ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-56 от 04.03.2011 Онгудайского районного суда (Республика Алтай)

                                                                                    Онгудайский районный суд Республики Алтай                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Онгудайский районный суд Республики Алтай — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело 2- 56/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Онгудай 04 марта 2011 года

Онгудайский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Кыдыева А.В.,

при секретаре Сулатаевой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Онгудайского района Республики Алтай в защиту интересов Российской Федерации, МО «Онгудайское сельское поселение», контрольно-счетной комиссии МО «Онгудайский район» о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пунктов 1, 2 решения Президиума Совета депутатов района «МО «Онгудайский район» № от ДД.ММ.ГГГГ

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Онгудайского района Республики Алтай обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, МО «Онгудайское сельское поселение», контрольно-счетной комиссии МО «Онгудайский район» о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пунктов 1, 2 решения Президиума Совета депутатов района «МО «Онгудайский район» № от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - решение Президиума).

В обоснование заявленных требований прокурора района указал следующее. Пунктом 1 решения Президиума контрольно - счетной комиссии муниципального образования «Онгудайский район» поручено провести комплексную проверку финансово - хозяйственной деятельности МУП «» за период 2009 - 2010 гг.

Пунктом 2 вышеуказанного решения контрольно - счетной комиссии муниципального образования «Онгудайский район» поручено провести проверку использования бюджетных средств муниципальным образованием Онгудайское сельское поселение, выделенных на установку светофора, проведение противопаводковых работ по , освещение улиц; законности заключения договора аренды имущества с ООО «», правомочность передачи имущества ООО «» и обоснованность установления арендной платы на переданное имущество.

Пункты 1, 2 вышеуказанного решения приняты с нарушениями требований федерального законодательства и являются незаконными по следующим основаниям.

Подпунктом 9 п. 10 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ), а также п. 9 ст. 23 Устава МО Онгудайское сельское поселение установлено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся, в том числе контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Кроме того, в соответствии со ст. 30 Устава МО Онгудайское сельское поселение к полномочиям сельского Совета депутатов в области контрольных функций относится осуществление в случаях, установленных федеральным законодательством, контроля за исполнением законодательства.

Согласно ч. 6 ст. 75 Устава МО Онгудайское сельское поселение формы и порядок осуществления финансового контроля органами местного самоуправления устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации,  и органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Частью 2 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ установлено, что контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставоммуниципального образования.

Проверкой установлено, что решением Совета депутатов района МО «Онгудайский район» № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о контрольно - счетной комиссии муниципального образования «Онгудайский район» (далее по тексту - Положение).

Согласно ст. 1 Положения контрольно - счетная комиссия МО «Онгудайский район» (далее по тексту - КСК) является контрольным органом Совета депутатов района, созданным для обеспечения деятельности Совета по осуществлению его контрольных функций в области бюджетного устройства и бюджетного процесса, формирования и использования внебюджетных и иных фондов, управления и распоряжения муниципальной собственностью, иных контрольных функций, установленных Уставом муниципального образования, законами РА, законодательством Российской Федерации.

Статья 8 Положения устанавливает, что контрольные полномочия КСК распространяются на администрацию района, муниципальные предприятия, учреждения и организации, получающие деньги из районного бюджета и органы управления внебюджетных и иных фондов. В случае делегирования полномочий органов финансового контроля поселений районному органу - КСК выполняет функции и органов финансового контроля сельских поселений.

В муниципальном образовании Онгудайское сельское поселение контрольный орган отсутствует, в связи с чем полномочия органа финансового контроля переданы КСК МО «Онгудайский район» на основании соглашения о передаче осуществления части своих полномочий от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного главой МО Онгудайское сельское поселение с главой МО «Онгудайский район».

Данным соглашением МО Онгудайское сельское поселение переданы полномочия по контролю за исполнением местного бюджета, за контролью финансово - хозяйственной деятельности.

Из содержания положений федерального законодательства следует, что решение о проведении комплексной поверки финансово - хозяйственной деятельности МУП «», расходования бюджетных средств, выделенных МО Онгудайское сельское поселение, и его исполнении КСК МО «Онгудайский район» вправе принять лишь сельский Совет депутатов МО Онгудайское сельское поселение, как представительный орган местного самоуправления, наделенный соответствующими полномочиями.

Передача полномочий КСК МО «Онгудайский район» по соглашению не дает права районному Совету депутатов МО «Онгудайский район» принимать решения о проведении подобных проверок в отношении МО Онгудайское сельское поселение, поскольку контроль за исполнением администрацией МО Онгудайское сельское поселение, ее должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения является исключительной компетенцией сельского Совета депутатов МО Онгудайское сельское поселение.

Согласно сведений, поступивших из МО Онгудайское сельское поселение, решения о проведении вышеуказанных проверок в отношении МУП «», администрации МО Онгудайское сельское поселение сельским Советом депутатом МО Онгудайское сельское поселение не принимались.

Таким образом, Президиум районного Совета депутатов МО «Онгудайский район», принимая вышеуказанное решение, превысил свои полномочия.

В силу подп. 9 п. 10 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся, в том числе контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Кроме того, из анализа вышеуказанных норм федерального законодательства следует, что органы муниципального финансового контроля вправе проводить проверку законности осуществления операций с бюджетными средствами, предоставленными распорядителю.

Согласно пункту 1 решения районного Совета депутатов МО «Онгудайский район» № от ДД.ММ.ГГГГ контрольно - счетной комиссии поручено поведение комплексной проверки финансово - хозяйственной деятельности МУП «» в связи с выделением бюджетных средств на ремонт водопровода .

Вместе с тем проверкой установлено, что администрацией МО «Онгудайский район» в 2010 г. предоставлялись бюджетные средства МО Онгудайское сельское поселение в сумме . на ремонт водопровода (решение сессии от ДД.ММ.ГГГГ №, решение сессии от ДД.ММ.ГГГГ №);  тыс. руб. на ремонт водоразборных колонок ; . руб. на ремонт водопровода (решение сессии от ДД.ММ.ГГГГ №).

В МУП «» какие - либо денежные средства за период 2009 - 2010 г.г. из бюджета МО «Онгудайский район» не поступали.

При таких обстоятельствах КСК МО «Онгудайский район» не вправе проводить проверку в отношении МУП «», поскольку последнее не являлось получателем вышеуказанных бюджетных средств МО «Онгудайский район».

Учредителем муниципального унитарного предприятия «» (далее по тексту - МУП «») является муниципальное образование Онгудайское сельское поселение.

МУП « действует на основании Устава и является самостоятельным юридическим лицом.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ) регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Частью 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ установлено, что положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к установленным мероприятиям.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, осуществляют Федеральная служба финансово - бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Статья 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что контрольные и финансовые органы муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

В силу п. 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на Счетную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление федерального казначейства и Контрольно - ревизионное управление), Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно - ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Финансовый контроль от имени местных администраций муниципальных образований, как правило, осуществляется комитетами финансов, органами ведомственного контроля, главными бухгалтерами бюджетных организаций, а в республиках - министерствами финансов, ведомствами и иными органами.

Таким образом, КСК МО «Онгудайский район» является муниципальным, а не государственным органом, осуществляющим финансовый контроль и соответственно обязано проводить проверку в отношении юридических лиц (МУП «» в том числе), с соблюдением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В ч. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ установлены исчерпывающие основания для проведения внеплановой проверки.

При таких обстоятельствах оснований для проведения внеплановой проверки в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ на момент принятии решения Советом депутатов района в отношении МУП «» не имелось.

В связи с чем п. 1 решения принят с нарушением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ, а именно в отсутствие оснований для ее проведения, поскольку предписание ранее МУП «» не выдавалось, каких - либо заявлений от органов местного самоуправления не поступало.

На основании вышеизложенного КСК МО «Онгудайский район» вправе провести проверку в отношении МУП «», МО Онгудайское сельское поселение при соблюдении следующего условия, а именно при наличии решения сельского Совета депутатов МО Онгудайское сельское поселение о необходимости проведения последней, а также в отношении МУП «» с соблюдением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ.

Оспариваемый правовой акт нарушает интересы Российской Федерации, поскольку ч. 2 ст. 4 Конституции РФ установлено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Кроме того, оспариваемым правовым актом нарушаются права муниципального образования Онгудайское сельское поселение, которое является собственником МУП «», права сельского Совета депутатов МО Онгудайское сельское поселение на самостоятельное осуществление полномочий в области контрольных функций, а также права контрольно - счетной комиссии МО «Онгудайский район», поскольку вышеуказанное решение побуждает последнее к осуществлению незаконных проверок в отношении юридических лиц.

В судебном заседании заявитель - помощник прокурора района Хамитова Т.С. доводы заявления поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, и просила заявление удовлетворить.

В судебном заседании представители заинтересованного лица - сельского Совета депутатов района МО «Онгудайское сельское поселение» Модоров А.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, глава сельской администрации - председатель сельского Совета депутатов Письменных А.Н. требования прокурора поддержали в полном объеме, пояснив, что в течение 2009-2010 г.г. из районного бюджета денежные средства напрямую в МУП « не поступали. Решением Президиума Совета депутатов МО «Онгудайский район» нарушаются права сельского поселения на осуществление самостоятельного финансового контроля за исполнением бюджета и финансово-хозяйственной деятельности поселения.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Совета депутатов района МО «Онгудайский район» Зырянова М.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования прокурора не признала, пояснив, что пункты 1,2 решения  Совета депутатов приняты в соответствии с требованиями законодательства, положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ не распространяются при осуществлении муниципального финансового контроля.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - председатель контрольно-счетной комиссии МО «Онгудайский район» Яманова Л.А.., действующая на основании решения о назначении на должность председателя от ДД.ММ.ГГГГ №, требования прокурора не признала, подтвердив доводы представителя Совета депутатов района.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора района по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Президиумом Совета депутатов МО «Онгудайский район» принято решение №. Пунктом 1 решения поручено контрольно-счетной комиссии МО «Онгудайский район» провести комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности МУП «» за 2009-2010 г.г., в части закупки угля, ГСМ, расходов на электроэнергию, тарифов на коммунальные услуги и водоснабжение. В пункте 2 указано о проведении контрольно-счетной комиссией МО «Онгудайский район» проверки использования бюджетных средств МО «Онгудайское сельское поселение», выделенных на установку светофора, проведение противопаводковых работ по , освещение улиц, договора аренды имущества с ООО «» и о правомочности передачи имущества в аренду ООО «», об обоснованности установления арендной платы на переданное имущество.

Подпунктом 9 ч.10 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, а также п.9 ст.23 Устава МО «Онгудайское сельское поселение установлено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся, в том числе контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ) контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования (часть 2 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).

Решением сессии Совета депутатов МО «Онгудайский район» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о контрольно-счетной комиссии МО «Онгудайский район», на основании которой контрольно-счетная комиссия МО «Онгудайский район» является контрольным органом Совета депутатов района, созданным для обеспечения деятельности Совета по осуществлению его контрольных функций в области бюджетного устройства и бюджетного процесса, формирования и использования внебюджетных и иных фондов управления и распоряжения муниципальной собственностью, иных контрольных функций, установленных Уставом МО, законами , законодательством РФ.

ДД.ММ.ГГГГ глава Онгудайского сельского поселения Письменных А.Н. и глава МО «Онгудайский район» Бабаев М.Г. заключили соглашение, согласно которому Онгудайское сельское поселение передало свои функции финансового контроля.

Согласно ч.1 ст.157 Бюджетного кодекса РФ органы муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст.157 Бюджетного кодекса РФ полномочия органа муниципального финансового контроля, созданного законодательным (представительным) органом, определяются законом (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования).

Полномочия контрольно-счетной комиссии МО «Онгудайский район» определены в Положении утвержденного решением сессии Совета депутатов МО «Онгудайский район» от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно статье 8 Положения о контрольно-счетной комиссии МО «Онгудайский район» следует, что контрольные полномочия КСК распространяются на администрацию района, муниципальные предприятия, учреждения и организации, получающие деньги из районного бюджета и органы управления внебюджетных фондов. В случае делегирования полномочий, органов финансового контроля поселений районного органу - КСК, выполняет функции и органов финансового контроля сельских поселений.

В судебном заседании на основании представленных материалов дела установлено, что из районного бюджета МО «Онгудайский район» в течение 2009-2010 г.г. не поступали денежные средства в МУП «». МУП «» на основании устава утвержденного постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Сельской администрации Онгудайского сельского поселения, является самостоятельным юридическим лицом учредителем, которого является Сельская администрация Онгудайского сельского поселения.

При указанных обстоятельствах Президиум Совета депутатов МО «Онгудайский район» не мог принять пункт 1 решения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому следовало провести комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности МУП «» за 2009-2010 г.г., поскольку согласно требованиям статьи 8 Положения о контрольно-счетной комиссии МО «Онгудайский район» контрольные полномочия КСК распространяются на учреждения и организации, получающие деньги из районного бюджета.

Также Президиум Совета депутатов МО «Онгудайский район» не мог принять пункт 2 решения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому контрольно-счетной комиссии МО «Онгудайский район» указано о проведении проверки использования бюджетных средств МО «Онгудайское сельское поселение», поскольку в силу требований частей 1, 3 Бюджетного кодекса РФ полномочия данного органа муниципального финансового контроля должны быть определены муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. В статье 8 Положения о контрольно-счетной комиссии МО «Онгудайский район» не указано, что контрольные полномочия КСК распространяется именно на сельское поселение.

Таким образом, суд считает необходимым признать пункты 1, 2 решения Президиума Совета депутатов района «МО «Онгудайский район» № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, противоречащим федеральному законодательству и признать их недействующими с момента его принятия.

С доводами прокурора указанными в исковом заявлении о том, что контрольно-счетная комиссия МО «Онгудайский район» является муниципальным, а не государственным органом, осуществляющим финансовый контроль и обязано проводить проверку в МУП «», с соблюдением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; отсутствием оснований у КСК для проведения внеплановой проверки в силу требований ч.2 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ суд согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно ч.3 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ следует, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, при проведении финансового контроля и финансово-бюджетного надзора.

Согласно ч.1 ст.265 Бюджетного кодекса РФ законодательные (представительные) органы осуществляют установленные формы финансового контроля.

Контроль законодательных (представительных) органов предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов). (ч.2 ст.265 БК РФ)

Таким образом, суд считает, что положения ч.3 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ не распространяются на контрольно-счетную комиссию МО «Онгудайский район», поскольку данный орган осуществляет финансовый контроль согласно установленным полномочиям.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Онгудайского района Республики Алтай удовлетворить.

Признать пункты 1, 2 решения Президиума Совета депутатов района «МО «Онгудайский район» № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, противоречащим федеральному законодательству и признать их недействующими с момента его принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Онгудайский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: А.В. Кыдыев