ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-55/2022 от 07.07.2022 Панкрушихинского районного суда (Алтайский край)

Дело №2-55/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Панкрушиха 7 июля 2022 года

Панкрушихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Акиньшина А.В.

при секретаре Куренных О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственной инспекции Алтайского края (региональный Гостехнадзор) и ФИО2 о признании права собственности на трактор и возложении обязанности по регистрации трактора,

установил:

ФИО1 обратился в Панкрушихинский районный суд Алтайского края с иском к Государственной инспекции Алтайского края (региональный Гостехнадзор) и ФИО2 о признании права собственности на трактор ЛТЗ-55, 1993 года выпуска, заводской , двигатель , красного цвета.

В обоснование своих требований истец указал, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ он приобрел у ответчика ФИО2 трактор ЛТЗ-55, 1993 года выпуска, заводской , двигатель , красного цвета, и с указанного времени владел и пользовалась им как своим собственным, использовал его для ведения личного подсобного хозяйства.

В 2021 году ФИО1 обратилася в Государственную инспекцию с заявлением о постановке на учет указанного трактора и получении документов установленного образца. В регистрации прицепа ему было отказано в связи с отсутствием документов, указанных в п.6 «Правил государственной регистрации самоходных машин и иных видов техники», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1507 (ред. от 27.11.2021) «Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники».

Согласно п.1 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, они определяют порядок государственной регистрации самоходных машин (тракторов, самоходных дорожно-строительных машин, коммунальных, сельскохозяйственных машин, внедорожных автомототранспортных средств и других наземных безрельсовых механических транспортных средств, имеющих двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт (за исключением наземных самоходных устройств категории "L", "M", "N" на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) к ним и транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники), и других видов техники (прицепов (полуприцепов) самоходных машин), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники).

В соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил, государственная регистрация техники совершается на основании заявления владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники. Для государственной регистрации техники представляются следующие документы:

- заявление по форме согласно приложению N 1 или 2;

- документ, удостоверяющий личность владельца техники или его представителя (предъявляется при подаче заявления), кроме случаев подачи заявления в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящих Правил;

- документ, подтверждающий полномочия представителя владельца техники, в случае, если документы подаются представителем;

- документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание владения и пользования техникой или основными компонентами;

- паспорт техники с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации или выписка из электронного паспорта техники (может быть представлена по инициативе заявителя) со статусом "действующий" в автоматизированной системе "Системы электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" (далее - автоматизированная система системы электронных паспортов техники), оформленного в соответствии с Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г.;

- копия действующего документа об оценке соответствия техники требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823, и (или) технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 60 (далее - документ об оценке соответствия техники) (может быть представлена по инициативе заявителя);

- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (может быть представлен по инициативе заявителя);

- документ, идентифицирующий технику как временно ввезенную, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- квитанция (платежное поручение) об уплате государственной пошлины (может быть представлена по инициативе заявителя).

Сведения о факте уплаты государственной пошлины, об оформлении электронного паспорта техники, страхового полиса страхования гражданской ответственности, сведения о документе об оценке соответствия техники, сведения из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей могут быть запрошены с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по защищенным каналам связи в случае получения сведений из электронного паспорта техники.

В соответствии с ч.1 ст.234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

При приобретении трактора заявителю не передавался паспорт самоходной машины, сведения о его наличии в Инспекции Гостехнадзора отсутствуют

Отсутствие у продавца самоходного шасси регистрационных документов само по себе не является доказательством того, что владелец не является его собственником, поскольку в силу действующего законодательства, сделки купли-продажи транспортных средств и прицепов к ним регистрации не подлежат. Следовательно, ФИО1 считает, что приобрели право собственности с момента передачи ему трактора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 №460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» с 01.09.1995 введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины. Наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

Органами же Гостехнадзора выдаются паспорта на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 01.09.1995.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика Государственной инспекции Алтайского края (региональный Гостехнадзор), извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, направил отзыв на иск, в котором указал, что Правилами государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1507 (ред. от 27.11.2021) «Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники», установлен единый порядок государственной регистрации и снятии с учета самоходных машин и других видов техники на территории Российской Федерации.

В силу пункта 5 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, владелец техники обязан зарегистрировать ее или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 10 календарных дней со дня выпуска техники в свободное обращение в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, либо со дня выдачи паспорта техники или дня оформления электронного паспорта техники (для техники, не подлежащей таможенному декларированию), либо со дня временного ввоза техники на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев, либо со дня приобретения прав владельца техники, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

В соответствии с пунктом 6 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, государственная регистрация техники совершается на основании заявления владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники с предоставлением документов, указанных в данном пункте Правил.

ФИО1 обратилась в инспекцию Гостехнадзора ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о регистрации самоходной машины, при этом к заявлению ею не было приложено никаких документов, из числа перечисленных в пункте 6 Правил, кроме документов, удостоверяющих личность владельца техники, что и явилось основанием для отказа в регистрации самоходной машины с выдачей регистрационных документов и паспорта самоходной машины.

Ответчик ФИО2, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, возражений на иск не представил.

Исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно действующему законодательству и в соответствии с положениями п. 1 ст. 223 ГК РФ, распространяющими свое действие на транспортные средства, их отчуждение не подлежит государственной регистрации, а момент возникновения права собственности у приобретателя по договору определен с момента передачи вещи.

В силу ч.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Частью 1 ст.234 ГК РФ установлено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Пункт 3 статьи 15 и пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" связывают допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов и запрещают регистрацию транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиями безопасности дорожного движения, а также в отношении владельцев транспортных средств, не осуществивших обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом.

Законодательство не содержит иных оснований отказа в регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора, в том числе запрета на регистрацию транспортного средства собственником, приобретшим его на основании договора купли-продажи в случае, когда регистрация транспортного средства (постановка на технический учет) не была осуществлена продавцом.

В соответствии с положениями пункта 1 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, они определяют порядок государственной регистрации самоходных машин (тракторов, самоходных дорожно-строительных машин, коммунальных, сельскохозяйственных машин, внедорожных автомототранспортных средств и других наземных безрельсовых механических транспортных средств, имеющих двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт (за исключением наземных самоходных устройств категории "L", "M", "N" на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) к ним и транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники), и других видов техники (прицепов (полуприцепов) самоходных машин), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники).

В соответствии с пунктом 3 Правил государственная регистрация техники осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов (далее - органы гостехнадзора).

Владелец техники обязан зарегистрировать ее или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 10 календарных дней со дня выпуска техники в свободное обращение в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, либо со дня выдачи паспорта техники или дня оформления электронного паспорта техники (для техники, не подлежащей таможенному декларированию), либо со дня временного ввоза техники на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев, либо со дня приобретения прав владельца техники, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (п. 5 Правил).

В соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил, государственная регистрация техники совершается на основании заявления владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники. Для государственной регистрации техники представляются следующие документы:

- заявление по форме согласно приложению N 1 или 2;

- документ, удостоверяющий личность владельца техники или его представителя (предъявляется при подаче заявления), кроме случаев подачи заявления в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящих Правил;

- документ, подтверждающий полномочия представителя владельца техники, в случае, если документы подаются представителем;

- документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание владения и пользования техникой или основными компонентами;

- паспорт техники с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации или выписка из электронного паспорта техники (может быть представлена по инициативе заявителя) со статусом "действующий" в автоматизированной системе "Системы электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" (далее - автоматизированная система системы электронных паспортов техники), оформленного в соответствии с Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г.;

- копия действующего документа об оценке соответствия техники требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823, и (или) технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 60 (далее - документ об оценке соответствия техники) (может быть представлена по инициативе заявителя);

- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (может быть представлен по инициативе заявителя);

- документ, идентифицирующий технику как временно ввезенную, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- квитанция (платежное поручение) об уплате государственной пошлины (может быть представлена по инициативе заявителя).

Сведения о факте уплаты государственной пошлины, об оформлении электронного паспорта техники, страхового полиса страхования гражданской ответственности, сведения о документе об оценке соответствия техники, сведения из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей могут быть запрошены с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по защищенным каналам связи в случае получения сведений из электронного паспорта техники.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 15.05.1995 № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» предусмотрено введение паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме машин Вооруженных Сил и других войск РФ, с 1 сентября 1995 года. При этом установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

В соответствии с пунктом 2 названного Постановления Правительства РФ установлено, что паспорта выдаются органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до ДД.ММ.ГГГГ, ввозимые на территорию Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, - при предъявлении их к регистрации.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что трактор ЛТЗ-55, 1993 года выпуска, заводской , двигатель , красного цвета, приобретенный ФИО1ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи у ответчика ФИО2, выпущен предприятием-изготовителем в 1993 году, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ. Постановка вышеуказанного транспортного средства на учет в органах гостехнадзора и выдача паспорта на него ранее не осуществлялась.

Сделку по приобретению указанного выше транспортного средства никто не оспаривал.

Суд считает, что право собственности ФИО1 на указанное транспортное средство возникло не только на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, но и в силу части 1 статьи 234 ГК РФ, которой установлено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Как установлено судом и следует из письменных возражений ответчика на исковое заявление, основанием отказа ФИО1 в регистрации самоходной машины послужило отсутствие паспорта самоходной машины на трактор ЛТЗ-55, 1993 года выпуска, заводской , двигатель , красного цвета, а также то обстоятельство, что ранее данное транспортное средство не было зарегистрировано.

Между тем, отсутствие у истца регистрации транспортного средства и паспорта самоходной машины на тракторный прицеп ограничивает его право как собственника на пользование данным транспортным средством. Указанное право истца подлежит судебной защите, что является основанием для возложения на ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию транспортного средства – трактор ЛТЗ-55, 1993 года выпуска, заводской , двигатель , красного цвета, с выдачей регистрационных документов и паспорта самоходной машины.

Как следует из приложения к заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации транспортного средства, по результатам осмотра техники представителем Государственной инспекции гостехнадзора технических нарушений, создающих угрозу безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, не указано.

При установленных в суде обстоятельствах, исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1 право собственности на трактор ЛТЗ-55, 1993 года выпуска, заводской , двигатель , красного цвета.

Обязать Государственную инспекцию(региональный Гостехнадзор) в лице представительства Государственной инспекции зарегистрировать трактор ЛТЗ-55, 1993 года выпуска, заводской , двигатель , красного цвета, с выдачей регистрационных документов.

Взыскать с ФИО2 в пользу ФИО1 в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Панкрушихинский районный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья А.В. Акиньшин