ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-559/2014 от 25.04.2014 Благовещенского районного суда (Амурская область)

 _Дело № 2-559/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 25 апреля 2014 года                                  г. Благовещенск

 Благовещенский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи     Палатовой Т.В.,

 при секретаре             Чигирин О.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литовченко О.В. к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании права на предоставление социальной выплаты на цели капитального ремонта, включении в списки граждан-получателей социальной выплаты на цели проведения капитального ремонта жилого помещения,

 У С Т А Н О В И Л :

 Литовченко О.В. обратилась в суд с иском к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании права Литовченко О.В., постоянно проживающей в жилом доме по адресу: <адрес>, на предоставление социальной выплаты на цели проведения капитального ремонта жилого дома; включении в списки граждан-получателей социальной выплаты на цели проведения капитального ремонта жилого помещения.

 В обоснование иска указала, что в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, межведомственной комиссией было произведено обследование ее жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в результате которого было выдано заключение за № 198 от ДД.ММ.ГГГГ, о необходимости проведения капитального ремонта с целью восстановления частично утраченных эксплуатационных характеристик в процессе подтопления жилого помещения в соответствии с установленными требованиями. На заявление Литовченко О.В. № 661 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении мер поддержки на цели капитального ремонта, предусмотренных гражданам, пострадавшим от наводнения, администрация Благовещенского района Амурской области ДД.ММ.ГГГГ выдала ей письменный отказ № 488 во включении ее в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого дома в связи с отсутствием у нее регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на день объявления режима чрезвычайной ситуации.

 Истец Литовченко О.В. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, о месте и времени рассмотрения дела была уведомлена должным образом, о причинах неявки суду не сообщила.

 Представитель ответчика администрации Благовещенского района Амурской области ФИО10 в судебном заседании возражала против заявленных требований, суду пояснила, что Литовченко О.В. обратилась в администрацию Благовещенского района с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, как собственнику пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения. Ввиду отсутствия у заявителя прописки в поврежденном жилом помещении и отсутствия доказательств фактического проживания в нем на день введения режима чрезвычайной ситуации, администрация законно и обоснованно отказала ей в предоставлении мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения.

 Представитель ответчика администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области ФИО11 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что ему известно, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, Литовченко О.В. не проживает. В данном жилом доме проживает ФИО12 с детьми.

 Третье лицо ФИО12 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, дополнительно пояснил суду, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, Литовченко О.В. не проживает с 2007 года, в данном доме живет он с детьми, место жительство которых определено судом, на детей с Литовечнко О.В. взысканы алименты. Литовченко О.В. не появляется в <адрес> даже для общения с детьми. Учитывая достаточно свободный и разгульный образ жизни Литовченко О.В., а так же наличие у нее задолженностей по алиментным, кредитным обязательствам, ему достоверно известно, что полученные на цели капитального ремонта денежные средства Литовченко О.В. не потратит по назначению, а впоследствии государственным органам придется в судебном порядке взыскивать с нее данные денежные средства, а с нее взять нечего, стабильного дохода она не имеет, имеет много долгов. При этом ФИО12 пояснил, что он понимает, что получит социальную выплату на цели проведения капитального ремонта поврежденного жилого помещения только за принадлежащую ему ? долю жилого помещения, в силу чего цель капитального ремонта всего жилого помещения как таковая достигнута не будет. Однако он своими силами восстановит жилое помещение, поскольку Литовченко О.В. к данному жилому помещению никакого отношения не имеет, являясь только лишь формальным собственником, фактически она там не проживает, и даже не появляется.

 Третьи лица – министерство строительства и архитектуры Амурской области, министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени судебного заседания были уведомлены надлежащим образом.

 В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

 Выслушав представителей ответчиков, третье лицо Бабаева С.Ю., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

 Согласно ст. 3 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее – поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (далее – пострадавшие граждане, граждане).

 Члены семьи, совместно проживавшие с собственником поврежденного жилого помещения, определяются в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.

 В случае, если собственник жилого помещения не проживал на день объявления режима чрезвычайной ситуации в поврежденном жилом помещении, то члены его семьи, проживавшие в указанном жилом помещении, определяются в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации.

 Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.

 В соответствии со ст. 5 указанного Закона Амурской области социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется пострадавшим гражданам на основании их заявления. К заявлению прилагаются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии):

 1) документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживавших в поврежденном жилом помещении;

 2) правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

 3) решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении);

 4) документы, подтверждающие родство заявителя с собственником поврежденного жилья.

 Граждане, имеющие право на социальную выплату на капитальный ремонт в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Закона, включаются в список граждан, жилые помещения которых повреждены.

 Статьей 6 названного Закона государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт (далее - государственные полномочия) наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, территории которых подверглись чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области (далее - органы местного самоуправления).

 Согласно ст. 7 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право:

 1) получать в исполнительном органе государственной власти области в сфере строительства и архитектуры (далее - уполномоченный орган) консультативную и методическую помощь;

 2) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;

 3) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий.

 Органы местного самоуправления при исполнении государственных полномочий обязаны:

 1) осуществлять государственные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области;

 2) в целях реализации государственных полномочий, в том числе для установления факта отсутствия у граждан иных жилых помещений, пригодных для проживания, направлять межведомственные запросы в органы, располагающие необходимой информацией;

 3) обеспечивать целевое и эффективное использование финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление государственных полномочий;

 4) представлять уполномоченному органу отчеты о ходе осуществления государственных полномочий и расходовании финансовых средств и материальных ресурсов, полученных на эти цели, документы и иную информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий;

 5) исполнять предписания по устранению нарушений, допущенных должностными лицами органов местного самоуправления в ходе осуществления государственных полномочий;

 6) в случае прекращения осуществления государственных полномочий возвратить а областной бюджет неиспользованные финансовые средства, а также материальные ресурсы.

 Аналогичные нормы содержатся в Правилах по предоставлению гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Благовещенского района, мер поддержки на цели капитального ремонта, утвержденных Постановлением Администрации Благовещенского района от 15 ноября 2013 года № 2256 (Далее по тексту – Правила).

 Согласно пунктам 1-7 раздела V Правил для получения социальной выплаты гражданин – собственник поврежденного жилого помещения либо член его семьи из числа лиц, указанных в пункте 1 раздела III настоящих Правил (далее - заявитель), подает в администрацию Благовещенского района письменное заявление о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения по форме, указанной в приложении к настоящим Правилам.

 Совместно с заявлением представляются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии): документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживавших в поврежденном жилом помещении; правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении); документы, подтверждающие родство заявителя с собственником поврежденного жилья.

 Дополнительно, в зависимости от волеизъявления лица, претендующего на получение социальной выплаты, к документам, прилагаемым к заявлению, указанному в п. 1 раздела V Правил, могут быть приложены документы, подтверждающие открытие лицом, обратившимся с соответствующим заявлением, банковского счета в кредитном учреждении.

 Сотрудник администрации Благовещенского района, в обязанности которого входит принятие заявления и документов от граждан, претендующих на получение социальной выплаты, в случае представления гражданами подлинных документов снимает с них копии и удостоверяет подлинность копий представленных гражданином документов.

 Принятые заявления и документы регистрируются в журнале регистрации обращений граждан в день их поступления.

 Администрация Благовещенского района в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов запрашивает в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у администрации Благовещенского района доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия - на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных необходимую информацию от соответствующих государственных, муниципальных и иных учреждений (в том числе направляет запрос о наличии в собственности заявителя и членов его семьи жилых помещений в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии).

 В случае обнаружения в документах разночтений (фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса), недостоверных сведений или недостающих сведений администрация Благовещенского района в течение 3 рабочих дней информирует граждан о выявленных недостатках и необходимости их устранения.

 Администрация Благовещенского района в течение 10 рабочих дней со дня получения информации, необходимой для рассмотрения заявления граждан о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, организует заседание комиссии по включению граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

 По итогам заседания комиссия принимает решение о включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения (отказе о включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения).

 Решение комиссии об отказе во включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения должно содержать причину отказа.

 В случае принятия комиссией решения об отказе во включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения гражданину в течение 3 рабочих дней со дня принятия комиссией решения об отказе направляется мотивированный ответ.

 Из анализа приведенных норм следует, что предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения носит именно социальный характер, имеет своей целью оказание помощи наименее незащищенным социальным слоям населения, в частности, лицам, чьи жилые помещения пострадали, однако, в силу отсутствия иного пригодного для проживания жилого помещения у собственника и членов его семьи, данные лица вынуждены проживать в данных жилых помещениях, требующих капитального ремонта.

 В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.

     Статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» даны четкие определения места пребывания и места жительства гражданина. Так, место пребывания – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

     Место жительства – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

     Из анализа приведенной нормы следует, что критерий постоянного проживания для целей предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации может включать в себя следующие аспекты: наличие оснований, предусмотренных законом, для проживания в жилом помещении; длительность проживания в данном жилом помещении; ведение хозяйства по указанному адресу; посещение образовательных, медицинских, иных социальных учреждений, обслуживающих данную территорию и иные, заслуживающие внимания аспекты.

 Как установлено судом, Литовченко О.В. является собственником ? доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <номер> от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № 00-00-4001/5021/2013-4542.

 Согласно копии паспорта на имя Литовченко О.В. она с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>.

 Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был затоплен в результате чрезвычайной ситуации – наводнения в августе 2013 года и требует проведения капитального ремонта, что подтверждается актом обследования помещения № 198 от ДД.ММ.ГГГГ, заключением межведомственной комиссии № 198 от ДД.ММ.ГГГГ.

 ДД.ММ.ГГГГ Литовченко О.В. обратилась в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

 ДД.ММ.ГГГГ администрацией Благовещенского района Амурской области Литовченко О.В. было отказано в предоставлении мер поддержки на цели капитального ремонта в связи с отсутствием у нее регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на день объявления режима чрезвычайной ситуации.

 В ходе судебного разбирательства по делу судом было установлено, что жилой дом по <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности Литовченко О.В. и ФИО12 в равных долях.

 При этом, Литовченко О.В. с 2007 года не проживает в данном жилом доме, в поврежденном жилом доме проживает ФИО12 с детьми, что подтверждается показаниями Бабаева С.Ю., главы администрации Усть-Ивановского сельсовета Лимайкина А.В., копией решения Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ об определении места жительства ребенка, в мотивировочной части которого имеются выводы суда о том, что Литовченко О.В. в <адрес> не проживает, проживает в <адрес>, судом принято решение об определении места жительства ребенка с отцом Бабаевым С.Ю. по его месту жительства в <адрес>.

 Таким образом, учитывая, что в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения факт постоянного проживания Литовченко О.В. по адресу: <адрес>, а обязательным условием для возникновения права на получение социальной выплаты на цели капитального ремонта является постоянное проживание в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Литовченко О.В.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 В удовлетворении исковых требований Литовченко О.В. к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании права на предоставление социальной выплаты на цели капитального ремонта, включении в списки граждан-получателей социальной выплаты на цели проведения капитального ремонта жилого помещения – отказать.

 Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня вынесения решения.

 Председательствующий: