ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-559/2016 от 20.07.2016 Барышского городского суда (Ульяновская область)

Дело № 2 - 559 / 2016 год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2016 года г.Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Гавриловой Е.И., при секретаре Киселевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующего в интересах ФИО2, к Администрации МО «Барышский район» о признании незаконным отказ засчитать в муниципальный стаж период трудовой деятельности, о возложении обязанности засчитать в стаж муниципальной службы период замещения работы в должности заместителя начальника Управления ПФР (ГУ) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области с 17.04.2010 г. по 16.04.2015 г., считать дату увольнения 16.04.2015 г. датой прекращения исполнения муниципальных полномочий по обеспечению назначения и выплаты государственных пенсий на территории муниципального образования Барышский район, к администрации МО «Барышское городское поселение» о признании незаконным отказ в назначении доплаты к государственной пенсии, установлении факта возникновения с 24.01.2011 г. права на доплату к трудовой пенсии по старости и возложении обязанности назначить доплату к трудовой пенсии по старости с 23.03.2016 г.,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, действующий в интересах ФИО2, обратился в суд с иском к Администрации МО «Барышский район» в котором указал, что 23.03.2016г. ФИО2 обратился в Администрацию МО «Барышский район» с заявлением, в котором просил засчитать в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет период его работы в должности заместителя начальника Управления ПФР (ГУ) в г.Барыше и Барышском районе с 17.04.2010г. по 16.04.2015г. в связи с исполнением полномочий муниципальных органов Барышского района, переданных в Отделение ПФРк иным периодам муниципальной службы, и просил считать дату увольнения 16.04.2015г. датой прекращения исполнения ФИО2 муниципальных полномочий по обеспечению назначения и выплаты государственных пенсий на территории муниципального образования Барышский район, поскольку ФИО2 с момента увольнения с муниципальной службы с 04.12.2001г. до 16.04.2015г. исполнял должностные обязанности в Управлении пенсионного фонда, которые до реорганизации исполняла администрация Барышского района. Свое право истец обосновал следующими документами: Указ Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации", Соглашение между ПФР и Администрацией Ульяновской области о передаче Отделению ПФР от органов местного самоуправления городов (районов) Ульяновской области полномочий по назначению и выплате государственных пенсий от 21.08.2001г. №092-0074, Распоряжение Главы Барышского района №161-р от 25.10.2001г. О передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий Отделению ПФР по Ульяновской области, Распоряжение Главы Барышского района №162-р от 01.11.2001г. О реорганизации комитета социальной защиты населения администрации « Барышского района», Постановление Главы Барышского №296 от 29. 11.2001г. «О регистрации ГУ - Управления ПФР в Барышском районе Ульяновской области», Федеральный закон от 2 марта 2007г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закон Ульяновской области от 07.11.2007г. №163-30 «О муниципальной службе в Ульяновской области», Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Барышский район», утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области четвертого созыва №43/337-19 от 21.09.2011г. «О пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Барышский район». Однако на основании писем №1032 от 08.04.2016г. и №1230 от 22.04.2016г. ему было в этом отказано по причине наличия ранее поданных обращений и наличия решений суда. Данный отказ считает незаконным. Обращает внимание, что в нарушение закона решение по его заявлению принималось не комиссией, а исполнителем, составившим вышеуказанные письма, комиссия же по данному вопросу не собиралась. Кроме того, обращает внимание, что ранее он не обращался с подобным требованием ни в администрацию, ни в суд. Просит суд признать незаконным отказ засчитать в муниципальный стаж период трудовой деятельности, обязать ответчика засчитать в стаж муниципальной службы период замещения работы в должности заместителя начальника Управления ПФР (ГУ) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области с 17.04.2010г. по 16.04.2015г., считать дату увольнения 16.04.2015г. датой прекращения исполнения муниципальных полномочий по обеспечению назначения и выплаты государственных пенсий на территории муниципального образования Барышский район.

Кроме того, ФИО1, действующий в интересах ФИО2, обратился в суд с иском к Администрации МО «Барышское городское поселение», в котором указал, что 23.03.2016г. он обратился в МО «Барышское городское поселение» с заявлением об установлении факта возникновения с 24.01.2011г. права на доплату к государственной пенсии и о назначении доплаты к государственной пенсии с момента подачи заявления. Однако на основании писем №1032 от 08.04.2016г. и №1230 от 22.04.2016г. ему было в этом отказано по причине наличия ранее поданных обращений и наличия решений суда. Обращает внимание, что поданное им заявление должно было быть рассмотрено комиссией, что сделано не было. Кроме того, обращает внимание, что ранее он не обращался с подобным требованием ни в администрацию, ни в суд. Далее указано, что 31.12.1996г. ФИО2 вступил в должность Главы города Барыша по результатам выборов 22.12.1996г., 09.01.2001г. освобожден от должности в связи с истечением срока полномочий, 24.01.2011г. назначена трудовая пенсия по инвалидности. Сославшись на Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячно доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности города Барыша, утвержденное решением Совета депутатов города Барыша от 22.04.2003г., считает, что право на доплату к государственной пенсии у него возникло 24.01.2011г., при этом данное право он вправе реализовать в любое время путем подачи заявления. Просит суд признать незаконным отказ в назначении доплаты к государственной пенсии, установить факт возникновения с 24.01.2011г. права на доплату к трудовой пенсии по старости и обязать назначить доплату к трудовой пенсии по старости с 23.03.2016г.

Согласно определению Барышского городского суда от 01.07.2016г. гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебное заседание ФИО2 и его представитель ФИО1 не явились, о дне заседания извещены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, иск поддерживают.

Представитель администрации МО «Барышский район» ФИО3, против иска возражала. Из пояснений представителя следует, что ранее ФИО2 неоднократно обращался с аналогичными исковыми требованиями к администрации МО «Барышский район», по данным искам имеются вступившие в законную силу решения Барышского городского суда об отказе в иске. Заявленные в настоящее время требования, по мнению представителя, вновь сводятся к ранее заявленным требованиям о признании незаконным отказа в назначении пенсии (доплаты) за выслугу лет и назначении доплаты к государственной пенсии. Доводы ФИО2, изложенные в исках, уже были предметом судебных разбирательств. Полномочия органа местного самоуправления по назначению и выплате государственных пенсий законом не предусмотрены, в связи с чем доводы истца об исполнении им муниципальных полномочий по назначению и выплате государственных пенсий в период его работы в УПФР не основаны на законе. Управление Пенсионного фонда России является внебюджетным учреждением. Денежные средства отделения ПФР находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов. Обращает внимание, что ФИО2 уволился из администрации Барышского района по собственному желанию. Работая в Управлении ПФР, ФИО2 не исполнял никаких муниципальных полномочий и не являлся муниципальным служащим. Он никогда не работал ни в городском, ни в районном Комитетах социальной защиты населения. По мнению представителя, не имеется оснований для включения в стаж муниципальной службы периода работы истца в Управлении ПФР. Поскольку ФИО2 перед возникновением у него права на трудовую пенсию по старости и по инвалидности не проработал последние 12 месяцев на муниципальной службе, у него отсутствует право на назначение пенсии за выслугу лет на муниципальной службе. К тому же Положением не предусмотрено такого основания увольнения с муниципальной службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, как перевод работника с его согласия на другое предприятие, в учреждение, организацию. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Изучив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд находит требование ФИО2 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.5 п.1 ст. 23 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет.

Такое пенсионное обеспечение, в силу ст. 72 (п. «ж» ч.1) Конституции Российской Федерации и согласно п.1 ст. 24 вышеназванного Федерального закона, предусматривающего распространение на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно п.12 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие пенсионного законодательства.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Таким образом, определение размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, равно как и иных выплат, не предусмотренных федеральным законодательством, является исключительной прерогативой органов местного самоуправления. Поскольку указанные выплаты производятся за счет средств местного бюджета, вопрос об установлении данных выплат зависит от наличия бюджетных средств.

В рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения муниципальных служащих муниципальных образований субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на органы местного самоуправления, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).

Решением Совета депутатов муниципального образования «Барышский район» № 43/337-19 от 21 сентября 2011 г. утверждено Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Барышский район».

Согласно ст. 2 Положения, пенсия за выслугу лет – это ежемесячная денежная выплата, которая предоставляется гражданам Российской Федерации в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением муниципальной службы в органах местного самоуправления МО «Барышский район», при достижении установленной настоящим Положением выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности).

В соответствии со ст.4 Положения муниципальные служащие при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и лица, замещающие выборные должности не менее одного срока, и замещавшие муниципальные должности по муниципальной службе или выборные муниципальные должности не менее 12 полных месяцев на момент выхода на пенсию имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части первой статьи 77, пунктом 3 части 1 статьи 81, пунктами 2, 3, 5, 7 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части первой статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Выборные должностные лица, осуществляющие полномочия на постоянной основе, а также муниципальные служащие, замещающие должности на условиях срочного трудового договора в соответствии с контрактами, при увольнении с муниципальной службы имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости ( инвалидности ) и непосредственно перед увольнением замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев.

Как установлено судом, ФИО2 в период с 31 декабря 1996 года по 9 января 2001 года занимал выборную должность главы города Барыша.

С 04 декабря 2001 года по 16 апреля 2015 года истец работал в Управлении Пенсионного фонда в г. Барыше и Барышском районе.

С 24 февраля 2011 года ФИО2 является получателем пенсии по инвалидности, а с 27 августа 2014 года - пенсии по старости.

23 марта 2016 года ФИО2 обратился в администрацию МО «Барышский район» с заявлением, в котором просил засчитать в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет период его работы в должности заместителя начальника Управления ПФР (ГУ) в г.Барыше и Барышском районе с 17.04.2010г. по 16.04.2015г. в связи с исполнением полномочий муниципальных органов Барышского района, переданных в Отделение ПФРк иным периодам муниципальной службы, и просил считать дату увольнения 16.04.2015г. датой прекращения исполнения ФИО2 муниципальных полномочий по обеспечению назначения и выплаты государственных пенсий на территории муниципального образования Барышский район.

Кроме того, 23.03.2016 г. ФИО2 обратился к Главе администрации МО «Барышский район» с заявлением об установлении факта возникновения с 24.01.2011 г. права на доплату к государственной пенсии и о назначении доплаты к государственной пенсии с момента подачи заявления.

В письмах №1032 от 08.04.2016г. и №1230 от 22.04.2016г. за подписью Главы администрации МО «Барышский район» ФИО2 было указано на наличие вступивших в законную силу решений суда об отказе в удовлетворении его требований о назначении доплаты к государственной пенсии. По поводу изменения формулировки увольнения было рекомендовано обратиться в УПФР, как к работодателю.

Не согласившись с такой позицией администрации МО «Барышский район», ФИО2 обратился в суд с настоящим иском.

Согласно решению Барышского городского суда от 24.12.2014г., вступившему в законную силу 24.03.2015г., ФИО2 в иске к администрации МО «Барышский район» о признании незаконным отказа в назначении пенсии (доплаты) за выслугу лет и о возложении обязанности назначить пенсию (доплату) за выслугу лет на муниципальной службе было отказано.

Как было установлено судом, основанием для отказа администрации в назначении ФИО2 указанной выплаты послужило то обстоятельство, что на момент освобождения от выборной должности Главы города Барыша ФИО2 не имел права на трудовую пенсию по старости или инвалидности и непосредственно перед увольнением не замещал должность муниципальной службы не менее 12 полных месяцев.

Судом также было установлено, что кроме наличия необходимого стажа замещения выборной должности не менее одного срока, ФИО2 для получения права на муниципальную пенсию необходимо выйти на пенсию по старости или инвалидности непосредственно с должности муниципальной службы, продолжительность которой до увольнения не может быть менее полных 12 месяцев. Право на муниципальную пенсию ( доплату ) возникает у гражданина ( в числе прочего ) при условии, если он не осуществляет трудовую деятельность.

Между тем, судом было установлено, что ФИО2, являясь получателем пенсии по инвалидности с 24.02.2011г., продолжал работать в государственном учреждении и на момент назначения трудовой пенсии не занимал должность муниципальной службы или выборную муниципальную должность не менее полных 12 месяцев.

Как указано в апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 24.03.2015г., поскольку дополнительные выплаты к пенсии, установленные федеральными законами, в отношении муниципальных служащих определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актов органов местного самоуправления и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень периодов, учитываемых при назначении данной выплаты и корректировать правила их назначения, в том числе, из своих финансовых возможностей, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статей 39 ( части 1 и 2 ) и 55 ( часть 2 ) Конституции РФ.

При этом, как следует из данного апелляционного определения, доводы ФИО2 о необходимости засчитать в стаж муниципальной службы период работы в Управлении ПФР (ГУ) в г.Барыше и Барышском районе, которое является государственным учреждением, и что он (истец) замещал должность, которая относится к иным периодам трудовой деятельности для включения в стаж муниципальной службы, были предметом судебного разбирательства.

Судебными постановлениями было установлено, что ФИО2 права на пенсию за выслугу лет как муниципальный служащий в соответствии с законодательством о муниципальной службе не имеет.

В силу ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

К тому же, как установлено судом, ФИО2 был уволен 3 декабря 2001 года по пункту 5 статьи 29 КЗоТ РФ в связи с переводом на другую работу, принят в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Барышском районе. При этом перевод работника с его согласия на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность являлся самостоятельным основанием для прекращения трудового договора. Аналогичное основание для прекращения трудового договора установлено пунктом 5 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. По смыслу закона увольнение по переводу в другую организацию происходит только с согласия работника.

Ввиду того, что вышеуказанным Положением не предусмотрено такого основания увольнения с муниципальной службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, как перевод работника с его согласия на другое предприятие, в учреждение, организацию, то отсутствует одно из обязательных условий для признания за ФИО2 права на назначение пенсии за выслугу лет.

То обстоятельство, что функции по назначению и выплате пенсий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 были переданы от органов социальной защиты населения Пенсионному фонду Российской Федерации, не свидетельствует о том, что увольнение истца в порядке перевода в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Барышском районе связано с ликвидацией органа районного самоуправления либо структурного подразделения этого органа с правами юридического лица, а также сокращением штата органа районного самоуправления, либо структурного подразделения этого органа с правами юридического лица.

При этом следует также учесть, что в органах социальной защиты населения истец не работал, и специалистом, занимающимся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, не являлся. Поэтому ссылка истца на Соглашение от 21.08.2001г. №092-0074 и последующие принятые в связи с ним акты органа местного самоуправления, как на основания для включения в муниципальный стаж периода работы в УПФР, несостоятельна.

Довод истца о том, что к возникшим правоотношениям должно применяться Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячно доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности города Барыша, утвержденное решением Совета депутатов города Барыша от 22.04.2003 г., суд также находит несостоятельным.

Как было ранее установлено судебными постановлениями, выплаты истцу в соответствии с указанным Положением не устанавливались и на момент увольнения с муниципальной должности города Барыша, данное Положение не было принято. Кроме того, Положение предусматривало ежемесячную доплату к пенсии не ранее дня, следующего за днем освобождения от муниципальной должности и назначения трудовой пенсии. Истцу пенсия по инвалидности назначена 24.02.2011г. На момент обращения в администрацию МО «Барышский район» действовало Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Барышский район», утвержденное решением Совета депутатов МО «Барышский район» Ульяновской области от 21.09.2011г.

Анализ вышеуказанных положений Закона и установленных в суде обстоятельств позволяет суду сделать вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1, действующего в интересах ФИО2, к Администрации МО «Барышский район» о признании незаконным отказ засчитать в муниципальный стаж период трудовой деятельности, о возложении обязанности засчитать в стаж муниципальной службы период замещения работы в должности заместителя начальника Управления ПФР (ГУ) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области с 17.04.2010 г. по 16.04.2015 г., считать дату увольнения 16.04.2015 г. датой прекращения исполнения муниципальных полномочий по обеспечению назначения и выплаты государственных пенсий на территории муниципального образования Барышский район, к администрации МО «Барышское городское поселение» о признании незаконным отказ в назначении доплаты к государственной пенсии, установлении факта возникновения с 24.01.2011 г. права на доплату к трудовой пенсии по старости и возложении обязанности назначить доплату к трудовой пенсии по старости с 23.03.2016 г. – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение одного месяца.

Судья Е.И. Гаврилова