименование должности истца «фельдшер по приему вызовов» не предусмотрена, поэтому и невозможно сложить 0,75 ставки в должности фельдшера бригады интенсивной терапии и 0,75 ставки фельдшера по приему вызовов Станции Скорой медицинской помощи <адрес>.
Представитель третьего лица по доверенности – ФИО4 в судебном заседании поддержала исковые требования истца, указав, что истец фактически оказывала медицинскую помощь населению.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ " О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федеральный закон от 28.12.2013 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Часть 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) утверждены списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В судебном заседании установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности более 30 лет.
Решением Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа как в городской местности – 30 лет (л.д.5-6).
ФИО1 не согласна с решением в части не включения в ее специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0,75 ставки в должности фельдшера бригады интенсивной терапии и 0,75 ставки фельдшера по приему вызовов Станции Скорой медицинской помощи <адрес>.
Суд полагает решение УПФР в данной части обоснованным по следующим основаниям.
Согласно записи в трудовой книжке ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ была переведена на должность фельдшера бригады интенсивной терапии Станции скорой медицинской помощи <адрес> где работает по настоящее время (л.д.9-11).
Согласно архивной справке ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ считается работающей на 0,75 ставки фельдшера БИТ и до 0,75 ставки фельдшера по приему и передаче вызовов выездным бригадам (л.д.17).
По акту документальной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ специалистами по оценке пенсионных прав были установлены несоответствия сведений и рекомендовано представить откорректированные сведения индивидуального учета. (л.д.40-44).
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица работодатель предоставил сведения индивидуального перс.учета, указав, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на 0,75 ставки(л.д.25-33).
В силу части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В спорный период действовало Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с разделом "Наименования должностей" указанного Списка в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы в должностях фельдшер, фельдшер-лаборант, старший фельдшер, фельдшер (медицинская сестра) бригады интенсивной терапии, станции скорой медицинской помощи. Указанным списком не предусмотрена должность фельдшера по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи.
Кроме того, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 г. N 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации" утверждено Положение о фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, в котором отражены основные обязанности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи. Эти обязанности сводятся к осуществлению информационного взаимодействия с населением, с выездными бригадами, оперативными службами; к осуществлению оперативного руководства всеми выездными бригадами в соответствии с территориально-зональным принципом обслуживания.
Суд не может принять во внимание довод о том, что ФИО1, работая в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, осуществляла лечебную деятельность в учреждении здравоохранения, поскольку, исходя из своих функциональных обязанностей, могла быть привлечена к оказанию медицинской помощи населению.
Данные доводы противоречат приведенным выше положениям нормативно-правовых актов Министерства здравоохранения Российской Федерации, согласно которым к обязанностям фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, обеспечивающих централизованный прием обращений (вызовов) населения за скорой медицинской помощью, относится осуществление информационного взаимодействия с населением, с выездными бригадами, оперативными службами, а также осуществление оперативного руководства всеми выездными бригадами в соответствии с территориально-зональным принципом обслуживания.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях в учреждениях и организациях.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Согласно п. 4 Правил исчисления от 29.10.2002 N 781 в специальный стаж включается работа в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 1.11.1999 г. при условии выполнения полной ставки. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Поскольку должность фельдшера по приему вызовов Станции Скорой медицинской помощи <адрес> отсутствует в соответствующем Списке от 29.10.2002 N 781, суммировать занятость на 0,75 ставки в должности фельдшера бригады интенсивной терапии и 0,75 ставки фельдшера по приему вызовов Станции Скорой медицинской помощи <адрес> в отношении ФИО1 нельзя.
При таких обстоятельствах период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0,75 ставки в должности фельдшера бригады интенсивной терапии и 0,75 ставки фельдшера по приему вызовов Станции Скорой медицинской помощи <адрес> не подлежит включению в специальный медицинский стаж, в связи с чем также не подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., руководствуясь ст.55-57,194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению пенсионного фонда РФ по <адрес>, Зеленодольскому и <адрес>м Республики Татарстан о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0,75 ставки фельдшера бригады интенсивной терапии и 0,75 ставки фельдшера по приему вызовов Станции Скорой медицинской помощи <адрес> в специальный стаж медицинской деятельности ФИО1, взыскании судебных расходов.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться с 17 февраля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: