ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-55/13 от 21.03.2013 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2-55/13

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2013 года город Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Животиковой А.В.,

при секретаре Жиляковой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Октябрьского района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к ООО «РУМЕДИА» (филиал ООО «РУМЕДИА» - Прайд Медиа), Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о понуждении к демонтажу рекламной конструкции,

У С Т А Н О В И Л :

И.о. прокурора Октябрьского района г. Липецка, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к ООО «РУМЕДИА» (филиал ООО «РУМЕДИА» - Прайд Медиа) о понуждении к демонтажу рекламной конструкции, указывая, что при проведении проверки прокуратурой Октябрьского района г. Липецка соблюдения хозяйствующими субъектами законодательства о рекламе при размещении конструкций на территории Октябрьского района г. Липецка были выявлены нарушения, а именно: 17.04.2007г. департаментом по работе с населением и связям с общественностью администрации г. Липецка ответчику было выдано разрешение сроком на 5 лет на установку рекламной конструкции по адресу: г. Липецк, ул. <адрес>, район остановки перед рынком строительных материалов, на основании которого между ответчиком и МУ «Городской центр рекламы» 02.05.2007г. был заключен договор на размещение рекламной конструкции сроком действия до 01.05.2012г. включительно; 17.04.2007г. департаментом по работе с населением и связям с общественностью администрации г. Липецка ответчику было выдано разрешение сроком на 5 лет на установку рекламной конструкции по адресу: <...> напротив дома № 108, на основании которого между ответчиком и МУ «Городской центр рекламы» 02.05.2007г. был заключен договор на размещение рекламной конструкции сроком действия до 01.05.2012г. включительно. 17.04.2012г. сроки действия разрешений, 02.05.2012г. сроки действия договором истекли, в связи с чем 11.04.2012г. ответчику МУ «Городской центр рекламы» было направлено письмо с указанием о необходимости демонтажа рекламных конструкций, председателем департамента по работе с населением и связям с общественностью администрации г. Липецка 18.05.2012г. ответчику также направлялось предписание о демонтаже рекламных конструкций, которое исполнено не было. Собственность на земельные участки, на которых располагаются рекламные конструкции, не разграничена, сведений о заключении ответчиком с Управлением имущественных и земельных отношений ЛО договора на размещении рекламных конструкций не имеется, таким образом, земельные участки используются ответчиком самовольно. Поскольку ответчиком при монтаже рекламных конструкций по указанным адресам допущены нарушения требований ГОСТ, что затрагивает интересы участников дорожного движения, просил обязать ответчика демонтировать рекламные конструкции, расположенные по адресам: г. Липецк, ул. <адрес>, район остановки перед рынком строительных материалов; г. Липецк, <адрес>.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Управление имущественных и земельных отношений ЛО.

Ответчики в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены, рассмотреть дело в их отсутствие не просили, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.

Представитель третьего лица ГИБДД УМВД по ЛО ФИО1, представитель третьих лиц муниципального казенного предприятия «Липецкгорсвет», МУ «Городской центр рекламы», представитель МУ «Городской центр рекламы» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Ранее в судебном заседании помощник прокурора Нагайцев А.А. поддержал исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представители ответчика ООО «РУМЕДИА» ранее в судебном заседании иск не признали, указали, что считают иск незаконным и необоснованным, не подтвержденным доказательствами, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела и не подлежащим удовлетворению. Считают доводы истца о том, что принадлежащие ООО «РУМЕДИА» спорные рекламные конструкции не соответствуют ГОСТ Р 520044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», в редакции от 24.03.2009 является обязательным к применению, и в случае нарушения установленных им параметров, касающихся расстояния между рекламной конструкцией и бордюрным камнем проезжей части дороги или линиями электропередачи, рекламная конструкция подлежит принудительному демонтажу, подлежит отклонению как не основанный на положениях Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании».

Довод истца о том, что спорные рекламные конструкции повышают аварийность на соответствующих участках проезжей части дорог подлежит отклонению, в связи с тем, что не были указаны установленные обстоятельства, свидетельствующие о повышении аварийности на участках дорог в местах установки спорных рекламных конструкций, а так же с момента установки этих конструкций и по настоящее время из уполномоченных органов, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения в г.Липецке, а именно из органов ГИБДД не поступало никаких обращений, свидетельствующих о том, что спорные рекламные конструкции повлияли на аварийность на соответствующих участках дорог. В листах согласований от 06.04.2006г. на размещение средства наружной рекламы по адресу <...> район дома №108 и от 21.08.2006г. на размещение средства наружной рекламы по адресу г.Липецк, ул.<адрес>, район остановки перед рынком строительных материалов уполномоченным органом, а именно УГИБДД УВД ЛО поставлена виза согласования на установку соответствующей рекламной конструкции, из этого следует, что УГИБДД разрешило установку спорных рекламных конструкций и не видит для этого препятствий в части обеспечения безопасности дорожного движения в г.Липецке.

Довод истца о том, что поскольку сроки действия договоров на размещение рекламных конструкций, так и разрешений на их установку истекли, следовательно, они подлежат демонтажу, не основан на законе. Начиная с 19.04.2008г. на территории города Липецка распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, законом Липецкой области отнесено к компетенции уполномоченного администрацией Липецкой области исполнительного органа Липецкой области. Этим органом выступает Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области. Земельные участки, на которых расположены рекламные конструкции ООО «РУМЕДИА» попадают под данную категорию, что подтверждается письмом председателя департамента по работе с населением и связям с общественностью администрации г.Липецка от 19.07.2012г. №116-26-01/102. 10.09.2012г. во исполнение требования ч.5.1 ст.19 Федерального Закона «О рекламе» ООО «РУМЕДИА» в лице своего филиала в г.Липецке Прайд Медиа подало в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области заявление исх.183 от 10.09.2012г. о проведении торгов на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на новый пятилетний срок. Таким образом, законные основания для принуждения ООО «РУМЕДИА» к демонтажу спорных рекламных конструкций. Просили в удовлетворении искового заявления отказать.

Исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Частью 5 ст.19 Федерального Закона РФ от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, уполномоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации признается ненадлежащей (п.4 ст.3 Федерального Закона от 13.03.06г. №38-ФЗ «О рекламе»).

В соответствии с п.2.3.4 указанных выше договоров, по окончании срока действия договора, а так же в случае одностороннего расторжения договора, рекламораспространитель обязан за свой счет в 7-дневный срок произвести демонтаж рекламной конструкции и восстановить благоустройство и озеление места размещения и прилегающей территории в том виде, в котором оно было до демонтажа.

Эксплуатация объекта наружной рекламы без наличия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, технического паспорта рекламной информационной) конструкции запрещается (п. 7.9 Положения «О наружной рекламе и информации в городе Липецке», утвержденного Решением Липецкого городского Совета депутатов от 28 июля 2009 года №1111.

Согласно ч. 4 ст. 19 Федерального закона РФ от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (с изменениями от 18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля, 21 июля, 1 декабря 2007 г., 13 мая, 27 октября 2008 г., 7 мая, 27 сентября, 17, 27 декабря 2009 г., 19 мая, 27 июля 2010 г.) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

В силу ч. 9 ст. 19 ФЗ «О рекламе» установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Согласно ч. 13 ст. 19 ФЗ «О рекламе» орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.

В силу ч. 20 ст. 19 ФЗ «О рекламе» разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:

1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе - по иску антимонопольного органа;

2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;

3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану - по иску органа местного самоуправления;

4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления;

5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.

6) возникновения преимущественного положения в соответствии с частями 5.3 и 5.4 настоящей статьи - по иску антимонопольного органа.

В случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.

Судом установлено, что прокуратурой Октябрьского района г. Липецка проведена проверка исполнения на территории Октябрьского района г. Липецка требований действующего законодательства о рекламе. В ходе прокурорской проверки установлено, что по адресу ул. <адрес>, район остановки перед рынком строительных материалов и на <адрес>, размещена рекламная конструкция в виде двустороннего щита формата 3х6 м на одной опоре. Собственником рекламной конструкции является ООО «РУМЕДИА». Рекламные щиты располагаются возле проезжей части, вблизи линии электропередачи. Как установлено в ходе прокурорской проверки, рекламная конструкция не соответствует требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения".

Согласно п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены: … - над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах. Согласно п. 6.4 ГОСТ Р 52044-2003 удаление средств наружной рекламы от линий электропередачи осветительной сети должно быть не менее 1,0 м.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 г. N 124-ст. В соответствии с постановлением Госстандарта РФ от 24 декабря 2003 г. N 381-ст дата введения настоящего ГОСТа перенесена на 1 июля 2004 г. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 августа 2004 г. N 2-СТ действие настоящего ГОСТ было приостановлено до утверждения и введения в действие пересмотренной редакции текста настоящего ГОСТа.

На момент выдачи разрешения действовало положение п. 6.4 ГОСТ Р 52044-2003, согласно которому удаление средств наружной рекламы от линий электропередачи осветительной сети должно быть не менее 1,0 м. Как следует из сообщения МКП «Липецкгорсвет» от 28.09.2012 г., линия электропередач осветительной сети МКП «Липецкгорсвет» расположена на расстоянии 107 см до ближайшего края конструкции рекламного щита, расположенного по <адрес>, район остановки перед рынком строительных материалов; линия электропередач осветительной сети МКП «Липецкгорсвет» расположены на расстоянии 128 см до ближайшего края конструкции рекламного щита, расположенного по <адрес>.

Определением суда от 29.10.2012г. по ходатайству представителя ответчика по делу была назначена комплексная строительно-техническая и автодорожная экспертиза, для установления объективных сведений как по вопросам территориального расположения спорных рекламных конструкций относительно автомобильной дороги, так и по вопросам безопасности дорожного движения в месте установки рекламных конструкций.

Согласно заключению № 0923/Э о результатах комплексной строительно-технической и автодорожной экспертизы от 23.01.2013г. Ростовского Центра судебных экспертиз:

в ходе проведенного анализа требований п.6.1 ГОСТ 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» в части выявлено, что расстояние до ближайшего края средства наружной рекламы это наиболее близкое расстояние, от какого либо объекта, в части вышеуказанного абзаца п.6.1 – от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня), до наиболее близкой точки средства наружной рекламы, то есть наиболее близкое расстояние по прямой линии между двумя исследуемыми точками: от объекта до наиболее близко расположенной к объекту точки средства наружной рекламы. Расстояние от ближайшего края рекламной конструкции, установленной по адресу <...> район д.108 до бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) по пр.Победы составляет 5,81 м, что соответствует требованиям п.6.1 ГОСТ 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений».

Расстояние от ближайшего края рекламной конструкции, г.Липецк, ул. <адрес>, район остановки перед рынком строительных материалов, до бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) по ул. <адрес> составляет 7,12м., что соответствует требованиям п.6.1 ГОСТ 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений».

На основании проведенного анализа месторасположения исследуемой рекламной конструкции а так же особенностей существующей дорожной ситуации (расположение технических средств организации дорожного движения – светофоров, дорожных знаков, то есть размещение рекламной конструкции относительно данных средств, расстояние между ними) выявлено, что рекламная конструкция, установленная по адресу: г.Липецк, <адрес>, не ограничивает видимость технических средств организации дорожного движения всеми участниками дорожного движения, что соответствует п.6.1 ГОСТ 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».

В результате проведенного анализа дорожной ситуации в месте установки рекламной конструкции (район остановки перед рынком строительных материалов) эксперты пришли к промежуточному выводу, что совокупность следующих факторов: особенности размещения рекламной конструкции (в стороне от проезжей части), конструктивные особенности рекламной конструкции ( с боковым креплением), размерные характеристики (расстояние от поверхности проезжей части до нижнего края рекламного поля более 7,0м), траектория проезжей части участка автомобильной дороги по <адрес> в месте установки исследуемой рекламной конструкции (отклонение от прямолинейности, с поворотом влево) не ограничивает видимость технических средств организации дорожного движения всеми участниками дорожного движения, что соответствует п.6.1 ГОСТ 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».

В ходе натурного обследования места расположения рекламной конструкции, установленной по адресу г.Липецк, <адрес> а так же рекламной конструкции, установленной по адресу г.Липецк, <адрес>, район остановки перед рынком строительных материалов, инженерные сооружения не выявлены.

Суд принимает во внимание указанное заключение в качестве доказательства по делу, поскольку оно является обоснованным и мотивированным, имеются ссылки на используемую литературу, источники, заключение отвечает требованиям ГПК РФ, не оспорены сторонами, оснований для исключения его из числа доказательств, у суда не имеется.

Таким образом, не нашел подтверждения тот факт, что ООО «РУМЕДИА» нарушил п.6.1 ГОСТ 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» установив рекламные конструкции по адресу г.Липецк, <адрес> и по <адрес>, район остановки перед рынком строительных материалов.

В соответствии со ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ, право на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно требованиям ч. 1 ст. 28, ст. 29 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Учитывая, что прокурор Октябрьского района г. Липецка обращается в защиту прав неопределенного круга лиц, так как у ООО «РУМЕДИА» с Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области не заключен договор на размещение рекламных конструкций, и земельные участки расположенные по адресам г.Липецк, <адрес>, район остановки перед рынком строительных материалов используются самовольно, документация, предусмотренная ст.19 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» и Положением «О наружной рекламе, и информации в г.Липецке» ответчиком не получена, затрагивает интересы участников дорожного движения, круг которых нельзя индивидуализировать и привлечь к участию в деле, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования заявленные и.о. прокурора Октябрьского района г. Липецка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Возложить на ООО «РУМЕДИЯ» обязанность демонтировать рекламные конструкции: двусторонний щит формата 3,0х6,0м., расположенный по адресу: г.Липецк, <адрес>, район остановки перед рынком строительных материалов, и двусторонний щит формата 3,0х6,0м., расположенный по адресу: г.Липецк, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Липецкий областной суд через районный суд.

Председательствующий (подпись)

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Решение не вступило в законную силу

Копия верна

Судья

Секретарь