Дело № года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Архаринский районный суд ФИО3 <адрес> в составе:
председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,
секретаря судебного заседания ФИО5,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО6,
ФИО1 ответчика ГКУ АО Управление социальной защиты населения в <адрес> ФИО12, ФИО1 третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО17,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к ФИО1 <адрес>, министерству социальной защиты населения ФИО3 <адрес>, ГКУ ФИО3 <адрес> «Управление социальной защиты населения в <адрес>», министерству финансов Российской Федерации о возложении обязанности профинансировать и произвести выплату финансовой помощи ФИО2 источником выплаты которой являются средства федерального бюджета в размере 100 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющий обязанности прокурора <адрес> в интересах ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам о возложении обязанности профинансировать и произвести выплату финансовой помощи ФИО2 источником выплаты которой являются средства федерального бюджета в размере 100 000 рублей.
В исковом заявлении в обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой области проведена проверка по обращению ФИО2 о реализации права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации на территории ФИО3 <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 68 -ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В силу ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с п.п. «б» п. 2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, ФИО3 и Магаданской областей, <адрес>» (далее -Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 693) распоряжением ФИО1 РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1592-р ФИО3 <адрес> предоставляются дотации на оказание единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тысяч рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
В соответствии с требованиями, содержащимися в п.п. «д» п. 9 Порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий утв. Постановлением ФИО1 РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 750 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе - оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
В соответствии с абз. 2 п. 4 Порядка выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО3 <адрес> в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, утвержденного постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 423, осуществление выплат помощи за счет средств федерального бюджета осуществляется государственными казенными учреждениями ФИО3 <адрес> - управлениями социальной защиты населения посредством перечисления средств на счета пострадавших граждан, открытые в кредитных организациях.
Согласно абз. 5 п. 3.5., п. 3.7 Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории ФИО3 <адрес>, утвержденных протоколом заседания оперативного штаба комиссии при ФИО1 <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ № 40, решение местной администрации о включении гражданина в список является основанием для предоставления соответствующего вида помощи. Составление списков пострадавших граждан возложено на министерство пожарной безопасности и гражданской защиты области.
В связи с прохождением юго-западного циклона через территорию ФИО3 <адрес> и подтоплением ряда населенных пунктов постановлением губернатора ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 123-р на территории ФИО3 <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением и.о. главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с прохождением юго-западного циклона с ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации.
ФИО2 и члены ее семьи (Жиденёв А.С., ФИО7, ФИО8, Жидинёв М.В.) зарегистрированы по месту жительства <адрес>, ФИО3 <адрес>.
Согласно акту обследования, утвержденного главой Касаткинского сельсовета 27.08.2013, акту межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № одноэтажный многоквартирный жилой дом по <адрес> с прилегающим приусадебным участком полностью затоплены водой, пострадала мебель и бытовая техника, разрушены ограждение дома и хозяйственные постройки, дом признан непригодным для проживания.
Все члены семьи ФИО20 получили единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества из средств федерального и областного бюджета.
ФИО2 получила единовременную материальную помощь из средств резервного фонда ФИО1 РФ и резервного фонда ФИО1 <адрес>. Также заявителю оказана финансовая помощь на семью из средств резервного фонда ФИО1 <адрес>.
Финансовую помощь в размере 100 тыс. рублей из средств резервного фонда ФИО1 РФ ФИО2 не получила.
<адрес> на бумажном и электронном носителях представлен в Министерство пожарной безопасности гражданской защиты список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате ливневых дождей, сопровождавшихся паводками и наводнениями на территории <адрес> ФИО3 <адрес>, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в соответствии с распоряжением ФИО1 РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1431-р (далее Список). В данный список под № включена ФИО2
В ходе проверки министерством сведений о гражданах, включенных в Список, в строке сведений о ФИО2, а также в строках сведений о других 39 гражданах, была сделана надпись о выделении ФИО2 и другим 39 гражданам финансовой помощи из средств областного бюджета. Указанная надпись заверена печатью администрации <адрес>.
На основании указанной надписи ФИО2, и другие 39 граждан были Министерством пожарной безопасности гражданской защиты ФИО3 <адрес> исключены из Списка. Об исключении гражданки ФИО2, и других 39 граждан, из Списка свидетельствует уменьшение суммы необходимых бюджетных ассигнований, на сумму равную сумме денежных средств подлежащих выплате гр. ФИО2 и другим 39 гражданам.
Внесение в список записи об уменьшении суммы необходимых бюджетных ассигнований с 19 850 т.р. до 16 000 т.р. заверено печатью Министерства пожарной безопасности и гражданской защиты ФИО3 <адрес>.
В соответствии с требованиями, установленными в п. 3 Порядка, Министерством пожарной безопасности и гражданской защиты ФИО3 <адрес> сформированный и утверждённый Список, из которого необоснованно была исключена гр. ФИО2, и ещё 39 граждан, предоставило его в Министерство социальной защиты населения ФИО3 <адрес> на бумажном и электронном носителе.
Министерством социальной защиты населения ФИО3 <адрес> в ГКУ ФИО3 <адрес> «Управление социальной защиты населения в <адрес>» в электронном варианте был направлен Список, в котором уже не содержались сведения о гр. ФИО2 и других 39 гражданах, при этом сумма ассигнований, значилась в данном списки в размере 16000 т.р..
В ГКУ ФИО3 <адрес> «Управление социальной защиты населения в <адрес>» денежные средства, предназначенные для выплаты финансовой помощи гражданам поступили, в размере указанном в списки -16 000 т.р..
Вместе с тем администрацией <адрес> решение об отказе во включении в указанный список в порядке, установленном п. 3.5 Методических рекомендаций, не принималось. Основания и полномочия для исключения ФИО2 из списка у министерства пожарной безопасности и гражданской защиты области отсутствовали.
Таким образом, при формировании списка граждан, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества из средств резервного фонда ФИО1 РФ, должностными лицами министерства пожарной безопасности и гражданской защиты области в нарушение требований федерального и областного законодательства, с превышением полномочий, ФИО2 исключена из списка, что привело к нарушению ее прав на возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
В прокуратуру <адрес> от гр. ФИО2 поступило заявление с просьбой к прокурору обратиться в суд в целях защиты её прав на получение компенсации ущерба причинённого её в результате чрезвычайной ситуации. Из заявления следует, что у ФИО2 имеются уважительные причины, по которым она самостоятельно, не может обратиться в суд в защиту своих прав, к числу которых следует отнести: наличие на иждивении двух малолетних детей, совокупный доход на семью ниже прожиточного минимума, проживание на значительном расстоянии от п.г.т. Архара.
На основании изложенного, просит возложить на министерство социальной защиты населения ФИО3 <адрес>, ГКУ ФИО3 <адрес> «Управление социальной защиты населения в <адрес>» обязанность произвести выплату финансовой помощи, источником выплаты которой являются средства федерального бюджета в размере 100 т.р., ФИО2, возложить на ФИО1 <адрес> обязанность профинансировать производство выплаты финансовой помощи в размере 100 т.р. ФИО2
По ходатайству прокурора судом в качестве соответчика привлечено министерство финансов Российской Федерации.
Впоследствии прокурором был изменен предмет иска, ранее заявленные исковые требования были дополнены требованием возложить обязанность на министерство финансов Российской Федерации профинансировать производство ФИО2 выплаты финансовой помощи в размере 100 000 рублей за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал, просит суд возложить обязанность на министерство социальной защиты населения ФИО3 <адрес>, ГКУ ФИО3 <адрес> Управление социальной защиты населения в <адрес> произвести выплату финансовой помощи, источником выплаты которой являются средства федерального бюджета в размере 100 000 рублей ФИО2; возложить на ФИО1 <адрес> обязанность профинансировать производство выплаты финансовой помощи в размере 100 000 рублей ФИО2; возложить на министерство финансов Российской Федерации обязанность профинансировать производство ФИО2 выплаты финансовой помощи в размере 100 000 рублей за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Истица ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.
ФИО1 ответчика – ФИО1 <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия, представил суду письменные возражения.
ФИО1 <адрес> по доверенности ФИО9 в письменных возражениях на исковые требования указала, что постановление ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО3 <адрес> в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета» принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Согласно пунктам 2, 9 Порядка бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Срок обращения в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации составляет один месяц с даты возникновения чрезвычайной ситуации.
Таким образом, граждане, пострадавшие в результате чс, произошедшей на территории ФИО3 <адрес>, имеют право на выплату единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью) и оказание финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50тыс.рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека) за счет средств резервного фонда ФИО1 РФ только в случае неполучения аналогичных мер поддержки из резервного фонда ФИО1 <адрес>. При этом должен быть соблюден порядок формирования, согласования и представления утвержденных и согласованных списков в министерство социальной защиты населения области на электронных и бумажных носителях министерством пожарной безопасности и гражданской защиты. Только при соблюдении этой процедуры у ответчика возникает обязанность произвести выплаты. При этом не должен быть пропущен срок для обращения ФИО1 <адрес> в ФИО1 РФ, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 750. Учитывая, что истице аналогичные выплаты произведены из средств резервного фонда ФИО1 <адрес>, требования удовлетворению не подлежат.
ФИО1 <адрес> по доверенности ФИО10 в письменных возражениях на исковые требования указала, что постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда ФИО1 <адрес> (далее - Порядок).
Положениями Правил и Порядка предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи, а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества за счет средств федерального и областного бюджетов соответственно. Также пунктом 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда ФИО1 <адрес>, утвержденного постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 214, определено, что в случае покрытия расходов на оказание гражданам финансовой помощи за утраченное имущество за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, выплаты пострадавшим гражданам на указанные цели за счет ассигнований резервного фонда ФИО1 <адрес> не производятся.
Таким образом, с 13.092013 (после внесения изменений в постановление ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 214) гражданам производятся выплаты только из федерального бюджета. Тем же гражданам, которые получили выплаты (единовременной материальной и (или) финансовой помощи) из областного бюджета выплаты из резервного фонда Правительства Российской Федерации не производятся.
Так как ФИО2 и члены её семьи уже получили выплаты в связи с ЧС из областного бюджета, а единовременную материальную помощь получили еще из федерального бюджета в выплате финансовой помощи за счет средств федерального бюджета ФИО20 и членам её семьи было отказано.
Постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 423, утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО3 <адрес> в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета (далее - Порядок). Согласно пункту 2 Порядка выплата помощи производится государственными казенными учреждениями ФИО3 <адрес> управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области (далее - ГКУ-УСЗН) гражданам, включенным в соответствующие списки.
Указанные списки формируются и утверждаются в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ №2-4-60-12-22.
Формирование списков и их согласование обеспечивает министерство пожарной безопасности и гражданской защиты области, которое в установленном порядке, представляет утвержденные и согласованные списки в течение 5 дней в министерство социальной защиты населения области на электронных и бумажных носителях. Таким образом, министерство пожарной безопасности и гражданской защиты области при формировании списков обеспечивает их полную и всестороннюю проверку.
Министерство социальной защиты населения области, в свою очередь, в течение одного дня со дня поступления из министерства пожарной безопасности и гражданской защиты области списков направляет их в соответствующие ГКУ-УСЗН. После получения списка (списков) ГКУ-УСЗН в течение пяти дней с момента их поступления при наличии средств производит выплаты помощи гражданам, включенным в списки, посредством перечисления соответствующих средств на счета пострадавших граждан, открытые в кредитных организациях. ФИО1 <адрес>, как высший исполнительный орган государственной власти области не принимало решений в отношении ФИО2 и членов её семьи. У ФИО1 <адрес> отсутствуют правовые основания для финансирования выплат, которые осуществляются из резервного фонда Правительства Российской Федерации. Так, в данном случае, выплаты производятся из бюджета Российской Федерации. Бюджет ФИО3 <адрес> и бюджет Российской Федерации являются бюджета разных уровней. <адрес> просит суд обязать возложить на Минсоцзащиту и ГКУ УСЗН по <адрес> обязанность произвести выплату финансовой помощи из федерального бюджета при этом не уточняет что каждый из ответчиков должен сделать в удовлетворении данного требования.
ФИО1 ответчика – министерства социальной защиты населения ФИО3 <адрес> в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие ФИО1, в письменных возражениях, представленных в адрес суда указал, что считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, ФИО3 и Магаданской областей, <адрес>», постановлением ФИО1
Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1592-р гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО3 <адрес> в июле-августе 2013 года, и постоянно проживающими в населенных пунктах, подвергшихся наводнению оказывается единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и финансовая помощь в размере 100 000 рублей в связи с полной или частичной утратой имущества:
1) за счёт средств, источником финансового обеспечения которых являются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации:
а) единовременная материальная помощь (из расчёта 10 000 рублей на человека, но не более 50 000 рублей на семью);
б) финансовая помощь в связи с утратой ими имущества (из расчёта за частично утраченное имущество 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 000 рублей на человека);
2) за счёт средств дополнительной финансовой помощи, выделенной из федерального бюджета бюджету ФИО3 <адрес> в 2013 году в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации:
а) единовременная материальная помощь (из расчёта 10 000 рублей на шестого и каждого последующего члена семьи);
б) финансовая помощь в связи с частичной утратой ими имущества (из расчёта 50 000 рублей на человека).
Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО3 <адрес> в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, утверждён постановлением ФИО1 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно Порядку, выплата помощи производится государственными казенными учреждениями ФИО3 <адрес> – управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области гражданам, включенным в:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на
получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного
фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории
ФИО3 <адрес>, на оказание единовременной материальной помощи за счет
дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов
субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на
получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой
имущества за счет средств резервного фонда ФИО1 Российской
Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории
ФИО3 <адрес>, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой
имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности
бюджетов субъектов Российской Федерации.
Прием документов от пострадавших в ЧС граждан для получения единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств федерального бюджетов, их рассмотрение на предмет соответствия условиям получения помощи осуществляется органами местного самоуправления.
Указанные списки формируются и утверждаются в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ № 2-4-60-12-22.
Согласно пунктам 9.2.1., 9.2.2. рекомендаций список граждан на получение финансовой помощи подписывается:
руководителем (заместителем) ОУФМС России по субъекту;
руководителем (заместителем) ГУ МЧС России по субъекту;
руководителем (заместителем) органа местного самоуправления;
утверждается руководителем (заместителем) органа исполнительной власти субъекта (в нашем субъекте утверждает списки губернатор области ).
При этом указывается дата подписания, все подписи должны быть расшифрованы, заверены соответствующими печатями.
Все листы списков должны быть прошиты, пронумерованы и опечатаны. Если списки не прошиты, то каждый лист в списке, должен быть пронумерован и заверен печатью ОУФМС России по субъекту.
В соответствии с пунктом 3 Порядка формирование вышеперечисленных
списков, их согласование в установленном порядке обеспечивает Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты области, которое и представляет утвержденные и согласованные списки в течение 5 дней в министерство социальной защиты населения области на электронных и бумажных носителях.
Министерство социальной защиты населения области в свою очередь в течение одного дня со дня поступления из министерства пожарной безопасности и гражданской защиты области списков, указанных в пункте 2 Порядка, направляет их в соответствующие ГКУ-УСЗН.
После получения списка (списков) ГКУ-УСЗН в течение пяти дней с момента их поступления при наличии средств производит выплаты помощи, гражданам, включённым в списки, посредством перечисления соответствующих средств на счета пострадавших граждан, открытые в кредитных организациях.
Поступивший в министерство социальной защиты населения области в электронном виде список граждан, имеющих право на получение финансовой помощи, не содержал ФИО2. Список граждан, имеющих право на получение финансовой помощи на бумажном носителе содержал ФИО2. Однако, её фамилия была вычеркнута администрацией <адрес> и заверена печатью администрации <адрес> (что подтверждается имеющимся в деле объяснением главы муниципального образования <адрес> ФИО11).
То, что ФИО2 была вычеркнута из списка граждан, имеющих право на получение финансовой помощи, говорит о том, что ее в указанных списках не было. Так как определение права граждан на получение финансовой помощи находится в компетенции органа местного самоуправления, именно он и произвел вычеркивание ФИО2 из списка граждан. Поэтому министерство социальной защиты населения ФИО3 <адрес> не получала списки, содержащие ФИО2
В связи с изложенным, просит суд в удовлетворении требований прокурора <адрес> отказать.
ФИО1 ответчика ГКУ ФИО3 <адрес> Управление социальной защиты населения в <адрес>, начальник ГКУ АО Управление социальной защиты населения в <адрес> ФИО12 в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что поскольку ФИО2 в списках поступивших из министерства социальной защиты населения ФИО3 <адрес> не было и в настоящее время нет, оснований возлагать обязанность на ГКУ АО Управление социальной защиты населения в <адрес> произвести выплаты ФИО2, нет. Им в учреждение поступал из министерства социальной защиты населения список, в котором фамилия ФИО2 была вычеркнута из списка.
ФИО1 ответчика министерства финансов Российской Федерации по доверенности, Врио руководителя Управления федерального казначейства по ФИО3 <адрес> ФИО13 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без участия ФИО1 УФК по ФИО3 <адрес>, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в период спорных правоотношений действовало постановление ФИО1 РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 750, которым были утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее -Правила).
В соответствии с и. 2 Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской. Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Правилами установлен определенный перечень обосновывающих документов, который должен быть представлен в Правительство Российской Федерации при обращении о выделении, бюджетных ассигнований из резервного фонда.
На основании п. 8 Правил основанием для выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, в том числе для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам., является решение Правительства Российской Федерации, в котором указываются общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях <адрес> (Якутия), Приморского и <адрес>в, ФИО3 и Магаданской областей, <адрес>.» распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1592-р было принято решение о выделении из резервного фонда ФИО1. Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий бюджетных ассигнований.
Во исполнение п. 6 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 <адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО3 <адрес> в июле-августе 2013 года, помощи, источником, финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 указанного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО3 <адрес> в июле-августе 201.3 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета. Указанной нормой установлено, что выплата помощи производится государственными казенными учреждениями ФИО3 <адрес> - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области, гражданам, включенным в:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории
ФИО3 <адрес>, на оказание единовременной материальной помощи за счет
дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов
субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на.
получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества
за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории
ФИО3 <адрес>, на оказание финансовой, помощи в связи с частичной утратой
имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности
бюджетов субъектов Российской Федерации.
Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при. ФИО1 <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории ФИО3 <адрес>, в соответствии с пунктом 1.2 которых. настоящие Методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти ФИО3 <адрес> и органами местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории. ФИО3 <адрес>, и которые содержат разъяснения, порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.
В силу п.п. 3.1, 3.3 Методических рекомендаций единовременная материальная помощь и финансовая помощь оказываются гражданам, соответствующим условиям, предусмотренным разделом 11 Методических указаний и представившим в местную администрацию муниципального образования по месту жительства заявление о получении соответствующего вида помощи и иные необходимые документы.
Комиссия, созданная. местной администрацией в целях определения размера ущерба, в течение 3 календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения и имущества заявителя и составляет акты обследования но рекомендуемым формам.
Согласно п. 3.5 Методических рекомендаций после проведенного в соответствии с п. 3.3 Методических рекомендаций обследования местная администрация (в течение 10 дней со дня его проведения) с учетом представленных гражданином документов принимает решение о включении гражданина в список пострадавших на получение соответствующего вида выплат или об отказе во включении гражданина в список (об отказе в предоставлении помощи). Решение об отказе во включение гражданина в список (об отказе в предоставлении помощи) принимается местной администрацией в случае непредставления гражданином документов, предусмотренных п. 3.1 Методических рекомендаций, а также несоответствия условиям, предусмотренным разделом II Методических рекомендаций. В случае если органами местного самоуправления принимается, решение об отказе во включение в список на получение выплаты, гражданину в течение трех дней с момента его принятия должен быть представлен (направлен) письменный ответ, в котором должно быть четко и недвусмысленно сформулировано, во включении в какие списки и но каким видам выплат отказано, с указанием основания (причины) такого отказа. Решение местной администрации о включении гражданина в список является основанием для предоставления соответствующего вида помощи.
Таким образом, по смыслу изложенного, органом, уполномоченным на принятие решения о предоставлении единовременной материальной и финансовой помощи либо об отказе в предоставлении такой помощи, а такжеобладающим полномочиями по формированию списков лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации., па получение соответствующего вида помощи, на территории <адрес> является администрация <адрес>, решение которой о включении гражданина в список пострадавших согласно п.. 3.5 Методических рекомендаций является основанием для предоставления соответствующего вида помощи.
По мнению Министерства финансов Российской Федерации настоящий спор должен быть рассмотрен путем предъявления требований к ГКУ ФИО3 <адрес> «Управление социальной защиты населения в Архаринском. районе» обязанности выплатить финансовую помощь. Поскольку данные правоотношения вытекают из публичных правоотношений, сложившихся между гражданином с одной стороны и государственным учреждением с другой, которое в данной ситуации может быть отнесено к системе органов публичной власти, уполномоченных обеспечить последовательную и эффективную реализацию ранее признанного за гражданином права без необоснованных промедлений получить выплату в связи с чрезвычайной ситуацией.
В силу объективно значимых обстоятельств, предопределяемых самим характером сложившихся публично-правовых отношений, и необходимости восстановления нарушенных прав гражданина с учетом недопустимости отказа в этом исключительно по формальным основаниям, вопреки требованиям Конституции Российской Федерации, Минфин России полагает возможным сделать вывод о том, что не поступление сформированного уполномоченным органом списка пострадавших граждан, в который включена ФИО20. О.М., в ГКУ ФИО3 <адрес> «Управление социальной защиты населения в <адрес>» либо отсутствие денежных средств, предусмотренных для производства соответствующих выплат финансовой помощи гражданке, как пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, при условии надлежащего подтверждения её права на получение финансовой помощи, само по себе но может служить препятствием для возложения на ГКУ ФИО3 <адрес> «Управление социальной защиты населения в <адрес>» обязанности выплатить ФИО2 причитающиеся ей денежные средства,
Министерство финансов Российской Федерации считает, что требование обязать Министерство финансов Российской Федерации профинансировать выплату финансовой помощи для ФИО2 в размере 100 000 рублей за счет средств резервного фонда ФИО1. Российской. Федерации не основано на нормах действующего законодательства, поскольку финансирование подобных выплат возможно только на основании решения Правительства Российской Федерации. При этом указанное решение Правительство Российской Федерации принимает исключительно на основании документов, обосновывающих размер бюджетных ассигнований из резервного фонда, представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При рассмотрении, настоящего спора определяющее значение должно иметь наличие в деле достаточных доказательств, с достоверностью подтверждающих причинение ФИО2 ущерба в результате наводнения и, как следствие, возникновение у нее права на получение за счет средств федерального бюджета соответствующей компенсационной выплаты. На основании изложенного, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по ФИО3 <адрес> просит в удовлетворении требований к Минфину России отказать.
ФИО1 третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – министерства пожарной безопасности и гражданской защиты ФИО3 <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия. В письменных возражениях на исковые требования указал, что прокурором <адрес> ФИО3 <адрес> не оспаривается, что семье ФИО2 и членам ее семьи (ФИО18, ФИО7, ФИО8, ФИО14) была оказана: единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей за счет средств областного бюджета и 10 тыс. рублей резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий: финансовая помощь в связи с полной утратой имущества в размере 100 тыс. рублей. ФИО2 получила 100 тыс. рублей как глава семьи.
Основанием для подачи искового заявления прокурора <адрес> является нарушение якобы имеющегося нарушение права ФИО2 на получение дополнительно еще 100 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета.
При этом обращаясь с данным исковым заявлением, прокурором <адрес> не приведены нормы права, создающие условия на наличия безусловного права истицы на получение дополнительно еще 100 тыс. рублей в качестве финансовой помощи.
В приведенном истцом Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, ФИО3 и Магаданской областей, <адрес>» предусмотрено Правительству Российской Федерации принять решение о выплате за счёт средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему, в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за затрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество был (5 утрачено полностью или частично (подпункте «б» пункта 2).
Принятие решения об оказании помощи пострадавшим гражданам Правительством Российской Федерации должно было приниматься в соответствии с учетом положений, предусмотренных пунктом 2,9 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее -Правила), при условии недостаточности средств бюджета субъекта Российской Федерации на выполнение мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, в том числе оказание гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи.
Из представленного истцом платежного получения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что у ФИО1 <адрес> имелись средства и была оказана финансовая помощь ФИО2.
Кроме того, согласно действовавшим не день принятия решения о выплате финансовой помощи ФИО2 Методическим рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным заместителем министра МЧС ФИО15 Чуприяном от ДД.ММ.ГГГГ № (стр. 44) (далее -Методические рекомендации) определено, что финансовую помощь в связи с утратой имущества одна и та же семья по одной и той же чрезвычайной ситуации, одному и тому же террористическому акту и (или) контртеррористической операции может получить только один раз (методические рекомендации прилагаются).
Обращаясь с исковым заявлением, прокуратура <адрес> фактически создает условия для нарушения Правил и Методических рекомендаций.
При этом следует отметить, что в пункт 2 приведенного в исковом заявлении Порядке выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО3 <адрес> в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, утвержденного постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 423, предусмотрено, что формирование списков проводится в соответствие с Методическими рекомендациями. В актах обследования от 27.08.2013, указано имущество пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации, а также сумма финансовой помощи на получение которой не возражала истица. Указанные в актах денежные средства истица и члены ее семьи получили в полном объеме. Иных актов и документов, подтверждающих утрату имущества, прокурором <адрес> не представлено.
На заседании правительственной комиссии, которое прошло в Благовещенске 15.10.2013, заместитель председателя Правительства Российской Федерации, полномочный ФИО1 Президента в ДФО Юрий Трутнев назвал двойные выплаты гражданам неправомерными и несправедливыми. По его словам, наша область пострадала не единственная, и нигде деньги пострадавшим не выделяются из федерального и областного бюджетов одновременно.
С доводами прокурора <адрес> о том, что в результате превышений полномочий министерства пожарной безопасности и гражданской защиты области (далее - министерство) ФИО2 была исключена из списка на получение финансовой помощи не подтверждается доказательствами, представленными в распоряжение суда.
Министерство действовало в пределах поручений, данных в пункте 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда ФИО1 <адрес>, утвержденного постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок), пунктах 1, 2 Протокола заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при ФИО1 <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - протокол), должностным лицом администрации <адрес> была сделана отметка:
о выделении ФИО16 финансовой помощи за счет средств резервного фонда ФИО1 <адрес>, поставлена гербовая печать;
об исключении ФИО16 из списка.
В пункте 1 протокола принято решение о произведении выплаты финансовой помощи за счет средств федерального бюджета на основании распоряжений Правительства Российской Федерации и не осуществлении выплаты финансовой помощи за счет средств областного бюджета. Пунктом 6 Порядка определено, что в случае покрытия расходов на мероприятия, связанные с оказанием финансовой Помощи, за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, выплаты пострадавшим гражданам на указанные цели за счет ассигнований резервного фонда не производятся.
Отметка должностного лица администрации <адрес> в списке является подтверждением факта получения ФИО16 финансовой помощи, предоставляемых за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждение и ликвидации - чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий за счет кассовых выплат из бюджета субъекта Российской Федерации.
Также просит учесть, что на настоящий день остатки средств федерального бюджета, предназначенные для выплат граждан единовременной материальной и финансовой помощи в соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 7 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» до ДД.ММ.ГГГГ были возращены в доход федерального бюджета.
Учитывая, что права ФИО16 не были нарушены просит суд отказать в удовлетворений исковых требований и в полном объеме.
ФИО1 третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – администрации <адрес> по доверенности ФИО17 в судебном заседании пояснила, что считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
ФИО2 обращалась в администрацию <адрес> с заявлением о выплате ей и членам ее семьи единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. руб. на человека, но не более 50 тыс. руб. на семью, и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств областного и федерального бюджетов.
Согласно акту обследования частного жилого помещения 6а от 27.08.2013г., по адресу: <адрес>, подписанному членами комиссии, утвержденному главой администрации Касаткинского сельсовета, в котором имеется и подпись ФИО2, в результате подъема уровня воды в реке Амур произошло полное затопление жилого дома с прилегающим приусадебным участком площадью 7 соток. Вода в доме находится на уровне 170 см от пола. В результате затопления повреждены стены в доме, разрушена штукатурка, пострадали мебель и бытовая техника, разрушено ограждение дома, хозяйственные постройки, туалет. Согласно заключению комиссии размер ЕМП пострадавшему составляет 50 тыс. рублей.
Финансовая помощь ФИО2 и членам ее семьи была выплачена администрацией <адрес> в сумме 100 тыс. руб. за счет средств областного бюджета, кроме того, была осуществлена выплата ЕМП через ГКУ ФИО3 <адрес> «Управление социальной защиты населения в <адрес>» в сумме 10 тыс. руб.
Постановление ФИО1 <адрес> N 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО3 <адрес> в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета» было принято 13.09.2013, и выплата ФИО2 финансовой помощи за утраченное имущество за счет средств областного бюджета согласно платежному поручению № была произведена ДД.ММ.ГГГГ г.
В то же время в соответствии с методическими рекомендациями, утв. протоколом заседания оперативного штаба комиссии при ФИО1 <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ № 40, финансовая помощь за утраченное имущество должна выплачиваться за счет средств федерального бюджета, в размере 100 тыс. руб. на каждого человека, из которых:
за полностью утраченное имущество - 100 тыс. руб. за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
за частично утраченное имущество - 50 тыс. руб. за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, 50 тыс. руб. за счет Дотации.
Финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество за счет средств областного бюджета не выплачивается.
Кроме того, в соответствии с письмом губернатора ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № оказание пострадавшим гражданам финансовой помощи за утраченное имущество осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Поскольку ФИО2 получила финансовую помощь за счет средств областного бюджета, до определения источников финансирования указанных выплат, считает, что ей не положены выплаты за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, либо за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, ФИО20 обратилась на телефон «горячей линии» Единого добровольческого координационного центра по оказанию помощи жителям ФИО3 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. после вступления в силу Постановления ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО3 <адрес> в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета», и исключение ее из списка было осуществлено после его принятия.
Кроме того, указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, ФИО3 и Магаданской областей, <адрес>» предусмотрено ФИО1 Российской Федерации принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. руб. (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. руб. за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично (пп. «б», п. 2).
Согласно п. 9 Порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий от 13.10.2008г. № бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО3 <адрес>, имеют право на выплату единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. руб. на человека, но не более 50 тыс. руб. на семью) и оказание финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. руб. на человека, за полностью утраченное имущество -100 тыс. руб. на человека) за счет средств резервного фонда ФИО1 РФ только в случае неполучения аналогичных мер поддержки из резервного фонда ФИО1 <адрес>.
Учитывая, что истцу выплаты были произведены из средств резервного фонда ФИО1 <адрес>, требования о взыскании финансовой помощи за счет резервного фонда ФИО1 Российской Федерации удовлетворению не подлежат.
ФИО1 третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – министерства финансов ФИО3 <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия. Из представленных суду письменных возражений на исковые требований, следует, что постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО3 <адрес> в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета» принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Согласно пунктов 2, 9 Порядка, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Срок обращения в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации составляет один месяц с даты возникновения чрезвычайной ситуации. Таким образом, граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО3 <адрес>, имеют право на выплату единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью) и оказание финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 тыс. рублей на человека) за счет средств резервного фонда ФИО1 РФ только в случае неполучения аналогичных мер поддержки из резервного фонда ФИО1 <адрес>. При этом, должен быть соблюден предусмотренный порядок проведения выплат.
Из анализа вышеприведенных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что выплата единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда ФИО1 РФ осуществляется гражданам, пострадавшим в результате Чрезвычайной ситуации в случае недостаточности бюджетных средств, предусмотренных в бюджете ФИО3 <адрес> для ликвидации чрезвычайных ситуаций. То есть, гражданин, пострадавший в результате ЧС и имеющий право получить финансовую помощь в связи с утратой имущества, имеет право получить соответствующую выплату только из одного бюджета соответствующего уровня, но не из двух (бюджета субъекта РФ и федерального бюджета) бюджетов одновременно.
Согласно материалам дела и исковому заявлению, истец получил финансовую помощь в связи с утратой имущества за счет средств резервного фонда ФИО1 <адрес>, данный факт истцом не оспаривается.
На основании изложенного, просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием, для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Как следует из материалов дела, ФИО2 обратилась в прокуратуру <адрес> с заявлением об обращении в суд в её интересах с целью защиты ее прав на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации.
Распоряжением губернатора ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 23-р на территории ФИО3 <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Распоряжением и.о. главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> ФИО3 <адрес> в связи с прохождением юго-западного циклона, сопровождающегося большими ливнями, грозами, сохранением неустойчивой погоды на протяжении длительного времени, угрозой, резкими подъемами воды в реках Бурея и Архара, что может привести к подтоплению отдельных населенных пунктов района, введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Из материалов дела следует, что ФИО20 и члены её семьи зарегистрированы и проживают по месту жительства: ФИО3 <адрес>
ФИО2 обращалась заявлением на имя губернатора ФИО3 <адрес> о выплате ей и членам ее семьи единовременной материальной помощи в с размере 10 тыс. руб. на человека, но не более 50 тыс. руб. на семью, и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств областного и федерального бюджетов.
Согласно акту обследования частного жилого помещения 7г от 27.08.2013г. по адресу: <адрес>, подписанному членами комиссии, утвержденному главой администрации Касаткинского сельсовета, в результате подъема уровня воды в реке Амур произошло полное затопление жилого дома с прилегающим приусадебным участком площадью 7 соток. Вода в доме находится на уровне 170 см от пола. В результате затопления повреждены стены в доме, разрушена штукатурка, пострадали мебель и бытовая техника, разрушено ограждение дома, хозяйственные постройки, туалет. Согласно заключению комиссии имущество утрачено полностью, сумма финансовой помощи составляет 100 000 рублей.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что члены семьи ФИО2, ФИО18, ФИО7, ФИО8, ФИО19 получили единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей из бюджета ФИО3 <адрес>, единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей за счет средств бюджета Российской Федерации, финансовую помощь в размере 100 000 рублей в связи с полной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ФИО2 получила единовременную материальную помощь за счет средств областного бюджета и бюджета Российской Федерации. Кроме того, ФИО2 получила финансовую помощь в размере 100 000 рублей в связи с полной утратой имущества за счет средств областного бюджета на основании распоряжения 336 от ДД.ММ.ГГГГ года. (платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ года).
В соответствии с распоряжением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года, финансовому управлению администрации <адрес> предписано средства субсидии для оказания финансовой помощи жителям <адрес> по распоряжению ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 135-р в сумме 14 550 тыс. рублей, направить администрации <адрес> на выплаты гражданам.
Из распоряжения ФИО1 <адрес> № 135-р от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда ФИО1 <адрес>, утвержденным постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 214, в целях частичного покрытия расходов на финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации (подтопления населенных пунктов в результате подъема уровня воды в реках ФИО3 <адрес>), возникшей в июле - августе 2013 года на территории ФИО3 <адрес>:
Министерству финансов ФИО3 <адрес> выделить из резервного фонда ФИО1 <адрес> министерству пожарной безопасности и гражданской защиты ФИО3 <адрес> средства в сумме 56850000 (пятьдесят шесть миллионов восемьсот пятьдесят тысяч) рублей на предоставление субсидии бюджетам муниципальных образований ФИО3 <адрес> согласно приложению к настоящему распоряжению для оказания финансовой помощи жителям населенных пунктов ФИО3 <адрес>, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на семью, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на семью.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в соответствии с платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО2 получила финансовую помощь в размере 100 000 рублей из резервного фонда ФИО1 <адрес> за полностью утраченное имущество – 100 тысяч на семью, на основании постановления ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 214.
Из списка граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводками и наводнением на территории <адрес> ФИО3 <адрес>, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № – р, подписанного главой <адрес>, первым заместителем начальника Главного управления МЧС России по ФИО3 <адрес>, начальником управления федеральной миграционной службы России по ФИО3 <адрес> и утвержденного губернатором ФИО3 <адрес>, следует, что под номером 193 в данном списке указана ФИО2. В списке напротив фамилии ФИО2 стоит отметка «выделено из резервного фонда ФИО3 <адрес>», стоит печать администрации <адрес> и подпись должностного лица. При этом по всей длине строки под номером 193 списка, проведена синяя линяя. Из строки «Всего» указанного списка следует, что первоначально в строке была проставлена сумма 19 850 тыс. рублей. Данная сумма зачеркнута и от руки проставлена сумма 16 000 тыс. рублей. Данное исправление заверено печатью министерства пожарной безопасности и гражданской защиты ФИО3 <адрес>.
В силу ч.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением ФИО1 РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда ФИО1 РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда.
Согласно п. 2 указанных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
При таком обращении должны быть указаны данные о количестве людей, получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба (п. 4).
В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается (абзац 2 п. 7 Правил).
В соответствии с п. п. "г", "д" п. 9 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда ФИО1 <адрес>», утвержден Порядок использования указанных бюджетных ассигнований.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка, средства резервного фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов и мероприятий, которые не могли быть предусмотрены заранее при утверждении областного бюджета на текущий финансовый год и не могут быть отложены до утверждения областного бюджета на очередной финансовый год, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 6 указанного Порядка, по результатам рассмотрения обосновывающих документов министерство пожарной безопасности и гражданской защиты области вносит губернатору области или первому заместителю председателя ФИО1 <адрес> предложения по решению поставленного вопроса. При положительном решении в предложениях указывается объем ассигнований, предлагаемый для выделения из резервного фонда, при этом в части расходов на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются следующие размеры:
при развертывании и содержании в течение необходимого срока (но не более одного месяца) пунктов временного проживания и питания для эвакуируемых граждан - за временное проживание - 550 рублей на человека в сутки, за питание - 100 рублей на человека в сутки;
при выплате единовременного пособия членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, - 300 тыс. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;
при выплате единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, из расчета степени тяжести вреда (тяжкий или средней тяжести вред здоровью - 100 тыс. рублей на человека, легкий вред здоровью - 20 тыс. рублей на человека);
при выплате семьям граждан, погибших в результате чрезвычайной ситуации, единовременного пособия на погребение - 15 тыс. рублей;
при оказании гражданам единовременной материальной помощи - 10 тыс. рублей на человека (но не более 50 тыс. рублей на семью);
при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на семью, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на семью.
Постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 431( в ред. Постановления ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 468), пункт 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда ФИО1 <адрес>, утвержденного постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 214 (в редакции постановления ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 371), дополнен абзацем следующего содержания: "В случае покрытия расходов на мероприятия, предусмотренные абзацем восьмым настоящего пункта, за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, выплаты пострадавшим гражданам на указанные цели за счет ассигнований резервного фонда не производятся."
Пунктом 2 указанного постановления установлено, что настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
Во исполнение п. 6 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, ФИО3 и Магаданской областей, <адрес>», ФИО1 <адрес> принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО3 <адрес> в июле – августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета»
Пунктом 2 названного Постановления ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО3 <адрес> в июле – августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой, являются средства федерального бюджета.
В соответствии с п. 1 указанного Порядка, в целях настоящего Порядка под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживавшие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО3 <адрес> в июле - августе 2013 года.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка, выплата помощи производится государственными казенными учреждениями ФИО3 <адрес> - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области (далее - ГКУ-УСЗН) гражданам, включенным в:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории ФИО3 <адрес>, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории ФИО3 <адрес>, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанные списки формируются и утверждаются в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N 2-4-60-12-22.
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийны бедствий за N 2-4-60-12-22.
В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 9.2.1 Методических рекомендаций утвержденными Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N 2-4-60-12-22., размер финансовой помощи в связи с утратой имущества определен в соответствии с подпунктом «д» пункта 9 Правил, а именно: за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, зарегистрированного на занимаемой площади; за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека, зарегистрированного на занимаемой площади.
Кроме того, согласно указанному пункту Методических рекомендаций, список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера подписывается руководителем (его заместителем) ОУФМС России по субъекту Российской Федерации, руководителем (его заместителем) ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления, утверждается руководителем (его заместителем) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с расшифровкой подписей, указанием даты и заверяется соответствующими печатями.
Довод прокурора о том, что ФИО2 была исключена из списков граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества, должностными лицами министерства пожарной безопасности и гражданской защиты ФИО3 <адрес> с превышением полномочий, не основан на законе, поскольку в соответствии с п. 3 Порядка выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО3 <адрес> в июле – августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета (утв. постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 423), обеспечивает формирование списков и их согласование в установленном порядке, министерство пожарной безопасности и гражданской защиты.
Из письма Губернатора ФИО3 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1592-р, принятым в целях реализации подпунктов «б» и «в» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, ФИО3 и Магаданской областей, <адрес>», оказание пострадавшим гражданам финансовой помощи за утраченное имущество осуществляется за счет средств федерального бюджета. Учитывая изложенное, а также в целях исключения двойных выплат на одни и те же цели, ФИО1 <адрес> принято решение о выплате за счет средств резервного фонда ФИО1 <адрес> только единовременной материальной помощи в расчете 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью. Компенсационные выплаты за утрату имущества из областного бюджета производились до принятия на федеральном уровне решения об источниках финансирования данных выплат и на тот период позволили избежать социальной напряженности первых дней стихии. В настоящее время указанные средства подлежат замещению с тем, чтобы размер финансовой помощи, выплаченной одному пострадавшему гражданину, не превышал 100 000 рублей.
В соответствии с подпунктом «б» п.2 Указа Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, ФИО3 и Магаданской областей, <адрес>», Правительству Российской Федерации поручено до ДД.ММ.ГГГГ принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи и компенсации в размере 100 000 рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1592-р, в целях реализации подпунктов «б» и «в» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 693, предусмотрено выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, субъектам РФ, подвергшимся крупномасштабному наводнению, в том числе ФИО3 <адрес>, на оказание гражданам единовременной материальной помощи, на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества, на оказание гражданам финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества.
Согласно п. 2 указанного распоряжения Правительства Российской Федерации, предписано ФИО1 указанных субъектов РФ представить в МЧС России сводные данные о гражданах пострадавших в результате крупномасштабного наводнения и имеющих право на получение единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой ими имущества.
Учитывая, что распоряжением ФИО1 РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1592-р был определен источник финансирования выплат пострадавшим гражданам, в связи с утратой ими имущества – резервный фонд Правительства Российской Федерации, а нормативными правовыми актами ФИО3 <адрес> не предусмотрены выплаты из резервного фонда ФИО1 <адрес>, пострадавшим гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на семью, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на семью, в случае покрытия расходов на эти мероприятия, за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, принимая во внимание, что ФИО2 получила финансовую помощь в размере 100 000 рублей в связи с полной утратой имущества, суд приходит к выводу, что право ФИО2, пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной утратой ею имущества, не нарушено. ФИО2, как пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации, получила все предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации выплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать прокурору <адрес> в удовлетворении требований о возложении на министерство социальной защиты населения ФИО3 <адрес>, государственное казенное учреждение ФИО3 <адрес> Управление социальной защиты населения в <адрес> обязанности произвести выплату финансовой помощи, источником выплаты которой являются средства федерального бюджета в размере 100 000 рублей ФИО2, возложении обязанности на ФИО1 <адрес> профинансировать производство выплаты финансовой помощи в размере 100 000 рублей ФИО2, возложении обязанности на министерство финансов Российской Федерации профинансировать производство ФИО2 выплаты финансовой помощи в размере 100 000 рублей за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ФИО3 областной суд через Архаринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: З.Ю. Каралаш
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.