дело № 2-5597/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 октября 2016 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Фирсовой М.В.,
при секретаре судебного заседания Фейзулловой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимербеков А.Г. к Акционерному обществу «Русская Телефонная Компания» о расторжении договора купли-продажи, взыскании оплаченной стоимости за товар, неустойки, штрафа и судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Тимербеков А.Г. обратился в суд с иском к АО «Русская Телефонная Компания» о расторжении договора купли-продажи, взыскании оплаченной стоимости за товар, неустойки, штрафа и судебных расходов.
В обоснование иска указано, что --.--.---- г.Тимербеков А.Г. приобрел у АО «Русская Телефонная Компания» в магазине по адресу: ... ..., сотовый телефон Samsung G935 Galaxy S6 Edge 64 Gb LTE Black, IMEI 52475071878910 стоимостью 48 990 рублей.
После покупки товара истец обнаружил, что он технически неисправен, а именно «плохое качество передачи, плохое качество приема, не регистрируется в сети».
--.--.---- г. в связи с неисправностью истец обратился в ООО «Мобильный Телекоммуникационный Сервис» для диагностики приобретенного товара.
Согласно акту выполненных работ №-- от --.--.---- г. техническая неисправность, заявленная Тимербеков А.Г., подтверждена. После чего было произведено гарантийное обслуживание.
После проведения гарантийного обслуживания, истцом вновь была обнаружена техническая неисправность «плохое качество передачи, плохое качество приема, не регистрируется в сети».
--.--.---- г. истец вновь обратился в ООО «Мобильный Телекоммуникационный Сервис». Согласно акту выполненных работ №-- от --.--.---- г. техническая неисправность, заявленная Тимербеков А.Г., была подтверждена и подлежит гарантийному ремонту.
Ответчику была вручена досудебная претензия, однако денежные средства истцу выплачены не были.
В связи с чем, исходя из вышеизложенного и по приведенным основаниям, истец просит расторгнуть договор купли-продажи и взыскать с АО «Русская Телефонная Компания» стоимость некачественного товара в размере 48 990 рублей, неустойку в размере 1 469 рублей 70 копеек, расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, штраф за нарушение прав потребителя в размере 50 % суммы присужденной судом в пользу потребителя.
Истец Тимербеков А.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца – Джерхоян Р.О., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика АО «Русская Телефонная Компания» - Абдуллина А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала в части, пояснила что ответчик предлагал заключить мировое соглашение, однако представитель истца отказался. Также ходатайствовал о применении статьи 333 ГК РФ при исчислении суммы неустойки и штрафа, а также просил взыскать компенсацию морального вреда и расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах.
Представитель третьего лица ООО «Мобильный Телекоммуникационный Сервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
В силу статьи 23 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона.
В судебном заседании установлено, что --.--.---- г.Тимербеков А.Г. приобрел у АО «Русская Телефонная Компания» в магазине по адресу: ... ..., сотовый телефон Samsung G935 Galaxy S6 Edge 64 Gb LTE Black, IMEI 52475071878910 стоимостью 48 990 рублей.
Согласно п. 6 Перечня технически сложных товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями, относятся к технически сложным товарам.
Таким образом, смартфон Samsung G935 Galaxy S6 Edge 64 Gb LTE Black, IMEI 52475071878910, приобретенный истцом, является технически сложным товаром.
Гарантийный срок, установленный на смартфон, составляет 12 месяцев. При использовании смартфона, в соответствии с инструкцией по эксплуатации, в течение гарантийного срока, смартфон выходил из строя, проводился его ремонт, по результатам которого была проведена замена динамика и механический ремонт.
После покупки товара истец обнаружил, что он технически неисправен, а именно «плохое качество передачи, плохое качество приема, не регистрируется в сети».
--.--.---- г. в связи с неисправностью истец обратился в ООО «Мобильный Телекоммуникационный Сервис» для диагностики приобретенного товара.
Согласно акту выполненных работ №-- от --.--.---- г. техническая неисправность, заявленная Тимербеков А.Г., подтверждена. После чего было произведено гарантийное обслуживание.
После проведения гарантийного обслуживания, истцом вновь была обнаружена техническая неисправность «плохое качество передачи, плохое качество приема, не регистрируется в сети».
--.--.---- г. истец вновь обратился в ООО «Мобильный Телекоммуникационный Сервис». Согласно акту выполненных работ №-- от --.--.---- г. техническая неисправность, заявленная Тимербеков А.Г., была подтверждена и подлежит гарантийному ремонту.
В связи с имеющимися разногласиями, определением суда по делу назначена судебная экспертиза. Согласно заключению эксперта ООО «Национальный институт качества», в представленном на исследование сотовом телефоне Samsung G935 Galaxy S6 Edge 64 Gb LTE Black, IMEI 52475071878910 обнаружен дефект: не стабильно принимает сигнал сотовой сети. Периодически связь с сотовой сетью пропадает вовсе. Не исправна основная плата сотового телефона, ремонт нецелесообразен, поскольку сопоставим со стоимостью нового устройства. В представленном на исследование сотовом телефоне нарушений правил эксплуатации и не квалифицированного ремонта не обнаружено. В товаре (сотовый телефон Samsung G935 Galaxy S6 Edge 64 Gb LTE Black, IMEI 52475071878910) не исправна основная плат. Причина возникновения дефекта – использование производителем не качественных деталей. Дефект имеет производственный характер.
С учетом заявленных требований, суд руководствуется заключением ООО «Национальный институт качества», поскольку оснований не доверять заключению эксперта не имеется, отчет является полным и научно обоснованным, эксперт предупрежден об уголовной ответственности, имеет соответствующее образование и необходимый стаж работы по специальности, заинтересованности эксперта не усматривается.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от --.--.---- г. N 17 «О практике рассмотрении судами дел о защите прав потребителей» при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).
Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения работы, оказания услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (пункт 6 статьи 18, пункты 5 и 6 статьи 19, пункты 4, 5 и 6 статьи 29 Закона).
Поскольку недостатки товара выявились в период гарантийного срока, бремя доказывания о продажи товара надлежащего качества возлагается на продавца соответствующего товара.
Ответчик в нарушение ст. 56,60 ГПК РФ не представил доказательств, опровергающих основания и/или предмет иска, а также документы, которые опровергали доводы истца. Кроме того, по результатам судебной экспертизы установлено наличие заявленного истцом недостатка.
Суд, оценив имеющиеся доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, с учетом разъяснения содержащегося в подпункте «в» пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от --.--.---- г. N 17 «О практике рассмотрении судами дел о защите прав потребителей» приходит к выводу о наличии в товаре существенного недостатка и соответственно о расторжении договора купли – продажи сотового телефона Samsung G935 Galaxy S6 Edge 64 Gb LTE Black, IMEI 52475071878910 стоимостью 48 990 рублей от --.--.---- г., заключенного между Тимербеков А.Г. и АО «Русская Телефонная Компания».
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца стоимость сотового телефона Samsung G935 Galaxy S6 Edge 64 Gb LTE Black, IMEI 52475071878910 в размере 48 990 рублей.
Относительно требований истца о взыскании неустойки, суд приходит к следующему.В силу ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
Согласно ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.
Согласно ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
В соответствии со ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Как разъяснено в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от --.--.---- г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», суду необходимо иметь в виду, что право выбора вида требований, которые в соответствии со статьей 503 ГК Российской Федерации и пунктом 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей могут быть предъявлены к продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, принадлежит потребителю.
В соответствии с абз. 1 - 6 п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребителю в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, предоставлено право по своему выбору, в частности потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Согласно абз. 8 п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
В силу п. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» к изготовителю, уполномоченной организации, импортеру может быть предъявлено одно из следующих требований, предусмотренных п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации: о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; о замене на такой же товар аналогичной марки (модели, артикула).
Абзац 2 п. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» также предусматривает, что вместо предъявления требований о замене товара на товар этой же марки (модели, артикула) или незамедлительного безвозмездного устранения недостатков потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
На основании абз. 2 п. 6 ст. 18 Закона в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
По смыслу ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель вправе выбрать один из способов защиты своего права и не может одновременно требовать проведения обмена товара и отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы.
Из материалов дела следует, что истец --.--.---- г.Тимербеков А.Г. приобрел у АО «Русская Телефонная Компания» в магазине по адресу: ... ..., сотовый телефон Samsung G935 Galaxy S6 Edge 64 Gb LTE Black, IMEI 52475071878910 стоимостью 48 990 рублей.
--.--.---- г. в связи с неисправностью истец обратился в ООО «Мобильный Телекоммуникационный Сервис» для диагностики приобретенного товара.Согласно акту выполненных работ №-- от --.--.---- г. техническая неисправность, заявленная Тимербеков А.Г., подтверждена. После чего было произведено гарантийное обслуживание.
--.--.---- г. истец вновь обратился в ООО «Мобильный Телекоммуникационный Сервис». Согласно акту выполненных работ №-- от --.--.---- г. техническая неисправность, заявленная Тимербеков А.Г., была подтверждена и подлежит гарантийному ремонту. Данная претензия получена ответчиком --.--.---- г..
Следовательно, требование истца о взыскании неустойки за просрочку выполнения требований о возврате оплаченной стоимости за телефон основан на законе.
Истец просит взыскать с ответчика неустойку за период с --.--.---- г. по --.--.---- г. в размере 1 469 рублей 70 копеек.
Возражений по представленному расчету от ответчика не поступило.
Судом расчет, представленный истцом проверен и признан правильным с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойка в размере 1 469 рублей 70 копеек.
Разрешая требования о взыскании штрафа, суд исходит из нижеследующего.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17 от --.--.---- г. "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей).
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденного судом в пользу потребителя.
Поскольку требования истца в добровольном порядке ответчиком не удовлетворены, на основании положений Закона Российской Федерации «О защите прав потребителя», с ответчика подлежит взысканию штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя.
Однако, суд находит, что сумма штрафа, по мнению суда несоразмерна последствиям нарушения ответчиком обязательств по выплате страхового возмещения истцу и в соответствии со статьей 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, он подлежит уменьшению.
С учетом обстоятельств дела, суд считает необходимым определить размер подлежащего взысканию с ответчика штрафа в сумме 5 000 рублей.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В соответствии с частью 1 статьи 88, частью 3 статьи 98 этого же Кодекса судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Учитывая степень сложности, характер рассматриваемого спора и категорию дела, продолжительность подготовки к рассмотрению дела, объем доказательственной базы по данному делу, количество судебных заседаний, их продолжительность, характер и объем помощи, степень участия представителя в разрешении спора, суд определяет размер стоимости услуг представителя, подлежащих возмещению за счет ответчика в сумме 8 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец при подаче иска в суд был освобожден от оплаты государственной пошлины в силу закона, его требования удовлетворены частично, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере 1 713 рублей 79 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тимербеков А.Г. к Акционерному обществу «Русская Телефонная Компания» о расторжении договора купли-продажи, взыскании оплаченной стоимости за товар, неустойки, штрафа и судебных расходов, удовлетворить частично.
Расторгнуть договор купли-продажи сотового телефона Samsung G935 Galaxy S6 Edge 64 Gb LTE Black, IMEI 52475071878910 от --.--.---- г., заключенный между Тимербеков А.Г. и Акционерным обществом «Русская Телефонная Компания».
Взыскать с Акционерного общества «Русская Телефонная Компания» в пользу Тимербеков А.Г. стоимость некачественного товара в размере 48 990 рублей, неустойку в размере 1 469 рублей 70 копеек, расходы по оплате услуг представителя в размере 8 000 рублей, штраф в размере 5 000 рублей.
Взыскать с Акционерного общества «Русская Телефонная Компания» государственную пошлину в размере 1 713 рублей 79 копеек в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд ... ... в течение одного месяца после вынесения мотивированного решения.
Судья: Фирсова М.В.