ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-55/2021 от 10.03.2021 Аннинского районного суда (Воронежская область)

Дело № 2-55/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Анна 10 марта 2021 года Воронежской области

Аннинский районный суд Воронежской области в составе:

судьи Аннинского районного суда Воронежской области Пысенкова Д.Н.,

при секретаре Никульшиной А.А.,

с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Воронежской области о взыскании недоплаченных денежных выплат и компенсации за задержку и причинение морального вреда,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Воронежской области о взыскании недоплаченных денежных выплат и компенсации за задержку и причинение морального вреда, указывая, что приказом Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области от 17 августа 2020 года № 02-05-05/106@ «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области» Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Воронежской области реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Воронежской области и установлено, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Воронежской области является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Воронежской области.

В Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Воронежской области истец занимала должность заместителя начальника правового отдела. Приказом № 02-05/076 от 27 ноября 2020 года заключенный с истцом служебный контракт № К-9 от 19 августа 2005 года был расторгнут с 27 ноября 2020 года, и она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе.

При увольнении работодателем истцу была начислена причитающаяся в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная пунктом 3.1 части 1 статьи 37 Закона № 79-ФЗ компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 112 127 рублей 96 копеек, а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 2,2 календарных дня в размере 2 014 рублей 61 копейка, что подтверждено справкой 2 НДФЛ за 2020 год и расчетным листком. При получении выплат, связанных с увольнением по сокращению, истцу стало известно о неполном исчислении выплат, а именно работодателем – Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 5 по Воронежской области в расчет денежного содержания не обосновано не включались суммы выплаченных истцу средств материального стимулирования и «разовых» премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций Федеральной налоговой службы при исчислении следующих выплат: отпускных за 2020 год, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении. Произведя свои расчеты с учетом выплаченных истцу сумм средств материального стимулирования и «разовых» премий, общая сумма недоплаченных вышеуказанных денежных средств составила 124 417 рублей 75 копеек, в том числе: по отпускным выплатам – 24 888 рублей 60 копеек; по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – 97 695 рублей 28 копеек, по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении – 1 833 рубля 87 копеек.

Комиссия по трудовым спорам в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Воронежской области не образована, поэтому истец вынужден за защитой своих прав обратиться в судебный орган. Считает, что работодатель без законных на то оснований не включал в расчет денежного содержания суммы выплаченных средств материального стимулирования и «разовых» премий. Из начисленных истцу и полученных выплат средств материального стимулирования и «разовых» премий удерживался НДФЛ, а также все предусмотренные законодательством страховые взносы (обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, медицинское страхование, страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве) и перечислены в соответствующие бюджеты Российской Федерации. Согласно справкам о доходах за 2019, 2020 годы по форме 2-НДФЛ, данные выплаты входят в общую сумму дохода и отнесены на коды доходов: «2002» - суммы премий, выплаченные за производственные результаты и иные подобные показатели, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами), и (или) коллективным договором; «2760» - суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, определяемые согласно п. 28 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации. Тот факт, что выплаты средств материального стимулирования и «разовых» премий финансировались из другого источника выплат и осуществлялись сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации, не означает, что данные средства не являются заработком (доходом) истца и его денежным содержанием. Поэтому, считает, что выплаты в виде м и «разовых» премий по своей природе являются таковыми, так как выплачивались систематически и должны входить в фонд оплаты труда государственного служащего и соответственно должны учитываться при расчете денежного содержания. В служебном контракте истца в разделе «Оплата труда» имеется пункт, в котором приведен перечень входящих в денежное содержание выплат, в частности – «другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами». Следовательно, слово «Другие выплаты» оставляет за собой открытый перечень выплат государственному служащему. Кроме того, в разделе «Права и обязанности представителя нанимателя» в подпунктах «в» и «г» отмечено, что представитель нанимателя обязуется соблюдать законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, положения нормативных актов Федеральной налоговой службы, а также исполнять иные обязанности, предусмотренные Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе Российской Федерации.

Материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы России осуществлялось в период с 2015 по 2017 годы за счет бюджетных ассигнований на это, выделяемых Федеральной налоговой службой России Постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 марта 2015 года № 302-12, от 23 апреля 2016 года № 347-7 и от 23 февраля 2017 года № 228-7. Доведение сведений об объемах указанных ассигнований до распорядителей за соответствующие периоды осуществлялось как приказами, так и письмами Федеральной налоговой службы России. Размер сумм материального стимулирования конкретного государственного гражданского служащего определялся исходя из критериев оценки качества выполнения им должностных обязанностей, должностного регламента, иных качественных характеристик его работы и устанавливался руководителем конкретного налогового органа по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа. Данное стимулирование не является гарантированной выплатой каждому работнику и не носит обязательного характера. Такое премирование осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на соответствующие территориальные органы Федеральной налоговой службы России, в том числе в рамках реализации приоритетных проектов (программ). Размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада служащего в выполнение особо важных и сложных заданий, в том числе его участия в реализации приоритетных проектов (программ).

Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное мне материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения ее в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6, 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7 (в последующем это были постановления № 302-12 от 31 марта 2015 года, № 347-7 от 23 апреля 2016 года и № 228-7 от 23 февраля 2017 года).

Указанные разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, направлены в Федеральную налоговую службу Российской Федерации, которая своим письмом от 06 августа 2014 года № НД-4-51/15285 направила разъяснения по подведомственности в налоговые инспекции для сведения и использования в работе.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Оно обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности (п.п. 1, 5.5 Положения).

В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 апреля 2010 года № 5905-17 указанные средства материального стимулирования гражданских служащих и сотрудников территориальных органов Федеральной налоговой службы России сверх установленного фонда оплаты труда включаются в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Аналогичные разъяснения давали Фонд социального страхования Российской Федерации в своем письме от 10 июля 2008 года № 02-08/07-2248П.

При таких обстоятельствах истцу подлежат выплате суммы оплаты очередного отпуска за 2020 год, компенсации за неиспользованный отпуск и четырехмесячного денежного содержания, рассчитанные с учетом выплаченных фактически сумм дополнительного материального стимулирования, премий.

Кроме того, на основании ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на компенсацию морального вреда. Как следует из ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку суммы материального стимулирования были необоснованно работодателем исключены из расчета денежного содержания при расчете сумм отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и выплатах при увольнении в связи с сокращением должности, были нарушены трудовые права истца, в связи с чем ответчик причинил истцу нравственные страдания, то есть моральный вред, который выразился в переживаниях по поводу несвоевременного получения средств к существованию. Также бездействием ответчика были нарушены имущественные права истца – несвоевременное получение установленных законом сумм в полном объеме.

Моральный вред истец оценивает в размере 50 000 рублей.

Кроме того, в соответствии со ст. 142 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель, допустивший задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несёт ответственность в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер денежной компенсации за задержку выплат за период с момента задержки выплаты до даты подачи искового заявления в суд составил 1 290 рублей 37 копеек.

В связи с чем, просит взыскать с Межрайонной ИФНС России № 3 по Воронежской области в ее пользу сумму недоплаченных денежных средств в размере 124 417 рублей 75 копеек, в том числе: по отпускным выплатам – 24 888 рублей 60 копеек; по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – 97 695 рублей 28 копеек, по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении – 1 833 рубля 87 копеек, проценты за задержку выплат указанных сумм в размере 1 290 рублей 37 копеек, с обязанием ответчика после вынесения решения по существу самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов с 11 декабря 2020 года по день фактического расчета в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России, а также компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Определением Аннинского районного суда Воронежской области от 26 февраля 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Воронежской области.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, доверив представление своих интересов ФИО2

В судебном заседании представитель истца ФИО2 заявленные исковые требования полностью поддержал.

Представитель ответчика – МИ ФНС России № 3 по Воронежской области ФИО3 в судебное заседание не явилась, была уведомлена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, согласно ранее данным пояснениям и отзыву, возражала против удовлетворения заявленных требования. При этом указала, что пункт 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила) предусматривает, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения. В силу подпункта «б» пункта 13 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.

Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 6 сентября 2007 года № 562 утвердил Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 года № 642).

Определяя порядок исчисления денежного содержания гражданских служащих, пункт 2 Правил устанавливает исчерпывающий перечень выплат, входящих в состав денежного содержания гражданского служащего, который соответствует частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и не препятствует возможности учета средств, выплачиваемых гражданскому служащему за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих, при условии объективной и правильной системы распределения этих средств непосредственно в каждом федеральном государственном органе с соблюдением установленной системы оплаты труда (денежного содержания).

Федеральным законодателем определен состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя (пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Частью 10 статьи 50 указанного Федерального закона предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые не входят в состав денежного содержания гражданского служащего.

С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее - средства материального стимулирования).

На основании вышеуказанных правил материальное стимулирование не должно учитываться судом при расчете спорных выплат, поскольку они не входят в состав денежного содержания гражданского служащего.

Межрайонная ИФНС России № 3 по Воронежской области руководствовалась Правилами исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением № 562 от 06 сентября 2007 года, а не положениями письма Минфина России от 15 июля 2014 года, которое является ненормативным правовым актом, что согласуется с п. 2 Постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 года №1009.

Межрайонная ИФНС России № 3 по Воронежской области также считает необоснованным взыскание морального вреда с инспекции в размере 50 000 рублей.

К спорным правоотношениям должны быть применены положения ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».

При определении размера компенсации морального вреда должны быть учтены все обстоятельства дела, требования разумности и справедливости.

Материалами дела не подтверждено, каким образом недополученные суммы ограничили заявителя в правах и привели к нравственным страданиям, переживаниям.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной налоговой службы России по Воронежской области в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, причина неявки не известна.

Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика и третьего лица.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области от 17 августа 2020 г. № 02-05-05/106@ «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области» Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Воронежской области реорганизована путем присоединения к МИ ФНС России № 3 по Воронежской области и установлено, что МИ ФНС России № 3 по Воронежской области является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности МИ ФНС России № 5 по Воронежской области /л.д. 9-12/.

В МИ ФНС России № 5 по Воронежской области ФИО1 занимала должность заместителя начальника правового отдела.

Приказом № 02-05/076 от 23 ноября 2020 года заключенный с ней служебный контракт К-9 от 19 августа 2005 года был расторгнут с 27 ноября 2020 года и она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе /л.д. 13, 14-18/.

На основании данного приказа истцу подлежали выплате компенсация за 2,20 календарных дней неиспользованного отпуска, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

При увольнении ФИО1 была начислена причитающаяся в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная пунктом 3.1 части 1 статьи 37 Закона № 79-ФЗ компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 112 127 рублей 96 копеек, а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 2,2 календарных дня в размере 2 014 рублей 61 копейка, что подтверждено справкой 2 НДФЛ за 2020 год и расчетным листком за ноябрь 2020 года /л.д. 41, 47/.

В рассматриваемый период ФИО1 производились выплаты средств материального стимулирования и премий за 2019 год, 2020 год.

Руководителем ФНС России издавались приказы о материальном стимулировании государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России: от 17.07.2019 г. № 02-05/065- за 1 квартал 2019 года, от 27.09.2019 г. № 02-05/092 – за 2 квартал 2019 года, от 20.12.2019 г. № 02-05/120 - за 3 квартал 2019 года, от 24.03.2020 г. № 02-05/016 – за 1 квартал 2020 года, от 24.04.2020 г. № 02-05/034- за 4 квартал 2019 года, от 08.07.2020 года № 02-05/053- за 1 квартал 2020 года, от 28.09.2020 г. № 02-05/062 – за 2 квартал 2020 года, в пределах средств федерального бюджета, выделенных для материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих инспекции /л.д. 21, 24, 27, 30, 31, 34, 37/.

Кроме того, руководителем ФНС России издавались приказы о материальном стимулировании государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России: от 27.05.2019 г. №02-05/048 - за май 2019 года, от 29.07.2019 г. №02-05/070 – за июль 2019 года, от 22.08.2019 г. № 02-05/080 – за август 2019 года, от14.11.2019 г. № 02-05/111 – за ноябрь 2018 года, от 26.11.2019 г. № 02-05/ 114 – за ноябрь 2019 года, от24.12.2019 г. № 02-05/122 - за декабрь 2019 года, от26.02.2020 г. № 02-05/013 – за февраль 2020 года, от 26.05.2020 г. №02-05/041- за май 2020 года, от 25.06.2020 г. № 02-05/048- за июнь 2020 года, от 02.09.2020 г. № 02-05/059 – за июль- август 2020 года, от 25.09.2020 г. № 02-05/060 – за сентябрь 2020 года, от 27.10.2020 г. № 02-05/067- за октябрь 2020 года, от 23.11.2020 г. №02-05/095- за ноябрь 2020 года, за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФСН России, за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда /л.д. 20, 22, 23, 25, 26, 28, 29, 32, 33, 35, 36, 38, 39/.

Во исполнение указанных приказов и приказов УФНС России по Воронежской области издавались соответствующие приказы руководителем МИ ФНС № 5 по Воронежской области, которыми осуществлялось материальное стимулирование государственных гражданских служащих налогового органа, в том числе ФИО1

Факт получения указанных сумм и их размер сторонами не оспаривался и подтверждается справками о доходах и суммы налога физического лица за 2019 год, 2020 год. Данные выплаты ответчиком не были учтены при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за период 10 августа 2020 года по 08 сентября 2020 года, а также при расчете компенсаций при увольнении ФИО1 в связи с сокращением замещаемой ею должности и за неиспользованный отпуск.

Обосновывая свою позицию, представитель работодателя истца ссылался на положения Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, постановления Правительства РФ от 6 сентября 2007 года № 562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, исходил из того, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не является гарантированной выплатой обязательного характера и осуществляется на основании решений комиссии по оценке эффективности деятельности подразделений ФНС, в связи с чем не учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск. При этом руководствовался положениями пункта 4 части 1 статьи 14, частей 3.1, 3.2 статьи 37, частей 1, 10 статьи 50, частей 1, 2, 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пунктами 8,9, подпункта «б» пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», пункта 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562, пункта 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н, и исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, в связи с чем пришел к выводу о том, что эти денежные средства не подлежат учету при расчете денежного содержания ФИО1 для исчисления компенсаций при ее увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

Ответчик также сослался на то, что письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 (о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7) не отменяет действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н, которым утвержден порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, и которым определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Вместе с тем, правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливает Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 этого Закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с этим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.

На основании ч. 1 ст. 50 вышеуказанного Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В свою очередь, денежное содержание состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ).

Также согласно ч. 10 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года № 562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных выше Правил.

Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных в том числе пп. «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) п. 1 Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца (абз 1 п. 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. «а»-«г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных пп. «д»-«ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).

В силу ст. 51 ФЗ № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере 4 должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере 3 должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере 14 должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере 1,5 должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере 2 окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере 3 окладов денежного содержания.

Кроме того, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется также в том числе за счет средств на выплату: районного коэффициента (коэффициента); повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.

В силу п.п. 8,9 Указа Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» от 25 июля 2006 года № 763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год), а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 7 мая 2012 года № 601, в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, с 2014 года Правительством РФ ежегодно принимаются постановления, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов на соответствующий год.

Материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России осуществлялось в период с 2015 по 2017 годы за счет бюджетных ассигнований на это, выделяемых ФНС России Постановлениями Правительства РФ от 31 марта 2015 года № 302-12, от 23 апреля 2016 года № 347-7 и от 23 февраля 2017 года № 228-7. Доведение сведений об объемах указанных ассигнований до распорядителей за соответствующие периоды осуществлялось как приказами, так и письмами ФНС России. Размер сумм материального стимулирования конкретного государственного гражданского служащего определялся исходя из критериев оценки качества выполнения им должностных обязанностей, должностного регламента, иных качественных характеристик его работы и устанавливался руководителем конкретного налогового органа по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа. Данное стимулирование не является гарантированной выплатой каждому работнику и не носит обязательного характера. Такое премирование осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на соответствующие территориальные органы ФНС России, в том числе в рамках реализации приоритетных проектов (программ). Размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада служащего в выполнение особо важных и сложных заданий, в том числе его участия в реализации приоритетных проектов (программ).

Таким образом, доводы ответчика о том, что спорные выплаты осуществлялись не за счет ассигнований, предусмотренных вышеуказанными Постановлениями Правительства РФ, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное ФИО1 материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

Ссылка ответчика на постановление Правительства РФ «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» от 25 сентября 2017 года № 611 и вынесенный на его основании приказ МФ РФ от 17 октября 2007 года № 90н не состоятельна, поскольку выплата дополнительного материального стимулирования данными нормативно-правовыми актами предусматривалась лишь в периоды с 2007 по 2013 годы, то есть за пределами спорного периода, после чего, с 2014 года, выделение денежных средств на эти цели осуществляется ежегодно соответствующими Постановлениями, указанными выше.

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6, 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27 марта 2014 г. № 238-7 (в последующем это были постановления № 302-12 от 31 марта 2015 года, № 347-7 от 23 апреля 2016 года и № 228-7 от 23 февраля 2017 года).

В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 329, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Оно обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности (п.п. 1, 5.5 Положения).

Учитывая, что на Министерство финансов РФ, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, суд учитывает данные в вышеназванном письме Министерства разъяснения.

В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 апреля 2010 года № 5905-17 указанные средства материального стимулирования гражданских служащих и сотрудников территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда включаются в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Аналогичные разъяснения давали ФСС РФ в своем письме от 10 июля 2008 года № 02-08/07-2248П.

При таких обстоятельствах истцу подлежат выплате суммы оплаты очередного отпуска в 2020 году, компенсации за неиспользованный отпуск и четырехмесячного денежного содержания, рассчитанные с учетом выплаченных фактически сумм дополнительного материального стимулирования.

Согласно расчету истца, не вызывающему у суда сомнений в своей правильности, и который не оспорен ответчиком, сумма недоплаты ФИО1 по отпускным выплатам составила 24 888 рублей 60 копеек, недоплата четырехмесячного денежного содержания составила 97 695 рублей 28 копеек, компенсация за неиспользованный отпуск- 1 833 рубля 87 копеек /л.д. 44, 48, 50/.

На основании ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на компенсацию морального вреда. Как следует из ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Под моральным вредом в соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются физические или нравственные страдания, причиненные действиями или бездействием, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, либо нарушающими имущественные права гражданина.

Поскольку суммы материального стимулирования были необоснованно работодателем исключены из расчета денежного содержания при расчете сумм отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и выплатах при увольнении в связи с сокращением должности, нарушение трудовых прав истца не вызывает сомнения, в связи с чем ответчик причинил истцу нравственные страдания, то есть моральный вред, который выразился в переживаниях по поводу несвоевременного получения средств к существованию. Также бездействием ответчика были нарушены имущественные права истца - несвоевременное получение установленных законом сумм в полном объеме.

Определяя размер подлежащей к взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства дела, объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, объем причиненного вреда, требования разумности и справедливости и считает необходимым взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

В соответствии со ст. 142 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель, допустивший задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несёт ответственность в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.

Такая ответственность предусмотрена ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации в виде денежной компенсации, представляющей собой уплату процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Проверяя расчёт сумм денежной компенсации за задержку выплат в период с 10 августа 2020 года по 10 декабря 2020 года в сумме 1 290 рублей 37 копеек, представленный истцом, суд приходит к выводу, что расчет истца является верным /л.д. 51/.

Учитывая требования истицы, денежная компенсация составила 1 290 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в ее пользу.

Поскольку при рассмотрении гражданского дела судом было установлено нарушение работодателем установленного срока выплаты взысканных в пользу истца сумм, подлежит взысканию компенсация за задержку указанных выплат, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, суд не находит правовых оснований для отказа в удовлетворении требований истца о взыскании указанной компенсации и за период с 11 декабря 2020 года по день фактического расчета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить в части.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Воронежской области в пользу ФИО1 24 888 (двадцать четыре тысячи восемьсот восемьдесят восемь) рублей 60 копеек - задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске с 10 августа 2020 года по 08 сентября 2020 года; 97 695 (девяносто семь тысяч шестьсот девяносто пять) рублей 28 копеек - задолженность при компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание); 1 833 (одна тысяча восемьсот тридцать три) рубля 87 копеек - задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении с государственной гражданской службы; 1 290 (одна тысяча двести девяносто) рублей 37 копеек - неустойку за задержку выплаты денежного содержания за период с 10 августа 2020 года по 10 декабря 2020 года.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области самостоятельно рассчитать и выплатить ФИО1 неустойку за задержку выплаты денежного содержания за период с 11 декабря 2020 года по день фактической выплаты задолженности по денежному содержанию, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Банка России.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей.

В остальной части исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Д.Н. Пысенков

Решение изготовлено в окончательной форме 15 марта 2021 года.

Дело № 2-55/2021