Мотивированное решение составлено
19 февраля 2014 г. Дело 2-55/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2014 года город Заозерск Мурманской области.
Кольский районный суд Мурманской области в составе:
-председательствующего судьи Ивашко Г.В.,
-при секретаре Жолоб О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению депутатов Тищенко С.В., Гордовой Е.Б., Гриченко С.А., Голубева В.В., Болилого В.В. и Малышева И.Б. об оспаривании решений главы муниципального образования ЗАТО г. Заозерск ФИО1 и исполняющего обязанности заместителя председателя Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Решением Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об удалении в отставку главы муниципального образования ЗАТО город Заозерск ФИО1 и досрочном прекращении его полномочий» глава муниципального образования ЗАТО гор. Заозерск ФИО1 был удален в отставку досрочно.
ДД.ММ.ГГГГ глава муниципального образования ЗАТО гор. Заозерск ФИО1 издал постановление № о том, чтобы не считать решением Совета депутатов документ, оформленный как решение Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об удалении в отставку главы муниципального образования ЗАТО гор. Заозерск и досрочном прекращении его полномочий».
ДД.ММ.ГГГГ и.о. заместителя председателя Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерск ФИО2 издал постановление № о том, чтобы не считать решением Совета депутатов документ, оформленный как решение Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об удалении в отставку главы муниципального образования ЗАТО гор. Заозерск и досрочном прекращении его полномочий».
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ глава муниципального образования ЗАТО гор. Заозерск ФИО1 издал постановление № о временном возложении полномочий заместителя председателя Совета депутатов на депутата ФИО2
Депутат Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерск Тищенко С.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании указанных решений главы муниципального образования ЗАТО гор. Заозерск ФИО1 и и.о. заместителя председателя Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерск ФИО2, указав в обоснование заявления, что ДД.ММ.ГГГГ во все организации города было разослано письмо от ДД.ММ.ГГГГ за подписью главы муниципального образования ЗАТО гор. Заозерск ФИО1, изготовленное на бланке главы муниципального образования, к которому были приложены постановление № от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжение и.о. заместителя председателя Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании Совета депутатов стало известно об издании ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования ФИО1 распоряжения № «О временном возложении полномочий (обязанностей)», согласно которому полномочия и обязанности главы муниципального образования, а также заместителя председателя Совета депутатов временно возложены на депутата ФИО2
Считает названные постановления и распоряжение противоречащими нормам права и нарушающими его права. Ссылается на ст.ст. 130-133 Конституции РФ, в соответствии с которыми население самостоятельно решает вопросы местного значения. Совет депутатов осуществляет самостоятельное решение вопросов, входящих в его компетенцию, исходя из интересов населения. Правовые акты Совета депутатов могут быть отменены или приостановлены только Советом депутатов или судом. В полномочия главы муниципального образования не входит отмена и приостановление актов Совета депутатов. Также Устав ЗАТО гор. Заозерск и Регламент Совета депутатов не содержат норм, позволявших бы главе муниципального образования возлагать исполнение обязанностей и полномочий главы муниципального образования на других лиц. Просит отменить указанные распоряжения и постановление.
ДД.ММ.ГГГГ Тищенко С.В. уточнил правовое обоснование заявления, сославшись на то, что по решению Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерск от ДД.ММ.ГГГГ на него временно возложены полномочия заместителя председателя Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерск и полномочия по временному исполнению полномочий главы муниципального образования ЗАТО гор. Заозерск. Оспариваемые акты ФИО1 и ФИО2нарушают его права и делают невозможным исполнение возложенных на него обязанностей.
ДД.ММ.ГГГГ Тищенко С.В. уточнил основания заявления, сославшись на то, что принятием постановления ГМО ЗАТО г. Заозерск ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. заместителя ФИО2 ФИО1 и ФИО2 фактически отменили право депутатов реализовать свое волеизъявление принятием решения Совета депутатов. Эти акты приняты с превышением полномочий должностных лиц, так как в них утверждается без решения суда о нарушении норм законодательства и Устава при удалении ГМО в отставку. Изданием этих актов нарушено право депутатов на удаление ГМО в отставку. Распоряжение ГМО от ДД.ММ.ГГГГ № подлежит отмене, поскольку процедура временного возложения полномочий заместителя председателя Совета депутатов не предусмотрена Уставом и Регламентом. Статья 79 Регламента определяет, что в таком случае процедура принимается Советом депутатов. Изданием данного распоряжения ФИО1 лишил депутатов прав, предусмотренных ст. 79 и 17 Регламента; самостоятельно установил процедуру временного возложения полномочий заместителя председателя Совета депутатов; воспрепятствовал осуществлению полномочий депутатов по принятию указанной процедуры, чем нарушил нормы ч.2 ст. 33 Устава города в части гарантий беспрепятственного осуществления депутатами полномочий.
ДД.ММ.ГГГГ с аналогичными заявлениями обратились в суд депутаты Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерска Гордова Е.Б., Гриченко С.А., Голубев В.В., Болилый В.В.и Малышев И.Б.Указанные гражданские дела соединены в одном производстве для совместного рассмотрения и разрешения на основании статьи 151 ГПК РФ.
В судебном заседании Тищенко С.В. заявление поддержал. Пояснил, что в настоящее время исполняет обязанности заместителя председателя Совета депутатов и полномочия главы муниципального образования. Такие обязанности на него возложены решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, принятым на внеочередном заседании Совета депутатов, которое было созвано по инициативе депутатов для решения неотложных вопросов. Ст. 79 Регламента Совета депутатов позволяет принять решение по любому вопросу деятельности Совета, если такая процедура прямо не установлена Регламентом.
Депутат Малышев И.Б. в судебном заседании поддержал заявление. Пояснил, что глава муниципального образования ФИО1 противодействует осуществлению Советом депутатов своих функций.
Депутаты Гордова Е.Б., Гриченко С.А., Голубев В.В., Болилый В.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Глава муниципального образования ЗАТО гор. Заозерск ФИО1 и временно исполняющий обязанности заместителя председателя Совета депутатов ФИО2 с заявлением не согласились. Считали, что их действиями не нарушены права депутатов. Пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось внеочередное заседание Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерск, на котором глава муниципального образования ФИО1 в его отсутствие был удален в отставку. О принятом решении в этот же день было объявлено по местному радио. В связи с отсутствием заместителя председателя Совета депутатов на постоянной основе в Совете депутатов не стало полномочного руководителя; одновременно с удалением главы муниципального образования согласно требованиям Устава ЗАТО г. Заозерск прекратились полномочия руководителя администрации ЗАТО гор. Заозерск и его заместителя по финансовым вопросам. Поскольку действия Совета депутатов привели к полному отсутствию полномочных руководителей во всех органах местного самоуправления города Заозерска, ими были приняты оспариваемые Тищенко С.В. постановление № и распоряжение № и направлены во все организации города с разъяснением сложившейся ситуации. Свои действия и решения считали адекватными, не противоречащими закону и Уставу, направленными на предотвращение возможных пагубных последствий безвластия в городе.
ФИО1, кроме того, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ издал распоряжение № о временном возложении полномочий (обязанностей) заместителя председателя Совета депутатов и главы муниципального образования ЗАТО г. Заозерск (на периоды своего отсутствия) на депутата ФИО2, так как депутаты в течение длительного времени не избрали из своего состава заместителя председателя Совета на постоянной основе. Законность его действий проверена прокуратурой.
Считал, что заявители пропустили установленный законом трехмесячный срок на обращение в суд, так как им было известно о распоряжении № от ДД.ММ.ГГГГ сразу после его издания.
Представил постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу постановления № от ДД.ММ.ГГГГ г.».
ФИО2 представил распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ « О признании утратившим силу распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №».
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявлений.
В соответствии со статьями 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если в результате таких действий или решений:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Между тем, при рассмотрении заявлений не установлено, чтобы оспариваемыми решениями нарушались права и свободы заявителей или создавались препятствия к осуществлению прав и свобод. Оспариваемыми решениями на заявителей не возложены какие – либо обязанности, они не привлечены к ответственности.
Из материалов дела следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ на муниципальных выборах был избран главой муниципального образования ЗАТО гор. Заозерск; решением Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск от ДД.ММ.ГГГГ № глава муниципального образования ФИО1 был удален в отставку; ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в <данные изъяты> суд <адрес> с заявлением об оспаривании решения Совета депутатов №; определением <данные изъяты> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ действие решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № приостановлено; решением <данные изъяты> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО1 удовлетворено, решение Совета депутатов ЗАТО г. Заозерска от ДД.ММ.ГГГГ № об удалении его в отставку признано незаконным.
Согласно статье 25 Устава ЗАТО гор. Заозерск Мурманской области структуру органов местного самоуправления составляют:
-Совет депутатов ЗАТО город Заозерск - выборный представительный орган муниципального образования;
-Глава муниципального образования ЗАТО город Заозерск - выборное должностное лицо местного самоуправления;
-администрация ЗАТО город Заозерск - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.
Все органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.
Согласно статье 36 Устава ЗАТО город Заозерск глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования на постоянной основе, наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и входит в состав Совета депутатов с правом решающего голоса, исполняя полномочия Председателя Совета депутатов.
В соответствии со ст.ст. 28, 32.1 Устава ЗАТО гор. Заозерск Совет депутатов возглавляется Главой муниципального образования. Из своего состава Совет депутатов путем тайного голосования не менее чем 2/3 голосов от установленной численности депутатов обязан избрать заместителя Председателя Совета депутатов.
Заместитель Председателя Совета депутатов осуществляет свою деятельность на постоянной основе, руководит подготовкой заседаний Совета депутатов, готовит вопросы, выносимые на рассмотрение Совета; координирует решение вопросов организации работы депутатов; организует прием граждан и рассматривает их обращения и жалобы, принимает меры по их удовлетворению; отвечает за взаимодействие Совета депутатов со средствами массовой информации, изучает общественное мнение, обеспечивает гласность в работе Совета депутатов; решает другие вопросы внутреннего распорядка деятельности Совета депутатов.
Заместитель председателя Совета депутатов исполняет обязанности главы муниципального образования на период временного отсутствия последнего.
Заместитель председателя Совета депутатов может сложить свои полномочия досрочно.
В этом случае избрание нового заместителя председателя Совета депутатов проводится в соответствии с Уставом.
Таким образом, Устав ЗАТО гор. Заозерск предусматривает обязательное наличие в структуре Совета депутатов заместителя председателя Совета депутатов на постоянной основе, избранного в установленном порядке и являющимся, согласно Уставу, единственным лицом, в правомочия которого входит исполнение обязанности главы муниципального образования в период отсутствия последнего.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ заместителем председателя Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерск был избран депутат ФИО3, что подтверждается решением Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ ГМО ЗАТО гор. Заозерск ФИО1 «О вступлении в должность» ФИО3 приступил к исполнению обязанностей по должности заместителя ДД.ММ.ГГГГ г.
ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения № «О досрочном сложении полномочий (отставке)» полномочия ФИО3 как заместителя председателя Совета депутатов прекращены.
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени Совет депутатов ЗАТО г. Заозерске не выполнил возложенную на него Уставом ЗАТО гор. Заозерск обязанность и не избрал из своего состава заместителя председателя Совета депутатов. Это обстоятельство подтверждается пояснениями лиц, участвующих в деле, и ими не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ глава муниципального образования ЗАТО гор. Заозерска ФИО1 издал постановление № о временном (на безвозмездной основе) возложении полномочий заместителя председателя Совета депутатов на депутата ФИО2 и временном исполнении им обязанностей главы муниципального образования на период его временного отсутствия, за исключением :
-созыва внеочередных заседаний Совета депутатов;
-подписи финансовых документов;
-решения кадровых вопросов;
-представления интересов Совета в суде.
Действительно, Уставом ЗАТО гор. Заозерск не предусмотрена возможность временного возложения на депутата исполнения полномочий как заместителя председателя Совета депутатов, так и главы муниципального образования.
Вместе с тем, нельзя согласиться с доводами Тищенко С.В. и других заявителей о том, что на основании статей 79 и 17 Регламента Совета депутатов временное возложение полномочий заместителя председателя Совета депутатов допустимо только на основании решения Совета депутатов и принятием распоряжения № ФИО1 воспрепятствовал осуществлению полномочий депутатов по принятию указанной процедуры, чем нарушил нормы ч.2 ст. 33 Устава города в части гарантий беспрепятственного осуществления депутатами полномочий.
В соответствии со ст. 79 Решения Совета депутатов ЗАТО город Заозерск от 21.06.2010 N 06-2599 "О принятии Регламента Совета депутатов ЗАТО город Заозерск" в случае, если процедура рассмотрения отдельных вопросов не предусмотрена Регламентом, указанная процедура принимается Советом депутатов на своем заседании большинством голосов от избранного числа депутатов, оформляется протокольно и действует со дня ее принятия.
Как видно из содержания ст. 79 Регламента Совета депутатов, эта норма процессуального характера. Возможность изменения материальных норм (Устава ЗАТО гор. Заозерск) в части компетенции Совета депутатов ст. 79 Регламента не допускает. Из содержания статьи 79 Регламента во взаимосвязи части 2 ст. 1 Регламента и ст. 27 Устава прямо следует, что эта норма позволяет оформить протокольно процедуру рассмотрения лишь вопроса, безусловно входящего в компетенцию Совета депутатов на основании Устава ЗАТО г. Заозерск или закона.
При этом Совет депутатов ЗАТО г. Заозерск вправе принимать решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, в пределах круга вопросов, отнесенных к его компетенции законодательством и Уставом (часть 5 ст. 8 Устава ЗАТО г. Заозерск).
Совет депутатов вправе принимать решения также и по вопросам организации деятельности Совета депутатов (часть 5 ст. 8 Устава ЗАТО г. Заозерск).
Однако по смыслу части третьей ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 5 ст. 8 Устава ЗАТО гор. Заозерска Совет депутатов вправе устанавливать обязательные правила и принимать решения по вопросам организации своей деятельности лишь в пределах круга вопросов, отнесенных к его компетенции законодательством и Уставом ЗАТО г. Заозерск.
Ни законодательством, ни Уставом ЗАТО гор. Заозерск к полномочиям Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерска не отнесены вопросы временного возложения на кого – либо обязанностей главы муниципального образования или заместителя председателя Совета депутатов.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В силу положений статей 27, 28 32.1 Устава ЗАТО г. Заозерск в части организации своей деятельности в компетенцию Совета депутатов входит только избрание из своего состава заместителя председателя Совета депутатов на постоянной основе, который с учетом требований части 7 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования временно исполняет полномочия главы муниципального образования.
Таким образом, нет оснований полагать, что изданием распоряжения № о временном (на безвозмездной основе) возложении полномочий заместителя председателя Совета депутатов на депутата ФИО2 и временном исполнении им обязанностей главы муниципального образования на период временного отсутствия глава муниципального образования ЗАТО гор. Заозерск ФИО1 нарушил права депутатов, так как решение таких вопросов не входит в компетенцию Совета депутатов.
При этом Совет депутатов ЗАТО гор. Заозерск до настоящего времени не только не оспорил названное распоряжение, но и руководствовался им при принятии решения ДД.ММ.ГГГГ об удалении главы муниципального образования в отставку.
ДД.ММ.ГГГГ решением Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерск № глава муниципального образования ЗАТО гор. Заозерск ФИО1 был удален в отставку; этим же решением Совета депутатов в соответствии с распоряжением главы муниципального образования ЗАТО гор. Заозерск ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № до вступления в должность заместителя председателя Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск исполнение полномочий заместителя председателя Совета депутатов возложено на депутата ФИО2
Согласно части 8 статьи 25 Устава ЗАТО г. Заозерск разногласия между органами местного самоуправления по вопросам осуществления своих полномочий разрешаются согласительными процедурами либо в судебном порядке.
Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов ЗАТО гор. Заозерск при принятии решения об удалении главы муниципального образования в отставку согласился с распоряжением ГМО ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № о временном возложении полномочий заместителя председателя Совета депутатов на ФИО2
При таких обстоятельствах нет оснований для признания незаконным распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ главы муниципального образования ФИО1 « О временном возложении полномочий (обязанностей)», поскольку Совет депутатов при принятии своего решения от ДД.ММ.ГГГГ фактически подтвердил правомерность распоряжения главы муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ.
Статья 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возлагает на главу муниципального образования обязанность по обеспечению осуществления всеми органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 43 названного закона глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами.
Как следует из материалов дела и пояснений в судебном заседании главы муниципального образования ФИО1, принимая распоряжение «О временном возложении полномочий (обязанностей)» ДД.ММ.ГГГГ №, он действовал в условиях, когда Совет депутатов в течение семи месяцев не избрал из своего состава заместителя председателя Совета депутатов на постоянной основе.
В связи с изложенным суд полагает, что глава муниципального образования был вправе реализовать полномочия по изданию правового акта по вопросу организации деятельности представительного органа, что охватывается содержанием статей 8 и 37 Устава ЗАТО г. Заозерск.
Доводы депутата Тищенко С.В. о нарушении оспариваемыми решениями его прав как исполняющего полномочия заместителя председателя Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск на безвозмездной основе и временно исполняющего полномочия главы муниципального образования судом отвергаются по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Компетенция Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерск в части принятия решений ограничена статьей 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"и Уставом ЗАТО гор. Заозерск.
В полномочия Совета депутатов не входит принятие решений по вопросу временного исполнения полномочий заместителя председателя Совета депутатов и главы муниципального образования, поскольку приведенными выше нормами законодательства и Устава ЗАТО гор. Заозерск для решения таких вопросов установлен иной порядок.
При установленных обстоятельствах дела суд принимает во внимание положения ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ и статей 32.1 Устава ЗАТО гор. Заозерска, в соответствии с которыми в случае удаления главы муниципального образования в отставку его обязанности исполняются лицом, названным в уставе муниципального образования – в данном случае избранным из состава Совета депутатов заместителем председателя Совета депутатов, действующим на постоянной основе.
Доводы Тищенко С.В. о том, что статья 79 Регламента Совета депутатов позволила Совету депутатов принять ДД.ММ.ГГГГ решение о временном возложении на него полномочий заместителя председателя Совета и главы муниципального образования суд отвергает как несостоятельные и противоречащие содержанию Устава ЗАТО гор. Заозерск и Регламента Совета депутатов, так как Регламент, являясь лишь процессуальной формой принятия решений, не может изменять законодательство и Устав ЗАТО г. Заозерск и расширять компетенцию Совета депутатов.
Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что внеочередное заседание Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск ДД.ММ.ГГГГ не созывалось в установленном порядке, как это предусмотрено Уставом ЗАТО г. Заозерск и Регламентом, поэтому названное решение не имеет юридической силы.
Так, в соответствии с частью 1.1 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ правомочность заседания представительного органа муниципального образования определяется Уставом муниципального образования.
Статьей 30 Устава ЗАТО г. Заозерск определено, что заседания Совета депутатов являются основной формой работы Совета депутатов как представительного органа местного самоуправления.
Очередные заседания Совета депутатов созываются, как правило, два раза в месяц и проводятся Главой муниципального образования или заместителем Председателя Совета депутатов по его поручению.
Заседания, созываемые в иные, кроме установленных, сроки, являются внеочередными. Порядок созыва и проведения внеочередных заседаний Совета депутатов определяется его Регламентом.
Порядок созыва, подготовки и проведения заседаний Совета депутатов, а также формы его работы устанавливаются Регламентом.
Согласно статьям 11, 15, 25, 51, 53, 60 Решения Совета депутатов ЗАТО город Заозерск от 21.06.2010 N 06-2599 "О принятии Регламента Совета депутатов ЗАТО город Заозерск" заседания Совета депутатов созываются Главой муниципального образования, а в его отсутствие - заместителем председателя Совета депутатов с предварительным доведением до сведения депутатов, лиц, приглашенных на заседание, населения города сведений о времени и месте их проведения, проекте повестки дня.
Порядок внесения, рассмотрения проектов решений, принятия решений Советом депутатов устанавливается Уставом ЗАТО город Заозерск и Регламентом.
Все поступившие в Совет депутатов проекты правовых актов подлежат регистрации работником аппарата Совета депутатов в журнале регистрации входящей документации и после этого по резолюции главы муниципального образования направляются в постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки заключений.
Между тем, Тищенко С.Б. и другие заявители не оспаривали при рассмотрении дела, что в установленном порядке полномочным лицом 67-е внеочередное заседание Совета депутатов не созывалось, проект решения предварительно до сведения всех депутатов не доводился.
Согласно протоколу судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ свидетель ФИО4 подтвердил, что ДД.ММ.ГГГГ (вторник) был днем работы постоянных комиссий. Он (ФИО4), депутаты ФИО5, ФИО2, ФИО6являются членами постоянной комиссии по социальной политике и защите прав граждан. К 10 часам ДД.ММ.ГГГГ они прибыли в помещение Совета депутатов для участия в работе комиссии, обсуждали проект бюджета на 2014 г. и протест прокурора на решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. Для участия во внеочередном заседании Совета депутатов их никто не приглашал.
Согласно частям 15, 16 статьи 31 Устава ЗАТО гор. Заозерск, статье 65 Регламента принятые Советом депутатов решения вступают в силу, как правило, с момента их подписания, при этом подписываются и обнародуются решения главой муниципального образования, а в его отсутствие - заместителем председателя Совета депутатов.
Однако решение от ДД.ММ.ГГГГ № о возложении на Тищенко С.Б. полномочий заместителя председателя Совета депутатов ЗАТО г. Заозерска и главы муниципального образования в нарушение требований Устава подписано депутатом Гордовой Е.
Как подписанное неправомочным лицом, такое решение считается не вступившим в силу.
Поскольку решение Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск № от ДД.ММ.ГГГГ о возложении на Тищенко С.В. временного исполнения полномочий заместителя председателя Совета и главы муниципального образования принято Советом депутатов ЗАТО гор. Заозерска с превышением полномочий без созыва в установленном порядке внеочередного заседания и подписано неуполномоченным лицом, такое решение незаконно и не может является основанием для защиты прав Тищенко С.В.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Гарантии осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования закреплены в Законе Мурманской области от 12.10.2009 N 1139-01-ЗМО "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования Мурманской области", статьей 34.1 Устава ЗАТО гор. Заозерска, Решением Совета депутатов ЗАТО город Заозерск от 21.06.2010 N 06-2599 "О принятии Регламента Совета депутатов ЗАТО город Заозерск".
Названными нормативными правовыми актами не предусмотрены права депутатов на принятие решений в части временного возложения полномочий должностных лиц местного самоуправления на других депутатов.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к числу оспариваемых решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФК относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Судом не установлено, чтобы распоряжение ГМО ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № о временном возложении полномочий заместителя председателя Совета депутатов на ФИО2 порождало правовые последствия для депутатов Гордовой Е.Б., Гриченко С.А., Голубева В.В., Болилого В.В., Малышева И.Б. и Тищенко С.В., которые не лишены возможности в соответствии с Уставом и Регламентом избрать из состава Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск заместителя председателя Совета депутатов на постоянной основе.
Доводы главы муниципального образования ЗАТО г. Заозерск ФИО1 о пропуске заявителями трехмесячного срока обращения в суд не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела. Показаниями свидетеля ФИО7 (протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ) подтверждается, что текст распоряжения главы муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ до заявителей официально не доводился, в связи с чем суд доверяет пояснениям Тищенко С.В. и других заявителей в судебных заседаниях в части получения достоверных сведений об издании главой муниципального образования распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № на заседании Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ.
Для признания незаконными постановления № от ДД.ММ.ГГГГ главы муниципального образования ЗАТО гор. Заозерска ФИО1 о том, чтобы не считать решением Совета депутатов документ, оформленный как решение Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об удалении в отставку ГМО ЗАТО гор. Заозерска и досрочном прекращении его полномочий», и распоряжения и.о. заместителя председателя Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерска ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № о том, чтобы не считать решением Совета депутатов документ, оформленный как решение Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерска от ДД.ММ.ГГГГ № « Об удалении в отставку ГМО ЗАТО гор. Заозерска и досрочном прекращении его полномочий» нет законных оснований, так как они не порождают для заявителей никаких правовых последствий, носят информационный характер, выражают мнение главы муниципального образования ФИО1 и временно исполняющего обязанности председателя Совета депутатов ФИО2 о решении Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ об удалении главы муниципального образования в отставку и направлены на доведение до сведения населения информации о существующем конфликте между Советом депутатов ЗАТО г. Заозерска и главой муниципального образования.
Эти акты, вопреки доводам заявления Тищенко С.В. и других заявителей, не отменяют и не приостанавливают действие Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск от ДД.ММ.ГГГГ об удалении главы муниципального образования в отставку.
Руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать депутатам Тищенко С.В., Болилому В.В., Гордовой Е.Б., Гриченко С.А., Голубеву В.В. и Малышеву И.Б. в удовлетворении заявлений об оспаривании решений главы муниципального образования ЗАТО г. Заозерск ФИО1: распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № о временном возложении полномочий заместителя председателя Совета депутатов и главы муниципального образования на период временного отсутствия на депутата ФИО2; постановления от ДД.ММ.ГГГГ № о том, чтобы не считать решением Совета депутатов документ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об удалении в отставку ГМО ЗАТО гор. Заозерска и досрочном прекращении его полномочий», а также распоряжения и.о. заместителя председателя Совета депутатов гор. Заозерска ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № о том, чтобы не считать решением Совета депутатов документ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об удалении в отставку ГМО ЗАТО гор. Заозерска и досрочном прекращении его полномочий».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий