ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-55/2014 от 23.01.2014 Кызылского районного суда (Республика Тыва)

  Дело № 2-55/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 23 января 2014 года пгт. Каа-Хем

 Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Кочергиной Е. Ю., при секретаре Саая И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Монгуша С.Ш. в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению Республики Тыва «Сукпакский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов», Министерству труда и социальной политики Республики Тыва об обязании обеспечить установку аварийных и резервных источников питания, с участием старшего помощника Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Донгак Ш.В., представителя ответчика Государственного бюджетного учреждения Республики Тыва «Сукпакский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» ФИО2., представителя третьего лица Енисейского Управления Ростехнадзора по Республике Тыва ФИО1

 УСТАНОВИЛ:

 Кызылский межрайонный прокурор Республики Тыва Монгуш С.Ш. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению Республики Тыва «Сукпакский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов», Министерству труда и социальной политики Республики Тыва об обязании обеспечить установку аварийных и резервных источников питания, указав в обоснование, что прокуратурой проведена проверка наличия источников аварийного и резервного электроснабжения в социальных учреждениях с круглосуточным пребыванием людей в рамках проведенных проверок подготовки данных организаций к зимнему отопительному сезону. В результате проведенной проверки установлено, что в Сукпакском специальном доме-интернате для престарелых и инвалидов не имеются резервные и аварийные источники электропитания. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций о подведомственных объектов произведенного и социального значения от чрезвычайных ситуаций, финансировать мероприятия по защите работников организаций от чрезвычайных ситуаций. Согласно п. «б» ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона организации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций при чрезвычайных ситуациях. Эффективное решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также первоочередному жизнеобеспечению пострадавших невозможно без оперативного привлечения заблаговременно созданных резервов материально-технических ресурсов. Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предполагает создание данных резервов в натуральном виде, в объемах, необходимых для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно­правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В соответствии с абз. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее ФЗ № №): - чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства в социальном объекте Сукпакском доме-интернате для престарелых и инвалидов отсутствуют источники аварийного и резервного электроснабжения, что может привести к серьезным последствиям и чрезвычайным ситуациям. Администрация Сукпакского дома-интерната не принимает никаких мер по созданию источников аварийного и резервного электроснабжения, тем самым нарушает конституционные права работников самой организации на охрану труда, также нарушаются конституционные права граждан, проживающих в интернате на безопасность жизни и здоровья. Согласно справке инспектора Отдела технологического и энергетического надзора по РТ Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3, в ходе проверки был выявлен ряд грубейших нарушений требований технических регламентов и иных обязательных требований, установленных нормативными актами. Так, в Сукпакском доме-интернате выявлено отсутствие схемы электроснабжения зданий, сооружений; оперативного журнала; не разработаны исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений; отсутствие инструкции по охране труда для электротехнологического персонала; перечня работ выполняемых в порядке текущей эксплуатации; ответственное лицо не имеет соответствующей группы допуска по электробезопасности; не составлен перечень должностей и профессий электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности; отсутствие проверенных средств защиты, для выполнения работ в электроустановках; отсутствие знаков, плакатов по электробезопасности; отсутствие протоколов испытания электроустановок. В связи с этим, в соответствии с требованиями нормативными документами для электроснабжения токоприемников ГУ Сукпакского специализированного дома-интерната для престарелых и инвалидов требуется вторая категория надежности электроснабжения. Согласно п. 1 ст. 7 ФЗ № «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размера ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Пунктом 1.3 Устава Сукпакского дома-интерната для престарелых и инвалидов указано, что учредителем и собственником имущества является Республика Тыва. Функции и полномочия учредителя осуществляет министерство труда и социальной политики РТ. В силу п. 7.3 Устава Сукпакского дома-интерната учреждение обязано выполнять утвержденные в установленном порядке показатели финансово­хозяйственной деятельности, составлять и исполнять план финансово­хозяйственной деятельности. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются субсидии из республиканского бюджета Республики Тыва (п. 8.2 Устава). Устранение возникновения чрезвычайных ситуаций возможно путем приобретения и введения в эксплуатацию резервных источников питания. Для осуществления этих мероприятий необходимы достаточные суммы бюджетных средств, которые отсутствуют в бюджете на 2013 г., так как своевременно не были предусмотрены и заложены в бюджет Республики Тыва. В связи с чем, для предотвращения возникновения угрозы чрезвычайных ситуаций необходимо своевременно предусмотреть денежные средства в бюджет Республики Тыва. В Сукпакском доме-интернате проживают 40 престарелых и 38 работников, в связи с чем, заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве заинтересованных лиц не представляется возможным. Просит обязать Сукпакский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва обеспечить установку аварийных и резервных источников питания в Сукпакском специальном доме-интернате для престарелых и инвалидов аварийных и резервных источников питания течение 6 (шести) месяцев с момента вступления в силу решения суда.

 В судебном заседании старший помощник Кызылского межрайонного прокурора Донгак Ш.В. полностью поддержала иск, по основаниям изложенным в исковом заявлении, просила обязать Сукпакский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва обеспечить установку аварийных и резервных источников питания в Сукпакском специальном доме-интернате для престарелых и инвалидов аварийных и резервных источников.

 Представитель ответчика - Государственного бюджетного учреждения Республики Тыва «Сукпакский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» ФИО2 в судебном заседании с доводами прокурора согласился, пояснив, что в течение 6 месяцев успеют установить аварийные и резервные источники, оборудование уже приобрели.

 Представитель третьего лица - Енисейского Управления Ростехнадзора по Республике Тыва ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора.

 Представитель ответчика Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, в суд сведения о причинах неявки не сообщил, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия представителя ответчика согласно ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Представитель третьего лица Главного Управления МЧС России по Республике Тыва в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, в суд сведения о причинах неявки не сообщил, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия представителя ответчика согласно ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 В соответствии с подпунктами «а, б, е» ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны: а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

 Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

 В соответствии с абзацем 1, 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

 В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства в социальном объекте Государственном бюджетном учреждении Республики Тыва «Сукпакский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» отсутствуют источники аварийного и резервного электроснабжения, что подтверждается справкой о результатах проверки, составленной государственным инспектором Отдела технологического и энергетического надзора по РТ Енисейского управления Ростехнадзора ФИО3, согласно которой был выявлен ряд грубейших нарушений требований технических регламентов и иных обязательных требований, установленных нормативными актами, по результатам которой сделан вывод о том, что для обеспечения надежности электроснабжения необходим дополнительный источник электроснабжения.

 В нарушение ст. 56 ГПК РФ администрацией Государственного бюджетного учреждения Республики Тыва «Сукпакский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» не представлено доказательств установки аварийных и резервных источников питания, что может привести к серьезным последствиям и чрезвычайным ситуациям, представлены только подтверждающие доказательства о приобретении генератора по стоимости 90000 рублей.

 Пунктом 1.3 Устава Государственного бюджетного учреждения Республики Тыва «Сукпакский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» указано, что учредителем и собственником учреждения является Республика Тыва. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.

 В силу п. 8.2 Устава Государственного бюджетного учреждения Республики Тыва «Сукпакский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: субсидии из Республиканского бюджета Республики Тыва, имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления или приобретенное Учреждением на праве оперативного управления или приобретенное Учреждением за счет средств, выделяемых ему Учредителем на приобретение этого имущества, внебюджетные средства, в том числе безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, учреждений и граждан: доходы от осуществления деятельности по направлениям, предусмотренным настоящим уставом, иные источники, не запрещенные действующим законодательством РФ.

 Таким образом, поскольку в социальном объекте в Государственном бюджетном учреждении Республики Тыва «Сукпакский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» не установлены аварийные и резервные источники питания, что может привести к серьезным последствиям и чрезвычайным ситуациям, администрация Государственного бюджетного учреждения Республики Тыва «Сукпакский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» и Министерство труда и социальной политики Республики Тыва не представили в суд доказательства согласно ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об установке аварийных и резервных источников питания, что нарушает конституционные права работников самой организации на охрану труда, также нарушаются конституционные права граждан, проживающих в интернате на безопасность жизни и здоровья, то требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Необходимо для устранения возникновения чрезвычайных ситуаций возложить на ответчиков обязанность по установке в социальном объекте аварийных и резервных источников питания в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

 Поэтому необходимо иск Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Монгуша С.Ш. в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению Республики Тыва «Сукпакский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов», Министерству труда и социальной политики Республики Тыва об обязании обеспечить установку аварийных и резервных источников питания удовлетворить.

 Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва «Сукпакский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов», Министерство труда и социальной политики Республики Тыва обеспечить установку в Государственном бюджетном учреждении Республики Тыва «Сукпакский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» аварийных и резервных источников питания в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

 РЕШИЛ:

 Иск Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Монгуша С.Ш. в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению Республики Тыва «Сукпакский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов», Министерству труда и социальной политики Республики Тыва об обязании обеспечить установку аварийных и резервных источников питания удовлетворить.

 Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва «Сукпакский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов», Министерство труда и социальной политики Республики Тыва обеспечить установку в Государственном бюджетном учреждении Республики Тыва «Сукпакский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» аварийных и резервных источников питания в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

 Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кызылский районный суд Республики Тыва.

 Мотивированное решение изготовлено 28 января 2014 года.

 Председательствующий: Кочергина Е. Ю.