ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-55/2018 от 21.02.2018 Ярковского районного суда (Тюменская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Ярково 21 февраля 2018 года

Ярковский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Бабушкиной А.В.,

с участием: помощника прокурора Ярковского района Тюменской области Столбова М.В., истца ФИО1, представителя ответчика – Правительства Тюменской области ФИО2, действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Сагадаевой Р.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ярковского района Тюменской области в интересах ФИО1 к Правительству Тюменской области, администрации Ярковского муниципального района о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ярковского района Тюменской области обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к Правительству Тюменской области, администрации Ярковского муниципального района о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что его мать – ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО5, решением Ярковского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. На основании распоряжения администрации Ярковского района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 учреждена опека, опекуном назначена ФИО6 Согласно справке Сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Ярковского района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», номер очереди – . До настоящего времени истец, являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигнув совершеннолетия и находясь на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, жильем не обеспечен. На основании изложенного просит обязать Правительство Тюменской области предоставить ФИО1 жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Ярковского района, общей площадью не менее 18 кв.м.; обязать администрацию Ярковского муниципального района заключить с ФИО1 договор найма специализированного жилого помещения.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным выше.

ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации Ярковского муниципального района Тюменской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом, просила дело рассмотреть без их участия, требования считает подлежащими удовлетворению (л.д. 20).

Представитель ответчика – Правительства Тюменской области – ФИО2, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3 ст.40 Конституции РФ).

Установлено, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Родителями указаны ФИО5 и ФИО4 Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

Родители ФИО1, мать – ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), отец – ФИО5 решением Ярковского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении ФИО1 (л.д.15).

Распоряжением администрации Ярковского района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, назначен опекун ФИО6 (л.д. 16).

Таким образом, ФИО1 на основании ст.1 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Право на обеспечение истца жилым помещением, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиками не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в прокуратуру Ярковского района Тюменской области с заявлением, в котором просил посодействовать в получении жилого помещения, так как состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени жилье ему не предоставлено.

Уведомлением Управления Росреестра по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями из ФКП ФСГРКК по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается отсутствие у ФИО1 в собственности жилого помещения (л.д. 13, 33).

Согласно сообщения администрации Ярковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ не заключал с администрацией Ярковского муниципального района договор социального найма жилого помещения в книгах учета договоров социального найма администрации Ярковского муниципального района не значится как получивший муниципальное жилье (л.д. 14).

Как следует из справки сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Ярковского района от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, действительно является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Состоит в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Ярковского района, номер в списке – (л.д. 11).

Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В силу абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются таким лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.3).

Согласно п.3 ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 настоящей статьи.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9 ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ).

В рамках ч.8 ст.30.1 Закона Тюменской области от 07.10.1999г. №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в части выполнения мероприятий, предусмотренных настоящей статьей и статьей 30.2 настоящего Закона, может быть передано органам местного самоуправления.

В судебном заседании было достоверно установлено, что ФИО1, являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигнув совершеннолетия, находясь на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в течение длительного периода времени, жильем не обеспечен.

Как следует из положений ст.30.1 Закона Тюменской области от 07.10.1999г. №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставлении жилых помещений в Тюменской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в порядке, установленном Правительством Тюменской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

В рамках ст.22 указанного Закона жилые помещения предоставляются из государственного фонда Тюменской области по решению уполномоченного собственником органа.

Управление и распоряжение собственностью Тюменской области в соответствии с областными законами относится к компетенции Правительства Тюменской области (п.4 ч.7 ст.41 Устава Тюменской области). Следовательно, предоставление ФИО1 жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области по договору найма специализированного жилого помещения должно быть обеспечено Правительством Тюменской области.

В силу п.7 ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

По правилам ст.1 Закона Тюменской области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» №137 от 07.10.1999г., норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Тюменской области установлена в размере 18кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Согласно ст.23 указанного выше Закона Тюменской области, предоставляемое гражданам жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать санитарным и техническим требованиям.

Жилые помещения государственного жилищного фонда Тюменской области предоставляются по месту жительства граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма (в черте соответствующего населенного пункта) либо с согласия гражданина в одном из населенных пунктов, входящих в состав муниципального района или городского округа, на территории которого проживает гражданин (ст.24 Закона).

В соответствии с ч.8 ст.1 Закона Тюменской области от 26.12.2014г. №125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тюменской области отнесены полномочия органов государственной власти Тюменской области, в том числе по принятию решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда Тюменской области с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.6); по заключению с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда Тюменской области и осуществлению предусмотренных действующим законодательством прав и обязанностей наймодателя, за исключением осуществления капитального ремонта указанных жилых помещений. Следовательно, обязанность по заключению договора найма специализированного жилого помещения должна быть возложена на администрацию Ярковского муниципального района.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.109.1 ЖК РФ, ст.20 ГК РФ, ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ярковского района Тюменской области в интересах ФИО1 к Правительству Тюменской области, администрации Ярковского муниципального района о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.

Обязать Правительство Тюменской области предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Ярковского района Тюменской области, общей площадью не менее 18.кв.м.

Обязать администрацию Ярковского муниципального района Тюменской области заключить с ФИО1 договор найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярковский районный суд Тюменской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись) А.В. Бабушкина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья А.В. Бабушкина