ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-55/2017 от 15.03.2017 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело №2-55/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2017 года г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Клименко Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Тимощенко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Комсомольска-на-Амуре в интересах Российской Федерации к главе города Комсомольска-на-Амуре, начальнику Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре, заместителю начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании неурегулированным конфликта интересов, признании незаконными действия главы города Комсомольска-на-Амуре по отказу в удовлетворении представления прокуратуры города Комсомольска-на-Амуре, признании незаконным бездействия главы города Комсомольска-на-Амуре и начальника Управления архитектуры города Комсомольска-на-Амуре по не предотвращению и не урегулированию конфликта интересов, возникшего у заместителя начальника Управления архитектуры и градостроительства города Комсомольска-на-Амуре, главного архитектора города К И.В., возложении обязанности на представителя нанимателя (работодателя) - начальника Управления и архитектуры и градостроительства города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края либо лицо его замещающее по применению к муниципальному служащему меры ответственности в виде увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в интересах Российской Федерации обратился в Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края с исковым заявлением к администрации города Комсомольска-на-Амуре, Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре, заместителю начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании бездействия администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края и Управления архитектуры города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края по предотвращению и урегулированию конфликта интересов у заместителя начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре К И.В. незаконным; признании неурегулированным конфликта интересов, стороной которого является муниципальный служащий К И.В.; возложении обязанности на администрацию города Комсомольска-на-Амуре применить к муниципальному служащему К И.В. в связи с допущенным им нарушением, выразившемся в непринятии им как стороной конфликта интересов на муниципальной службе, а также несоблюдении установленных для муниципальных служащих запретов и ограничений, предоставлении муниципальным служащим недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также указанных сведений в отношении супруги К В.А. меру ответственности в виде увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия, расторжении трудового договора по инициативе работодателя с К И.В. по основанию, предусмотренному ст.81 Трудового кодекса РФ.

В обоснование исковых требований ссылается на то, что в результате проверки, проведенной прокуратурой города Комсомольска-на-Амуре, установлено, что администрацией города Комсомольска-на-Амуре Комсомольска-на-Амуре нарушаются требования законодательства и коррупции. Проверкой установлено, что К И.В. на основании приказа начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре от (дата)(№)-лс состоит на ведущей муниципальной должности третьей группы муниципальной службы города – заместителя начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре, главного архитектора города. До своего трудоустройства в администрацию города К И.В. с (дата) работал в качестве директора в ООО «Персональная творческая архитектурная мастерская К », основным видом деятельности указанного юридического лица являлись: персональная творческая деятельность в области архитектуры и градостроительства, дизайн помещений, выполнение проектных работ для строительства, ведение экспертизы в области архитектуры и градостроительства, а также иные виды. Кроме того, К И.В. являлся учредителем и единственным участником вышеуказанного юридического лица, зарегистрированного в квартире, принадлежащей на праве долевой собственности К И.В. – в г.Комсомольске-на-Амуре по (адрес). (дата)К И.В. уволен с должности директора ООО «Персональная творческая архитектурная мастерская К » по собственному желанию. (дата) согласно договору дарения доли в уставном капитале общества К И.В. подарил 100% своей доли в уставном капитале жене К ФИО1 от (дата)(№) единственного участника общества решено уволить директора Общества К И.В. и назначить директором его супругу – К ФИО1 от (дата)(№) единственного участника ООО «Персональная творческая архитектурная мастерская К » решено предоставить в регистрирующий орган новую редакцию учредительных документов общества. Вместе с тем заявление о внесении изменений в налоговый орган поданы (дата), а регистрация данных изменений произведена (дата). Таким образом, на момент поступления на муниципальную службу, а также при замещении К И.В. должности муниципальной службы в период с (дата) по (дата) он являлся участником, учредителем и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО «Персональная творческая архитектурная мастерская К » - ее директором, что является нарушением установленного ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.01.1998 №8 (в ред. от 25.07.2002) «Об основах муниципальной службы» запрета и является основанием прекращения муниципальной службы. Кроме того, К И.В. являлся аффилированным лицом по отношению к ООО «Персональная творческая архитектурная мастерская К ».

Кроме того, установлено, что в период с (дата) до (дата) директором и единственным участником ООО «Персональная творческая архитектурная мастерская К » являлась супруга К И.В.К В.А., а в период с (дата) до (дата) ей принадлежало 50% доли в уставном капитале указанного общества и в (дата) году она получила доход от деятельности ООО «ТАМП Тандем-К» в размере 61 540 рублей. При этом в период с (дата) года до момента выхода К В.А. в 2013 году из состава учредителей ООО «Творческая архитектурно-проектная мастерская Тамдем-К» данной организацией выполнялись работы по проектированию объектов капитального строительства, при том, что данный вид деятельности является основным для ООО «Творческая архитектурно-проектная мастерская ТАНДЕМ-К». На основании требований Положения об Управлении архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, утвержденного решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от (дата)(№), Управление в соответствии с возложенными на него задачами обеспечивает подготовку разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, и осуществляет ряд иных функций. В силу п. 4.4. должностной инструкции К И.В. как заместитель начальника Управления уполномочен на согласование актов приемки в эксплуатацию, а также имеет право подписания заключений о готовности объекта о приемке в эксплуатацию; в период с (дата) годы К И.В. неоднократно исполнял обязанности начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города. Также установлено, что в период с (дата) по (дата) ООО «Творческая архитектурно-проектная мастерская Тандем-К» была зарегистрирована в квартире, принадлежащей на праве долевой собственности К И.В.

Более того, работы, выполненные работниками ООО «ТАМП Тандем-К» при участии К И.В. от имени ООО «ТАМП Тандем-К», как автора идей указанных работ, в период с (дата) годы принимали участие в архитектурных конкурсах и фестивалях. Несмотря на наличие оснований для возникновения конфликта интересов в силу занимаемой К И.В. должности и деятельности, осуществляемой ООО «ТАМП Тандем-К», руководство деятельностью которого осуществлялось с участием его жены, К И.В. представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, не уведомлял, меры по предотвращению подобного конфликта к его урегулированию, а также меры к предотвращению возможности его возникновения не принимал.

Кроме того, установлены факты предоставления К И.В. недостоверных сведений, как в отношении себя, так и в отношении супруги - К В.А. В декларациях о доходах К И.В. за (дата) год не указаны сведения о доходах, полученных К И.В. от преподавательской деятельности, в разделе 1 справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера К И.В. за (дата) годы указаны недостоверные сведения о доходах, полученных от преподавательской деятельности; в разделе 1 справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за (дата) год указан доход от иной творческой деятельности, при этом данный доход получен по договору подряда, что не является иной творческой деятельностью.

В представленных администрацией города уведомлениях К И.В. отсутствовало уведомление К И.В. о намерении выполнять иную оплачиваемую работу в ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет» в (дата) году. При этом такая работа им выполнялась на основании договора на оказание услуг, сумма дохода по оказанной услуге отражена в ином разделе справке о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера К И.В. за (дата) год. Аналогичное нарушение выявлено в справке К И.В. за (дата) год.

В ходе проверки установлены ряд нарушений при предоставлении сведений в отношении супруги К И.В. - К В.А. Так в справке о доходах за (дата) год, поданной К И.В. В отношении своей супруги за (дата) год указано основное место работы - ООО “Тандем”, занимаемая должность - архитектор, фактически находилась в должности директора организации. Согласно справке сумма дохода ею получен по основному месту работы. Вместе с тем согласно предоставленных ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре сведений установлено предоставление недостоверных сведений в части размера и источника полученного супругой К И.В. дохода, не осуществлена разбивка полученных доходов по организациям ООО “ТАМП Тандем-К” и ООО “Новоком”, поскольку основным местом ее работы указано только ООО “ТАМП Тандем-К”. Аналогичные нарушения выявлены в справке о доходах, полученных К В.А. за (дата).

По выявленным нарушениям закона прокуратурой города (дата) главе города вынесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции с требованиями принять конкретные меры по устранению всех допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих и недопущении их в дальнейшей деятельности; принять в отношении К И.В. меры ответственности в соответствиями с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ и Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ; решить вопрос о привлечении иных виновных лиц, допустивших ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и не осуществлявших должного контроля за соблюдением действующего законодательства, к дисциплинарной ответственности (в соответствии с ТК РФ и Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ). По результатам рассмотрения данное представление главой города отклонено, меры по устранению всех допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих и недопущении их в дальнейшей деятельности, в том числе по урегулированию конфликта интересов в отношении К И.В. до настоящего времени не приняты.

Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ, ч. 1 п. 3 ст. 19, ч. 2 ст. 27.1, Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ, п. 7.1.ст. 81 ТК РФ указал, что праву работодателя на расторжение трудового договора в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, корреспондирует обязанность по его расторжению, предусмотренная п. 1 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ и ч. 2 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ. Глава города Комсомольска-на-Амуре, являясь руководителем муниципальной службы на территории города Комсомольска-на-Амуре и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре как работодатель К И.В., не исполняя установленные законом требования по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникшего у заместителя начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре К И.В. противопоставляют себя государству, а также принятым органами государственной власти законам.

Определением суда от (дата) производство по делу в части требований, предъявленных к администрации города Комсомольска-на-Амуре, Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре на основании заявления истца прекращено.

В ходе судебного разбирательства исковые требования неоднократно уточнялись. Согласно заявлению об уточнении исковых требований от (дата) исковые требования уточнены, предъявлены к главе города Комсомольска-на-Амуре, начальнику Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре, заместителю начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре. В уточненном исковом заявлении прокурор города просит признать неурегулированным конфликт интересов, стороной которого является муниципальный служащий - заместитель начальника Управления и архитектуры города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, главный архитектор города Комсомольска-на-Амуре К И.В.; признать незаконными действия главы города Комсомольска-на-Амуре по отказу в удовлетворении представления прокуратуры города Комсомольска-на-Амуре; признать незаконным бездействие главы города Комсомольска-на-Амуре и начальника Управления архитектуры города Комсомольска-на-Амуре по не предотвращению и не урегулированию конфликта интересов, возникшего у заместителя начальника Управления архитектуры и градостроительства города Комсомольска-на-Амуре, главного архитектора города К И.В.; обязать представителя нанимателя (работодателя) - начальника Управления архитектуры и градостроительства города Комсомольска-на-Амуре либо лицо его замещающее применить к муниципальному служащему - заместителю начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, главному архитектору города К И.В. в связи с допущенным им нарушением, выразившемся в непринятии им как стороной конфликта интересов мер, установленных статьей 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” и статьей 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ “О муниципальной службе” по предотвращению или урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, стороной которого он является, а также несоблюдении им установленных для муниципальных служащих запретов и ограничений, предоставлении им как муниципальным служащим недостоверных сведений при трудоустройстве, а также о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также указанных сведений о своей супруге - К В.А. меру ответственности в виде увольнения с муниципальной службы по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ и ч. 2 чт. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ - в связи с утратой доверия.

В судебном заседании представитель прокуратуры города Комсомольска-на-Амуре Д А.Ю. на удовлетворении исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что К И.В. в нарушение требований Федерального закона от 02.03.2007 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» предоставил недостоверные сведения при своем трудоустройстве, а также при нахождении на муниципальной службе, а именно: в период нахождения его в должности муниципальной службы (с (дата) до (дата)) входил в состав руководства юридического лица - ООО «Персональная творческая архитектурная мастерская К »; не принял предусмотренные вышеуказанными законами меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, чем нарушил требования п. 11 ч. 1 ст. 12, и ст. 14.1. Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3); предоставил работодателю недостоверные сведения о своих доходах полученных им в (дата) годах, а также доходах, полученных его супругой за (дата) годы, чем нарушил ч.1.1 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ); без предварительного письменного уведомления о намерении выполнять иную оплачиваемую работу, выполнял работу на основании договора на оказание услуг от (дата)(№) на выполнение учебной нагрузки (нарушение ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25- ФЗ). Кроме того, К И.В. в период с (дата) годы на имя работодателя подавались письменные уведомления о том, что он в свободное от работы время будет заниматься иной оплачиваемой деятельностью. При этом, на основании ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ муниципальный служащий, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, только в случае если это не повлечет за собой конфликта интересов и если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом. Вместе с тем работодателем сведения о характере выполняемой К И.В. работе не проверялись, меры направленные на предотвращение возможности возникновения конфликта интересов, предусмотренные Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ не принимались. На момент поступления на муниципальную службу, а также при замещении К И.В. должности муниципальной службы в период с (дата) до (дата) он являлся участником, учредителем и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО «Персональная творческая архитектурная мастерская К » - ее директором. Тем самым, при поступлении на муниципальную службу (дата)К И.В. нарушены запреты, установленные ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.01.1998 № 8-ФЗ (ред. от 25.07.2002) «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», а именно: заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц (п.3), а также состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией (п. 4 ч. 1 ст. 11). Кроме того, в силу ч. 4 ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» К И.В. являлся аффилированным лицом по отношению к ООО «Персональная творческая архитектурная мастерская К ». На основании ч. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 08.01.1998 № 8-ФЗ (ред. от 25.07.2002) «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» вышеуказанное обстоятельство являлось основанием для прекращения муниципальной службы. При этом, предоставление недостоверных сведений при трудоустройстве, а также участие в управлении хозяйствующим субъектом и занятие предпринимательской деятельностью в силу п. 9 ч. 1 ст. 13 и п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» также являются запретами, нарушение которых является основанием, при которых гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе. ООО «Творческая архитектурно-проектная мастерская Тандем-К» ОГРН <***> (ООО «ТАМП Тандем-К»), являясь коммерческой организацией, одним из основных видов деятельности которой является и являлась деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля, авторского надзора, на момент осуществления предпринимательской деятельности в период с (дата) (когда директором и единственным участником ООО «Персональная творческая архитектурная мастерская К » являлась супруга К И.В. - К В.А., а в период с (дата) до (дата) ей принадлежало 50% доли в уставном капитале указанного общества и в (дата) году она получила доход от деятельности ООО «ТАМП Тандем-К») ООО «ТАМП Тандем-К» выполнялись работы по проектированию объектов капительного строительства, при том, что данный вид деятельности является основным для ООО «Творческая архитектурно- проектная мастерская ТАНДЕМ-К», на основании которых администрацией города выдавались разрешения на строительство, а также разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию. При этом, указанная деятельность данной организации связана с извлечением прибыли от выполнения проектных работ. При этом, в силу ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273- ФЗ под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. В Обзоре судебной практики применения судами в 2014-2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 ноября 2016 года) также указано, что государственный или муниципальный служащий, на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей которым влияет или может повлиять возможность получение доходов для лица, состоящего с ним в близком родстве или свойстве, или лица, связанного с государственным, муниципальным служащим имущественными, корпоративными, иными близкими отношениями, является стороной конфликта интересов. Имеются основания полагать, что у К В.А. имелись предпосылки к получению материальной выгоды, ввиду занимаемого К И.В. служебного положения и осуществления им вышеуказанных контрольных полномочий, предоставленных ему на основании Постановления Администрации города Комсомольска-на-Амуре от (дата)(№)-па, которым утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию» на территории города Комсомольска-на-Амуре, согласно которого в состав административных процедур, оказание которых осуществляется сотрудниками Управления архитектуры и градостроительства администрации города входило рассмотрение заявлений и проверка документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги; проверка наличия и правильности оформления документов, указанных в пунктах 2.6.1 - 2.6.5 Регламента (в число которых в обязательном порядке входят материалы, содержащиеся в проектной документации, в том числе изготовленные ООО «ТАМП Тандем-К»); принятие решения о предоставлении муниципальной услуги или подготовка мотивированного отказа в предоставлении муниципальной услуги; подготовка документов: проект разрешения на строительство; подготовка проекта приложения к разрешению на строительство по форме согласно приложению N 3 к Регламенту при внесении изменений в данное разрешение на строительство, а также прекращении действия разрешения на строительство; проект разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; проект мотивированного отказа в предоставлении муниципальной услуги. Административный регламент включал и включает контроль за исполнением административного регламента, в том числе путем истребования, анализа и оценки документов по предоставлению муниципальной услуги; текущий контроль осуществляется начальником Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре, заместителем начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре, главным архитектором города, начальником архитектурно-строительного отдела Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре. К И.В., являясь заместителем начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города и исполняющий обязанности начальника Управления архитектуры и градостроительства г. Комсомольска-на-Амуре - главным архитектором города, наделенный соответствии с Административным регламентом контрольными функциями - нарушил установленные Федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ и от 02.03.2007 № 25-ФЗ установленный статьей 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 и статьей 14.1. Федерального закона от 02.03.2007 25-ФЗ порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе (меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов не принял; своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, в письменной форме не уведомлял), вследствие чего доверие к К И.В. в настоящее время утрачено. Кроме того К И.В., исполняя обязанности начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре, дважды получал заявления о выдаче разрешений на строительство, а также направлял сопроводительным письмом от (дата)(№) проект разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Кроме того, при рассмотрении документов ООО «Стимул» было отказано в выдаче разрешения на строительство не по тем основаниям, поскольку у ООО «ТандемК» не было допуска.

В судебном заседании представитель администрации города Комсомольска-на-Амуре С И.П. исковые требования не признала, представила письменные пояснения, указав, что в заявленных требованиях не разграничены обстоятельства, к которым заявитель относит конфликт интересов на муниципальной службе, предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах и доходах супруги, несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой. Представление прокурора города Комсомольска-на-Амуре рассмотрено на заседаниях комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в муниципальном образовании городском округе “Город Комсомольск-на-Амуре”, действующей на основании постановления главы города Комсомольска-на-Амуре от (дата)(№) “О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в муниципальном образовании городском округе “Город Комсомольск-на-Амуре”. Из представленных комиссии документов следовало, что К И.В. вышел из органа управления коммерческой организации (дата), через два дня - (дата) документы переданы в налоговый орган, изменения в учредительных документах зарегистрированы (дата), вина в действиях К И.В. отсутствует. Доказательств предоставления муниципальным служащим интересов третьих лиц в Управлениии архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре либо личной заинтересованности муниципального служащего, которая повлияла или могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей не представлено. Достоверность и полнота представленных муниципальным служащим сведений о своих доходах и доходах супруги проверялись комиссией, муниципальным служащим были представлены объяснительные и документы. Правоотношения рассматривались комиссией с учетом действующего на момент представления служащим сведений о доходах законодательством. На момент подачи сведений о доходах в (дата) годах не имелось предписаний по заполнению справок о доходах. В отношении мер ответственности комиссия руководствовалась Обзором Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.03.2016 №18-2/10/П-1526. В отношении принятия мер по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, по принятию мер ответственности к муниципальному служащему требование в представлении прокурора заявлено к ненадлежащему лицу, поскольку работодателем К И.В. является Управление архитектуры и градостроительства города Комсомольска-на-Амуре. Комиссия не нашла оснований для выводов о наличии в действиях муниципального служащего К И.В. конфликта интересов, о наличии обстоятельств, свидетельствующих о предоставлении муниципальным служащим заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах и доходах супруги, о несоблюдении ограничений (запретов), связанных с муниципальной службой. По второму требованию пояснила, что меры по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе обязан принять муниципальный служащий и его работодатель. К И.В. не состоит в трудовых отношениях с организацией, в которой полномочия работодателя исполняет глава муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре. У главы муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре не возникает обязанность по урегулированию конфликта интересов с участием К И.В., на главу не может возлагаться ответственность за бездействие по не предотвращению и (или) не урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе с участием К И.В. По третьему требованию указала, что в иске не указано в отношении исполнения каких должностных обязанностей возник или мог возникнуть конфликт интересов.

В судебном заседании ответчик К И.В. возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в имеющихся материалах дела объяснительной записке и дополнениях к объяснительной записке, представленных им на имя главы города Комсомольска-на-Амуре и заместителя главы города Комсомольска-на-Амуре. Также пояснил, что свидетельские показания носят предвзятый характер, прокуратурой не установлено нарушений при проведении проверки по факту выполнения проекта для поселка Хурбы; участие в выставках не приносит вознаграждение; с момента появления ООО «Тандем-К» на рынке Администрацией города проведено проектных работ на сумму более чем 167 000 000 рублей, участвовало в этих конкурсах более 40 проектных организаций, 15% от этой суммы было разыграно для субъектов малого и среднего предпринимательства, которыми являются руководители, которые давали свидетельские показания.

В судебном заседании представитель главы города Комсомольска-на-Амуре, начальника Управления архитектуры и градостроительства города Комсомольска-на-Амуре, – Г Д.С., действующий на основании доверенностей, возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, по основаниям, изложенным в ответе на представление прокурора города, пояснив суду, что какой- либо возможности возникновения конфликта интересов не было и не могло быть, поскольку все административные процедуры прописаны в Административном регламенте, К И.В. не участвует в процедуре по предоставлению муниципальной услуги, муниципальная услуга осуществляется специалистами архитектурно-строительного отдела Управления архитектуры и градостроительства города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. В период поступления К И.В. на муниципальную должность действовали положения Федерального закона от 08.01.1998 №8-ФЗ, наличие факта регистрации ООО «Персональная творческая архитектурная мастерская К » по адресу его регистрации не противоречит действующему законодательству.

В судебное заседание начальник Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Ш И.Г. против удовлетворения исковых требований возражал, пояснил, что административная процедура регулируется Административным регламентом, муниципальную услугу ни начальник Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского что исключает возможность наличия конфликта интересов, ни заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского не оказывают, доказательств наличия конфликта в судебное заседание не представлено; ранее прокуратурой города при проведении проверок сведений о доходах нарушений не установлено.

Свидетель С А.В. пояснил, что испытывает к К И.В. неприязненные отношения, является руководителем проектной организации. ООО «Тандем» является аффилированной по отношению к К И.В., при появлении на рынке ООО «Тандем» объем работ у иных проектных организаций снизился, заказчикам, которые оформляют документы в ООО «Тандем» в Управлении архитектуры и градостроительстве быстрее оформляются документы и предоставляются земельные участки. Документы, подготовленные С А.В. возвращаются на доработку по формальным основаниям.

Свидетель Р В.Н. пояснил, что в представленном в материалы дела списке разрешений указаны не все объекты ООО «Тандем – К», представил документы, из которых следует, что разработчиком магазина «Амба» указан ООО «Тандем-К», автором – К И.В. Также пояснил, что принадлежащая ему организация находится в стадии банкротства, потому что заказчики обращаются в ООО «Тандем-К».

Свидетель Г Ж.И. пояснила, что входила в состав комиссии по рассмотрению служебных споров в Администрации города Комсомольска-на-Амуре, при рассмотрении представления в отношении К И.В. комиссией установлены смягчающие обстоятельства, в связи с чем пришли к выводу о смягчении наказания.

Суд выслушав объяснение ответчика К И.В., представителей сторон, показания свидетелей, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему:

В соответствии с частью 1 статьи 1 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих определяется указанным Федеральным законом.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Статьей 3 указанного Федерального закона установлено, что правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Таким образом, исходя из указанных норм в их системном толковании со ст. 130 Конституции РФ, ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», суд приходит к выводу, что муниципальная служба носит публичный характер, нарушения, допущенные муниципальным служащим либо иными лицами и органами в связи с прохождением муниципальной службы затрагивают интересы неограниченного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации, поскольку создают угрозу нарушения прав и законных интересов указанных субъектом, в связи с чем прокурор вправе подавать в суд исковые заявления, направленные на противодействие коррупции в сфере муниципальной службы.

Пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождении от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер в предотвращении и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Понятие "конфликта интересов" применительно к государственной муниципальной службе определено в статье 10 названного Федерального закона № 273-ФЗ, под которым понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

В развитие указанных положений частями 1 - 5 статьи 11 названного Федерального закона предусмотрено, что государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Устанавливая ответственность лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, федеральный законодатель тем самым допустил возможность применения по аналогии к возникающим с их участием правоотношениям понятия "конфликта интересов" и "личной заинтересованности" и содержащихся признаков, установленных статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Иное истолкование закона могло бы привести к неоправданному освобождению лиц, замещающих государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, от предусмотренной Федеральным закон 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" ответственности.

Указанный вывод следует и из положений пункта 1 ст. 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ противодействии коррупции", в силу которой к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции отнесено проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции.

Более того, обязанность соблюдения требований, установлена Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, предусмотрена ч. 9.1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 13 - 15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Приведенное законодательное регулирование в области противодействия коррупции в его системной взаимосвязи применительно к лицам, замещающим муниципальную должность, направлено не только на исключение ситуаций, когда личная заинтересованность такого лица влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, или становится для него приоритетной по отношению к выполнению государственной функции, что может служить следствием нарушений прав и законных интересов граждан, организаций общества или государства, но в равной степени налагает на это лицо обязанность принимать все возможные меры к исключению аналогичных ситуаций в деятельности лиц, им подчиненных.

Федеральным законом (ч. 4 ст. 11) установлено, что предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Таким образом, законом предусмотрена возможность выбора правоприменителем вариантов урегулирования конфликта интересов, при этом выбранный вариант должен отвечать признаку достаточности, то есть принятые меры должны гарантировать невозможность возникновения аналогичного конфликта интересов в будущем.

Судом установлено, что согласно приказа начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре от (дата)(№)-лс К И.В. назначен на ведущую должность третьей муниципальной группы муниципальной службы города - заместителя начальника Управления архитектуры города Комсомольска-на-Амуре, главного архитектора города.

С (дата)К И.В. являлся учредителем и единственным руководителем, осуществлял руководств ООО “Персональная творческая мастерская К ”, которое зарегистрировано в квартире, принадлежащей на праве собственности К И.В. Основными видами деятельности общества являлись персональная творческая деятельность в области архитектуры и градостроительства, ведение экспертиз в области архитектуры и градостроительства, а также иные виды.

(дата)К И.В. уволен с должности директора ООО “Персональная творческая архитектурная мастерская К ” по собственному желанию.

Согласно договору от (дата) о дарении доли в уставном капитале общества К И.В. подарил 100% своей доли в уставном капитале ООО “Персональная творческая мастерская К ” своей жене К В.А.

Решением от (дата)(№) единственного участника ООО “Персональная творческая архитектурная мастерская К ” решено уволить директора общества К И.В. и назначить директором общества супругу К И.В. - К В.А.

Решением от (дата)(№) единственного участника ООО “Персональная творческая мастерская К ” решено предоставить в регистрирующий орган новую редакцию учредительных документов.

Заявление о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО “Персональная творческая мастерская К ” поданы в налоговый орган (дата), регистрация изменений произведена (дата).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" участники общества вправе продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества либо другому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и уставом общества.

Как следует из материалов дела К И.В. была совершена сделка – договор дарения, направленная на прекращение прав участия в этом обществе и для ее совершения достаточно воли одного лица - участника общества, свидетельствует о волеизъявлении на выход из общества.

Неосуществление обществом своевременных действий по внесению соответствующих изменений в ЕГРЮЛ не может быть признано надлежащим доказательством наличия у истца статуса участника, поскольку правовой статус участника общества прекращается с момента отчуждения доли, права и обязанности участника общества прекращаются вне зависимости от того, внесены ли в учредительные документы соответствующие изменения и были ли такие изменения зарегистрированы. Указанные изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 6 ст. 52 ГК РФ).

Согласно ст. 81.1 ТК РФ днем прекращения трудового договора является последний день работы работника.

Таким образом, суд приходит к выводу, что членство и руководство К И.В. в ООО “Персональная творческая мастерская К ” прекращено (дата), следовательно, на момент поступления на муниципальную службу К И.В. не являлся ни руководителем, ни участником коммерческой организации. Вместе с тем положения с п. 3 ст. 52 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 05.05.2014 №99-ФЗ) в соответствии с которыми, изменения, внесенные в учредительные документы ООО “Персональная творческая мастерская К ” вступили в силу с момента государственной регистрации изменений, то есть с (дата), не противоречат указанным выводам, не свидетельствуют о нарушении К И.В. ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.01.1998 №8-ФЗ “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации” (редакция от 25.07.2002), п.1 ч.1 ст.14 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» №25-ФЗ от 02 марта 2007 года.

Далее судом установлено, что в период с (дата) до (дата) директором и единственным участником ООО “Персональная творческая мастерская К ” являлась супруга К И.В. - К В.А.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО “Персональная творческая мастерская К ” основным видом деятельности является архитектурная деятельность, дополнительными видами деятельности являются, в том числе, проектирование производственных помещений, включая размещение машин и оборудования, промышленный дизайн.

В апреля (дата) года в состав учредителей вошел К Е.А., в ЕГРЮЛ внесены сведения о смене наименования ООО “Персональная творческая мастерская К ” на ООО “ТАПМ Тандем и К”.

В апреле 2013 года К В.А. вышла из состава учредителей ООО “ТАМП Тандем и К”, согласно копии трудовой книжки уволена из организации (дата), в то же время зарегистрирована смена юридического адреса.

Как установлено ранее, согласно приказа начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре от (дата)(№)-лс К И.В. назначен на ведущую должность третьей муниципальной группы муниципальной службы города - заместителя начальника Управления архитектуры города Комсомольска-на-Амуре, главного архитектора города.

В соответствии с Положением об управлении архитектуры и градостроительства города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, утвержденного решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 10.12.2015 №108 Управление в соответствии с возложенными на него задачами в области архитектуры и градостроительства обеспечивает подготовку разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа (п. 4.1.6 Положения).

Кроме того, Управление осуществляет проверку полноты и достоверности документов, прилагаемых к заявлениям граждан и юридических лиц по вопросам предоставления земельных участков, выдачи разрешения на строительство, согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (п. 5.3.1 Положения); проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красных линий (п. 5.3.2 Положения); проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, приложенных к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (п. 5.3.3 Положения).

Согласно постановлению администрации города Комсомольска-на-Амуре от (дата)(№)-па утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию”.

Согласно положениям административного регламента, пояснениям, данным в судебном заседании К И.В., Г Д.В., Ш И.Г., Справке, представленной начальником архитектурно-строительного отдела Управления архитектуры и градостроительства города Комсомольска-на-Амуре, непосредственное исполнение услуги осуществляется специалистами архитектурно-строительного отдела Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре. Специалистами архитектурно-строительного отдела осуществляются ряд процедур по предоставлению муниципальной услуги, а именно, рассмотрение представленных документов, предусмотренных частью 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, принятие решения о предоставлении (отказе) муниципальной услуги и направление подготовленных документов заместителю главы администрации города Комсомольска-на-Амуре. При рассмотрении материалов, содержащихся в проектной документации, представленные документы оцениваются на соответствие требований к архитектурно-строительному проектированию, установленным ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 “О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию”. При рассмотрении пояснительной записки проверяется наличие исходных данных для архитектурно-строительного проектирования (в том числе результаты инженерных изысканий, технические условия, задание на проектирование), допустимость размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. Схема планировочной организации земельного участка проверяется на соответствие требованиям градостроительного плана земельного участка (% застройки, % озеленения, наличие машино-мест на парковке), на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение и т.д.

В силу п.4.4 должностной инструкции К И.В. как заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства города Комсомольска-на-Амуре уполномочен на согласование актов приемки в эксплуатацию.

В период с (дата) по 2013 год К И.В. неоднократно исполнял обязанности начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации.

Согласно должностной инструкции начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, начальник Управления обязан: вносить на рассмотрение администрации города проекты распоряжений и постановлений в сфере планировки и застройки, землепользования, благоустройства и развития территории муниципального образования; контролировать работу по взиманию земельных платежей; осуществлять руководство Управлением архитектуры на основе единоначалия; назначать и освобождать от должности работников Управления в соответствии с трудовым законодательством; координировать работу и осуществлять контроль деятельности работников Управления, при этом несет ответственность за действия, бездействие, ведущее к нарушению прав и законных интересов граждан; за несообщение главе города Комсомольска-на-Амуре о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и непринятии мер по предотвращению подобного конфликта.

Управлением архитектуры и градостроительства города Комсомольска-на-Амуре представлены сведения – Перечень разрешений на строительство объектов капитального строительства, проектирование которых осуществлялось ООО «Творческая архитектурно-проектная мастерская Тандем-К», выданных за период с (дата) по (дата), из которых следует, что за указанный период Администрацией города Комсомольска-на-Амуре выдано 17 разрешений на строительство объектов капитального строительства, проектирование которых осуществлялось ООО “Творческая архитектурно-проектная мастерская Тандем-К”.

В судебном заседании обозревались заявления и представленные разделы проектной документации, представленными застройщиками ООО «Стимул», Н В.И., ООО «ДВ-Актив», ООО «Виктория», ООО «Югра», ООО «Дальавтогаз», ООО «Актив-КМС», Л В.В., К А.В., ООО «Фарма Так», ООО «АТД-Ольга», К Л.А., С Е.М., Л Ю.А., У Д.С., судом не установлено, что в представленных документах содержатся сведения о супруге К И.В. - К В.А. ни как об архитекторе, ни как о руководителе этой организации.

Согласно ответа ООО «ТАПМ Тандем-К» от (дата)(№), направленного в адрес прокуратуры в период с (дата) ООО «ТАПМ Тандем-К» хозяйственная деятельность не велась, объектов, построенных по заказам и/или для нужд администрации г. Комсомольска-на-Амуре нет, вознаграждений по таким объектам нет, деятельность осуществлялась на основании свидетельств НП СРО. Из представленной к письму таблицы в разделе «автор проекта» сведения о супруге К И.В.К В.А. не содержатся.

Изложенные обстоятельства, по мнению суда, не свидетельствуют о личной заинтересованности государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Утверждение стороной истца о наличии конфликта интересов носит предположительный характер, в судебном заседании стороной истца не представлено доказательств личной заинтересованности, которая повлияла или могла повлиять на надлежащее исполнение К И.В. должностных обязанностей, в том числе получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, а также доказательств наличия каких-либо преференций, льгот как для лиц, обращавшихся с заявлениями о выдаче разрешений на строительство с проектной документацией, подготовленной ООО ««ТАПМ Тандем-К», так и для ООО ««ТАПМ Тандем-К».

К И.В. не был привлечен к административной, уголовной ответственностям, его действия не были оспорены в судебном порядке, он не был привлечен к дисциплинарной ответственности со стороны работодателя.

Судом не принимается довод представителя истца о том, что о личной заинтересованности свидетельствует то, что работы, выполненные работниками ООО «ТАПМ Тандем-К» при участии К И.В. от имени ООО «ТАПМ Тандем-К», как автора идей указанных работ, в период с (дата) годы принимали участие в архитектурных конкурсах и фестивалях, поскольку законодательством о муниципальной службе не установлены запреты на занятие творческой деятельностью, фактов получения вознаграждения суду не представлено.

Учитывая вышеизложенное суд полагает, что в действиях заместителя начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края К И.В. возникновениея конфликта интересов или возможное возникновение конфликта интересов не имело место, соответственно, основания для сообщения своему работодателю о возникновении конфликта интересов, и (или) возможного возникновения конфликта интересов отсутствовали.

В судебном заседании установлено, что в периоды с (дата)К И.В. в ИФНС РФ по г. Комсомольску-на-Амуре представлены справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера как в отношении себя, так и своей супруги, при заполнении которых допущены ряд нарушений. Так, в декларации о доходах К И.В. за (дата) года в разделе 1 не указаны сведения о доходах, полученных К в размере 1 500 рублей от преподавательской деятельности в ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»; в разделе 1 справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера К И.В. за (дата) год указан доход от педагогической деятельности в размере 5 825 рублей, согласно предоставленных работодателем сведений 6 695 рублей; в разделе 1 справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера К И.В. за (дата) год указан доход от педагогической деятельности в размере 18 266 рублей, согласно предоставленных работодателем сведений 20 995 рублей; в разделе 1 справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за (дата) год указаны доходы от творческой деятельности в размере 91 954 рублей, при этом доходы получены в результате выполнения работ на основании договора подряда от (дата) и (дата), заключенных с администрацией сельского поселения «(адрес)» на выполнение работ по разработке эскизного плана объекта «Культурно-спортивный центр (адрес)» Комсомольского муниципального района. В справке о доходах за (дата) год, поданной К И.В. в отношении своей супруги К В.А. указано, что основное место ее работы – ООО «Тандем К», а занимаемая должность – архитектор, доход составляет 162 588 рублей. Вместе с тем, согласно представленных ИФНС РФ по г. Комсомольску-на-Амуре сведений К В.А. получила за (дата) год в ООО «ТАПМ Тандем-К» доход в сумме 61 540 руб., в (дата) году ею получен доход в сумме 135 061, 03 рубля от ООО «Новом», сумма полученных доходов составила 196 601, 03 руб., соответственно в представленной справке доход занижен. В справке о доходах за (дата) год указана сумма дохода в размере 433023, 52 рубля, фактически получен доход в размере 450 993, 54 рубля. Кроме того в справке о доходах супруги за (дата) год не осуществлена разбивка полученных ею доходов по организациям ООО «ТАПМ Тандем-К» и ООО «Новоком».

В силу ст. 15 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Методическими рекомендациями по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, утвержденными письмом Минтруда России от 13 ноября 2015 года N 18-2/10/П-7073, предусмотрено, что при определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, должны учитываться следующие критерии: а) характер и тяжесть совершенного нарушения; б) обстоятельства, при которых совершено нарушение; в) соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; г) предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей (пункт 5); взыскание в виде замечания применяется к гражданским (муниципальным) служащим в случае малозначительности совершенного им проступка с обязательным рассмотрением материалов на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (пункт 7).

Из протокола заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в муниципальном городском округе «Город Комсомольск-на-Амуре» от (дата)(№) следует, что указанные в представлении нарушения, в том числе и предоставление недостоверных сведений, комиссией были рассмотрены, расценены как малозначительные.

Рассматривая требование о признании незаконными действия главы города Комсомольска-на-Амуре по отказу в удовлетворении представления прокуратуры города Комсомольска-на-Амуре, признании незаконным бездействия главы города Комсомольска-на-Амуре и начальника Управления архитектуры города Комсомольска-на-Амуре по не предотвращению и не урегулированию конфликта интересов, возникшего у заместителя начальника Управления архитектуры и градостроительства города Комсомольска-на-Амуре, главного архитектора города К И.В., возложении обязанности на представителя нанимателя (работодателя) - начальника Управления и архитектуры и градостроительства города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края либо лицо его замещающее по применению к применению к муниципальному служащему меры ответственности в виде увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия суд приходит к следующему:

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В соответствии с частью 1 статьи 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1 прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Частью 3 статьи 22 Закона прокурор или его заместитель, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 данного Закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 24 данного Закона, в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно части 1, 3 статьи 6 Закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность. Ответственность за неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, предусмотрена положениями ст. 17.7 КоАП РФ, ст. 294 УК РФ, в связи с чем требование о признании незаконными действия главы города Комсомольска-на-Амуре по отказу в удовлетворении представления прокуратуры города Комсомольска-на-Амуре необоснованно.

Прокуратурой города Комсомольска-на-Амуре была проведена проверка, по результатам которой (дата) главе города Комсомольска-на-Амуре внесено представление (№) «Об устранении нарушений требования законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции» с требованиями принять конкретные меры по устранению всех допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих и недопущении их в дальнейшей деятельности; принять в отношении К И.В. меры ответственности в соответствиями с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ и Федерального закона от 02.03.2007 325-ФЗ; решить вопрос о привлечении иных виновных лиц, допустивших ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и не осуществляющих должного контроля за соблюдением действующего законодательства к дисциплинарной ответственности.

В связи с поступившим в адрес администрации города Комсомольска-на-Амуре представлением на основании Приказа Управления архитектуры и градостроительства города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от (дата)(№) была создана комиссия для проведения служебного расследования. По обстоятельствам, изложенным в представлении прокурора города Комсомольска-на-Амуре, в Управлении архитектуры и градостроительства города Комсомольска-на-Амуре, проведено служебное расследование, по результатам которого составлен Акт служебного расследования от (дата), по результатам которого предложено в адрес прокуратуры направить ответ об отказе в удовлетворении представления прокурора города Комсомольска-на-Амуре от (дата), в части решения вопроса о применении мер ответственности и привлечении виновных лиц, допустивших ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и не осуществляющих должного контроля за соблюдением действующего законодательства, сообщить об отсутствии нарушений в исполнении должностных обязанностей муниципальным служащим Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре.

Далее обстоятельства, изложенные в представлении прокурора, и материалы служебной проверки были рассмотрены комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в муниципальном образовании городском округе “Город Комсомольск-на-Амуре”, по результатам заседания которой составлены протоколы (№) от (дата) и (№) от (дата), принято решение о том, что К И.В. соблюдал требования к служебному поведению и К И.В. представил сведения достоверные и полные.

(дата) представление прокурора было рассмотрено с участием помощника прокурора, (дата) в адрес прокуратуры города направлен ответ на представление, из которого следует, что основания для принятия решения о нарушении муниципальным служащим своих обязанностей, связанных с прохождением муниципальной службы, а также принятия соответствующих мер не имеется.

Суд полагает, что главой города Комсомольска-на-Амуре и начальником Управления архитектуры города Комсомольска-на-Амуре были приняты все меры по рассмотрению представления прокурора города Комсомольска-на-Амуре «Об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, земельного законодательства», было проведено служебное расследование, данное представление было рассмотрено комиссией, своевременно дан ответ. Действия главы администрации города Комсомольска-на-Амуре К А.В., начальника Управления архитектуры и градостроительства города Комсомольска-на-Амуре Ш И.Г. по рассмотрению представления прокурора города Комсомольска-на-Амуре от (дата) соответствовали положениям Федерального закона от 02.03.2007 № 2 «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции», Уставу муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» и другим нормативным, правовым актам, а потому считает, что оснований для признания действий главы муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», начальника Управления архитектуры и градостроительства города Комсомольска-на-Амуре по не удовлетворению представления прокуратуры (дата) незаконными у суда не имеется.

Статьей 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрены основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим.

Так, помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона (пункт 3 части 1 статьи 19).

Частью 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.

Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке.

Поскольку в судебном заседании не были установлены обстоятельства, свидетельствующие о совершении муниципальным служащим – заместителем начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края К И.В. коррупционных правонарушений, нарушений в непринятии мер по урегулированию конфликта интересов, не был установлен конфликт интересов и возможность его возникновения в дальнейшем, не были установлены основания для принятия мер К И.В. по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возлагать обязанность на представителя нанимателя (работодателя) - начальника Управления и архитектуры и градостроительства города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края либо лицо его замещающее по применению к муниципальному служащему меры ответственности в виде увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия у суда отсутствует.

Судом также не принимаются и иные доводы истца в обоснование своей позиции, поскольку не являются самостоятельным основанием для признания неурегулированным конфликта интересов, по указанным в представлении прокурора нарушениям проведено служебное расследование, представление было рассмотрено комиссией, своевременно дан ответ.

На основании изложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований прокуратуры города Комсомольска-на-Амуре в интересах Российской Федерации к главе муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» Хабаровского края К А.В., администрации г.Комсомольска-на-Амуре, начальнику Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре Ш И.Г. о признании действий по не удовлетворению представления прокуратуры города Комсомольска-наАмуре и не предотвращению и не урегулированию конфликта интересов возникшего и или возможность возникновения незаконными, признании неурегулированным конфликт интересов возникшего и (или) возможности возникновения, возложении обязанности по применению к муниципальному служащему меры ответственности в виде увольнения с муниципальной службы, расторжении трудового договора, считает необходимым в их удовлетворении отказать.

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е ШИ Л :

В удовлетворении исковых требований по исковому заявлению прокурора города Комсомольска-на-Амуре в интересах Российской Федерации к главе города Комсомольска-на-Амуре, начальнику Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре, заместителю начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании неурегулированным конфликта интересов, признании незаконными действия главы города Комсомольска-на-Амуре по отказу в удовлетворении представления прокуратуры города Комсомольска-на-Амуре, признании незаконным бездействия главы города Комсомольска-на-Амуре и начальника Управления архитектуры города Комсомольска-на-Амуре по не предотвращению и не урегулированию конфликта интересов, возникшего у заместителя начальника Управления архитектуры и градостроительства города Комсомольска-на-Амуре, главного архитектора города К И.В., возложении обязанности на представителя нанимателя (работодателя) - начальника Управления и архитектуры и градостроительства города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края либо лицо его замещающее по применению к муниципальному служащему меры ответственности в виде увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия, – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья Клименко Е.Г.