ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5593/2022 от 15.03.2023 Иркутского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2023 г. г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Суровцевой Ю.В., при секретаре Носовой А.С.,

с участием представителя истца ФИО14,

представителей ответчиков ФИО2, ФИО1, по доверенностям, ФИО15,

третьего лица министерства имущественных отношений ...., по доверенности, ФИО17,

третьего лица ГАУК .... театр юного зрителя им. ФИО5, по доверенности, ФИО16,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УИД 38RS0-33 () по иску Службы по охране объектов культурного наследия .... к ФИО1, ФИО2, ФИО3 об обязании провести первоочередные и противоаварийные работы на объекте культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Истец Служба по охране объектов культурного наследия .... обратился в Иркутский районный суд .... с иском к ФИО1, ФИО2, ФИО3 с требованиями, уточненными в порядке ст. 39 ГПК РФ, просили суд обязать ФИО1, ФИО2, ФИО3 провести первоочередные и противоаварийные работы на объекте культурного наследия регионального значения «Здание гостиницы «Централь», Дом Гиллера, гостиницы «Модерн», «Россия», киноконцертный зал «Глобус», гду выступали на митинге Ирк. Комитета РСДРП ФИО6, ФИО7, ФИО8 Здесь размещались штаб и политуправление 5 Армии, где бывали видные военачальники ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, Сухэ-Батор, Я. Гашек», расположенного по адресу: ....: устройство (покрытие) кровли из профилированного листа общей площадью 84,99 кв.м. в части здания, расположенного над помещениями , 34, 35, 36 (по нумерации технического паспорта здания от **/**/****).

В обоснование иска указано, что в результате пожара, произошедшего **/**/**** пострадал объект культурного наследия регионального значения «Здание гостиницы «Централь», Дом Гиллера, гостиницы «Модерн», «Россия», киноконцертный зал «Глобус», гду выступали на митинге Ирк. Комитета РСДРП ФИО6, ФИО7, ФИО8 Здесь размещались штаб и политуправление 5 Армии, где бывали видные военачальники ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, Сухэ-Батор, Я. Гашек», расположенного по адресу: .....

Согласно выпискам из ЕГРН в указанном здании принадлежат нежилые помещения:

- ФИО1 ? доля в праве общей долевой собственности на нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 497, 6 кв.м.,

- ФИО3 – ? доля в праве общей долевой собственности на нежилое помещение с кадастровым номером площадью 479, 6 кв.м.

- ФИО2 – с кадастровыми номерами , площадью 18,8 кв.м., , площадью 65 кв.м., , площадью 3,3 кв.м.

В настоящее время состояние ОНК неудовлетворительное, что подтверждается актом технического состояния объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) от **/**/****. В соответствии с рабочей документацией противоаварийных мероприятий после пожара от **/**/**** (23-2022-НСП-АС), разработанный ООО «Подрядчик» ОКН требует проведения первоочередных противоаварийных работ, предусматривающих, в том числе демонтажные работы аварийных и обрушения деревянных и металлических конструкций здания (перекрытий, кровли, обрешетки), очистка от мусора, пыли и посторонних предметов внутренних помещений, противоаварийные работы по утеплению фундамента, монтаж временных конструкций кровли, противоаварийные мероприятия по балконам здания.

В результате пожара пострадал ОКН, находящийся в собственности указанных лиц.

В рамках государственного контроля, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, руководствуясь ст. 49 Федерального закона от **/**/**** №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в соответствии со ст. 11. 47.3 Федерального закона №73-ФЗ, пунктом 5 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием (содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, утвержденного постановление .... от **/**/****-пп выявлены признаки нарушений обязательных требований. Собственниками ОКН не соблюдены требования к содержанию и использованию ОКН, к сохранению ОКН, охранного обязательства собственника или иного законного владельца ОКН от **/**/****-спр.

Не соблюдение вышеуказанных требований угрожает сохранности ОКН, а непринятие ответчиками мер по сохранению ОКН влечет за собой возникновение угрозы причинения вреда ОКН.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от **/**/**** №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» ФИО13, ФИО2, ФИО3 были объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

В дополнении к иску указал, что министерством имущественных отношений ...., ГАУК ТЮЗ им. ФИО5 был произведен расчет объема требуемых к производству работ по сохранению общего имущества ОКН «Сводная таблица распределения площадей между собственниками здания ТЮЗ и распределения долей участия при проведении первоочередных противоаварийных работ после пожара от **/**/****). Согласно указанному расчету в настоящее время требуется проведение работ по сохранению ОКН: производство устройства (покрытия) кровли площадью 84,99 кв.м.

До настоящего времени ответчиками не предпринимаются меры, направленных на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности ОКН, требования охранного обязательства не исполняются.

Определением суда от **/**/**** к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц ГАУК .... театр юного зрителя им. ФИО5, министерство культуры ...., министерство имущественных отношений ...., областное государственное автономное учреждение «Центр по сохранению историко-культурного наследия ....».

Представитель истца Службы по охране объектов культурного наследия ...., по доверенности, ФИО14 в судебном заседании поддержала доводы иска, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Ответчики ФИО1, ФИО2, ФИО3 о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не заявляли. В материалах дела представлены заявления ответчиков ФИО1, ФИО2 о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие, с участием представителя ФИО15.

Представитель ответчиков ФИО2, ФИО1, по доверенностям, ФИО15 просил отказать в удовлетворении исковых требований, полагая их безосновательными, представил в материалы дела письменные возражения по существу требований.

Представитель третьего лица ГАУК .... театр юного зрителя им. ФИО5, по доверенности, ФИО16 в судебном заседании поддержала доводы истца, просила удовлетворить исковые требования.

Представитель третьего лица министерства имущественных отношений ...., по доверенности, ФИО17 в судебном заседании полагал, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

О времени и месте областное третье лицо государственное автономное учреждение «Центр по сохранению историко-культурного наследия ....» извещено надлежащим образом, в судебном заседании до перерыва представитель ФИО18 полагала требования истца подлежащими удовлетворению.

О времени и месте судебного заседания министерство культуры .... извещено надлежащим образом, участие представителя в судебном заседании не обеспечено, ходатайств об отложении не заявлено.

Суд в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав мнение участников процесса, изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно преамбуле Федерального закона от **/**/**** №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон №73-ФЗ) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона Российской Федерации №73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:

1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Федерального закона Российской Федерации №73-ФЗ, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.

Согласно пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона Российской Федерации №73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления нескольким унитарным предприятиям и (или) учреждениям, охранное обязательство подлежит выполнению каждым унитарным предприятием и (или) учреждением.

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона №73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

6) предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

Установлено, что **/**/**** в неэксплуатируемом строении, расположенном по адресу: .... произошел пожар.

Согласно представленному паспорту объекта культурного наследия с регистрационным номером , по адресу: .... находится объект культурного наследия - памятник, регионального значения, созданный в конце XIX в., 1870-е г.г., с наименованием «Здание гостиницы «Централь», Дом Гиллера, гостиницы «Модерн», «Россия», кино-концертный зал «Глобус», где выступал на митинге Иркутского комитета РСДРП ФИО6, ФИО7, ФИО8 Здесь размещался штаб и политуправление 5 Армии, где бывали видные военачальники ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО19, Сухэ-Батор, Я. Гашек», включенный в единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании решения исполкома .... Совета народных депутатов «Об отнесении недвижимых памятников истории и культуры .... к категории местного и республиканского значения» от **/**/****

Из представленных в материалы дела выписок из Единого государственного реестра недвижимости установлено, что в здании расположены нежилые помещения, принадлежащие:

- .... на праве собственности, ГАУК .... областной театр юного зрителя им. ФИО5 на праве оперативного управления с кадастровым номером 38, площадью 5549,1 кв.м., нежилое помещение, подвал , этаж , этаж , этаж;

- ФИО2 принадлежат на праве собственности: с кадастровым номером , площадью 3,3 кв.м., с наименованием магазин – нежилое встроенное помещение, расположенное на 1 этаж 2-3 этажного кирпичного здания; с кадастровым номером 38, площадью 18,8 кв.м. с наименованием магазин – нежилое встроенное помещение, расположенное на 1-ом этаже 2-3 этажного кирпичного здания; с кадастровым номером , площадью 65 кв.м., с наименованием – магазин – нежилое встроенное помещение, расположенное на 1 этаже 2-3 этажного кирпичного здания.

- ФИО3 и ФИО1 принадлежат по ? доле в праве общей долевой собственности на нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 479,6 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение - подвал №, этаж №.

В Выписках отражено, что сведения об объектах «актуальные», зарегистрированы ограничения прав и обременения объекта недвижимости – охранное обязательство собственника или иного законного владельца, утвержденного приказом службы по охране объектов культурного наследия.

Согласно представленному Акту технического состояния объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с регистрационным номером , составленному **/**/**** уполномоченными представителями службы по охране объектов культурного наследия .... установлено, что общее состояние объекта неудовлетворительное, в 2022 году здание пострадало от пожара, были повреждены конструкции крыши, чердачное и межэтажное перекрытия.

В настоящее время разработана рабочая документация Работы по сохранению объекта культурного наследия. Первоочередные и противоаварийные мероприятия по объекту культурного наследия регионального значения «Здание гостиницы «Централь…», 1870 г.г., конец XIX в. по адресу: ...., разработанная ООО «Подрядчик» (шифр 23-2022-НСП).

Министерством имущественных отношений ...., ГАУК ТЮЗ им. ФИО5 был произведен расчет требуемых к производству работ по сохранению общего имущества ОКН (Сводная таблица распределения площадей между собственниками здания ТЮЗ и распределения долей участия при проведении первоочередных противоаварийных работ после пожара от **/**/****, согласно указанному расчету в настоящее требуется проведение работ по сохранению объекта культурного наследия: производство устройства (покрытия) кровли площадью 84,99 кв.м. (9,266% от требуемой площади противоаварийных работ по сохранению ОКН – 917, 2 кв.м.).

Производя расчет, истец исходил из следующего: в указанном ОКН ответчикам на праве собственности принадлежат помещения общей площадью 566,7 кв.м. (ФИО2 принадлежат помещения общей площадью 87,1 кв.м., ФИО1 и ФИО3 – помещение 479,6 кв.м.), ГАУК ТЮЗ им. Вампилова – 5549,1 кв.м., поскольку общая площадь здания составляет 3115,8 кв.м., соответственно доля ответчиков, пропорционально площади, находящихся в собственности помещений) составляет 1,424 % - ФИО2, 7,842% - ФИО1 и ФИО3

.... нежилых помещений, составляющих площадь объекта культурного наследия подтверждается доказательствами в материалах гражданского дела, представленный расчет суд признает арифметическим верным.

Согласно охранному обязательству собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному распоряжением службы по охране объектов культурного наследия .... от **/**/****-ср, в состав работ по сохранению объекта культурного наследия с регистрационным номером включено выполнение первоочередных и противоаварийных мероприятий на объекте культурного наследия, в соответствии с рабочей документацией, разработанной ООО «Подрядчик», 2022 г., (шифр 23-2022-НСП), со сроком выполнения до **/**/****.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчиков ФИО1, ФИО2, по доверенностям ФИО15 полагал безосновательными требования истца, полагая, что финансирование ответчиками мероприятий по выполнению заявленных первоочередных и противоаварийных работ будет являться достаточным подтверждением выполнения условий охранного обязательств, ссылался на то, что объекты, принадлежащие его доверителям не повреждены в результате пожара. Суду пояснил, что с момента пожара никаких работ его доверителями не проведено, действий по сохранению объекта культурного наследия не предпринято. Считал, что необходимо определить виновного в происшествии, исходя из чего возлагать обязанность по возмещению ущерба. Ссылался, что необходимо учитывать страховое возмещение, полученное ГАУК ТЮЗ им. Вампилова в связи с пожаром, в противном случае данное учреждение может получить неосновательное обогащение, поскольку на его доверителей возлагается бремя затрат на производство работ.

Вместе с тем избранную позицию ответчиков суд полагает ошибочной.

Так, Федеральным законом №73-ФЗ на собственников объектов культурного наследия возложена обязанность принимать меры по их сохранению, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.

В соответствии с ч. 3 ст. 47.6 Федерального закона №73-ФЗ в случае необходимости соответствующие органы охраны объектов культурного наследия, определенные пунктом 7 настоящей статьи, вправе устанавливать дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия.

В случае несогласия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия с требованиями к объекту культурного наследия, установленными соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия, включенного в реестр, может обжаловать указанные требования в суд.

Заявленные истцом требования по проведению первоочередных и противоаварийных мероприятий предусмотрены в охранном обязательстве, сведения об обжаловании которого в материалы дела не представлено.

Суд учитывает, что после пожара, Службой по охране объектов культурного наследия ....**/**/**** были направлены представления о недопущения нарушения обязательных требований, каждому из ответчиков - ФИО1, ФИО2, ФИО3 предлагалось оперативно принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а именно исполнить обязательства по сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия в соответствии с требованиями ст. 47.3, 45 Федерального закона №73-ФЗ, охранного обязательства собственника или иного законного владельца ОКН от **/**/****-спр: выполнить первоочередные противоаварийные мероприятия во избежание дальнейшего разрушения ОКН. Истцом в адрес ответчиков направлялись Акт технического состояния от **/**/****, сведения о составе (перечне) и сроках (периодичности) работ по сохранению Объекта (план работ), предлагалось направить ответ, содержащий мнение в отношении состава (перечня) и сроков (периодичности) работ по сохранению объекта культурного наследия, а также условий доступа к указанному объекту культурного наследия.

Вместе с тем, доказательств выполнения требований охранного обязательства не представлено, равно как и сведений о мнении ответчиков в отношении предлагаемого состава (перечня работ) и сроков проведения таких работ в ходе рассмотрения дела не приведено, судом не установлено.

Суд учитывает, что обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта.

Таким образом, исходя из установленных обстоятельств по делу суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований истца и их удовлетворении в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Службы по охране объектов культурного наследия .... к ФИО1, ФИО2, ФИО3 – удовлетворить.

Обязать ФИО1, ФИО2, ФИО3 провести первоочередные и противоаварийные работы на объекте культурного наследия регионального значения «Здание гостиницы «Централь», Дом Гиллера, гостиницы «Модерн», «Россия», киноконцертный зал «Глобус», гду выступали на митинге Ирк. Комитета РСДРП ФИО6, ФИО7, ФИО8 Здесь размещались штаб и политуправление 5 Армии, где бывали видные военачальники ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, Сухэ-Батор, Я. Гашек», расположенного по адресу: ....: устройство (покрытие) кровли из профилированного листа общей площадью 84,99 кв.м. в части здания, расположенного над помещениями , 34, 35, 36 (по нумерации технического паспорта здания от **/**/****).

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – **/**/****

Судья Суровцева Ю.В.