Дело № 2-559/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Солнечный 04 декабря 2018 года
Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Нестерова П.А.,
с участием: представителя истца помощника прокурора Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратуры Веселова Е.Ф.,
представителя ответчика администрации городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края Чипизубова С.И.,
представителя ответчика ООО «Исток» Райлян А.В.,
при секретаре Жигалюк Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края, ООО «Исток» об обязании привести очистные сооружения городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края в надлежащее техническое состояние,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился к администрации городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края, об обязании привести очистные сооружения городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края в надлежащее техническое состояние, при котором исключается сброс неочищенных сточных вод в водные объекты и на водосборную площадь в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Впоследствии прокурор исковые требования уточнил просил обязать администрацию городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края привести очистные сооружения городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» в надлежащее техническое состояние, а именно произвести капитальный ремонт объектов: «двухъярусные отстойники первой очереди», «аэрофильтры № 1,2», «хлораторная», «контактные отстойники № 1,2», «вторичные отстойники № 3,4», «иловые площадки», «решетки КНС», «песколовки», «насосное отделение» при котором исключается сброс неочищенных сточных вод в водные объекты и на водосборную площадь в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 30.10.2018 в качестве соответчиков по делу привлечено ООО «Исток».
Прокурор Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратуры исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» имеются очистные сооружения, принадлежащие на праве собственности городскому поселению «Рабочий поселок Солнечный». Постановлением администрации городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» от 17.08.2017 № № актуализирована схема водоснабжения и водоотведения городского поселения «Рабочий поселок Солнечный». Согласно акту технического обследования централизованной системы водоотведения п. Солнечный от 2016 года, объекты «двухъярусные отстойники первой очереди», «аэрофильтры № 1,2», «хлораторная», «контактные отстойники № 1,2», «вторичные отстойники № 3,4», «иловые площадки», «решетки КНС», «песколовки», «насосное отделение» находятся в неудовлетворительном состоянии, некоторые из них разрушены, требуется реконструкция и капитальный ремонт очистных сооружений. До настоящего времени очистные сооружения поселения не приведены в надлежащее техническое состояние, при котором исключается сброс неочищенных сточных вод в водные объекты и на водосборную площадь. Сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности и водные объекты представляет угрозу загрязнения водных объектов и почв опасными веществами, нарушает право граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также конституционное право на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представителем ООО «Исток» представлен акт о приемке выполненных работ по ремонту «вторичных отстойников № 3,4», в связи с чем, прокурор уточнил исковые требования и просил в окончательной редакции обязать администрацию городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края привести очистные сооружения городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» в надлежащее техническое состояние, а именно произвести капитальный ремонт объектов: «двухъярусные отстойники первой очереди», «аэрофильтры № 1,2», «хлораторная», «контактные отстойники № 1,2», «иловые площадки», «решетки КНС», «песколовки», «насосное отделение» при котором исключается сброс неочищенных сточных вод в водные объекты и на водосборную площадь в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Веселов Е.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить в полном объеме с учетом уточненных исковых требований.
Представитель ответчика администрации городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края Чипизубов С.И. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Подтвердил, что централизованная система водоотведения п. Солнечный находятся в аварийном состоянии, а именно «двухъярусные отстойники первой очереди», «аэрофильтры № 1,2», «хлораторная», «контактные отстойники № 1,2», «иловые площадки», «решетки КНС», «песколовки», «насосное отделение», вместе с тем указал, что в настоящее время произведен ремонт объекта «вторичные отстойники» заменен насос ФНГ 450/22,5. Указал, что акт технического обследования централизованной системы водоотведения п. Солнечный потерял свою актуальность, потому как составлен более двух лет назад. Указал, что в силу заключенного договора от 30.08.2018 № № ООО «Исток» осуществляет деятельность по водоотведению и обязан содержать в исправном состоянии настоящее имущество, так и обязан осуществлять капитальный ремонт по согласованию с администрацией городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края. Кроме того, считает, что прокурором не представлено доказательств подтверждающих факт сброса неочищенных сточных вод в водные объекты и на водосборную площадь, анализ вод на содержание вредных веществ не брался.
Представитель ООО «Исток» Райлян А.В. с исковыми требованиями прокурора не согласился, просил в удовлетворении требований отказать. Указал, что суду не представлено доказательств того, что данное состояние очистных сооружений способствует нарушению технологического процесса, при котором возможен сброс неочищенных сточных вод в водные объекты и на водосборную площадь. Так «п.7.3 Показатели качества очистки воды», схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения «Рабочий поселок Солнечный», актуализированной постановлением администрации городского поселения № 84 от 17.08.2017, указано, что очистные сооружения в р.п. Солнечный гарантируют обеспечение качества очищенных сточных вод, удовлетворяющих нормативным требованиям». ООО «Исток» оказывает услуги по водоотведению круглосуточно и надлежащего качества, а также выполняет все условия предусмотренные договором аренды на том имуществе, которое было согласно акту приема передач и поддерживает его в том состоянии, в котором оно было передано. При подготовке к зимнему сезону был выполнен ремонт канализационных колодцев в черте поселка и ремонт 2-х ярусных отстойников на очистных сооружениях. Указал, что в тариф предприятия не заложены средства на капитальный ремонт очистных сооружений, а реконструкция и капитальный ремонт требуют вложений десятки миллионов рублей, в т.ч. на проектирование данных видов работ.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
В силу ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В силу ст.35 Водного кодекса РФ, поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, которые разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии с п. 1 ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом., бремя содержания имущества лежит на его собственнике, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом под бременем содержания имущества понимается обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления городского поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.
В судебном заседании установлено и подтверждено выпиской из ЕГРН, а также представителем администрации городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края Чипизубовым С.И., что в собственности городского поселения находятся объекты коммунального назначения: «двухъярусные отстойники первой очереди», «аэрофильтры № 1,2», «хлораторная», «контактные отстойники № 1,2», «вторичные отстойники № 3,4», «иловые площадки», «решетки КНС», «песколовки», «насосное отделение».
Постановлением администрации городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» от 17.08.2017 № № актуализирована схема водоснабжения и водоотведения городского поселения «Рабочий поселок Солнечный».
Согласно данной схеме Очистные сооружения канализации (ОСК) городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» предназначены для полной биологической очистки хозяйственно – бытовых сточных вод. ОСК состоят из двух очередей с одинаковыми по составу сооружениями. Пуск в работу был осуществлен первой очереди в 1967 году, второй очереди в 1986 году. Проектная производительность сооружений составляет порядка 8,0 тыс. м3/сут.
Хозяйственно-бытовые сточные воды от поселка поступают в приемную камеру канализационной насосной станции, откуда насосами по напорному коллектору подаются в приемную камеру очистных сооружений. Из приемной камеры стоки направляются на две песколовки с круговым движением воды, где происходит отделение крупных механических примесей (песка). После песколовок сточные воды направляются на двухъярусные отстойники, где происходит их первичное отстаивание. Из отстойников стоки поступают на сооружения биологической очистки – аэрофильтры, расположенные в здании. Пройдя аэрофильтры, сточная жидкость направляется во вторичные отстойники, где происходит осаждение выносимой отмершей биопленки. Перед отстойниками очищенные стоки обеззараживаются раствором гипохлорита кальция. После вторичного отстаивания по коллектору сбрасывается в реку Силинка. Осадок из вторичных отстойников перекачивается в голову сооружений, а из первичных отстойников – на иловые площадки.
Согласно акту технического обследования централизованной системы водоотведения п. Солнечный от 2016 года, объекты «двухъярусные отстойники первой очереди», «аэрофильтры № 1,2», «хлораторная», «контактные отстойники № 1,2», «вторичные отстойники № 3,4», «иловые площадки», «решетки КНС», «песколовки», «насосное отделение» находятся в неудовлетворительном состоянии, некоторые из них разрушены, требуется реконструкция и капитальный ремонт очистных сооружений.
Распоряжением главы городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» от 29.10.2018, утвержден план мероприятий «дорожной карты» по заключению концессионных соглашений в отношении систем коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения, водоотведения городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» и передаче указанных объектов в концессию.
Так в соответствии с договором № № от 30.08. 2018 года совместно с перечнем муниципального имущества, передаваемого в аренду ООО «Исток», в аренду ООО «Исток» передано муниципальное имущество, относящееся к коммунальной инфраструктуре объекты водоотведения.
В соответствии с пунктом 2.2.1.1 Договора арендатор обязуется содержать имущество в полной исправности и санитарном состоянии в соответствии с требованиями Роспотребнадзора, правилами техники безопасности.
В соответствии с пунктом 2.2.2. Договора Арендатор обязуется не производить реконструкцию и капитальный ремонт в отношении спорного имущества без согласия Арендодателя. Так пунктом 2.2.6 Арендатор обязуется за счет собственных средств, производить текущий ремонт, производить капитальный ремонт в соответствии с пунктом 2.2.2 Договора.
Согласно ст. 616 ГК РФ, арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Так указанным выше договором на арендатора возложена обязанность по проведению капитального ремонта предоставленного ему в пользование муниципального имущества, только по согласованию с собственником.
Таким образом, администрация городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края являясь собственником коммунальных систем водоотведения, обладая полномочиями по организации водоснабжения населения, обязана содержать очистные сооружения в исправном состоянии, при котором исключается сброс неочищенных сточных вод в водные объекты и на водосборную площадь.
Передача имущества в аренду эксплуатирующим организациям не освобождает администрацию городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края от обязанности как собственника этого имущества содержать его в надлежаще исправном состоянии, кроме того на обязанность содержания имущества в надлежащем состоянии указывают условия договора, в части не производства ООО «Исток» капитального ремонта без согласия администрации поселения.
Кроме того, при принятии решения судом принимается во внимание, что с момента передачи спорного муниципального имущества (30.08.2018) в аренду ООО «Исток» прошел не значительный промежуток времени, в связи с чем, суд приходит к выводу, что на момент передачи данного имущества, его состояние, соответствовало тому состоянию, в котором оно находятся в настоящее время.
Анализируя материалы дела, в частности акт технического обследования централизованной системы водоотведения в п. Солнечном, схему водоснабжения и водоотведения городского поселения «Рабочий поселок Солнечный», суд приходит к выводу, что дальнейшая эксплуатация очистных сооружений в п. Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края без осуществления их капитального ремонта может повлечь сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности и водные объекты, представляет угрозу загрязнения водных объектов и почв опасными веществами, нарушает право граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также конституционное право на благоприятную окружающую среду.
Доказательства, представленные прокурором, являются допустимыми и достаточными для вышеуказанного вывода суда.
В нарушение ст.56 ГПК РФ ответчиками не предоставлено суду доказательств, подтверждающих осуществление капитального ремонта или реконструкции спорных очистных систем в п. Солнечном, Солнечного района Хабаровского края. Кроме того, представитель ООО «Исток» высказывал намерение предоставить суду доказательства, а именно забор воды, подтверждающие его доводы в части качества сброса сточных вод, однако к моменту вынесения решения суда, свое право не реализовал, по причине отсутствия технической возможности.
Таким образом, суд считает доводы ответчиков в части того, что прокурором не доказан факт того, что данное состояние очистных сооружений способствует нарушению технологического процесса, при котором возможен сброс неочищенных сточных вод в водные объекты и на водосборную площадь, являются не состоятельными, поскольку аварийное состояние очистных сооружений с учетом схемы водоотведения городского поселения может повлечь сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности и водные объекты.
К такому выводу суд пришел и в том числе выслушав пояснения представителя ООО «Исток» который указал, что аварийное состояние «аэрофильтров 1 и 2, хлораторной» является первостепенным фактором, влияющим на сброс не очищенных сточных вод, а также выслушав пояснения представителя администрации городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного района Хабаровского края, который указал, что после 2016 года акты технического обследования спорной системы водоотведения не составлялись, капитальный ремонт произведен только «вторичных отстойников 3,4».
По мнению суда, непринятие таких мер создает условия для нарушения прав неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также конституционное право на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования рассматриваемого иска являются обоснованными и необходимо возложить обязанность по приведению очистных сооружений в надлежащее техническое состояние, как на собственника объекта, так и на эксплуатирующую организацию.
С учетом необходимости изыскания ответчиками значительных денежных средств, необходимых для капитального ремонта очистных систем водоотведения, суд приходит к выводу, что годичный срок для исполнения решения суда является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратуры обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края, ООО «Исток» об обязании привести очистные сооружения городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края в надлежащее техническое состояние – удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края, ООО «Исток» в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда, привести очистные сооружения городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края в надлежащее техническое состояние, а именно произвести капитальный ремонт объектов: «двухъярусные отстойники первой очереди», «аэрофильтры № 1,2», «хлораторная», «контактные отстойники № 1,2», «иловые площадки», «решетки КНС», «песколовки», «насосное отделение» при котором исключается сброс неочищенных сточных вод в водные объекты и на водосборную площадь.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд, через Солнечный районный суд, в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья П.А. Нестеров
Решение в окончательной форме изготовлено 05.12.2018