Дело № 2-55/2022г.
УИД 45RS0001-2022-000046-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Альменево 12 апреля 2022 года
Альменевский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Хабирова Р.Н.,
при секретаре Галимове С.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым требованиям Ибатуллина Р.Ф. к Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области, Администрации Альменевского района Курганской области в лице ликвидационной комиссии, Главе Альменевского муниципального округа Курганской области о признании увольнения незаконным, отмене распоряжения об увольнении, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, невыплаченной компенсации за отпуск и процентов за нарушение срока оплаты отпуска, компенсации морального вреда, признании бездействия незаконным и возложении обязанности выдать документы,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился Ибатуллин Р.Ф. с вышеуказанным иском. В обоснование иска указал, что 17 июля 2007 года на основании распоряжения главы администрации Альменевского района от 17.07.2007 № 47-к он был принят на должность специалиста правового отдела, с ним заключен трудовой договор от 18.07.2007 №. На основании распоряжения главы администрации Альменевского района от 07.12.2009 № он назначен начальником юридического отдела администрации. Согласно положениям ст. 13 и абз. 10 п.5 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования. Законом Курганской области от 29.06.2021 № 72 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Альменевского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование – Альменевский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» преобразовано в муниципальное образование «Альменевский муниципальный округ Курганской области». Пунктом 4 ст. 3 указанного закона установлено, что органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Курганской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования. Согласно решению Думы Альменевского муниципального от 02.11.2021 № 8 «О правопреемственности органов местного самоуправления Альменевского муниципального округа» Администрация Альменевского муниципального округа Курганской области является правопреемником Администрации Альменевского района Курганской области. В связи с реорганизацией Администрации Альменевского района Курганской области, истцом предоставлено заявление от 29.12.2021 о принятии его 01.01.2022 на должность начальника юридического отдела Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области. Его заявление главой Администрации Альменевского муниципального округа Снежко А.В. оставлено без удовлетворения. Распоряжением от 11.01.2022 № от 11.01.2022 он /Ибатуллин Р.Ф./ был уволен, в связи с ликвидацией Администрации Альменевского района Курганской области. С указанным увольнением он не согласен, считает его незаконным. Согласно ст. 75 ТК РФ, изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения. В связи с преобразованием муниципального образования Альменевского района, без согласия истца и при наличии его заявления о принятии на работу, он не мог быть уволен и не принят на должность начальника юридического отдела по инициативе работодателя. Его увольнение из Администрации Альменевского района Курганской области и непринятие его на должность начальника юридического отдела Администрации муниципального округа является незаконным, так как администрация района является правопреемником администрации муниципального округа. Кроме того, ответчиком нарушена процедура увольнения, при увольнении не произведены предусмотренные законом выплаты в полном объеме. В соответствии с частями 1, 2 ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула. Среднедневной заработок истца составляет 1419,42 рублей, период вынужденного прогула с 12.01.2022 по 10.02.2022 – 22 рабочих дня, всего размер компенсации составляет 31227,24 рублей. В соответствии со ст. 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. С момента увольнения, в связи с отсутствием возможности вернуться на прежнее место работы и лишением его источника дохода, он испытывал нервное потрясение и нравственные страдания. Также на основании законодательства им были запрошены документы, связанные с работой (вх. 03.02.202 № 441), однако в установленные сроки, документы, указанные в запросе, не были предоставлены, что является нарушением его трудовых прав. Согласно ст. 62 ТК РФ, по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой. Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно. Ссылаясь на изложенное, истец Ибатуллин Р.Ф. просил, восстановить его на работе в должности начальника юридического отдела Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула в размере 31227,24 рублей и компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, признать незаконным бездействие ответчика, в связи с непредоставлением документов, связанных с работой и обязать их выдать.
В ходе судебного разбирательства истец изменял исковые требования, окончательно просил суд признать незаконным его увольнение по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией Администрации Альменевского района Курганской области и отменить распоряжение главы Альменевского района № от 11.01.2022 года «Об увольнении»; восстановить его на работе в Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области, являющейся правопреемником Администрации Альменевского района Курганской области, в должности начальника юридического отдела; взыскать с Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула с 12.01.2022 года по 07.04.2022 года в сумме 88004,04 рублей (по дату принятия решения суда); взыскать с ликвидационной комиссии Администрации Альменевского района, Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области солидарно в его пользу сумму невыплаченной компенсации за отпуск в размере 21721,76 руб., в счет ответственности по основанию по ст. 236 Трудового кодекса РФ взыскать 1307, 34 руб., всего 23029 руб.; взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей; признать незаконным бездействие Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области, являющегося правопреемником Администрации Альменевского района Курганской области, выражающееся в том, что ему не предоставлены по запросу от 03.02.2022г. документы, связанные с трудовой деятельностью, и обязать выдать следующие документы: справку о размере заработной платы за период с 17 июля 2007 года по 31 декабря 2020 года включительно, справку о составных частях заработной платы за период с 17 июля 2007 года по 11 января 2022 года включительно, табель учета рабочего времени за период трудовой деятельности в Администрации Альменевского района Курганской области, справку о начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское и социальное страхование за период с 17 июля 2007 года по 11 января 2022 года включительно, справку о начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 17 июля 2007 года по 11 января 2022 года включительно.
В судебное заседание ответчик - Глава Альменевского муниципального округа Курганской области Снежко А.В. - не явился, просил о проведении судебного заседания без его участия. Дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании истец Ибатуллин Р.Ф. свои окончательные исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам. Пояснил, что он должен быть восстановлен на работе в Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области, являющейся правопреемником Администрации Альменевского района Курганской области, в должности начальника юридического отдела, поскольку фактически ликвидация Администрации Альменевского района отсутствует. Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации», при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации действительное прекращение деятельности организации подлежит доказыванию ответчиком. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон 131-ФЗ), Администрация Альменевского района является исполнительным органом власти и не может быть ликвидирована как орган местного самоуправления. Поскольку муниципальное образование представляет собой определенную территорию с установленными границами, то при ее преобразовании она не может быть оставлена без органов управления (органов местного самоуправления). Федеральный закон 131-ФЗ при преобразовании муниципального образования предусматривает переход прав и обязанностей в полном объеме (правопреемство) преобразованных органов местного самоуправления. Правопреемство, предусмотренное Федеральным законом 131-ФЗ, Законом Курганской области от 29.06.2021г. №72 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Альменевского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование – Альменевский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области», является универсальным (то есть, все права и обязанности преобразуемых органов местного самоуправления переходят к вновь созданным органам местного самоуправления). Частичная передача прав и обязанностей органов местного самоуправления при преобразовании муниципального образования данными законами не предусматривается. В связи с чем, ликвидации Администрации Альменевского района, как органа местного самоуправления не может быть. Преобразование путем ликвидации Администрации Альменевского района как органа местного самоуправления по Гражданскому Кодексу РФ не применима, поскольку противоречат нормам Федерального закона 131-ФЗ. Поскольку бюджет Альменевского района прекратил свое действие с 31.12.2021г., Администрация Альменевского района также прекратила свое функционирование (деятельность). Осуществление выплат работникам Администрации Альменевского района Администрацией Альменевского муниципального округа с бюджета Альменевского муниципального округа на 2022 год при отсутствии законодательных норм, регулирующих указанные действия, являются нарушениями действующего законодательства. Переход прав и обязанностей органов местного самоуправления Альменевского района к органам местного самоуправления Альменевского муниципального округа (полная правопреемственность) и фактическое отсутствие ликвидации Администрации района подтверждается следующими фактами: передача и пользование всего имущества, принадлежащего Администрации Альменевского района Администрацией Альменевского муниципального округа; все работники Администрации Альменевского района приняты на свои рабочие места в администрацию округа без объявления конкурса о приеме на работу; все полномочия и функции по решению вопросов местного самоуправления Администрации района перешли и исполняются Администрацией округа; Администрация Альменевского района (ликвидационная комиссия) не уведомила профсоюз администрации района и центр занятости населения по Альменевскому району о предстоящем увольнении всех своих работников в связи с ликвидацией Администрации района; фактически ликвидационная комиссия свои функции в полной мере не осуществляет (статья 63-64 ГК РФ), то есть не принимает мер к выявлению кредиторов и получения дебиторской задолженности, не составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества, перечне предъявленных кредиторам требований, выплата денежных сумм кредиторам администрации района в порядке очередности не производится. По инициативе Администрации района всем работникам, включая его /истца/ было предложено трудоустройство в администрацию округа путем предоставления работникам форм заявления о принятии на работу в администрацию округа по собственному желанию, что не отрицается представителем Администрации округа в ходе судебного заседания. Все работники администрации района были приняты одновременно в администрацию округа по личному заявлению с 1.01.2022г. Им также было подано такое заявление 29.12.2021г. Однако он /истец/ не был принят на работу. При этом фактически с 1.01.2022г. он осуществлял трудовую деятельность в Администрации Альменевского муниципального округа, что подтверждается тем, что он участвовал в аппаратном совещании у Главы Альменевского муниципального округа 10.01.2022г. как приглашенный начальник юридического отдела администрации округа. В соответствии со статьями 61, 62 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. К вновь созданной Администрации Альменевского муниципального округа полностью перешли все права и обязанности ранее существовавшей Администрации Альменевского района, что свидетельствует о том, что фактически имела место реорганизация органа местного самоуправления Альменевского района путем его преобразования в орган местного самоуправления Альменевского муниципального округа. Согласно п. 5 положения о правопреемстве органов местного самоуправления Альменевского муниципального округа Курганской области, утвержденного решением Думы Альменевского муниципального округа Курганской области от 2.11.2021г. №8, Глава Альменевского муниципального округа Курганской области является правопреемником Главы Альменевского района, в том числе в части вопросов, касающихся прав и обязанностей, вытекающих в соответствии с действующим законодательством о труде и о муниципальной службе из трудовых договоров, заключенных с муниципальными служащими преобразованных муниципальных образований. Глава Альменевского муниципального округа Курганской области обязан был предоставить ему работу в должности начальника юридического отдела Администрации Альменевского муниципального округа. Его увольнение по п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ является незаконным, поскольку фактически Администрация Альменевского района не ликвидировалась, а преобразовалась в Администрацию Альменевского муниципального округа. Действительное прекращение деятельности Администрации Альменевского района ответчиком не доказано. Заявленные им окончательные исковые требования он предъявляет ко всем ответчикам.
Представитель ответчика – Администрации Альменевского муниципального округа – Фахретдинова Г.Н. исковые требования полностью не признала. Пояснила, что увольнение Ибатуллина Р.Ф. осуществлено в полном соответствии с нормами трудового законодательства, в связи с ликвидацией самостоятельного юридического лица - Администрации Альменевского района. Администрация Альменевского муниципального округа является вновь образованным юридическим лицом. Ибатуллину было заблаговременно вручено уведомление о его предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, после чего в установленные сроки он был уволен. При расчете с истцом при увольнении часть компенсации за отпуск была недоплачена, она была выплачена в сумме 18747,70 руб. 21.03.2022 года, а оставшаяся сумма в размере 212,72 руб. была выплачена 7.04.2022 года. В связи с чем расчет суммы процентов за допущенную просрочку оставляет на усмотрение суда. Требование истца со ссылкой на ст. 62 ТК РФ о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставления документов является необоснованным, так как истец не являлся и не является работником Администрации Альменевского муниципального округа.
Представитель ответчика – Администрации Альменевского муниципального округа – Волков С.А., принимая участия в судебном разбирательстве в предыдущих судебных заседаниях и полностью не признавая исковые требования, пояснил, что истцом неверно понимаются положения Федерального закона № 131-ФЗ; фактически создано новое муниципальное образование – Альменевский муниципальный округ, с новыми органами местного самоуправления. Администрация Альменевского района ликвидирована по решению думы Альменевского муниципального округа, создана ликвидационная комиссия. Администрация Альменевского муниципального округа – это другой вновь образованный орган местного самоуправления, со своим новым штатным расписанием. Законом не предусмотрено оснований, предусматривающих обязанность Администрации Альменевского муниципального округа принять всех ранее работавших в Администрации Альменевского района лиц. Ибатуллин Р.Ф. был уволен в связи с ликвидацией Администрации Альменевского района, где он работал начальником юридического отдела. Вопреки доводам истца настаивает, что до увольнения в 2022 году истец присутствовал в рабочих мероприятиях в качестве начальника юридического отдела Администрации Альменевского района, а не начальника юридического отдела Администрации Альменевского муниципального округа.
Представитель ответчика – Администрации Альменевского района – председатель ликвидационной комиссии Каримов Р.Р. исковые требования полностью не признал. Пояснил, что увольнение Ибатуллина Р.Ф. осуществлено в соответствии с нормами действующего законодательства, Ибатуллин был уволен в связи с ликвидацией самостоятельного юридического лица - Администрации Альменевского района. Администрация Альменевского муниципального округа является вновь образованным юридическим лицом. Ибатуллину было заблаговременно вручено уведомление о его предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, после чего в установленные сроки он был уволен.
Принимая участие в судебном разбирательстве в предыдущих судебных заседаниях, ответчик – Глава Альменевского муниципального округа Снежко А.В. пояснил, что исковые требования полностью не признает. Выразил несогласие с доводами истца о том, что он в результате правопреемства подлежит трудоустройству в Администрации Альменевского муниципального округа. Администрация Альменевского муниципального округа является самостоятельным вновь образованным юридическим лицом, то есть новым органом местного самоуправления во вновь образованном муниципальном образовании – Альменевский муниципальный округ. В Администрации Альменевского муниципального округа своя структура, свое штатное расписание. Ибатуллин Р.Ф. работал в должности начальника юридического отдела Администрации Альменевского района, а не округа; никаких оснований считать, что Администрация Альменевского района не ликвидировалась, а реорганизовалась, нет. Пункт 5 положения о правопреемстве органов местного самоуправления Альменевского муниципального округа Курганской области, утвержденного решением Думы Альменевского муниципального округа Курганской области от 2.11.2021г. № 8 в части правопреемства в сфере трудовых отношений предусматривает, что он как Глава нового муниципального образования – Альменевского муниципального округа – имеет право принимать решения по распоряжению бюджетными средствами для выполнения неисполненных обязательств по оплате труда, выплате компенсаций работникам, уволенным из Администрации Альменевского района; указанное правопреемство не является обязанностью принять всех уволенных в связи с ликвидацией Администрации Альменевского района работников в Администрацию Альменевского муниципального округа.
Прокурор Шарипов Э.А. в заключении по делу указал, что Ибатуллин Р.Ф. уволен из администрации Альменевского района на основании п. 1 ч.1 ст. 81 Трудового Кодекса РФ, то есть, в связи с ликвидацией Администрации Альменевского района как юридического лица. Факт ликвидации Администрации района подтвержден сторонами. Вопрос законности ликвидации Администрации Альменевского района не является предметом судебного разбирательства, никем не оспаривался, в связи с чем доводы истца о том, что Администрация Альменевского района была реорганизована, а не ликвидирована, являются не состоятельными. В исковых требованиях истцом указано, что он был уволен из Администрации Альменевского района, однако просит восстановить его на работу в Администрации Альменевского муниципального округа. Администрация района и округа являются разными юридическими лицами, и обоснованных доводов о том, что истец должен быть восстановлен на работу в иное юридическое лицо им не приведено. Со ссылкой на изложенное, указал, что исковое заявление Ибатуллина Р.Ф. в части признания его увольнения из Администрации Альменевского района незаконным и восстановлении его на работу в Администрацию Альменевского муниципального округа, не подлежит удовлетворению.
Выслушав истца, оценив доводы ответчиков, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Ибатуллина Р.Ф. подлежат частичному удовлетворению.
Согласно распоряжению Главы Альменевского района от 17.07.2007 № Ибатуллин Р.Ф. 18.07.2007 принят в правовой отдел Администрации Альменевского района ведущим специалистом по совместительству.
Из трудового договора от 18.07.2007 № следует, что Администрация Альменевского района заключила с Ибатуллиным Р.Ф. трудовой договор на неопределенный срок. Ибатуллин Р.Ф. принят на должность ведущего специалиста в правовой отдел 18.07.2007.
Из дополнительного соглашения к трудовому договору следует, что Ибатуллин Р.Ф. принят на полную ставку.
Из распоряжения Администрации Альменевского района Курганской области №к от 14.07.2008 года следует, что ведущий специалист юридического отдела Ибатуллин Р.В. переведен на полную ставку с 2 июля 2008 года с окладом 5418,80 рублей.
Согласно распоряжению Главы Альменевского района от 07.12.2009 № Ибатуллин Р.Ф. 07.12.2009 назначен ведущим специалистом юридического отдела Администрации Альменевского района.
Из распоряжения главы Администрации Альменевского района Курганской области № от 07.12.2009 года следует, что ведущий специалист юридического отдела Ибатуллин Р.В. назначен на должность начальника юридического отдела с 07.12.2009 года с окладом 9396,10 рублей.
Из дополнительного соглашения к трудовому договору № от 18.07.2007 года следует, что ведущий специалист юридического отдела Администрации Альменевского района Ибатуллин Р.Ф., назначен на должность начальника юридического отдела Администрации Альменевского района.
Из уведомления комиссии по ликвидации Администрации Альменевского района от 02.11.2021 № следует, что Ибатуллин Р.Ф. уведомлен, что Администрация Альменевского района будет ликвидирована, в связи с чем заключенный с ним трудовой договор от 18.07.2007 подлежит расторжению, по истечении не менее двух месяцев со дня получения данного уведомления он будет уволен на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с выплатой выходного пособия; уведомление получено Ибатуллиным 11.11.2021 года.
Из заявления Ибатуллина Р.Ф. от 27.12.2021 следует, что в связи с реорганизацией Администрации Альменевского района он просит принять его на должность начальника юридического отдела Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области 01.01.2022.
Согласно распоряжению председателя ликвидационной комиссии Администрации Альменевского района Каримова Р.Р. от 11.01.2022 № начальник юридического отдела Администрации Альменевского района Ибатуллин Р.Ф. уволен 11.01.2022, в связи с ликвидацией организации; постановлено выплатить Ибатуллину компенсацию за 31 день неиспользованного отпуска за период работы с 18.07.2019 по 11.01.2022.
Из трудовой книжки истца следует, что 18.07.2007 года Ибатуллин Р.Ф. принят в правовой отдел Администрации Альменевского района на должность ведущего специалиста по совместительству на 0,5 ставки, 01.07.2008 года уволен по собственному желанию; 02.07.2008 года переведен на полную ставку ведущего специалиста правового отдела; 07.12.2009 года назначен начальником юридического отдела.
Согласно решению Думы Альменевского муниципального округа Курганской области от 02.11.2021 № 11 принято решение о ликвидации Администрации Альменевского района, утверждена ликвидационная комиссия.
Согласно решению Думы Альменевского муниципального округа Курганской области от 02.11.2021 № 8 утверждено Положение о порядке правопреемства органов местного самоуправления Альменевского муниципального округа Курганской области.
Согласно решению Думы Альменевского муниципального округа Курганской области от 10.12.2021 № 38 утверждена структура Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области.
Согласно решению Думы Альменевского муниципального округа Курганской области от 10.12.2021 № 40 учреждена Администрация Альменевского муниципального округа Курганской области и утверждено положение об Администрация Альменевского муниципального округа Курганской области.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 12.04.2022 следует, что Администрация Альменевского района Курганской области находится в стадии ликвидации, о чем 12.11.2021 внесена запись в ЕГРЮЛ. Руководителем ликвидационной комиссии является Каримов Р.Р.
Из ответа Администрации Альменевского муниципального округа от 14.02.2022 года, адресованного Ибатуллину Р.Ф. на его запрос, следует, что Ибатуллину Р.Ф. ранее предоставлялись запрашиваемые документы за исключением: справок 2-НДФЛ за 2007-2008 годы, так как данный вид документа ежегодно в период декларационной компании выдавался Ибатуллину Р.Ф. на руки; табеля учета рабочего времени, так как документ ведется в электронном виде в соответствии с программным обеспечением; справки о начисленных страховых взносах на обязательное медицинское страхование и социальное страхование, так как данные страховые взносы соответствующим образом начисляются и перечисляются с использованием программного обеспечения в соответствующий внебюджетный фонд; справки о начислениях и уплаченных страховых взносах в пенсионный фонд. Ежемесячно при начислении заработной платы с использованием программного обеспечения данные страховые взносы перечисляются в пенсионный фонд; положения об оплате труда муниципальных служащих администрации Альменевского района, включая положение о премировании размещено в свободном доступе на официальном сайте Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области; справки о размере установленных командировочных (суточных) по причине отсутствия утвержденных норм в Администрации Альменевского района.
Из должностной инструкции муниципального служащего, замещающего должность муниципальной службы – начальника юридического отдела Администрации Альменевского района следует, что она утверждена главой Альменевского района 08.10.2014 года.
Согласно постановлению Администрации Альменевского района Курганской области № 312, 30.07.2014 года утверждено положение о юридическом отделе Администрации Альменевского района, из которого следует, что юридический отдел Администрации Альменевского района является структурным подразделением Администрации Альменевского района и создан для правового обеспечения деятельности Администрации Альменевского района; в состав юридического отдела входит начальник отдела и специалист юридического отдела, осуществляющие правовое обеспечение деятельности Администрации Альменевского района.
Согласно выписке из штатного расписания Администрации муниципального округа Курганской области, предусмотрена должность начальника отдела.
Согласно выписке из штатного расписания Администрации Альменевского района Курганской области, предусмотрена должность начальника отдела, которую занимал Ибатуллин Р.Ф.
Из ответа профсоюзной организации Администрации Альменевского муниципального округа на заявление Ибатуллина Р.Ф. о наличии уведомления о предстоящем увольнении работников в связи с ликвидацией организации следует, что согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 12 января 1996г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза. Критерии массового увольнения работников определяются Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 №99. По нему речь идет о расторжении трудовых договоров с 50 и более сотрудниками в течение одного месяца. Ликвидация организации – Администрации Альменевского района, не повлекла сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда. Общее количество работников на момент ликвидации составило 44 человека. Таким образом, увольнение 44 работников не является массовым увольнением и не предполагает обязательного уведомления профсоюзного органа. В первичную профсоюзную организацию Администрации Альменевского муниципального округа уведомления о предстоящем увольнении работников в связи с ликвидацией организации не поступало.
Установлено, что Ибатуллин Р.Ф. с 18.07.2007 года по 11.01.2022 года состоял в трудовых отношениях с Администрацией Альменевского района Курганской области.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) Ибатуллин Р.Ф., занимавший с 7.12.2009 года должность начальника юридического отдела Администрации Альменевского района Курганской области, уволен в связи с ликвидацией организации – Администрации Альменевского района Курганской области.
Вопреки доводам истца, оснований для признания его увольнения незаконным не имеется.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
В соответствии со ст. 180 ТК РФ, о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Процедура увольнения Ибатуллина по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, соответствует требованиям закона. Истец был заблаговременно (за два месяца до увольнения как это предусмотрено Трудовым кодексом РФ) уведомлен работодателем о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации.
Из уведомления от 2.11.2021 председателя комиссии по ликвидации Администрации Альменевского района следует, что Ибатуллин Р.Ф. уведомлен, что на основании решения Думы Альменевского муниципального округа от 2.11.2021 года № 11 Администрация Альменевского района будет ликвидирована, в связи с чем трудовой договор с Ибатуллиным подлежит досрочному расторжению с увольнением по истечением не менее 2-х месяцев со дня получения уведомления на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ и выплатой выходного пособия. Данное уведомление получено Ибатуллиным Р.Ф. 11.11.2021 года.
Распоряжением председателя ликвидационной комиссии Администрации Альменевского района от 11.01.2022 года № 3-к Ибатуллин Р.Ф. уволен 11.01.2022 по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
Своевременность получения уведомления о предстоящем увольнении, как и в сама целом процедура увольнения истцом не оспаривались.
Распоряжение от 11.01.2022 года № 3-к об увольнении Ибатуллина Р.Ф. 11.01.2022 по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, подписано уполномоченным лицом - председателем ликвидационной комиссии Администрации Альменевского района Каримовым Р.Р., оснований для признания этого распоряжения незаконным нет.
Таким образом, поскольку процедура увольнения истца по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ была соблюдена, о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации Ибатуллин Р.Ф. как работник в соответствии с положениями ст. 180 ТК РФ был предупрежден работодателем персонально и под роспись 11.11.2021 года, то есть не менее чем за два месяца до увольнения (что не оспаривалось истцом и подтверждено письменным увольнением), основание увольнения в связи с ликвидацией организации соответствует п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, суд признает, что увольнение Ибатуллина Р.Ф. было законным.
Незаконность своего увольнения истец обосновывает доводами о том, что ликвидации Администрации Альменевского района не было.
Вопреки таким доводам истца суд указывает, что материалами дела, объяснениями представителей ответчиков, ответчика подтверждено, что Администрация Альменевского района Курганской области по решению Думы Альменевского муниципального округа ликвидирована, а не реорганизована.
Так, согласно решению Думы Альменевского муниципального округа Курганской области от 02.11.2021 № 11 принято решение о ликвидации Администрации Альменевского района Курганской области, утверждена ликвидационная комиссия.
Из приложения к указанному решению Думы следует, что определены порядок и сроки ликвидации Администрации Альменевского района, в соответствии с которым ликвидационная комиссия в трехдневный срок сообщает в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации.
Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что юридическое лицо – Администрация Альменевского района Курганской области – в настоящее время находится в стадии ликвидации, руководителем ликвидационной комиссии является Каримов Р.Р.
Из пояснений председателя ликвидационной комиссии Каримова Р.Р. следует, что процедура ликвидации Администрации Альменевского района завершена, в ближайшее время Администрация Альменевского района как юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.
Ликвидация юридического лица - Администрации Альменевского района Курганской области – незаконной не признавалась, никем в настоящее время не оспорена.
Таким образом, доводы истца о том, что ликвидации Администрации Альменевского района не было, не состоятельны.
Доводы истца о том, что согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон 131-ФЗ), Администрация Альменевского района является исполнительным органом власти и не может быть ликвидирована как орган местного самоуправления и, кроме того, в силу норм указанного Федерального закона № 131-ФЗ при преобразовании муниципального образования предусмотрен переход прав и обязанностей в полном объеме (правопреемство) преобразованных органов местного самоуправления, - основаны на собственном толковании истцом таких положений этого Федерального закона с ошибочной оценкой их в качестве оснований для вывода о незаконности его увольнения и последующего /в силу правопреемства/ трудоустройства в Администрации Альменевского муниципального округа.
Из части 5 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что правопреемство органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в отношении прежних органов местного самоуправления сопряжено с осуществлением полномочий по решению вопросов местного значения в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Отражено, что вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
Эти же положения закреплены в Законе Курганской области от 29.06.2021 № 72 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Альменевского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование – Альменевский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области».
Из Положения о порядке правопреемства органов местного самоуправления Альменевского муниципального округа Курганской области, утвержденного решением Думы Альменевского муниципального округа № 8 от 2.11.2021 года, следует, что Глава Альменевского муниципального округа является правопреемником Главы Альменевского района (и глав сельсоветов) в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Курганской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами по ряду вопросов, в том числе по вопросам о правах и обязанностях, вытекающих в соответствии с законодательством о труде и о муниципальной службе из трудовых договоров, заключенных с муниципальными служащими преобразованных муниципальных образований (п. 5); Администрация Альменевского муниципального округа Курганской области является правопреемником Администрации Альменевского района (и администраций сельсоветов) в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Курганской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами по ряду вопросов, в том числе по вопросам о правах и обязанностях, предусмотренных договорами, заключенными уполномоченными должностными лицами Администраций преобразованных муниципальных образований, с физическими и юридическими лицами (п. 6).
Таким образом, закрепленные в законе и указанном Положении нормы по вопросам правопреемства не закрепляют обязательств по трудоустройству работников Администрации Альменевского района в Администрацию Альменевского муниципального округа.
Согласно части 2 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ, наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Однако вопреки доводам истца суд указывает, что эта норма закрепляет обязательность наличия представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) в структуре органов местного самоуправления. Неверно понимать эти нормы применительно к исковым требованиям истца как исключающие возможность ликвидации Администрации Альменевского района как юридического лица в соответствии нормами гражданского законодательства о ликвидации юридических лиц.
Содержание Устава Альменевского района, Устава Альменевского муниципального округа, Положений Об администрации Альменевского района, Об Администрации Альменевского муниципального округа, решения Альменевской районной думы с утверждением структуры Администрации Альменевского района, решения Думы Альменевского муниципального округа, выписок из штатных расписаний, - все подтверждает, что Администрация Альменевского района Курганской области и Администрация Альменевского муниципального округа – это разные юридические лица с самостоятельными структурой, штатным расписанием, ответственностью.
Согласно п. 28 Постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», основанием для увольнения работников по пункту 1 части первой статьи 81 Кодекса может служить решение о ликвидации юридического лица, т.е. решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (статья 61 ГК РФ).
В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Вышеуказанным решением Думы Альменевского муниципального округа Курганской области от 02.11.2021 № 11 принято решение о ликвидации Администрации Альменевского района Курганской области, а не о реорганизации. При этом во вновь образованном муниципальном образовании создан новый орган местного самоуправления – Администрация Альменевского муниципального округа, которая не является универсальным правопреемником Администрации Альменевского района.
Доводы истца о том, что Администрация Альменевского района была не ликвидирована, а преобразована (реорганизована) и ее ликвидация невозможна и противоречит нормам Федерального закона 131-ФЗ, - несостоятельны.
Как указано судом, имеется решение представительного органа о ликвидации юридического лица – Администрации Альменевского района Курганской области, внесены сведения о ликвидации Администрации Альменевского района в ЕГРЮЛ.
Вопреки доводам истца суд указывает, что Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает реорганизацию муниципальных образований, а не юридических лиц.
Кроме того, несостоятельность вышеуказанных доводов истца о том, Администрация Альменевского района не может быть ликвидирована и его увольнение в связи с ликвидацией невозможно, - обусловлена следующим.
Согласно ст. 42 Федерального закона № 131-ФЗ, правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Ибатуллин Р.Ф. являлся муниципальным служащим, занимал должность муниципальной службы - начальника юридического отдела Администрации Альменевского района Курганской области.
Часть 2 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 26.05.2021), «О муниципальной службе в Российской Федерации», предусматривает, что муниципальным служащим при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, предусматриваются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.
Из этого следует, что расторжение с муниципальным служащим трудового договора в связи с ликвидацией органа местного самоуправления основано на нормах трудового законодательства, Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и, вопреки доводам истца, напротив, соответствует Федеральному закону № 131-ФЗ.
Таким образом, нет предусмотренных законом оснований для признания увольнения Ибатуллина Р.Ф. незаконным и отмены распоряжения о его увольнении.
Истец в иске просил восстановить его на работе в Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области в должности начальника юридического отдела.
Эти требования являются необоснованными.
Нормы Трудового кодекса РФ не предусматривают возможность восстановления работника в другой организации.
Согласно ст. 394 ТК РФ, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Ибатуллин Р.Ф. не являлся работником Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области.
При этом вышеприведенной оценкой суда вопросов правопреемства признаны необоснованными доводы истца о незаконности его увольнения из Администрации Альменевского района; с учетом указанных доводов надлежит признать необоснованность исковых требований о восстановлении Ибатуллина в должности начальника юридического отдела Администрации Альменевского муниципального округа, которую он не занимал.
Доводы истца о том, что он с 1.01.2022г. осуществлял трудовую деятельность в Администрации Альменевского муниципального округа ничем не обоснованны. Из объяснений Главы Альменевского муниципального округа Снежко А.В., председателя ликвидационной комиссии Администрации Альменевского района Каримова Р.Р., представителя ответчика Администрации Альменевского муниципального округа следует, что Ибатуллин Р.Ф. до его увольнения участвовал в совещаниях как начальник юридического отдела Администрации Альменевского района. Доводы истца о том, что он участвовал в аппаратном совещании у Главы Альменевского муниципального округа 10.01.2022г. как приглашенный начальник юридического отдела администрации округа, не подтверждаются исследованной в судебном заседании копией протокола аппаратного совещания от 10.01.2022 года и соответствующей повесткой. Отсутствуют доказательства того, что истец состоял в трудовых отношениях с Администрации Альменевского муниципального округа.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследованными доказательствами, объяснениями представителей ответчиков /Администрации Альменевского района в лице ликвидационной комиссии, Администрации Альменевского муниципального округа/, ответчика - Главы Альменевского муниципального округа, исследованными письменными материалами подтверждена необоснованность исковых требований Ибатуллина Р.Ф. в части признания увольнения незаконным и отмене распоряжения о его увольнении.
Иные доводы истца о наличии у него бланка заявления об увольнении по собственному желанию, об отсутствии бюджета Администрации Альменевского района, о не уведомлении профсоюза администрации района и центра занятости населения по Альменевскому району о предстоящем увольнении всех работников в связи с ликвидацией Администрации района, претензии к организационной работе ликвидационной комиссии, не влияют на вышеприведенные выводы суда о том, что увольнение истца было законным, в трудовых отношениях истец с Администрацией Альменевского муниципального округа не состоял, нет оснований для восстановления его «в должности начальника юридического отдела Администрации Альменевского муниципального округа».
Поскольку исковые требования Ибатуллина о признании увольнения незаконным, отмене распоряжения об увольнении и восстановлении на работе признаны необоснованными, исковые требования истца о взыскании с Администрации Альменевского муниципального округа среднего заработка за время вынужденного прогула с 12.01.2022 года по 7.04.2022 года в сумме 88004,04 руб. удовлетворению не подлежат.
При оценке исковых требований о взыскании с ликвидационной комиссии Администрации Альменевского района Курганской области, Администрации Альменевского муниципального округа в пользу истца солидарно суммы невыплаченной компенсации за отпуск в размере 21721,76 руб. суд исходит из следующего.
Статьей 127 ТК Российской Федерации предусмотрено, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В судебном заседании истец согласился (за исключением удержания подоходного налога) с условным расчетом специалиста о том, что размер начисленной невыплаченной компенсации отпуска составляет более большую сумму (21793,42 руб.), чем указано в его расчете. Суд также соглашается с условным расчетом бухгалтерского работника ФИО 1., основанном на расчете начислений среднего заработка Ибатуллина Р.Ф., размер компенсации 21793,42 руб. обусловлен конкретным периодом и ясной формулой расчета с отражением остатка задолженности в сумме 18960,42 руб. Истцом подтверждено, а также подтверждено представленными представителем ответчика платежными документами, что оставшаяся часть компенсации за неиспользованный отпуск истцу впоследствии выплачена двумя частями: 21.03.2022 года перечислено 18747,70 руб. и 7.04.2022 года – 212,72 руб. При этом доводы истца о необоснованности удержания налога из начисленной компенсации за неиспользованный отпуск являются несостоятельными, поскольку всоответствии сп.3ст. 217НК РФкомпенсация занеиспользованный отпуск, подлежит налогообложению. В связи с чем данная денежная компенсация выплачивается работнику заминусом налога надоходы физических лиц.
Учитывая, что компенсация за отпуск истцу к моменту принятия судом решения по делу выплачена в полном объеме в размере 18960,42 руб., оснований для взыскания компенсации за неиспользованный отпуск в настоящее время не имеется.
Вместе с тем, подлежат удовлетворению требования истца о взыскании в его пользу процентов в порядке, предусмотренном ст. 236 ТК РФ.
Согласно ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Согласно ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В 2022 году период с до 14 февраля ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации составляла 8,5 %; с 14 февраля до 28 февраля – 9,5 %; с 28 февраля по настоящее время – 20 %.
Учитывая сроки выплаты сумм 18747,70 руб. и 212,72 руб. размер подлежащих выплате Ибатуллину процентов составит:
- за просрочку с 12 января по 13 февраля 2022 года: 18960,42 х 33 дня х 1/150 х 8,5% = 354,56 руб.,
- за просрочку с 14 февраля по 27 февраля 2022 года: 18960,42 х 14 дней х 1/150 х 9,5% = 168,12 руб.,
- за просрочку с 28 февраля по 21 марта 2022 года: 18960,42 х 22 дня х 1/150 х 20% = 556,17 руб.,
- за просрочку с 21 марта по 7 апреля 2022 года: 212,72 х 18 дней х 1/150 х 20% = 5,11 руб.;
всего в порядке ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации проценты за нарушение срока выплаты компенсации за отпуск составят в сумме 1083,96 руб.
Вопреки доводам истца, в солидарном порядке данная сумма не подлежит взысканию с Администрации Альменевского муниципального округа, поскольку оснований для солидарной ответственности Администрации Альменевского муниципального округа не имеется.
Поскольку Администрация Альменевского района Курганской области не ликвидирована, указанная сумма подлежит взысканию с Администрации Альменевского района Курганской области в лице ликвидационной комиссии в пользу истца.
Исковые требования истца о признании бездействия незаконным и возложении обязанности в соответствии со ст. 62 Трудового кодекса Российской Федерации предоставления истцу документов по его заявлению от 3.02.2022 года подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 62 ТК РФ, по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку (за исключением случаев, если в соответствии с ТК РФ, иным федеральнымзакономтрудовая книжка на работника не ведется) в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется); справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны бытьзаверенынадлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
Из запроса истца от 3.02.2022 года, на который он ссылается в иске, следует, что запрос адресован в Администрацию Альменевского района, запрошены документы.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах заявленных исковых требований.
В окончательно сформулированных исковых требованиях истец просил обязать ответчика предоставить ему по запросу от 3.02.2022 года справку о размере заработной платы за период с 17 июля 2007 года по 31 декабря 2020 года включительно, справку о составных частях заработной платы за период с 17 июля 2007 года по 11 января 2022 года включительно, табель учета рабочего времени за период трудовой деятельности в Администрации Альменевского района Курганской области, справку о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное медицинское и социальное страхование за период с 17 июля 2007 года по 11 января 2022 года включительно, справку о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за период с 17 июля 2007 года по 11 января 2022 года включительно, копии положений об оплате труда муниципальных служащих Администрации Альменевского района Курганской области и о премировании работников Администрации Альменевского района Курганской области за период с 17.07.2007 года по 11.01.2022 года, справку о размере установленных командировочных (суточных) в Администрации Альменевского района за период с 17.07.2007 года по 11.01.2022 года.
Оценивая указанные требования суд находит обоснованными требования истца в части признания незаконным бездействия Администрации Альменевского района в лице ликвидационной комиссии, выраженного в непредоставлении истцу по запросу следующих документов:
- справки о размере заработной платы за период с 17.07.2007 года по 31.12.2020 года;
- справки о составных частях заработной платы за период с 17.07.2007 года по 11.01.2022 года;
- справки о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за период с 17.07.2007 года по 11.01.2022 года;
- копии положений об оплате труда муниципальных служащих Администрации Альменевского района Курганской области и о премировании работников Администрации Альменевского района Курганской области за период с 17.07.2007 года по 11.01.2022 года.
Указанные документы относятся к числу документов, указанных в ст. 62 ТК РФ, должны быть предоставлены Ибатуллину по его запросу, однако не предоставлены.
В остальной части исковые требования являются необоснованными, в связи со следующим. Табель учета рабочего времени является внутренним учетным документом работодателя, отражающим все явки и неявки сотрудников в течение месяца, количество отработанных часов за день, причины отсутствия на рабочемместе; содержит сведения об иных работниках, получать сведения о которых истец не уполномочен. Истцом не оспариваются действия ответчика по учету его рабочего времени, продолжительность его стажа, характер работы, условия труда в Администрации Альменевского района, а в исковых требованиях не указано об основаниях нуждаемости истца в данном документе. Справка о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное медицинское и социальное страхование за период с 17 июля 2007 года по 11 января 2022 года как и табель учета рабочего времени не может быть отнесена к числу документов, указанных в ст. 62 ТК РФ, а сведения о размере установленных командировочных (суточных) в Администрации Альменевского района отсутствуют по причине отсутствия утвержденных норм в Администрации Альменевского района, о чем Ибатуллину было сообщено в ответе от 14.02.2022 года, адресованного Ибатуллину Р.Ф. С учетом изложенного нет оснований для признания незаконным бездействия работодателя в непредоставлении указанных документов и возложении обязанности представить их Ибатуллину по его запросу от 3.02.2022 года.
Поскольку истец с запросом от 3.02.2022 года не обращался в Администрацию Альменевского муниципального округа, в трудовых отношениях с Администрацией Альменевского муниципального округа не состоял, обязательств в соответствии со ст. 62 ТК РФ у Администрации Альменевского округа перед Ибатуллиным не возникло.
Учитывая это, а также то, что Администрация Альменевского района Курганской области не ликвидирована, и запрос истца от 3.02.2022 года как работника Администрации Альменевского района о получении документов адресован Администрации Альменевского района Курганской области, незаконным подлежит признанию бездействие работодателя истца - Администрации Альменевского района Курганской области в лице ликвидационной комиссии, выраженное в непредоставлении истцу полагающихся к выдаче документов, с возложением обязанности на Администрацию Альменевского района Курганской области (как работодателя Ибатуллина Р.Ф.) представить вышеуказанные подлежащие выдаче документы.
Исковые требования Ибатуллина Р.Ф. о взыскании компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению.
Согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ», в соответствии с ч. 4ст. 3 Трудового кодекса РФ суд вправе удовлетворить требование лица за нарушения его прав в сфере труда, о компенсации морального вреда. Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случае нарушения трудовых прав работников. В силу чего суд в силу статей 21 (абз.14 ч.1) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав. В соответствии сост. 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Таким образом, поскольку судом установлено нарушение прав истца, которое выразилось в несвоевременной выплате компенсации за неиспользованный отпуск, незаконном бездействие при непредоставлении отдельных требуемых документов, его требования о взыскании компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание фактические обстоятельства дела и характер нарушений прав истца, характер и объем причиненных истцу нравственных и физических страданий, степень вины работодателя, иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Учитывая все перечисленные обстоятельства, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд определяет ко взысканию в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 2500 рублей, которая подлежит взысканию с Администрации Альменевского района Курганской области в лице ликвидационной комиссии.
Дело рассмотрено судом в пределах исковых требований.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ибатуллина Равиля Фаритовича к Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области, Администрации Альменевского района Курганской области в лице ликвидационной комиссии, Главе Альменевского муниципального округа Курганской области о признании увольнения незаконным, отмене распоряжения об увольнении, восстановлении на работе в Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области в должности начальника юридического отдела, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, невыплаченной компенсации за отпуск и процентов за нарушение срока оплаты отпуска, компенсации морального вреда, признании бездействия незаконным и возложении обязанности выдать документы - удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации Альменевского района Курганской области в лице ликвидационной комиссии в пользу Ибатуллина Равиля Фаритовича в порядке ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации проценты за нарушение срока выплаты компенсации за отпуск в сумме 1083 (одна тысяча восемьдесят три) руб. 96 коп.
Признать бездействие Администрации Альменевского района Курганской области в лице ликвидационной комиссии, выраженное в непредоставлении Ибатуллину Р.Ф. в соответствии со ст. 62 Трудового кодекса Российской Федерации документов по его заявлению от 3.02.2022 года, незаконным, и обязать Администрацию Альменевского района Курганской области в лице ликвидационной комиссии выдать Ибатуллину Р.Ф. в соответствии со ст. 62 Трудового кодекса Российской Федерации указанные в его заявлении от 3.02.2022 года документы:
- справку о размере заработной платы за период с 17.07.2007 года по 31.12.2020 года;
- справку о составных частях заработной платы за период с 17.07.2007 года по 11.01.2022 года;
- справку о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за период с 17.07.2007 года по 11.01.2022 года;
- копию положений об оплате труда муниципальных служащих Администрации Альменевского района Курганской области и о премировании работников Администрации Альменевского района Курганской области за период с 17.07.2007 года по 11.01.2022 года.
Взыскать с Администрации Альменевского района Курганской области в лице ликвидационной комиссии в пользу Ибатуллина Равиля Фаритовича компенсацию морального вреда в сумме 2500 (две тысячи пятьсот) руб.
В остальной части исковые требования Ибатуллина Р.Ф. к Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области, Администрации Альменевского района Курганской области в лице ликвидационной комиссии, Главе Альменевского муниципального округа Курганской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18.04.2022 года.
Судья Хабиров Р.Н.