РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 февраля 2014 года г. Анадырь
Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Поляковой О.А.,
при секретаре Серове Е.В.,
с участием:
представителя истца Администрации городского округа Анадырь, действующего на основании доверенности от 24.10.2013г., ФИО1,
представителя истца федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу», действующего на основании доверенности от 05.05.2012г. ФИО1,
ответчика ФИО2,
ответчика ФИО3,
прокурора г. Анадыря Шаповалова А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анадыре 31 января - 03 февраля 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Администрации городского округа Анадырь, федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» к ФИО2, ФИО3 о выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; взыскании с ФИО2 в пользу федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» 315 415 рублей,
установил:
в Анадырский городской суд Чукотского автономного округа обратились Администрация городского округа Анадырь, федеральное государственное казенное учреждение «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» с исковым заявлением к ФИО2, ФИО3 о выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; взыскании со ФИО2 в пользу федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» 315 415 рублей. В обоснование исковых требований указано, что ФИО2 проходил военную службу по контракту в пограничных органах ФСБ России с 03 мая 2005 года по 28 сентября 2012 года. Постановлением главы Администрации городского округа Анадырь № 113 от 18.02.2010г. ФИО2 и членам его семьи: ФИО4 предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. 04 марта 2010 года между ответчиком и ООО «ЧукотЖилСервис-Анадырь» на основании постановления главы Администрации городского округа Анадырь № 98 от 01.10.2008г. был заключен договор найма служебного жилого помещения № 187/сл, пунктом 4.4.4 которого предусмотрено, что он прекращает свое действие в связи с окончанием срока службы ответчиком. На основании ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации договор служебного найма занимаемого ФИО2 и членами его семьи жилого помещении, расположенного по адресу: <адрес>, прекратил свое действие, и ответчики утратили право пользования указанной выше квартирой, в связи с чем подлежат выселению. Поскольку до настоящего времени названное служебное помещение не освобождено ФИО2 и членами его семьи, то федеральное государственное казенное учреждение «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» в связи с отсутствием свободного жилого помещения для предоставления военнослужащему и членам его семьи арендует жилые помещения в соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона № 76-фз от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащих». А соответственно ПУ ФСБ России по Чукотскому автономному округу понесло убытки в сумме 315415 рублей, которые в силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат возмещению ФИО2
В возражениях на исковое заявление ФИО2 просил в удовлетворении исковых требований Администрации городского округа Анадырь, федерального государственное казенное учреждение «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» отказать. В обоснование возражений указано, что из содержания договора найма служебного жилого помещения № 187/сл от 04.03.2010г. не следует, что он заключен на срок прохождения военной службы именно у истца. Кроме того, истцами не представлено доказательств того, что занимаемое им и членами его семьи жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, отнесено к специализированному жилищному фонду. Не согласен и с требованиями о взыскании убытков, поскольку ПУ ФСБ России по Чукотскому автономному округу не представлено доказательств необходимости аренды жилого помещения общей площадью 58,9 кв.м. (против 43,1 кв.м. занимаемого им и членами его семьи) в связи с отсутствием свободного жилья (л.д. 131-132).
Определением Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 04.12.2013г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «ЧукотЖилСервис-Анадырь» (л.д.126-128).
Возражений на исковое заявление представитель третьего лица - общества с ограниченной ответственностью «ЧукотЖилСервис-Анадырь» в суд не представил.
Определением судебного заседания Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 14.01.2014г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
Отзыва на исковое заявление третье лицо - Федеральная служба безопасности Российской Федерации в суд не представила.
В судебном заседании представитель истцов Администрации городского округа Анадырь, федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу», представитель третьего лица - Федеральной службы безопасности Российской Федерации ФИО1 полностью поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании ответчики ФИО2, ФИО3 заявили о признании исковых требований Администрации городского округа Анадырь, федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» о выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. При этом указали, что правовые последствия признания иска, установленные ч. 3 ст. 173, ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), им разъяснены и понятны. Возражали в части взыскания убытков в сумме 315 415 рублей по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представитель третьего лица - ООО «ЧукотЖилСервис-Анадырь» не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
В судебном заседании прокурор Шаповалов А. не возражал против принятия судом признания ответчиками ФИО2, ФИО3 исковых требований Администрации городского округа Анадырь, федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» о выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку такое признание не противоречит закону и не нарушает права третьих лиц. В удовлетворении исковых требований о взыскании убытков в сумме 315 415 рублей просил отказать в связи с недоказанностью виновных, противоправных действий ФИО2 в причинении истцу убытков в заявленном размере, а также наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими убытками.
Выслушав объяснения представителя истцов Администрации городского округа Анадырь, федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу», представителя третьего лица - Федеральной службы безопасности Российской Федерации ФИО1, ответчиков ФИО2, ФИО3, заключение прокурора г. Анадыря Шаповалова А.Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Как следует из письменных материалов по делу, объяснений лиц, участвующих в деле, признание ответчиками ФИО2, ФИО3 (выступающей также в интересах несовершеннолетних детей: В.С., А.С.) исковых требований Администрации городского округа Анадырь, федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» о выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, - не противоречит закону и не нарушает права третьих лиц.
Определением судебного заседания Анадырского городского суда Чукотского АО от 03 февраля 2014 года принято от ФИО2, ФИО3 признание указанного выше иска Администрации городского округа Анадырь, федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу».
На основании ч. 1 ст. 173 ГПК РФ в случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Данные требования закона судом выполнены.
В соответствии с ч. 2 ст. 173 ГПК РФ суд разъяснил ответчикам ФИО2, ФИО3 последствия признания иска, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ. Ответчики подтвердили свое заявление о признании иска.
В силу ч. 3 ст. 173, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Администрации городского округа Анадырь, федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» к ФИО2, ФИО3 о выселении ФИО2, ФИО4 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, - подлежат удовлетворению.
Рассматривая исковые требования о взыскании со ФИО2 убытков в сумме 315 415 рублей, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу указанной нормы для удовлетворения требований о взыскании убытков истец должен доказать факт причинения ему вреда, противоправность действий (бездействия) ответчика и причинную связь между действием (бездействием) ответчика и наступившими негативными последствиями, а ответчик - факт отсутствия вины в причинении ущерба.
В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.
Взыскание убытков как меры гражданско-правовой ответственности предусмотрено положениями главы 25 ГК РФ, регулирующей вопросы ответственности за нарушение обязательств, а также нормами гражданского законодательства, регламентирующими вопросы возмещения вреда (деликтные обязательства).
В силу ст. 309, ч. 1 ст. 393 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В ходе настоящего судебного заседания суду не представлено доказательств наличия между федеральным государственным казенным учреждением «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» и ФИО2 какого-либо договора, иного обязательства, связанного с пользованием жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
А соответственно оснований для применения положений ст. 15 ГК РФ в части взыскания убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, не имеется.
Не может рассматриваться в качестве такого обязательства и договор найма служебного жилого помещения № 187/сл от 04 марта 2010 года, поскольку, во-первых, заключен между ООО «ЧукотЖилСервис-Анадырь» (а не федеральным государственным казенным учреждением «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу») и ФИО2; во-вторых, понесенные истцом убытки по аренде другого жилого помещения не связаны с противоправными, виновными действиями ответчика, пользовавшегося жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Что касается ссылки представителя истца в качестве основания для взыскания убытков на положения п. 5 ст. 15 Федерального закона № 76-фз от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащих», то полагаю следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-фз от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В силу п. 5 ст. 15 указанного выше Федерального закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Из приведенных выше положений действующего законодательства с учетом положений ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. Жилые помещения, занятые военнослужащими, не подлежат предоставлению военнослужащим и членам их семей.
Согласно исковому заявлению, объяснениям в судебном заседании представителя истца федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» ФИО1, требования о взыскании убытков в сумме 315415 рублей, понесенных в связи с арендой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, связаны с неправомерными действиями ответчика ФИО2, без законных оснований пользовавшегося квартирой <адрес>, с 28 сентября 2012 года.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона № 76-фз от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, федеральное государственное казенное учреждение «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» обязано в силу закона обеспечить военнослужащих и членов их семей жилым помещением, в том числе путем аренды последних.
Как следует из материалов дела, между федеральным государственным казенным учреждением «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» (арендатором) и И.В. (арендодателем) заключен договор аренды жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, от 05 марта 2013 года (л.д.90-91, 96, 97).
Во исполнение данного договора федеральным государственным казенным учреждением «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» были перечислены денежные средства в размере 315 415 рублей (л.д.98-113).
Согласно выписке из протокола № 15 от 18.12.2012г. заседания жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Чукотскому автономному округу военнослужащему В.П. и членам его семьи: С.В. (жена), Д. (дочь), С. (сын) предоставлена арендованная жилая квартира, расположенная по адресу: <адрес>, как стоящему в списке нуждающихся в служебных жилых помещениях (л.д.114).
То есть названное выше жилое помещение предоставлено военнослужащему не в связи с не освобождением <адрес>, ФИО2 и членами его семьи, а в связи с наличием обязанности у истца обеспечить военнослужащего, проходящего службу по контракту, служебным жилым помещением по месту нахождения воинской части. А соответственно между действиями ответчика и понесенными расходами по оплате арендованного жилого помещения в сумме 315 415 рублей отсутствует прямая причинно-следственная связь.
По аналогичным основаниям не подлежат возмещению убытки и по правилам главы 59 ГК РФ (ст.ст. 1064, 1082 ГК (обязательства вследствие причинения вреда).
Кроме того, не подлежат взысканию убытки также по следующим основаниям.
Как следует из Устава федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу», данное юридическое лицо входит в структуру органов федеральной службы безопасности. Учредителем и собственником имущества пограничного управления является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя и собственника пограничного управления осуществляет ФСБ России. Пограничное управление наделено бюджетными полномочиями подведомственного ФСБ России получателя средств федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета, осуществляющего операции со средствами, поступающими во временное распоряжение. Источниками финансирования пограничного управления являются средства, выделенные из федерального бюджета в установленном порядке в соответствии с бюджетной классификацией. Источниками формирования имущества пограничного управления являются: имущество, закрепленное на праве оперативного управления; средства федерального бюджета; иные источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Финансово-хозяйственная деятельность осуществляется пограничным управлением в соответствии с законодательством Российской Федерации, ведомственными правовыми актами, а также на основании утвержденных в установленном порядке бюджетной сметы, табелей материально-технических средств (п.п.1,3, 21, 22, 25) (л.д.36-88).
Согласно ст. 2, ч.ч.1, 2, 4, 5 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В силу ч. 1 ст. 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации. Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа. Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что средства на аренду жилого помещения относятся к расходным обязательствам Российской Федерации.
Принимая во внимание, что ПУ ФСБ России по Чукотскому автономному округу, являясь федеральным государственным казенным учреждением, выступает лишь получателем средств федерального бюджета, то суд приходит к выводу, что оно, действуя в настоящем споре не от имени Российской Федерации, не вправе требовать возмещения причиненных федеральному бюджету убытков в виде выплаченных сумм арендной платы.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета городского округа Анадырь государственная пошлина в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь стст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Администрации городского округа Анадырь, федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» к ФИО2, ФИО3 о выселении ФИО2, ФИО3 (выступающей как за себя, так и в интересах несовершеннолетних), А.С., В.С. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; взыскании со ФИО2 в пользу федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» 315 415 рублей - удовлетворить частично.
Выселить ФИО2, ФИО4 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» к ФИО2 взыскании в пользу федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» 315 415 рублей - отказать.
Взыскать со ФИО2, ФИО3 в доход бюджета городского округа Анадырь государственную пошлину в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, на него может быть принесено представление, в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) О.А.Полякова
Копия верна О.А.Полякова
Мотивированное решение изготовлено 12 февраля 2014 года.