ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-55/19 от 26.02.2019 Прилузского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2-55/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Можеговой Т.В.

при секретаре Кныш Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

26 февраля 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Косолапова В.П. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» об отмене уведомления, решения, обязании предоставить ежемесячную денежную компенсацию на оплату ЖКУ,

установил:

Косолапов В.П. обратилась в суд с иском к ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» об отмене уведомления, решения, обязании предоставить ежемесячную денежную компенсацию на оплату ЖКУ. В обоснование иска указано, что в январе 2019 года обратился за предоставлением денежной компенсации на оплату ЖКУ по категории «Ветеран труда», однако получил отказ, в связи с чем обратилась в суд с иском.

Истец в судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, указав, что с 2015 года имеет звание «Ветеран труда». В 2015 году в назначении МСП по оплате ЖКУ было отказано, поскольку не получал пенсии по старости, был пенсионером МВД. 21.12.2018 была назначена пенсия по старости, в связи с чем в январе 2019 года обратился к ответчику по вопросу получениям мер социальной поддержки на оплату ЖКУ, однако получил отказ, с чем не согласен. Обратился к ответчику только в январе 2019 г., так как собирал необходимый пакет документов.

Представитель ответчика ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» в суде не присутствует, извещен надлежащим образом о месте и времени слушания дела. Представили возражения на иск, в которых просили в удовлетворении иска Косолапова В.П. отказать.

Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев личные дела Косолапова В.П., суд приходит к следующему.

В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации).

Отсюда, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ), которая обеспечивается доступом к правосудию для разрешения любых споров, в том числе и социальных.

В силу ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция Российской Федерации в соответствии с положениями ее статьи 39 (части 1 и 2), которой корреспондирует статья 40 (части 1 и 2) Конституции Республики Коми, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и пособия устанавливаются законом.

Конституция Республики Коми провозглашает, что социальная и экономическая политика в Республике Коми направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 11), государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 17).

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Данное положение отражено и в ст. 64 ч. 1 п. «ж» Конституции Республики Коми.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Не устанавливая конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя. Располагая достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки, законодатель вправе осуществлять выбор конкретных мер социальной защиты, порядка и условий их предоставления.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе закреплены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда (ст. 1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ).

Так ст. 7 ч. 1 п. 1 вышеназванного закона определяет, что ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда».

Ст. 22 Закона «О ветеранах» определяет, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с под.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обеспечения граждан.

При этом вышеназванный Закон не допускает возможности издания федеральных законов, которые бы определяли объем и порядок расходования бюджетных средств субъекта Российской Федерации в рассматриваемой области их деятельности (пункт 4 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ).

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливают, в том числе региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ (п. 2 ст. 26.14 Закон № 184-ФЗ от 06.10.1999).

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных бюджетных средств.

При системном анализе положений статей 1, 26.3 и 26.14 Федерального закона № 184-ФЗ в их взаимосвязи с положениями статей 31 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающих принципы бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных полномочий и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, приходим к выводу, что Республика Коми вправе самостоятельно устанавливать виды, объем и порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Согласно ч. 2 ст. 64 Конституции Республики Коми по предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми Республика Коми осуществляет собственное правовое регулирование.

В силу приведенных выше конституционных положений в Российской Федерации установлена двухуровневая система нормативно-правового регулирования правоотношений по вопросам оказания мер социальной поддержки ветеранов: на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. При этом вопросы предоставления мер социальной поддержки ветеранов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (определение форм и объемов предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда) отнесены федеральным законодателем к полномочиям субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Положением «О Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми», утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 11.12.2015 № 519, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в сфере социальной защиты населения и социального обслуживания исполняет функции по организации предоставления государственными учреждениями Республики Коми гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (пп. 25 а. 11.4 Положения). Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений Республики Коми, определенных Правительством Республики Коми.

На основании Приказа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 11.01.2016 № 2а полномочиями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме наделены государственные бюджетные учреждения Республики Коми, в т.ч. «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района».

Во исполнение предписаний федерального законодательства в Республике Коми принят Закон от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», установивший правовые гарантии социальной защиты отдельных категорий населения, проживающих в Республике Коми.

В силу ст. 11 вышеприведенного Закона лицам, имеющим звание «Ветеран труда» (далее - ветераны труда), по достижении возраста 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами или в случае досрочного установления (назначения) страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» (за исключением лиц, указанных в части 3 настоящей статьи), независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (кроме услуг и работ по управлению многоквартирным домом и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) ветеранам труда и членам их семей;
2) исключен; 3) исключен; 4) республиканская ежемесячная денежная выплата; 5) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях Республики Коми, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми в медицинских организациях Республики Коми; 6) преимущественное право на вступление в жилищно-строительные, гаражно-строительные кооперативы; 7) преимущественное право на получение земельных участков под индивидуальное жилищное и гаражное строительство, садово-огородное хозяйство (ч. 1). Ветеранам труда, получающим пенсии за выслугу лет либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на меры социальной поддержки в соответствии с частью 1 настоящей статьи предоставляется при достижении возраста 60 лет мужчинами и 55 лет женщинами (ч. 3).

В 2015 году Косолапов В.П. получил звание «Ветеран труда», что подтверждается удостоверением серии от 26.10.2015.

Уведомлением от 02.11.2015 Косолапову В.П. отказано в предоставлении МСП по оплате ЖКУ, при этом разъяснено, что последние будут назначены при условии установления (назначения) в установленном порядке страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» независимо от прекращения трудовой деятельности.

Согласно пенсионного удостоверения Косолапову В.П. с 2017 года назначена пенсия за выслугу лет в органах внутренних дел.

С 21.12.2018 Косолапов В.П. является получателем страховой пенсии по старости, что подтверждается справкой УПФР в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) от 21.01.2019.

Косолапов В.П. 21.01.2019 обратился в ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» с заявлением о предоставлении республиканской ежемесячной денежной выплаты. В обоснование заявления истец представил ответчику подлинники заявления о назначении РЕДВ, справку о страховой пенсии с УПФР, заявление о присвоении звания «Ветеран труда», копии пенсионного удостоверения МВД, удостоверения к знаку «Отличник милиции».

Решением от 23.01.2019 Косолапову В.П. отказано в предоставлении государственной услуги со ссылкой на п. 3 ст. 11 Закона Республики Коми от 12.11.2014 № 55-РЗ, о чем последний был уведомлен уведомлением от 23.01.2019 .

Отказывая Косолапову В.П. в назначении МСП на оплату ЖКУ, ответчик сослался на тот факт, что на момент обращения за выплатой последний не достиг возраста 60 лет.

Проверяя правовую позицию сторон, суд исходит из следующего.

В своем Постановлении от 14.04.2016 Конституционный Суд Республики Коми «По делу о проверке конституционности абзаца 2 части 2 статьи 2 и абзаца 10 пункта 4 части 1 статьи 20 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» по жалобе гражданина Хозяинова В.И.» указал, что внося изменения в правовой механизм оказания мер социальной поддержки, законодатель Республики Коми должен исходить из недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права граждан (часть 2 статьи 18 Конституции Республики Коми), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан конституционный статус личности, так и обуславливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки. Республика Коми, взяв на себя определенные обязательства по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда, не может действовать произвольно. При изменении правового регулирования социального обеспечения этой категории граждан она должна руководствоваться принципом социальной справедливости, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичные интересы республики, а также принимать во внимание социально-экономические возможности бюджета.

В тоже время возникновение права на получение тех или иных гарантий со стороны государства связано с желанием гражданина реализовать свое право на получение той или ной гарантии, то есть возникновение права носит заявительный характер.

До 31.12.2018 ст. 11 Закона от 12.11.2004 № 55-РЗ была изложена в следующей редакции: 1. Лицам, имеющим звание «Ветеран труда», (далее - ветераны труда) после установления (назначения) им в установленном порядке страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (кроме услуг и работ по управлению многоквартирным домом и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) ветеранам труда и членам их семей; 2) исключен; 3) исключен; 4) республиканская ежемесячная денежная выплата; 5) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях Республики Коми, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми в медицинских организациях Республики Коми; 6) преимущественное право на вступление в жилищно-строительные, гаражно-строительные кооперативы; 7) преимущественное право на получение земельных участков под индивидуальное жилищное и гаражное строительство, садово-огородное хозяйство. 2. Исключена. 3. Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено частью 1 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на меры социальной поддержки в соответствии с частью 1 настоящей статьи предоставляется при достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Законом Республики Коми от 26.09.2018 № 62-РЗ в Закон от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» внесены изменения. Закон вступил в силу с 01.01.2019.

В частности изменился порядок предоставлениям мер социальной поддержки по оплате ЖКУ категории граждан «Ветеран труда».

Истец обратился к ответчику с вопросом о предоставлении МСП по оплате ЖКУ 21.01.2019, то есть в период вступления изменения изменений в Закон Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ, а, следовательно, при рассмотрении заявления Косолапова В.П. правильно применялся Закон в редакции, действующей на момент обращения.

На момент обращения к ответчику Косолапов В.П. достиг возраста 57 лет, является получателем страховой пенсии по старости, при этом последняя не назначена досрочно, в связи с чем суд соглашается с позицией ответчика в части рассмотрения обращения Косолапова В.П. в рамках п. 3 ст. 11 вышеназванного Закона.

При этом суд признает, что по состоянию на 21.01.2019 с учетом изменений законодательства у истца не возникло право на получением МСП по оплате ЖКУ по категории «Ветеран руда», поскольку на момент обращения Косолапов В.П. не достиг возраста 60 лет.

Также суд признает несостоятельным довод истца о том, что работник ГБУЗ РК «ЦСЗН Прилузского района» обнадежила его, принимая от него пакет документов, в связи с чем он рассчитывал на получение мер поддержки, в противном случае не собирал бы документы, поскольку обращение гражданина за получением МСП является правом последнего, котором и воспользовался Косолапов В.П., при этом обращение должно быть рассмотрено по существу с вынесением конкретного решения.

Поскольку истец обратился к ответчику после 01.01.2019, когда вступили в силу изменения в Закон от 12.11.2004 № 55-РЗ, меняющие порядок предоставления МСП по оплате ЖКУ, суд признает обоснованным отказ ответчика Косолапову В.П. в предоставлении мер социальной поддержки по оплате ЖКУ по категории «Ветеран труда».

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Косолапова В.П. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» об отмене уведомления, решения, обязании предоставить ежемесячную денежную компенсацию на оплату ЖКУ - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2019 года.