ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-55/20 от 19.01.2019 Каслинского городского суда (Челябинская область)

Дело №2-55/2020

74RS0019-01-2019-001009-83

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

05 марта 2020 года г.Касли

Каслинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Ахлюстиной Е.М.,

при секретаре Хаировой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии Челябинской области к администрации Каслинского муниципального района Челябинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство экологии Челябинской области обратилось в суд с исковым заявлением к администрации Григорьевского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей, требования мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ специалистами Министерства экологии был проведен очередной рейдовый осмотр территории Каслинского муниципального района вблизи д.Григорьевка на предмет наличия несанкционированных свалок по указанному адресному ориентиру. В результате осмотра выявлено, что администрацией Григорьевского сельского поселения, собственником прилегающего земельного участка, допущено несанкционированное складирование и размещение отходов производства и потребления навалом на почве без специального покрытия в границах Григорьевского сельского поселения, на территории, прилегающей к д. Григорьевка. Свалка состоит из: твердых коммунальных отходов, отходов пищевой продукции, бумаги и изделий из бумаги, утративших свои потребительские свойства, отходов текстиля, утративших свои потребительские свойства, продукции древесины, утративших свои потребительские свойства, резиновых пластмассовых изделий, утративших свои потребительские свойства, отходов стекла и изделий из стекла, строительного мусора и др. навалом на почве без специального твердого покрытия. Общая площадь свалки - 1,7318 га. Несанкционированная свалка расположена на территории Григорьевского сельского поселения как на землях с не разграниченной собственностью, так и на земельном участке, с кадастровым номером . Согласно выписки Управления Россреестра по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок собственника не имеет. Несанкционированное размещение отходов на территории Григорьевского сельского поселения с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, создаёт угрозу жизни, здоровью граждан и угрозу причинения вреда окружающей среде. Бездействием администрации Григорьевского сельского поселения, выразившемся в не проведении освобождения принадлежащих земельных участков от отходов производства и потребления, нарушено право неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции РФ. В силу п.8 раздела II Постановления Губернатора Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства экологии Челябинской области» основной задачей Министерства является выработка и реализация на территории Челябинской области государственной политики в области охраны окружающей среды, охраны, использования объектов животного мира и среды их обитания, обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Истец просит признать незаконным бездействие администрации Григорьевского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области выразившееся в не проведении освобождения от отходов производства и потребления земельного участка с не разграниченной собственностью и участка с кадастровым номером вблизи д.Григорьевка с координатами:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Возложить на администрацию Григорьевского сельского поселения обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно: в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями освободить от отходов производства и потребления земельные участки с не разграниченной собственностью и участка с кадастровым номером вблизи д.Григорьевка с координатами:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца в соответствии со ст.41 ГПК РФ произведена замена ответчика администрации Григорьевского сельского поселения на администрацию Каслинского муниципального района.

В судебном заседании представитель истца Министерства экологии Челябинской области Анцупова О.В., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования к администрации Каслинского муниципального района поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Каслинского муниципального района Борискин Е.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что со стороны администрации предприняты все меры для устранения несанкционированных свалок, в соответствии с пп.21 п.14 Положения Управления строительства и инфраструктуры администрации Каслинского муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Управление строительства и инфраструктуры администрации Каслинского муниципального района в соответствии с возложенными на него задачами организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в Каслинском муниципальном районе.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав все материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно п.18 ч.1, частей 3,4 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч.1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п.23 ч.1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с п.14 ч.1, ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

На основании п.1 ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно п.1 и 2 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилетающих к городским и сельским поселениям.

В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ч.2 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии с п.3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля ассенизации. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

В силу п.3.4 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих» не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.

Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов: не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ специалистами Министерства экологии Челябинской области был проведен очередной рейдовый осмотр территории Каслинского муниципального района вблизи д. Григорьевка на предмет наличия несанкционированных свалок по указанному адресному ориентиру. В результате осмотра выявлено, что администрацией Григорьевского сельского поселения, собственником прилегающего земельного участка допущено несанкционированное складирование и размещение отходов производства и потребления навалом на почве без специального покрытия в границах Григорьевского сельского поселения на территории, прилегающей к д. Григорьевка. Свалка состоит из: твердых коммунальных отходов, отходов пищевой продукции, бумаги и изделий из бумаги, тративших свои потребительские свойства, отходов текстиля, утративших свои потребительские свойства, продукции древесины, утративших свои потребительские свойства, резиновых пластмассовых изделий, утративших свои потребительские свойства, отходов стекла и изделий из стекла, строительного мусора и др. навалом на почве без специального твердого покрытия. Общая площадь свалки - 1,7318 га. Несанкционированная свалка расположена на землях с не разграниченной собственностью, так и на земельном участке, с кадастровым номером .

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 14 части 1 статьи 15 указанного закона).

Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Согласно соглашения заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Григорьевского сельского поселения и администрацией Каслинского муниципального района о передаче полномочий, следует что Каслинский муниципальный район принимает обязательства по участию в организации деятельности по сбору (в т.ч. раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Григорьевского сельского поселения.

Полномочия в части ликвидации несанкционированных свалок в д. Григорьевка были переданы администрацией муниципального района Григорьевскому сельскому поселению по Соглашению между администрацией Григорьевского сельского поселения и администрацией Каслинского муниципального района о передаче полномочий от ДД.ММ.ГГГГ. Данное соглашение заключено сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно письму администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (исх.) полномочия в ДД.ММ.ГГГГ в части ликвидации несанкционированных свалок на территории Григорьевского сельского поселения не передавались (в том числе финансирование). Следовательно надлежащим ответчиком является администрация Каслинского муниципального района.

Факт несанкционированных складирование и размещение отходов производства и потребления навалом на почве на земельных участках, не имеющих правообладателей, так и на земельных участках, имеющих собственников, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности актами обследований территории, фототаблицей несанкционированных свалок.

Таким образом, именно бездействие администрации Каслинского муниципального района следует признать незаконным в части не проведения освобождения от отходов производства и потребления земельного участка с не разграниченной собственностью вблизи д. Григорьевка с соответствующими координатами и земельного участка с кадастровым номером , а также возложение на администрацию Каслинского муниципального района обязанность устранить нарушения законодательства, а именно: в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями освободить от отходов производства и потребления земельный участок с не разграниченной собственностью вблизи д. Григорьевка, с координатами, указанными выше и земельного участка с кадастровым номером .

На основании ст.204 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда - шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства экологии Челябинской области к администрации Каслинского муниципального района Челябинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Каслинского муниципального района, выразившееся в не проведении освобождения от отходов производства и потребления:

земельного участка с не разграниченной собственностью и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> вблизи д. Григорьевкас координатами:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Возложить на администрацию Каслинского муниципального района Челябинской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по освобождению от отходов производства и потребления:

земельного участка с не разграниченной собственностью и земельного участка с кадастровым номером вблизи д. Григорьевкас координатами:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение одного месяца, с момента его вынесения в окончательной форме, через Каслинский городской суд Челябинской области.

Председательствующий судья