ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5594/14 от 08.12.2014 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Гр.дело №...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ...

Советский районный суд ... в составе судьи Танганова Б.И.

при секретаре Танхаевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корчемаха ЕА к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, Министерству финансов РБ о взыскании убытков,

установил:

Обращаясь в суд с иском к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, КорчемахаЕ.А.просила взыскать убытки в сумме 1329312 руб., причиненные в результате незаконных действий должностных лиц государственных органов.

В обоснование иска указано, что истец являлся участником подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» Республиканской целевой программы «Жилище». Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ незаконно отказало всоциальной выплате в рамках вышеуказанной Программы со ссылкой на проведение приватизации с нарушением федерального законодательства. Истцом в защиту своих прав подано исковое заявление. Решением Северобайкальского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования КорчемахаЕ.А.частично удовлетворены: за истцом признано право на получение социальной выплаты, на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ возложена обязанность вынести решение о разрешении использования субсидии на предоставление социальной выплаты, на Администрацию МО «...» возложена обязанность произвести социальную выплату на приобретение жилья. За время рассмотрения дела судом целевая программа «Жилище» утратила свою силу, всвязи с чем апелляционным определением Верховного суда РБ решение суда изменено, из резолютивной части исключены абзацы о возложении на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБи Администрацию МО «...» обязанностей вынести решение о разрешении использования субсидии на предоставление социальной выплаты и произвести социальную выплату на приобретение жилья. Таким образом, по вине Министерствастроительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ истцу причинен вред (убытки) в виде неполученной социальной выплаты.

Определением суда привлечены в качестве третьего лица привлеченоМинистерство финансов РФ.

Истец КорчемахаЕ.А. и ее представитель по доверенности Орлов В.В. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ по доверенности Харакшинова И.В. с исковыми требованиями не согласилась по доводам изложенным в письменных возражениях, пояснив, что истцом не доказана противоправность действий должностных лиц министерства, не доказана их вина и причинная связь между действиями и убытками истца. Просит учесть, что с ДД.ММ.ГГГГ в ... действует Государственная программа Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденная постановлением Правительства ... от ДД.ММ.ГГГГ .... Истец является участником данной программы, денежные средства будут выплачены в ДД.ММ.ГГГГ года. Таким образом, признание незаконными действий (бездействия) Министерствастроительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБпо не рассмотрению учетного дела истца не является доказательством нарушения прав истца, поскольку не препятствуют в реализации законного права на получение субсидии на приобретение жилого помещения в рамках вышеуказанной Подпрограммы.

Представитель ответчика Министерства финансов РБ по доверенности Вторушина Ю.С. с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представителитретьих лиц Министерства финансов РФ, Администрации МО «...» в судебное заседание не явились по неизвестным причинам, о времени и месте слушания по делу извещены надлежащим образом.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.16 Гражданского кодекса РФ закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Согласно ст.1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В обоснование требований указано, что по вине Министерствастроительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, не принявшего решение о предоставлении социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ, истцу причинен вред (убытки) в виде неполученной социальной выплаты, поскольку предоставление социальной выплаты стало невозможным.

Судом установлено, что истец, являясь собственником жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, обратилась в Администрацию МО «...» для получения социальной выплаты по подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» Республиканской целевой программы «Жилище» за ДД.ММ.ГГГГ.

Администрацией МО «...» принято решение о предоставлении КорчемахаЕ.А.социальной выплаты в размере 1329312 руб. Сформированное учетное дело было направлено в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ. Письмом Минстроя РБ в предоставлении социальной выплаты отказано по мотиву приватизации жилого помещения с нарушением федерального законодательства.

Решением Северобайкальского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ за КорчемахаЕ.А.признано право на получение социальной выплаты, на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ возложена обязанность вынести решение о разрешении использования субсидии на предоставление социальной выплаты, на Администрацию МО «...» возложена обязанность произвести социальную выплату на приобретение жилья.Апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции изменено из резолютивной частиисключены абзацы о возложении на Министерство строительства и модернизации ЖКК РБ Администрацию МО «...» обязанностей вынести решение о разрешении использования субсидий на предоставление социальной выплаты и предоставить социальную выплату.

При этом, суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, принял во внимание, что постановлением Правительства РБ ... от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу Постановление ... от ДД.ММ.ГГГГ, которым была утверждена республиканская целевая программа «Жилище» Республики Бурятия на ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ... «О Республиканской целевой программе «Жилище» Республики Бурятия на ДД.ММ.ГГГГ» утратило силу, в связи с введением в действие Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" с ДД.ММ.ГГГГ новой редакции статьи 179 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей правовые основания для формирования государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, понятие "долгосрочная целевая программа", равно как и правовые основания формирования и реализации долгосрочных целевых программ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований из Бюджетного кодекса РФ исключены.

Так, с ДД.ММ.ГГГГ в ... действует Государственная программа Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденная постановлением Правительства ... от ДД.ММ.ГГГГ.... В рамках данной Государственной программы принята Подпрограмма 1 «Развитие жилищного строительства в ...» Государственной программы «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» (далее - Подпрограмма). Приложением ... к Подпрограмме утвержден Порядок предоставления и методика расчета межбюджетных субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам, предназначенных для реализации мероприятия «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного в зоне БАМа на территории Республики Бурятия» (далее - Порядок).

Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ... «О внесении изменений в постановление Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ. ... «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» на мероприятие «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» из средств республиканского бюджета на ДД.ММ.ГГГГ заложено 101863,4 тыс. руб.

ДД.ММ.ГГГГ подписано соглашение между Правительством Республики Бурятия и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о предоставлении в ДД.ММ.ГГГГ субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на софинансирование расходных обязательств Республики Бурятия по реализации мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 процентов) федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ на условиях софинансирования из средств федерального бюджета и из средств республиканского бюджета.

ДД.ММ.ГГГГ подписано соглашением между Минстроем РБ и Администрацией МО «...», согласно которого Минстрой РБ обязался предоставить в ДД.ММ.ГГГГ субсидию местному бюджету на реализацию основанного мероприятия Государственной программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия»

ДД.ММ.ГГГГ Минстрой РБ направило в адрес истца КорчемахаЕ.А.разъяснение порядка обращения за предоставлением социальной выплаты.

Таким образом, возможность включения истца и членов ее семьи в список лиц, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, и, соответственно, получения социальной выплаты, не утрачена. В связи с чем, оснований полагать, что действиями ответчиков истцу причинен вред в виде неполученной социальной выплаты,не имеется.

Суд также учитывает, что иное свидетельствовало бы о возможности получения неосновательного обогащения, в связи с присуждением убытков и оставлением за истцом права на участие в названной программе, что нарушает принцип недопустимости злоупотребления правом, установленного ст.10 Гражданского кодекса РФ.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.

На основании изложенного,руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Корчемаха ЕА к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, Министерству финансов РБ о взыскании убытков, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд ....

Судья Б.И. Танганов